Содержание программы к перспективному планированию по развитию психомоторных и сенсорных процессов в коррекционной школе VIII вида. 1 - 4 класс - файл n1.doc

Содержание программы к перспективному планированию по развитию психомоторных и сенсорных процессов в коррекционной школе VIII вида. 1 - 4 класс
Скачать все файлы (81 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc81kb.04.02.2014 03:43скачать

n1.doc

Содержание программы

1 класс (68 часов).


Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

(4 часа)

Развитие крупной и мелкой моторики,

графомоторных навыков (12 часов).

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов») Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты, броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно – двигательное восприятие (4 часа).

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета;

конструирование предметов (16 часов).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.

Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезанном наглядном материале (2-3 детали).
Развитие зрительного восприятия и

зрительной памяти (5 часов).

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


Восприятие особых свойств предметов

(развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,

барических ощущений) (4 часа).

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).
Развитие слухового восприятия и

слуховой памяти (4 часов).
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства (7 часов).
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой \ левой \ руки \ ноги \, правой \ левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.) Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад, и т.д.). Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая \ левая \ сторона).
Восприятие времени (8 часов).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток) вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Учащиеся должны научиться:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

- различать основные цвета;

- классифицировать геометрические фигуры;

- составлять предмет из частей;

- определять на ощупь величину предметов;

- Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

- выделять части суток и определять порядок дней недели.


Содержание программы

2 класс (68 часов).

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

(2 часа)

Развитие крупной и мелкой моторики,

графомоторных навыков (14 часов).
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Тактильно – двигательное восприятие (4 часа).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета;

конструирование предметов (14 часов).
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 - 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 -4 детали – дом, машина, и т.д.).Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 – 4 детали).
Развитие зрительного восприятия

зрительной памяти (5 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2 – 3 изображения). Запоминание 3 – 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов

(развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,

барических ощущений) (6 часов).

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний – лёгкий).
Развитие слухового восприятия и

слуховой памяти (5 часов).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Восприятие пространства (6 часов).

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Восприятие времени (6 часов).

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Учащиеся должны научиться:

- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

- отличать основные цвета и их оттенки; конструировать предметы из геометрических фигур;

- узнавать предметы по части;

- определять на ощупь разные свойства предметов;

- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

- различать «наложенные» изображения предметов;

- различать вкусовые качества;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

- различать характер мелодии;

- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

- соотносить времена года с названиями месяцев.


Содержание программы

3 класс (68 часов).

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

(4 часа)

Развитие крупной и мелкой моторики,

графомоторных навыков (12 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, колцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
Тактильно – двигательное восприятие (5 часа).

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с глиной и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы, и т.д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру, и т.д.), инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета;

конструирование предметов (12 часов).

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3 – 4 предметов. Сравнение 2-х объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по отдельным его частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.
Развитие зрительного восприятия и

зрительной памяти (6 часов).

Совершенствование зрительно – двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезанных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами и свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов

(развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,

барических ощущений) (6 часов).

Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твёрдость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче); взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».


Развитие слухового восприятия и

слуховой памяти (6 часов).

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади).

Выполнение действия по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства (6 часов).

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Восприятие времени (7 часов).

Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Учащиеся должны научиться:

- целенаправленно выполнять действия по трёхзвенной инструкции педагога;

- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

- составить цветовую гамму от тёмного до светлого;

- определять на ощупь поверхность предметов;

- зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам;

- различать запахи и вкусовые качества;

- сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;

- действовать по звуковому сигналу;

- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

- определять время по часам.

Содержание программы

4 класс (68 часов).

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

(4 часа)
Развитие крупной и мелкой моторики,

графомоторных навыков (10 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
Тактильно – двигательное восприятие (4 часа).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный). Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и разных поз тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, и т.д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета;

конструирование предметов (12 часов).

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец, и т.д.). Узнавание предмета по одному элементу. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов.
Развитие зрительного восприятия и

зрительной памяти (6 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Восприятие особых свойств предметов

(развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,

барических ощущений) (10 часов).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерение веса разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).
Развитие слухового восприятия и

слуховой памяти (6 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Восприятие пространства (6 часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта . Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
Восприятие времени (6 часов).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Учащиеся должны научиться:

- группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;

- смешивать цвета;

- находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

- определять противоположные качества и свойства предметов;

- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

- пользоваться календарём;

- определять возраст людей.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации