Белокрылова Н.В. Педагогические условия развития гуманистической центрации студентов - будущих учителей - файл n1.doc

Белокрылова Н.В. Педагогические условия развития гуманистической центрации студентов - будущих учителей
Скачать все файлы (1178.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1179kb.01.02.2014 10:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
Белокрылова Наталья Владимировна


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЦИИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ


Специальность: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Трофимова Г.С.


Ижевск – 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЦИИ 11

1.1. Категориальный аппарат проблемы гуманистической центрации 11

1.2. Классификация образовательных парадигм 27

1.3. Гуманистическая парадигма образования как педагогическая проблема 39

Выводы по первой главе 51

Глава 2. Пути и способы формирования и развития гуманистической центрации студентов 53

2.1. Ценности современной студенческой молодежи 53

2.2. Гуманистическая центрация как основа личностного и профессионального становления молодых людей 60

2.3. Пути и способы развития гуманистической центрации в научно-теоретической литературе 72

Выводы по второй главе 84

Глава 3. Описание опытно-экспериментальной работы по развитию гуманистической центрации студентов – будущих педагогов 86

3.1. Организация и методическое обеспечение экспериментальной работы 86

3.2. Цели, задачи, содержание программы экспериментального обучения и воспитания студенческой молодежи. 91

3.3. Обсуждение результатов экспериментального исследования 114

Выводы по третьей главе 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141

ПРИЛОЖЕНИЯ 156


ВВЕДЕНИЕ


Одной из проблем, стоящих перед современным образованием, является выход на новое, соответствующее времени, мировоззрение, в основе которого лежит ценность любой человеческой лично­сти. Современное российское общество нуждается в том, чтобы в науку, эконо­мику, политику пришло поколение молодых людей, ориентированных на гума­низм и духовные ценности.

Сегодня речь идет об образовании человека, способного воспринимать иные формы мышления, иные нравственные и духовные ценности не в качестве подлежащих уничтожению во имя каких-либо целей, но и умеющего сопрягать их в реальном осмыслении современности. Это возвращает нашу педагогику в международное культурно-педагогическое пространство, ведет к единому пониманию абсолютного места и времени морального Кодекса человеческого бытия, которое должно сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути и найти отражение в педагогической деятельности.

Стратегической задачей государственной политики на современном этапе является построение эффективного общества, основанного на духовно-нравст­венном и интеллектуальном потенциале нации. Актуальной становится гумани­стическая парадигма образования, отстаивающая приоритет уважения к лично­сти воспитанника, установления гуманных, доверительных отношений между ним и педагогом. В связи с этим, осуществляется смена модели взаимодействия педагога и воспитанника – с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентиро­ванную, утверждающую ценность личности ребенка и отвергающую автори­тарно-императивный подход к нему.

В современных научно-педагогических исследованиях обсуждается значи­мость гуманистической направленности личности, важной характеристикой которой является гуманистическая центрация.

Теоретические аспекты гуманизации и приоритетная значимость системы воспитательных воздействий в процессе становления человека содержатся в исследованиях Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой и др. Теоретические основы типов центраций педагогических позиций представлены в работах Д.А. Белухина, К.М. Левитана, А.Б. Орлова и др. Общие закономер­ности формирования личности студентов – будущих педагогов отражены в исследованиях Б.Г. Ананьева, С.И. Архангельского, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, В.Я. Якунина и др. Особенности подготовки будущих педаго­гов, с точки зрения их субъектного развития, исследованы в работах Г.И. Аксеновой, Р.М. Асадуллина, В.А. Кан-Калика, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова, М.Г. Яновской и др.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения противоречий между имеющимися в образовательной среде предпосылками для формирования и развития гуманистической центрации и сложившейся традиционной системой образования и воспитания, направленной на средства и методы учебного процесса, мало считающейся с личностными особенностями отдельного ученика.

Проблема данного исследования связана с определением педагогических условий, способствующих развитию гуманистической центрации студентов – будущих учителей.

Цель исследования – разработка, теоретическое обоснование программы развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей и экспериментальная проверка эффективности ее реализации.

Объект исследования – процесс личностного становления студентов – будущих учителей в условиях образовательной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия развития гуманистической центрации личности студентов – будущих учителей.

Гипотеза исследования – процесс развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей будет эффективен, если:

Задачи исследования:

Методологической основой исследования являются положения гумани­стической философии, психологии, педагогики; аксиологический подход в педагогике, идеи педагогической антропологии о воспитании и образовании целостной личности; средовой подход; концепция формирования педагогиче­ской коммуникативной компетентности личности студента Г.С. Трофимовой.

Теоретической основой исследования являются труды Н.А. Бердяева, Э. Фромма, А. Швейцера и др. о личности как субъекте отношений в гуманистической философии; труды Б.М. Бим-Бада, В.П. Зинченко, В.Б. Куликова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова о целостности личности; работы Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухина, М.В. Кларина, М.Г. Яновской и др. о центрированности педагогических воздействий на ребенка; работы Х.И. Лийметса, Ю.С. Мануйлова, М. Хейдметса о средовом подходе в образовании и воспитании; теоретические идеи о профессиональном и личностном становлении будущего педагога в работах В.И. Гинецинского, В.К. Елмановой, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, Г.И. Михалевской, В.А. Якунина и др.; теоретические идеи К.М. Левитана, А.Б. Орлова о типах центраций.

Методы исследования: теоретические: сравнительно-сопоставительный, анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы по проблеме; обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюде­ние); эмпирические: анкетирование, интервьюирование, метод задач и заданий, контент-анализ сочинений студентов, педагогический эксперимент, включаю­щий констатирующий, формирующий, контрольный этапы; статистические: методы математической обработки полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: Институт искусств и дизайна и Институт педагогики, психологии и социальных технологий при Удмуртском государственном университете (г. Ижевск).

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2001–2003 гг.) – изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература. Определялся категориальный аппа­рат исследования, формулировались основные теоретические положения, опре­делялись средства педагогической диагностики.

На втором этапе (2003–2005 гг.) – проводилась диагностика типа центра­ции студентов. Разрабатывалась экспериментальная программа развития гума­нистической центрации студентов – будущих учителей.

На третьем этапе (2005–2007 гг.) – проводилась опытно-эксперимен­тальная работа по проверке эффективности программы развития гуманистиче­ской центрации. Осуществлялась систематизация результатов исследования, формулировались выводы по итогам проведенного исследования.
Научная новизна исследования:

1. Выявлены педагогические условия развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей, основными из которых являются реализация субъект-субъектной модели взаимодействия между преподавателем и студен­тами в образовательной деятельности и создание образовательной среды, спо­собствующей развитию гуманистической центрации.

2. Разработана программа развития гуманистической центрации как основы личностного становления студентов, воздействие которой обусловлено нравственно-насыщенным содержанием обучения, включающим притчи, мифы, сказки и пр. и приобщающим студентов к духовно-нравственным ценностям.

3. Предложена классификация образовательных и воспитательных пара­дигм с точки зрения представленности в них гуманистической центрации.

Теоретическая значимость исследования:

Практическая значимость исследования определяется: внедрением в образовательную практику экспериментальной программы развития гумани­стической центрации студентов. Материалы исследования используются в Институте искусств и дизайна и Институте педагогики, психологии и социаль­ных технологий Удмуртского государственного университета; а также в МОУ «Лицей №14» г. Ижевска; в Ижевском государственном техническом универси­тете; в МОУ «школа №7» г. Ижевска; в Машиностроительном Лицее № 8 г. Ижевска.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена исходными непротиворечивыми методологическими положениями и воспроиз­водимостью результатов проведенного исследования; разнообразием и взаимо­дополняемостью методов исследования, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; репрезентативностью объема выборки участников педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гуманистическая центрация личности студента понимается как его цен­ностная позиция, проявляющаяся в процессе социального взаимодействия, результатом которого является: а) позитивное отношение к людям и к себе; б) личностный рост как освоение способности безоценочного принятия другого человека.

2. Развитию гуманистической центрации студентов – будущих учителей способствуют такие педагогические условия, как:

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских, республиканских, региональных научно-практических конференциях: Международные Педагогические Чтения (г. Москва, 2002-2007 гг.), Шестая Российская университетско-академическая научно-практическая конференция (г. Ижевск, 2003г.), Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Социальные инициативы и детское движение» (г. Ижевск, 2005г.), Региональная научно-практическая конференция «Компетентностный подход в образовании» (г. Ижевск, 2006г.), Международная научно-практическая конференция «Парадигмы образования» (г. Ижевск, 2006г.), Научно-методическая сессия «Модель деятельности специалиста как научно-методологическая проблема» (г. Ижевск, 2007г.) Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение в рамках семинаров по гуманной педагогике для учителей города (г. Ижевск, 2005-2006гг.), на республиканских Педагогических Встречах (г. Ижевск, 2002-2006гг.), на педагогических совещаниях в школах г. Ижевска. О результатах исследования докладывалось на аспирантских семинарах при кафедре педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключе­ния, 10 таблиц, 6 рисунков, библиографического списка – 180 наименований (из них 5 источников зарубежных авторов, 5 источников из глобальной сети Интернет) и приложений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации