Курсовая работа - Совершенствование налоговой системы РФ - файл n1.doc

Курсовая работа - Совершенствование налоговой системы РФ
Скачать все файлы (246.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc247kb.04.02.2014 05:52скачать

n1.doc

  1   2   3


Содержание


Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические аспекты системы налогообложения…………………………….5

1.1 Понятие и сущность системы налогообложения……………………………………. 5

1.2 Налоговая система РФ, ее структура и назначение…………………………………

1.3 Правовое обеспечение деятельности налоговых органов…………………………..

Глава 2. Оценка эффективности системы налогообложения в России

на современном этапе ……………………………

2.1 Характеристика системы налогообложения РФ в современных условиях

2.2 Анализ поступлений налогов в федеральный бюджет: показатели,

структура, динамика……………………………………………………………………….

2.3 Направления совершенствования процесса налогообложения

в условиях кризиса…………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………...

Список литературы………………………………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………………….
Введение
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловило возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. В условиях финансово-экономического кризиса Минфин и ФНС принимают меры по повышению собираемости налогов, ужесточении налогового законодательства. Такими методами они стремятся повысить эффективность фискальной функции налоговой системы и снизить удельный вес теневого бизнеса в нашей стране. Но наша налоговая система почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функцию. Она не способствует развитию производства, повышению качества жизни населения, росту благосостояния страны. На сегодняшний день, наблюдаются значительные темпы роста налоговых поступлений в бюджет, связанные с выплатами гигантских газовых, энергетических, нефтяных компаний. Фискальные органы проявляют интерес и помогают именно к таким организациям, ведь налоги крупных фирм обеспечивают увеличение бюджета из года в год. А средние и малые предприятия остаются без внимания. Разобщенный микробизнес не имеет возможности выжить и защитить свои права. Поэтому необходимо создать дееспособную налоговую систему, которая бы стимулировала бизнес. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации.

Таким образом, тема исследования является весьма актуальной, поскольку на пути выхода страны из сложившегося кризиса первоочередной задачей стоит преобразование действующей в России системы налогообложения.

Проблема совершенствования налогообложения относится к числу достаточно разработанных тем. Налоговую систему РФ на современном этапе исследовали: профессор, Президент палаты налоговых органов Д.Г.Черник, кандидат экономических наук Перов Александр Владимирович, кандидат экономических наук, член исполнительного комитета Международной налоговой ассоциации Толкушкин Александр Владимирович, а также Меркулова Тамара Алексеевна, Качур О.В., Юткина Т.Ф., Поляк Г.Б. Проблема повышения эффективности налоговой системы, способствующей стабильному экономическому росту, в настоящее время занимает особое место и в научных публикациях.

Целью данной работы является оценка эффективности современной системы налогообложения в России.

Задачи:

  1. рассмотреть понятие и сущность системы налогообложения;

  2. охарактеризовать структуру налоговой системы РФ;

  3. проанализировать показатели, динамику и структуру поступлений налогов в федеральный бюджет РФ;

  4. выявить основные проблемы современной налоговой системы РФ и определить пути их решения.

Объектом моего исследования является система налогообложения, предметом –процесс совершенствования налоговой системы в условиях кризиса.

Данная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты системы налогообложения

    1. Понятие и сущность системы налогообложения


Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово кредитные и ценовые механизмы. Финансово - бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово – бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «К.Маркс подчеркивал - в налогах воплощено экономически выраженное существование государства »1. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налога стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. «Основоположником теории налогообложения является А.Смит, который определял налог как один из способов, посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании государственных доходов, необходимых для покрытия издержек, обусловленных задачами государства»2.

Смит считал, что существуют три источника богатства: земля, труд, капитал, отсюда и разные формы обложения в зависимости то разнообразия источников дохода. Он признавал, что налог есть необходимость, обусловленная существованием государства.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог- это экономическая категория, выражающая совокупность отношений между государством и членами общества по поводу безэквивалентного изъятия и присвоения части доходов государством для осуществления своих функций3.

Теоретическое определение налогов позволяет выделить следующие особенности: тесная связь с государством, для которого налоги являются основным источником доходов; принудительный характер платежей; безэквивалентное изъятие; денежная форма; законодательное оформление.

Отличительные признаки налога позволяют рассматривать его как конкретное явление на поверхности экономической жизни, не раскрывая сущности налога. Сущность налога - это реально существующие отношения перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций.

Более полно сущность налогов заключается в их функциях. Так, распределительная функция налогов выражает их сущность как особо централизованного, фискального механизма распределительных отношений в обществе. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: она должна была наполнять казну, чтобы за счет нее содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.) Однако с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации социальной и хозяйственной жизни в стране, появилась вторая функция – регулирующая и в ней – социальная и стимулирующая подфункции, реализуемые через систему льгот и предпочтений. Непосредственно с распределительной функцией связана и проявляется другая функция – контрольная. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. В единстве эти функции определяю эффективность финансово- бюджетных отношений и налоговой политики.

Комплекс мероприятий, проводимых налоговыми органами для изъятия части ВВП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества в экономической литературе называется налогообложением. С юридической точки зрения понятие налогообложения трактуется двояко : с одной стороны как совокупность всего процесса взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса (в широком смысле), с другой - как обложение и взимание налогов (в узком смысле).

Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения - это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Финансовая наука долгое время была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения, хотя данная проблема привлекала внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов4.

А.Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал основные принципы налогообложения, которые актуальны и на сегодняшний день:

1. принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами, соразмерно с их доходами.

2. принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть заранее четко известны налогоплательщику.

3. принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в то время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщиков.

4. принцип экономии, т.е. сокращение издержек и рационализация системы налогообложения.

Совокупность принципов, ставших классическими и, и современных принципов, сформулированных теорией и практикой налогообложения ХХ века, представляет ныне определенную систему принципов (рис.1).



рис.1 Система принципов налогообложения

Налогу как экономической категории свойственна своя система элементов, выражающая его содержание, форму, принципы построения и организации взимания. Элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально – экономическую сущность налога5.

Характеристика элементов отражается в законодательных актах и нормативных документах. Перечень обязательных элементов, которые должны быть оговорены, чтобы налог считался установленным, приведен в НК РФ. В ст. 17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  1. объект налогообложения;

  2. субъект налогообложения;

  3. налоговая база;

  4. налоговый период;

  5. налоговая ставка;

  6. порядок исчисления налога;

  7. порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налогообложения или плательщики налога – организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основным признаком плательщиков налога является наличие самостоятельного источника дохода.

Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий), которые обуславливаю обязанность субъекта, заплатить налог. Законодательством установлен исчерпывающий перечень объектов налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), прибыль, доход, имущество, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики.

База налогообложения – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Та часть объекта налогообложения на которую исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка – размер налога не единицу обложения или норма налогообложения. Налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщиков, называется налоговой квотой. В НК РФ дается следующее определение налоговой ставки: величина налоговых изъятий на единицу измерения налоговой базы6. Налог может взиматься по твердой, регрессивной или прогрессивной ставкам.

Налоговый период – календарный год или иной период времени к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Таким образом, сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены поступательным развитием общества. Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. «Как отмечал Н.И. Тургенев в книге «Опыт теории налогов» (1818г.), государство, или, точнее сказать, правительство, ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства»7. Однако, только один вопрос остается не решенным: каков предел налогового бремени, который можно было бы считать справедливым и предпринимателю, и гражданину.
1.2. Налоговая система РФ, ее структура и назначение

В действующем законодательстве за последнее время нет определения понятия «налоговая система». Закон РФ «об основах налоговой системы Российской Федерации» определял налоговую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке .

Налоговая система любого государства является результатом исторического развития. Влияние на формирование налоговой системы оказывает множество факторов. В современных условиях налоговая система находится в тесной взаимосвязи с конституционно-правовыми основами и устоявшейся финансовой системой государства, поскольку сама налоговая система государства является составной частью финансовой системы. Наибольшее влияние на формирование налоговой системы имеет сформировавшаяся бюджетная система, так как налоги и сборы являются носителем фискальной функции, призванной обеспечить бюджет государства финансовыми ресурсами.

В юридической и экономической литературе нет единого мнения и по поводу понятия «элементы налоговой системы».

Рядом авторов дается следующее определение: налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных норм права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Другие авторы под «налоговой системой » понимают «единство входящих в нее налогов и сборов», включающее в себя трехуровневое построение из федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

При рассмотрении налоговой системы следует учитывать, что система налогов и сборов является составной частью налоговой системы, и эти категории нетождественны.

Система налогов и сборов – результат исторического развития общества, своеобразная модель сложившихся в обществе отношений по формированию публичных финансов государства.

Также при определении налоговой системы необходимо иметь в виду все ее составные элементы. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов8: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, система налогового администрирования (рис.2). При этом каждый из элементов находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.



рис.2 Состав обязательных элементов налоговой системы
Основными взаимосвязями между элементами налоговой системы являются:

  1. порядок уплаты и применения мер по обеспечению уплаты налогов и сборов;

  2. процедура налогового учета и налогового контроля;

  3. процедура реализации прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых администраций;

  4. порядок вменения и реализации ответственности за совершение налоговых правонарушений;

  5. порядок обжалования актов и действий налоговой администрации;

  6. порядок установления, изменения, отмены налогов и сборов.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под воздействием как внутри-, так и внешнесистемных факторов, т.е. она является не статической, а динамической.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, о том, что налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и принимаемые государством методы налогообложения.

Совокупность законодательно установленных налогов, сборов и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам9. Классификация налогов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период. Кроме того классификация необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто не осуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.

Классификация налогов – обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации лежит современно определенный классифицирующий признак. Рассмотрим основные классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов:

Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов. Прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги – налоги, взимаемые в процессе оборота товара. Их цена в конечном итоге оплачивается потребителем.

Классификация по субъекту (налогоплательщику) делит налоги на: налоги с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц и другие);налги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т.д.);смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств)10.

Классификация по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. В соответствии с ней налоги, действующие в РФ делятся на 3 группы: федеральные налоги – налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные на территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, НДФЛ); региональные налоги - налоги, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на имущество организаций, на имущество, дорожный налог, региональные лицензионные сборы и др.); местные налоги – налоги, обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы и др.)11.

Классификация по уровню бюджета, в который зачисляются налоговые платежи. Налоги делятся на закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет) и регулирующие ( поступают в бюджеты разных уровней в пропорции согласно БК РФ).

Классификация по целевой направленности. Можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специализированные). Абстрактные налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (например, сбор на нужды образовательных учреждений).

Говоря о классификации налогов, следует сказать о налоговой ставке. Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, твердые, пропорциональные и прогрессивные, и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. Для пропорциональных налогов взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. Твердые налоги взимаются по строго установленной ставке не зависимо от размера единицы налогообложения. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода.
Наиболее распространенным является деление действующих в Росси налогов на прямые и косвенные. Остановимся подробнее именно на них.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его можно рассчитать, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Важную роль в составе прямых налогов играет налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в РФ. Объектом налогообложения признается прибыль , полученная налогоплательщиком. При этом под прибылью понимается для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ. Так называемая основная ставка налога на прибыль с 1 января 2009 года составляет 20% из которых 2% зачисляется в Федеральный бюджет и 18% (но не ниже 13,5%) в бюджеты субъектов РФ.12

Что же касается косвенных налогов, то они взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг. Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком в этом случае подсчитать невозможно. Однако, очевидно, что основная часть бремени по уплате этих налогов берет на себя конечный потребитель, то есть физическое лицо. Основные виды косвенного налогообложения — это акцизы, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, а также отдельные виды пошлин и сборов. В структуре бюджетообразующих налогов исключительно важная роль принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). НДС – разновидность косвенного налога на товары и услуги, устанавливается в процентах от облагаемого оборота. Многолетний опыт использования НДС показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства. Но помимо выполнения чисто фискальной функции НДС используется как инструмент регулирования экономики. Налогоплательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещение товаров через таможенную границу РФ. Объекты налогообложения – реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территорию РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Налогообложение производится по ставкам 0%, 10%, 20%. НДС зачисляется в федеральный бюджет в размере 100%, а затем по нормативной ставке распределяется между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

Система налогов существенно влияет на экономический рост, на уровень жизни населения. Многообразие налогов делает систему налогообложения сложной и, следовательно, требует четкого и эффективного управления. Поэтому, при обосновании видов налогов и их ставок необходимо учитывать все факторы с тем, чтобы они служили интересам государства и населения в целом.

Современная налоговая система РФ была сформирована Законом «об основах налоговой системы РФ» от 1991 года. Этот закон работал вплоть до введения Налогового кодекса, а три его статьи все еще определяют перечень налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации.

Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы РФ:

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой вопрос не имеет пол собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

Каждому органу управления трехуровневая система налогооб­ложения дает возможность самостоятельно формировать доход­ную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяй­ственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Гер­манией при сохранении некоторых специфических российских особенностей13.

В соответствии с различными классификациями налоговых систем, российскую налоговую систему можно характеризовать как умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени то 30 до 40% ВВП), косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов) и централизованную (наделяет) федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65% доходов бюджета этого уровня).14

Налоговой системе РФ отводится достаточно большая роль в решении проблем развития новых экономических отношений и обеспечения финансово-экономической стабильности в стране. Она призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения.

1.3 Правовое обеспечение деятельности налоговых органов

Налоговые органы в России были созданы в 1991 году. Тогда 21 ноября в соответствии с Указом Президента РФ №229 «о государственной налоговой службе РСФСР» был образован одноименный государственный орган, правовой статус которой был закреплен в Положении о Государственной налоговой службе РФ.

В 1998 году «в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме…». Государственная налоговая служба Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 №1635 была преобразована в Министерство по налогам и сборам(МНС).

Далее в 2000 году в процессе реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти МНС было преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая функционирует и в настоящее время. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года №506 «об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» ФНС находится в ведении министерства финансов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей15. Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально - территориальным делением, принятым в РФ и состоит из трех уровней: центральный аппарат ФНС (1 уровень), территориальные органы - управление ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС (2 уровень), инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня (3 уровень)16. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

В своей деятельности налоговые органы руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ (НК РФ), Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред. от 27 июля 2006 г.), и другими федеральными законами, иными законодательными актами РФ17.

Кроме того, функции и полномочия налоговых органов определены в положении о данной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ то 30 сентября 2004 года № 506 (действующий в редакции от 10 августа 2006 г.) и в Указе Президента РФ от 15 марта 2005 г. №295 «Вопросы Федеральной налоговой службы», а также в нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ оговорены общие черты налоговой системы и обязанности налогоплательщиков. В частности, в ней отмечается, что система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются Федеральным законом (ст.75), а обязанностью каждого налогоплательщика является платить законно установленные налоги и сборы (ст.57) . Так же в Конституции РФ определены субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компетенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении. Конституционные нормы находят детализацию в законах и подзаконных актах, регулирующих обще­ственные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения.

Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права18. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Налоговый Кодекс РФ состоит из двух частей – общей и специальной. В общей части, которую называют частью первой НК РФ, вступившей в силу 1 января 1999 г. определены: виды налогов и сборов, взимаемых РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, реализуемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

В основе Налогового кодекса лежит принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками .

Правовые основы деятельности ФНС не исчерпываются названными актами. Их перечень содержит сотни наименований, они изменяются и дополняются в связи с переменами в экономической и политической жизни общества. Важно при этом, чтобы налоговое законодательство способствовало не только полному и своевременному поступлению в бюджет налогов и других обязательных платежей, но и преодолению кризисных явлений на пути перехода к рыночной экономике.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации