Реферат - Славянские языки в Интернете - файл n1.doc

Реферат - Славянские языки в Интернете
Скачать все файлы (137.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc138kb.28.01.2014 12:13скачать

n1.doc



Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
Узбекский государственный университет мировых языков
Факультет русской филологии


Кафедра русского языкознания

РЕФЕРАТ
Славянские языки

в Интернете
Выполнил: студент 2 курса

бакалавриата, группы № 21

Горшкова Ксения

Ташкент – 2011

Содержание
Введение

Глава 1. Сеть Интернет и современная система образования

1. 1. Роль Интернета в современной системе образования

Выводы

Глава 2. Сетевые технологии изучения иностранных языков

2. 1. Дистанционное обучение иностранному языку

2. 2. Интернет - ресурсы для развития навыков аудирования

2. 2. 1. Программные курсы и школы

2. 2. 2. Независимые ресурсы

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Трудно представить себе нашу жизнь без компьютера. Он оказывает влияние на самые различные аспекты деятельности человека: преобразует сферу производства, трансформирует социальные структуры, видоизменяет взаимодействие людей друг с другом. Объединение компьютеров в сеть и возникновение Интернета способствовало формированию сферы Интернет-общения, которая порождает новые модели вербального взаимодействия, характеризуется особыми нормами речевого поведения участников. Интернет похож на живой организм, подверженный постоянным изменениям и мутациям, состоящий из самой большой в мире сети компьютеров.

На сегодняшний день общению в Сети посвящено значительное число исследований. В большинстве своем эти работы направлены на определение особенностей электронной коммуникации, ее связей с другими сферами человеческого общения, выявление жанровой специфики и т. д.

С каждым годом во всем мире наблюдается заметный рост пользователей Интернета, и, в частности, тех, кто использует Сеть для изучения иностранных языков.

Обширный и уникальный языковой материал, предоставляемый Интернетом, позволяет значительно ускорить процесс изучения языка. Глобальность происходящих сегодня информационных перемен очевидна, как очевидна и необходимость пересмотра подходов к образованию в целом. Современное развитие науки, ее освобождение от стереотипов и инновационная направленность требует творческой интеграции современных подходов в системе высшего образования. Информатизация системы образования в целом - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, - принадлежащий к числу важнейших направлений процесса информатизации образовательного пространства современного общества.

Актуальность и новизна данной работы заключается в сопоставлении различных материалов и ресурсов глобальной сети Интернет. В силу того, что сегодня банк данных Сети содержит миллионы мегабайт информации, данная работа может облегчить поиск нужных страниц, посвященных теме дистанционного обучения языкам, и в частности развитию навыка аудирования.

Цель исследования - показать возможности изучения славянских языков в Интернете и развития навыка аудирования, как необходимой составляющей современного общения и образования.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:

  1. изучение теоретических материалов, посвященных проблеме исследования (изучение славянских языков в Сети и развитие навыков аудирования);

  2. анализ практического использования программных материалов в процессе обучения аудированию;

  3. анализ взаимодействия Интернета и современной системы образования.

Цели и задачи данной работы определили выбор методов исследования:



Глава 1. Сеть Интернет и современная система образования
1. 1. Роль Интернета в современной системе образования
Роль Интернета в современной системе образования только начинает осознаваться педагогической общественностью. Развитым в технологическом отношении странам необходимы образованные высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. И роль информационного обеспечения образовательного процесса, в том числе и средствами Интернета становится более очевидной.

Дистанционная форма обучения все более востребована в последнее время. Она становится все более результативной благодаря развитию информационных технологий. К преимуществам дистанционного обучения относится индивидуальный, гибкий график работы, а, следовательно, возможность изучать иностранный язык в любое удобное для студентов время (по аудиозаписям, текстам, с помощью лингвистических порталов).

Основные функции Интернета связаны с его вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны при изучении славянских языков. В наше время вещательные услуги представлены следующими примерами:

• книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде на славянских языках;

• обучающие славянским языкам компьютерные программы;

• электронные библиотеки, базы данных по славянским языкам, информационные системы;

• обучающие электронные книги, справочные файлы, словари, справочники по славянским языкам.

Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить курсы дистанционного обучения иностранному языку, размещаемые на образовательных серверах (для системы повышения квалификации, для вузов по отдельным дисциплинам, для школьников, для родителей).

Сегодня все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих славянские языки: он позволяет пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями славянских языков, то есть создает естественную языковую среду.

Следует иметь в виду и еще одну особенность при изучении славянских языков. Система обучения должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, традициями и обычаями, быть способными к межкультурному взаимодействию.

Интернет по своим дидактическим возможностям, разумеется, с учетом программного обеспечения и конфигурации компьютера может с разной степенью эффективности решать все эти задачи. При изучении славянских языков через Интернет, его ресурсы используются:

• для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в программу обучения;

• для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

• для самостоятельного изучения славянских языков, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Выводы

За более чем тридцатилетнюю историю существования Интернет развился в огромную по масштабам Сеть. И хотя роль Интернета в современной системе образования только начинает осознаваться, дистанционное обучение языкам уже получило развитие. Оно открывает новые грани и возможности для самосовершенствования, и возможно, в будущем станет неотъемлемой частью обучения иностранным языкам.

Глава 2. Сетевые технологии изучения иностранных языков
Информативность, широкомасштабность и относительная доступность Интернета сделали его незаменимым средством дистанционного образования и самообразования. Так, портал JAZYKI.ru максимально систематизирован. Многочисленные внутренние ссылки обеспечивают удобную навигацию в пределах портала между страничками, посвященными родственным темам. Например, в разделе «Славянские языки» приводятся ссылки на все славянские языки, на статью Н. И. Толстого «История и структура славянских литературных языков» и форум славянских языков на сайте "Город переводчиков".

Сайт о языках (langs.ru) — иллюстрированный блог с заметками обо всех языках, которые успел узнать блогер. Здесь же анонсируются книги о языках. Так, аннотируются книга Ф. П. Филина «Происхождение русского, украинского и белорусского языков», сборник «Украинский язык в XX веке: история лингвоцида» (под ред. Л. Масенко), хрестоматия «История украинского правописания: XVI—XX века». Публикуется набор табличек, вывесок и надписей, знание которых поможет в поездке по стране и в общении с носителями языка.

Сайт «Славяне» посвящен истории славянских народов, их культур, языков. В разделе «Славянские языки» помимо общей характеристики всех групп славянских языков, публикуются научные статьи («Глоттогенез славян, или Происхождение славянских языков», «Славянские микроязыки»). Навыки разговорной речи, орфоэпические нормы можно отработать по скайпу.

На сайте "Небесного Искусства" (http://www.sky-art.com/) собраны материалы о великих писателях, живописцах. Раздел "Сказки и истории" предоставляет возможность прочитать все сказки Андерсена на разных языках, в том числе и на русском, украинском, белорусском.


2. 1. Дистанционное обучение иностранному языку
Нет сомнения в том, что дистанционное обучение иностранному языку открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Используя самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия, обучение на расстоянии предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей.

В ходе такого обучения учащиеся должны приобретать и применять знания. Организация самостоятельной деятельности обучаемых предполагает использование новейших педагогических технологий, способствующих формированию социальных качеств личности (умению выполнять различные социальные роли, решая сложные познавательные задачи).

Дистанционное обучение иностранному языку, использующее сетевые технологии и Интернет, позволяет реализовать в полном объеме информационные права всех участников учебного процесса, и в частности, учащегося в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных ситуациях должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (должна быть возможность обращения к преподавателю), так и отсроченного контроля.

Значимость и роль средств дистанционного обучения иностранному языку можно определить только при рассмотрении их во взаимосвязи со всеми другими средствами обучения – субъектными, печатными, компьютерными (мультимедийными).

Иностранный язык online – это уникальная возможность получить дополнительное образование или обновить свои знания не выходя из дома. Компьютер с подключением к Интернету позволит посещать уроки иностранного языка в виртуальных школах, которых много как в Рунете, так и в Интернете на других языках. Виртуальная действительность Интернет-технологий воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с учителем-профессионалом дома или в офисе. Появляется возможность изучать язык в уютной домашней обстановке в удобное время и в заданном темпе.

Подобный вид обучения (e-learning, т. е. обучение при помощи электронных носителей информации) широко практикуется во всем мире, благодаря ряду существенных преимуществ, а именно:

Весь процесс обучения в подобной виртуальной школе построен в режиме online. При этом разработчики стараются учитывать все необходимые требования к курсу изучения иностранного языка в дистанционной форме:

При этом опытный преподаватель организует, направляет и контролирует учебный процесс, стимулируя интерес к учебно-познавательной деятельности.
2. 2. Интернет-ресурсы для развития навыков аудирования
На сегодняшний день в российском Интернете появилось множество курсов по изучению иностранных языков online. Разработано также и множество методик изучения языка. И если раньше преподаватели и учителя использовали в процессе обучения в основном фундаментальный и классический методы, то сегодня одним из самых серьезных и всеобъемлющих методов изучения иностранного языка стал лингвосоциокультурный метод, предполагающий апелляцию к такому компоненту, как социальная и культурная среда.

Сторонники этого метода твердо уверены, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и студенты ставят целью овладеть лишь "безжизненными" лексико-грамматическими формами. Лингвосоциокультурный метод включает два аспекта общения - языковое и межкультурное. Цель изучения языка с помощью данного метода – облегчение понимания собеседника, формирование восприятия на интуитивном уровне. Поэтому каждый студент, избравший такой органический и целостный подход, должен относиться к языку, как к зеркалу, в котором отражаются география, климат, история народа, условия его жизни, традиции, быт, повседневное поведение, творчество.

Термин «аудирование» означает слушание и понимание иноязычной речи. В общем плане аудирование можно определить как аналитико-синтетический процесс по обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации. Механизм аудирования как процесс распознавания слуховых образцов очень сложный и пока до конца не познан. Есть предположение, что он представляет собой процесс многоступенчатого отображения речевого воздействия. Аудирование как вид коммуникативной деятельности условно можно рассматривать в двух планах: 1) как составную часть речевого общения; 2) как относительно самостоятельный вид коммуникации, когда поток речевой информации направлен в одну сторону, например, при прослушивании рассказа, озвученного мультимедиашоу, кино, видеофильма.
2. 2. 1. Программные курсы и школы
Проект Ильи Франка «Learn by Skype» предлагает учить языки по Skype. На данном проекте можно записаться на обучение таким славянским языкам, как польский и чешский. Занятия включают в себя вводную беседу, фонетический и грамматический тренинг, повторение, разговорную практику (главная часть занятия), предъявление нового грамматического и лексического материала. Школа иностранных языков Ильи Франка — это в первую очередь содружество высококлассных преподавателей, работающих по передовой методике. Это широкий спектр языков в наиболее востребованном — разговорном — аспекте. Кроме этого, сайт http://franklang.ru/ представляет книги на разных языках, в том числе славянских, адаптированные по методу чтения Ильи Франка. Таких книг на сайте около 200, по 33 языкам.


2. 2. 2. Независимые ресурсы
В данный раздел включены различные материалы с аудио контентом, не относящиеся к полным курсам дистанционного обучения иностранного языка. С помощью приведенных ниже ресурсов можно совершенствовать и корректировать собственное произношение как отдельных звуков, так и целых слов и предложений.

http://p1n.ru/ - радио всех стран и городов на нашем сайте. Слушайте радио online.

Сайт http://homepages.tversu.ru/~ips/PresstSlav.htm содержит в себе ссылки на газеты и журналы на славянских языках (языки болгарский, македонский, польский, сербско-хорватский, словацкий, словенский, чешский, украинский).

Сайт http://asbook.ru/ предоставляет аудио-книги для онлайн-прослушивания. В разделе «Обучение иностранным языкам» имеются аудио-курсы польского и чешского языков. Структура данных курсов позволяет в краткие сроки выработать и закрепить практические речевые навыки.

http://www.internetpolyglot.com/ - Интернет Полиглот - это сайт, предназначенный для изучения иностранных языков (в том числе славянских), заучивания слов и их переводов. Здесь можно прослушать лексические уроки, направленные на расширение словарного запаса для определенных жизненных ситуаций. Игры с этого сайта помогают быстрому запоминанию слов и сохранению их в памяти на более долгое время. Для запоминания слов часто используют карточки. На этом сайте вы найдете, что процесс запоминания слов может быть гораздо интереснее. Кроме того, программа запоминает ваши результаты и использует эти данные для того, чтобы тренировать вас более интенсивно со словами, которые плохо вам известны.

http://mpleer.ru/ - сайт, на котором можно прослушать различные музыкальные композиции, аудио-уроки, стихотворения на славянских языках.

Выводы

Дистанционное обучение, ориентированное на индивидуальное обучение, открывает новые просторы для свободы реализации личности, ее интересов и навыков. Однако, несмотря на то, что учащийся получает и усваивает знания самостоятельно, контроль учителем его успеваемости все же необходим. Необходима также неограниченная информационная база с открытым доступом ко всем материалам. При этом студентом подобной формы обучения может стать любой желающий, имеющий доступ к Интернету, независимо от его местонахождения и возраста, так как всегда есть возможность построить собственный график обучения с требуемой интенсивностью.

Проанализировав и рассмотрев многие Интернет - источники, можно прийти к выводу, что глобальная сеть предоставляет большие возможности для обучения, самосовершенствования и развития навыка аудирования. С помощью аудио материалов Сети можно слушать любую информацию, новости, статьи из газет и журналов, книги, а также практиковаться в правильном произношении славянских языков.

Заключение
Глобальная компьютерная сеть Интернет – чрезвычайно ценный ресурс для реализации самых разнообразных методик обучения славянским языкам. По своей природе Интернет – один из самых лучших источников текущей информации, часто представляемой в интерактивном формате и практически не присутствующей в традиционном учебнике или учебном пособии. По своим дидактическим возможностям Сеть может с разной степенью эффективности решать различные задачи обучения.

Учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области славянских языков с помощью online курсов. У этой формы обучения, безусловно, есть будущее.

Список использованной литературы
1. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале компьютерных конференций): Автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. Н. Галичкина. – Астрахань: 2001.

2. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах / Т. В. Карамышева. – СПб.: 2001.

3. Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / П. Е. Кондрашов. – Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2004.

4. Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России / А. В. Соловов. – М.: 1995.

5. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С. В. Титова. – М.: 2003.

Internet - ресурсы:

1. Институт новых технологий/Живая Школа, www.liveschool.ru



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации