Вестник Южно-Уральского государственного университета 2007 №09 (81). Серия Право Выпуск 10 - файл n1.rtf

Вестник Южно-Уральского государственного университета 2007 №09 (81). Серия Право Выпуск 10
Скачать все файлы (3188.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf3189kb.04.02.2014 06:11скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23




Редакционная коллегия: д.ю.н., проф. Кудрявцева А.В. (отв. редактор), к.ю.н., доц. Дмитриева А.А. (отв. секретарь), д.ю.н., проф. Майоров В.И., к.ю.н., доц. Кванина В.В., д.ю.н., проф. Макарова З.В., к.ю.н., доц. Шафикова Г.Х., к.ю.н., доц. Петров А.В., к.ю.н., доц. Демидова Г.С., д.ю.н., проф. Нижник Н.С.
СОДЕРЖАНИЕ

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

БАБЕНКО А.Н. Государство и правовые ценности 3

ГУСАК В.А. Организационное обеспечение деятельности милиции СССР в пред-
военный период и военные годы (1941 - 1945): краткий анализ 8


ЗАРУБИНА О.А. Естественно-правовое мировоззрение: вчера, сегодня, завтра 11

КАМАЛОВА Г.Т. Взаимодействие милиции с органами правопорядка и общест-
венными организациями в годы НЭП 15


ТИРСКИХ М.Г. Легитимация политических режимов 20

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

АБДИРОВА Г.А. Особенности личности преступника в сфере банковской дея-
тельности 27


ГАЛЮКОВА М.И. Криминологические аспекты семейно-бытового насилия 30

Содержание _____

ДАРОВСКИХ СМ. Функции, выполняемые судом в уголовном судопроизводстве 35

ЗОРИН Л.В. Принцип состязательности при назначении судебной экспертизы 41

КЛАССЕН А.Н., ЯКУНЬКОВ М.А. Отграничение преступлений, совершенных
при превышении пределов необходимой обороны, от преступлений, совершенных
в состоянии аффекта 44


ЛОМАКИН А.Л. Понятие нарушений уголовно-процессуального закона 47

ПЕЧЁРИНА О.Е. Некоторые вопросы поиска истины в уголовном судопроизвод-
стве 50


ТКАЧЁВА Н.В. Сущность иных мер процессуального принуждения 55

ТРЕТЬЯКОВ Ю.С. Вопросы повышения эффективности деятельности мировых
судей по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних 63


ФИЛИППОВА Н.В. Проблемы правовой регламентации производства неотложных
следственных действий 66


ХИСМАТУЛЛИН СР. Вопросы совершенствования деятельности прокурора, уча-
ствующего в судебном рассмотрении дел несовершеннолетних 69


ШИЛОВ СВ. Реализация международных обязательств государства в деятель-
ности правоохранительных органов как форма развития права Российской Фе-
дерации 72


ШМЕЛЕВА Е.С К вопросу об участии подсудимого (осужденного, оправданного)
в апелляционном судебном разбирательстве 78


ЭЛЬ/ДАРОВ М.И. Причины насильственной преступности несовершеннолетних в
России 81


ЮРЧЕНКО Л.В. Некоторые вопросы о мере пресечения в виде заключения под
стражу, разрешаемые судом на предварительном слушании 83


ЯСТРЕБОВА Т.И., ПИНДЮР И.И. Особенности возбуждения уголовных дел о
кражах 87


Проблемы и вопросы гражданского права

КВАНИНА В.В. Автономное учреждение: понятие и признаки , ,.,. 94

КУБИЦ Г.В. Языковое сознание как составляющая профессионализации юриста ... 102

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

АМЕЛИНА Н.Е. О «Новом законе», упрощающем оформление прав граждан на
отдельные объекты недвижимого имущества 106


БАРИНОВ A.M. Понятие и сущность чрезвычайных ситуаций 110

СТАРИКОВ И.Ю. Сущность и значение государственной регистрации в россий-
ской федерации 112


Рецензии

КУДРЯВЦЕВА А.В. Рецензия на монографию О.И. Андреевой «Соотношение
прав и обязанностей государства и личности в правовом государстве и специфика
его проявления в сфере уголовного судопроизводства (теоретический аспект)» 114

© Издательство ЮУрГУ, 2007

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
ГОСУДАРСТВО И ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ
А.Н. Бабенко, доктор юридических наук, доцент Восточно-Сибирского

института МВД России

Регулятивные механизмы общества про­истекали из расслоения общества на разные группы: имущественные, профессиональные, культурные, которые обретали свои специфи­ческие интересы, идеалы и взгляды на опти­мальное устройство государства. Понятие «закон» со времен Солона приобретает смысл не божественного, а человеческого установ­ления, что объясняет возможность разных за­конов в разных государствах. Правовые цен­ности возникают в таких условиях потому, что рождение личности как носительницы индивидуально-своеобразных форм сознания, деятельности и поведения, потребовало регу­лировать отношения между нею и государст­вом как представителем общественного цело­го. Право законодательно закрепило эти но­вые общественные отношения как специфи­ческий род ценностей, особый в силу своей асимметрии, так как имеет на одном полюсе индивида, а на другом - государство (нравст­венная форма ценностей симметрична, так как связывает индивида с индивидом, группу с группой, партию с партией и т.д.)1.

Имеются в виду правоотношения инди­вида с государством, т.е. его органами и уч­реждениями, а также корреспондирующие этим отношениям нормы государственного права. При этом возникает два рода ценно­стей: ценность государственной деятельности для индивида и ценность поведения личности для государства.

Усложнение культурной и социальной жизни человеческого общества и образование государств потребовало совершенствования способа регуляции отношений между частями общества, а также обеспечение целостности общественного организма. Таким новым ре­гулятором стало право как нормативная сис­тема, которая при помощи закона стала опре­делять права и обязанности каждой социаль­ной группы. Этот процесс положил начало новой системе ценностей, которая, по мнению М.С. Кагана, состояла из основной ценности государства «как верховного совокупного субъекта, обеспечивающего общественный порядок и стабильное существование; ценно­сти каждого члена общества - права той это-носоциальной группы, которой он принадле­жит, регламентирующее меру его свободы... в данной социальной системе; порожденная взаимоотношением этих ценностей третья правовая ценность - законопослушание»2. Становление системы правовых ценностей стало результатом процесса отчуждения вла­сти от общества, т.е. возникновением публич­ной власти, несовпадающей с обществом.

Власть оказалась отчуждена от подав­ляющего большинства членов общества, что в значительной мере усложнило взаимоотно­шения социума и входящих в него индивидов. Во всех случаях эта отчужденность выража­ется в наличии у государственной власти са­мостоятельных интересов и, следовательно, ценностей. Это ставит государство над соци­альными группами, политическими силами и позволяет решать возникающие между ними конфликты. В результате взаимодействия го­сударства и общества и в процессе отладки «механизма» этого взаимодействия, в попыт­ках примирить и сгладить конфликты, возни­кают правовые ценности. Понятие закона по­лучило у греков смысл «человеческого», а не божественного установления, Протагор за­ключал: «Каждая власть устанавливает зако­ны, полезные для нее самой: демократия -демократические, тирания - тиранические. Так же поступают и остальные».

Систему правовых ценностей дополняет система ценностей политических. Эта система возникает из потребности регулировать от­ношения между различными социальными группами и их политическими организация­ми. Политические ценности рождаются на со­циально-психологическом уровне как общие черты национального характера, сословной психологии и принимают форму идеологии.

В отличие от политических ценностей, которые играют в развитии человечества двойственную роль - одновременно объеди­няют и разъединяют, так как укрепляют един­ство какой-то одной части человечества, раз­рушая его целостность, правовые ценности обладают консолидирующей ролью.

Политические ценности возникли и раз­вивались под влиянием разрозненности и раз­дробленности человечества. Правовые ценно­сти обладают примиряющей силой для раз­личных социальных слоев, групп и даже стран.

Целью политики является либо правовое узаконение ценностей, либо разрушение пра­вовой системы, которая узаконивает отвер­гаемые ценности (при рассмотрении правовых ценностей как инструментальных). Правовые ценности играют упорядочивающую, стаби­лизирующую роль в развитии человеческого общества.

На ранних этапах истории человечества правовые и политические ценности имеют ограниченную сферу действия, поскольку не затрагивают глубинные уровни жизни чело­веческого духа. И политика, и право рацио­нально утверждают свои ценности. Ценности иррационального уровня сознания принадле­жат религии. Люди объединяются верой и пе­реживанием недоступного познанию. Рели­гия поэтому не может быть вытеснена средст­вами науки и разума. Иногда в сознании уче­ного религиозное переживание мира может уживаться с научным мышлением. Веру в Бо­га может вытеснить лишь другая вера. По­требность в вере значительно отличается у людей разных эпох и разных культурных тра­диций. Однако можно сформулировать зако­номерность, согласно которой потребность в религиозных ценностях обратно пропорцио­нальна уровню объективного знания каждой эпохи о мире и человеке.

Политическое и правовое сознание ут­верждает свою относимость для какой-то час­ти человечества, религиозные же ценности претендуют на абсолютную истинность, и по­этому должны быть признаны общечеловече­скими. Будучи носительницей общечеловече­ской системы ценностей, религия отличается от других форм ценностей тем, что осмысли­вает не какую-то часть реальности, а все су­ществующее и несуществующее. Эта безгра­ничность религиозной эманации объясняет такое аксиологическое явление, как превра­щение религиозных ценностей в понятия светского ценностного сознания, утрачиваю­щие всякий мистический смысл.

Политическая организация и право им­манентно всякому человеческому общежи­тию. Там, где есть политическая организация, имеется и государство. Некоторые моменты реальности конструируют политическую ор­ганизацию общества и право как специфиче­ские явления социальной жизни3.

Собранные в ходе научного поиска в конце XIX-XX вв. сведения о прошлом дик­туют необходимость определения политиче­ской организации общества и правовой сис­темы как явлений, существующих с момента социогенеза на всех прошедших этапах обще­ственного развития.

В мышлении древних греков и римлян идеал полного и точного осуществления на практике целей общеобязательного норма­тивного регулирования фиксировался в поня­тии социальной справедливости. Поэтому в них всякая реально функционирующая обще­ственная система, удовлетворяющая совокуп­ность потребностей своих членов с использо­ванием общеобязательного нормативного ре­гулирования и обнаруживающая противоре­чие между целями такого упорядочивания и тем, как они осуществляются на практике, оказывалась несправедливой4.

Под правом подразумевается явление общеобязательного нормативного регулиро­вания во всеобъемлющих политических орга­низациях. При этом проблемы нормативности не общеобязательного упорядочивания пове­дения людей в многообразных социальных объединениях, являющихся частями полити­ческого тела, в юридической литературе рас­сматриваются обычно при анализе морали. Она же изучалась в юриспруденции лишь в той мере, в какой ее познание способствовало постижению права.

В ходе подобного рода исследований правоведы обратили внимание на ряд общих черт общеобязательного для участников нор­мативного регулирования и разнообразных взглядов нормативного регулирования, дейст­вующего в пределах сегментов максимальной политической организации.

Однако в дальнейшем появилась теоре­тическая позиция о наличии права вне круга явлений общеобязательного нормативного регулирования, хотя и в границах феноменов

Бабенко А.Н.
нормативного регулирования вообще. Одной из ее форм явилось учение о правовом плюра­лизме - характерном для всякого политиче­ского тела присутствии самостоятельной пра­вовой системы в каждой функционирующей в его рамках социальной организации, помимо общеобязательной для членов политики сис­темы права.

Ряд исторических инноваций в правовой и политической культуре происходят задолго до той исторической эпохи, в которой они по­лучают наибольшую степень развитости и результативности (структурированности, адаптируемости). Примером может быть сис­тема учета и контроля в условиях феодальной монархии в Великобритании XI в., когда ка­дастровая перепись способствовала не только инвентаризации земледельческих хозяйств и прогнозированию налоговых платежей, но и более высокому уровню требований к защите привилегий и обычаев при помощи закона в системе административно-хозяйственного управления. Был обеспечен механизм преем­ственного усвоения и распространения право­вого опыта (римской правовой терминологии) на протяжении нескольких исторических эпох. Без средневекового городского само­управления и административного опыта пат­рицианской городской верхушки, без разви­тия гарантий в торговле, без обязательствен­ного и вексельного права современный граж­данско-правовой опыт был бы ущербным.

В Новое время основные законы стран (Конституции) стали вместилищем сведений не только об основных институтах власти и принципах их построения и деятельности, но и об основных ценностных ориентациях дан­ного общества, об их своеобразной иерархи-зации в общественном сознании и практике. Базовые ценностные установки американско­го общества относительно народного сувере­нитета и гражданских свобод в их соотноше­нии с неотчуждаемыми правами человека мы находим в таких документах, как Декларация независимости США 1776 г. - преамбула аме­риканской Конституции 1787 г. и Билль о правах 1791 г.Ценность права и интегрируемых правом социальных ценностных ориентации наиболее ощутима в их внешних проявлениях в процес­се функционирования права, например, когда право сводит в систему правил политического общения правящих и управляемых, когда оно придает определенность справедливым притя­заниям или обязанностям его участников,

Государство

-■
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации