Рабочая тетрадь. Психология личности. Часть 2 - файл n1.doc

Рабочая тетрадь. Психология личности. Часть 2
Скачать все файлы (251.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc252kb.01.02.2014 12:42скачать

n1.doc

  1   2   3


Задание 1. В истории отечественной психологии известны так же взгляды на проблему личности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Ниже кратко охарактеризуйте их. Приведите определения автора, которое он дает личности человека, опишите (тезисно) содержательную характеристику личности, а так же взгляды автора на динамику развития личности.

Взгляды Л.С. Выготского - Как известно, у Л.С.Выготского нет исследований, специально посвященных проблеме личности, однако, безусловно, эта проблема его в высшей степени занимала, свидетельством чего служат встречающиеся в разных его работах высказывания, где "личность" никогда не является случайно употребленным словом. Знаменательно, что заключительная глава "Истории развития высших психических функций" называется. "Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка". Л.С.Выготский пишет в этой главе: "...по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. Последние понятия являются недостаточно определенными и точными научными терминами. В науку о ребенке они вносятся почти впервые... Личность в данном понимании имеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении. Мы не причисляем сюда всех признаков индивидуальности, отличающих ее от ряда других индивидуальностей, составляющих ее своеобразие или относящих ее к тому или иному определенному типу. Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность" есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения. В этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций..." [Выготский Л.С. Собр соч.: В 6 т. М., 1982-1984, т.3, с. 315].

В книге «История развития высших психических функций» дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения— натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено— стимул-средство, или знак. Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем— на управление собственным поведением. Слово— средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение произвольного контроля собственных психических операций. Поэтому он обозначал понятием "личность" такой уровень психического развития человека, который позволяет ему управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой... Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения" [Выготский Л.С. Собр соч.: В 6 т. М., 1982-1984, т.3, с. 315].

Взгляды С.Л. Рубинштейн - С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности , являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, С. Л. Рубинштейн дал в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), в 30-е гг. он обосновал его («человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической») и сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма. «Основной закон исторического развития психики человека, – писал С. Л. Рубинштейн, – заключается в том, что человек развивается трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу» (С. Л. Рубинштейн, 1989). Другой принцип – личностный, также выдвинутый С. Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности. С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. С. Л. Рубинштейн выступает против:

идеализации личности,

функционализации – дробления на отдельные функции,

отрыва от деятельности,

сведения личности к сознанию.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С. Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми). В концепции автора личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения. [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. ]

Взгляды А.Н. Леонтьева - Пути решения проблемы развития личности, намеченные П. П. Блонским и Л. С. Выготским, развернул и углубил А. Н. Леонтьев (1983), который писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни... Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Психологическое развитие человека по А. Н. Леонтьеву – это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Развитие личности, согласно А. Н. Леонтьеву, происходит в процессе включения ее в различные виды деятельности. Представление о личности у А. Н. Леонтьева следующее:

Личность – это особое образование, «особого рода целостность, которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития».

Это образование порождается специфически человеческими отношениями.

Что касается природных индивидуальных свойств: морфологических, физиологических, а также некоторых индивидуально приобретенных психологических особенностей человека, то они к собственно личностным свойствам не относятся, а характеризуют человека как индивида.

Индивид – это скорее та реальность, которая заключена в границах тела человека.

Личность – образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

Категория деятельности у А. Н. Леонтьева – основополагающая для анализа личности. Структура и образующие личности при этом раскрываются через анализ мотивационно-потребностной сферы. Потребности выступают в качестве исходного пункта всякой деятельности, опредмечиваясь в мотивах. Первые «узелки» личности завязываются тогда, когда начинает устанавливаться иерархия деятельностей, или иерархия мотивов. Характеристики личности по А.Н. Леонтьеву:

1. личность ? индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается;

2. личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;

3. антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;

4. личностью не рождаются, личностью становятся;

5. личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека;

6. личность есть специальное человеческое образование;

7. реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей

8. становление личности – это становление связной системы личностных смыслов:

существуют три основных параметра личности:

1) широта связей человека с миром;

2) степень их иерархизованности и

3) их общая структура;

9. личность рождается дважды:

а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания [ Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975].

Задание 2. В данной схеме Вам необходимо самостоятельно заполнить виды стихийных и волевых механизмов развития личности.

Среди механизмов развития личности в отечественной психологии выделяют следующие:

Стихийные механизмы формирования личности:

1. Механизм сдвига мотива на цель.

2. Механизм самоиндентификации.

3. Механизм принятия социальных ролей.

Волевые механизмы формирования личности:

1. механизм саморегуляции.

2. механизм самоорганизации..

  1. формирование волевых качеств.

Задание 3 Впишите психологические характеристики основных видов темперамента


Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Поведение

Высокая реактивность и активность, при этом реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив.

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, которая обнаруживает некоторую склонность к неустойчивости.

Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов.

Эмоциональное переживание

Вспыльчив, менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.

Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь.


Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Общительность

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

Отношение к критике

Часто бывает нетерпим к критике, даже справедливой

Достаточно адекватно воспринимает критику, прислушивается к ней.

Не всегда адекватно воспринимает критику. Старается действовать по стереотипу. Не всегда воспринимает новые требования.

Болезненно реагирует на критику. Может заплакать в ответ на замечание, даже незначительное.

Отношение к деятельности

Неуравновешенность,свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками.

Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен.

Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен.

Отношение к опасности

Преуменьшение опасности. Часто идет напролом. Бывает смел и рискован даже без особой надобности

У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием

Преувеличивает опасность. Робок, несмел даже при относительно слабой опасности.

Стремление к цели

Большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.


Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.


Слабая настойчивость в достижении цели. Легко отказывается от своих желаний. Старается уйти в тень при трудностях.

Задание 4. Выберите характеристики из списка, которые относятся к сфере темперамента: медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязаность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

Задание 5. Определите тип темперамента по описаниям поведения человека.

- медлителен, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях - флегматик

- жизнерадостен, свойственна смена чувств, привязанностей, интересов, взглядов, легко приспосабливается к новым условиям- сангвиник

- характерна цикличность в смене активности и бодрости, реагирует быстро, часто необдуманно, проявляет нетерпение. Порывистость, резкость движений, вспыльчив, несдержан - холерик

- обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности по сравнению со спокойной привычной ситуацией, быстро утомляется - флегматик

-характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонен к мнительности- меланхолик

Задание 6. Выполните тестовые задания

Расположите в хронологическом порядке (от самой ранней к самой поздней) следующие теории темперамента.

а) гуморальная

б) конституциональная

в) общеконституциональная

г) нервная

Вставьте пропущенные слова.

Темперамент можно определить как индивидуально-своеобразные составляющие поведения человека, проявляющиеся в динамике активности взаимодействия человека с окружающим миром, и проявляющиеся независимо от целей, мотивов и содержания деятельности его отношением к его процессу и результату и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации