Консультация для родителей Развитие речи детей раннего возраста - файл n1.doc

Консультация для родителей Развитие речи детей раннего возраста
Скачать все файлы (97 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc97kb.01.02.2014 10:36скачать

n1.doc

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»

Выполнили…, …, 542 гр.

Цель: ознакомить родителей с основными этапами развития речи ребенка раннего возраста и обучить упражнениям для развития различных речевых функций
Речевая деятельность ребенка второго года жизни

Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность вашего ребенка.

На втором году жизни начинается новый этап в развитии ребенка. Главные достижения первого года - овладение прямой походкой, предметной деятельностью и основами речи (самостоятельную речь можно считать сформированной, когда ребенок реализует потребность речевого общения, используя сложившуюся систему языка окружающих) - определяют его интенсивное психическое развитие; при этом в первом полугодии в основном совершенствуются и закрепляются те умения и навыки, которые сформировались к концу первого года.

До 18 месяцев важным показателем речевого развития является не столько про­износительная сторона речи ребенка, сколько понимание обращенной речи. В речевой деятельности даже взрослых людей отмечается несоответствие между пассивным (понимаемым) и активным (употребляемым) словарным запасом; в раннем детстве это несоответствие наиболее велико.

Понимание смысла слова на втором году жизни проходит в развитии ряд этапов. Сначала ребенок соотносит со словом только один конкретный предмет (например, мишка для него -это только плюшевая игрушка), в дальнейшем он учится вычленять основные признаки однородных предметов и обобщать их в слове (мишка - и плюшевая игрушка, и резиновая игрушка, и рисунок, и живой медведь). Наряду с этим значение слова становится более дифференцированным. На первом году жизни слово связывается и с эмоциональным переживанием, и с предметом, и с действием, и с местом, где находится предмет, и с ситуацией, связанной с ним. На втором году жизни происходит не только дифференциация значения слова, но и закрепление связи: звуковой образ - зрительный образ. Так, чашка - это предмет, который имеет определенный размер, форму, назначение и отличается от сходных по назначению предметов (от стакана, кружки и т.д.) по определенным критериям.

Постепенно развивается фонематическое восприятие звуков речи. Если ранее ребенок воспринимал преимущественно ритмические и интонационные особенности речи, то к году он воспринимает (понимает) отдельные слова, а к 18 месяцам общение взрослого с ребенком строится на основе понимания речи. Ребенок хорошо понимает обращенную речь на бытовом уровне, знает названия многих предметов, выполняет простые и двухэтапные инструкции, активен в речевом общении.

Развитие активной речи на втором году жизни ребенка также проходит ряд этапов. Вспомним: во втором полугодии первого года жизни бурно развивается лепет, который возникает в процессе эмоционального общения ребенка со взрослым, а затем превращается в своеобразную игру со звуками. Звучание лепета весьма разнообразно, но во многом зависит от языковой среды, в

которой воспитывается ребенок. Ко второму году жизни лепет становится чрезвычайно интенсивным и наполняется словами, приобретенными в результате подражания взрослым. Ребенок как бы тренируется в произнесении звукокомплексов и слов. В течение первого полугодия второго года жизни лепет приобретает форму не только самостоятельной деятельности, но и общения со взрослыми.

На развитие лепета большое влияние оказывает подражание звукам и словам (как произвольное, так и непроизвольное). Вначале ребенок подражает взрослым непроизвольно, произнося звуки, близкие к предложенным ему для повторения. Затем выполняет инструкцию взрослого: «Скажи, повтори». На втором году жизни ребенок может повторять слова осмысленно (при просьбе повторить, при ответе на вопрос) и затем самостоятельно использовать их в речи. Далее подражание начинает проходить по инициативе самого ребенка: новые слова и фразы, услышанные им, многократно повторяются в самостоятельной речи.

В этот период ребенок начинает произносить слова (названия предметов, действий) вначале при ответе на вопрос, к 18 месяцам - по собственной инициативе. Понимание значений слов до 18 месяцев может быть неустойчивым: одним и те же словом ребенок обозначает различные предметы, обобщая их чаще всего по случайным признакам. Звуковой состав слов активного словаря ограничен: часть звуков ребенок не произносит вообще, часть произносит неправильно или заменяет. Слоговая структура слов также может упрощаться - вместо трех слогов произносится один, чаще всего ударный.

К 18 месяцам ребенок уже способен общаться со взрослыми, выражая свои желания в коротких - двусловных - фразах. Однако для общения он по-прежнему активно использует мимику и жесты, звуко-комплексы. У ребенка еще не сформирована настоящая потребность в речевом общении. Таким образом, к концу первого полугодия второго года жизни у ребенка формируется так называемая автономная речь, которая служит подготовительным этапом в развитии самостоятельной речи ребенка.

На протяжении всего второго полугодия второго года жизни происходит интенсивное речевое развитие ребенка: быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

Совершенствуется и психическое развитие ребенка. Он успешно подражает действиям взрослого: кормит, умывает, одевает игрушки, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры. Малыш закрепляет и приобретает новые навыки самообслуживания, учится соеди­нять части предметов, восстанавливать их прежний вид (пирамидка, домик из кубиков). У детей

второго года жизни проявляется активный интерес к окружающему миру, увеличиваются двигательные возможности. Они, как уже говорилось ранее, становятся способны выполнять двухэтапные инструкции («Возьми машинку и дай маме»). Поведение ребенка лучше регулируется словесной инструкцией взрослого; при этом деятельность малыша приобретает элементы произвольности - инструкция может выполняться, только если она произнесена ласковым или грозным тоном, что зависит от типа воспитания ребенка в семье.

Чем вы можете помочь своему ребенку?

Если ваш малыш не говорит или отстает в речевом развитии, не следует ждать - попробуйте помочь ему самостоятельно. Не бойтесь начать занятия слишком рано -бойтесь опоздать!

Занятия надо проводить ежедневно, желательно в одно и то же время. Таким образом они впишутся в биологический ритм жизни ребенка. Помните: все виды работы должны быть представлены в игровой форме, при позитивном эмоциональном настрое. Малыш должен заниматься с удовольствием, так же как и взрослый. Хвалите и поощряйте ребенка, радуйтесь вместе с ним каждому, даже самому маленькому шажку вперед!

Занятия необходимо проводить поэтапно, каждый раз убеждаясь, что задачи, поставленные на данном отрезке работы, полностью выполнены. Начинать следует с того этапа, речевые навыки которого еще недостаточно развиты.

Речь формируется в тесной взаимосвязи с физическим и психическим развитием ребенка, поэтому параллельно с речевыми видами работы необходимо выполнять упражнения, направленные на развитие общей и тонкой моторики, мимических движений, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.

Упражнения для развития общей моторики

Общая моторика является своего рода фундаментом как для развития всех высших психических функций, включая речь, так и для познавательной деятельности ребенка. Поэтому крайне важно соотнести указанные ниже упражнения с тем, что уже умеет делать ваш малыш, закрепить имеющиеся у него двигательные навыки и научить новым в соответствии с его возрастом.

Обращаем ваше внимание на упражнения по ползанию. Они выделены курсивом и адресуются детям, которые не ползали (или мало ползали) в течение первого года жизни. Ползание очень важный этап в развитии двигательной сферы ребенка. Оно дает толчок к взаимосвязи в работе правого и левого полушарий головного мозга, а значит, и к развитию психики в целом.

12-18 месяцев

•Залезание на горку.

•Подлезание под предмет (стол, стул и т.д.).

18-24 месяца

• Игры с мячом: бросать и ловить, перебрасывать через препятствие, сбивать игрушки, кегли.
•Самостоятельное ползание: произвольное; отталкиваясь только руками, на животе и спине;

отталкиваясь только ногами, на животе и спине; по прямому, затем зигзагообразному коридорчику, ограниченному ленточками.

Упражнения необходимо выполнять ежедневно, но необязательно как комплекс - в течение дня можно предлагать ребенку для выполнения то или иное упражнение. Дополнительно один раз в день проводится массаж стоп: их надо поглаживать, разминать, растирать от кончиков пальцев по направлению к пятке. Полезно также хождение босиком по гальке, фасоли, жесткому, колючему коврику.

Упражнения для развития тонкой моторики

О тесной взаимосвязи тонкой мотрики и речи написано очень много. Поэтому, не углубляясь в ее механизмы, напомним, что, развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно, в целом речи. При выполнении следующих рекомендаций необходимо помнить: все задания выполняются поочередно обеими руками.

12-18 месяцев

В этот и более ранние периоды для развития тонкой моторики лучше всего использовать потешки, в которых движения рук сопровождаются речью: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Покажем это на примере потешки «Пальчики ложатся спать» (ладошка ребенка лежит на ладони мамы, пальчики распрямлены).

Этот пальчик хочет спать (загибаем большой палец ребенка),

Этот пальчик лег в кровать (загибаем указательный палец),

Этот пальчик чуть вздремнул (загибаем средний палец),

Этот пальчик уж уснул (загибаем безымянный палец),

Этот крепко, крепко спит (загибаем мизинец ребенка).

Тише, тише, не шумите! (Потряхиваем кулачком ребенка, как бы убаюкивая пальцы.)

Солнце красное взойдет, утро красное придет (другой рукой ребенка с растопыренными пальцами делаем движение вверх),

Будут птички щебетать, будут пальчики вставать: «Вставай, пальчик!». (Разгибаем по одному пальцу ребенка, начиная с мизинца.)

Также можно использовать игры.

назвать).

75-24 месяца

В этот период для развития тонкой моторики уже можно использовать не только потешки и игры (к указанным рекомендуем добавить перебирание пуговиц, нанизанных на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровку, работу с пластилином, тестом и т.д.), но и специальные упражнения, которые выполняются сначала одной, потом другой рукой, а затем двумя руками вместе. Ребенку вначале надо объяснить и показать, как делать упражнение, затем

помочь выполнить задание. Хорошо дополнять упражнения звуковым оформлением. Не важно, насколько правильно ребенок повторяет звуки, - важно его желание это делать. Артикулируйте звуки четко, показывая правильный образец малышу, - тогда со временем он начнет произносить звуки, близкие к проговариваемым вами.

После того как ребенок освоит эти упражнения и сможет выполнять их по инструкции без вашей помощи, можно приступать к следующей серии упражнений.

»«Гусь». Локти опираются на стол, большой, указательный и средний пальцы вытянуты и плотно прижаты друг кдругу, остальные прижаты к ладони, производятся движения кистями вверх-вниз.

После того как ваш малыш освоил и эгу серию упражнений, переходим к заключительной -третьей серии.

Мимические и глазодвигательные упражнения

Развитие артикуляционной и мимической мускулатуры также тесно взаимосвязано. Мимические упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог сравнить, как их выполняет он, а как мама. Вначале можно помогать малышу руками. Если его мимика невыразительна и ему тяжело выполнять упражнения, необходимо провести курс массажа лица (не менее 10 раз). Движения производятся снизу вверх, от центра к краям (косметические массажные линии) и выполняются в следующем порядке: поглаживание, разминание, пощипывание, похлопывание. Все движения должны быть легкими, негрубыми, приятными для ребенка: закрыть оба глаза, нахмурить брови, поднять брови кверху (удивиться), надуть щеки, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой, следить глазами за яркой игрушкой, движущейся влево-вправо, вверх-вниз (голова должна оставаться неподвижной).

Дыхательные упражнения

Важно, чтобы речь формировалась у ребенка на основе правильного дыхания. Это придаст звучанию речи малыша плавность, звучность и позволит предупредить такое сложное для коррекции нарушение речи, как заикание.

Развитие речи

Первый этап. Эмоциональное общение

Прежде чем заниматься с ребенком, необходимо убедиться, что он умеет общаться с вами улыбкой, смехом, движениями, узнает вас, следит за вами глазами, различает ваши интонации, проявляет инициативу в установлении контакта. Обратите внимание, произносит ли ребенок хотя бы отдельные звуки в ответ на вашу речь, есть ли они в его самостоятельной деятельности. Если эмоциональное общение у ребенка не сформировано на первом году жизни, вам необходимо срочно обратиться к специалисту.

Второй этап. Подготовка к формированию самостоятельной речи

1. Развитие понимания речи и слухового внимания

При развитии в норме этот этап начинается во втором полугодии жизни. Основная цель -научить ребенка понимать обращенную речь, дифференцировать речь и другие шумы, действовать по инструкции.

Эмоциональный контакт является важной составляющей данного этапа: с одной стороны, привязанность к взрослому является для ребенка основным мотивом деятельности; с другой -взрослый подкрепляет свою речь движениями, мимикой и интонацией. Одна из главных задач -развитие понимания предметного и предикативного словаря. Чтобы ребенок пополнял свой пассивный предметный словарь, необходимо многократное называние предмета и игры с ним: «Покажи, где...», «Дай маме..» и т.д. Необходимо демонстрировать ребенку, что один и тот же предмет может быть разным по величине, цвету, может быть изготовлен из разных материалов, может быть нарисован. При развитии пассивного предикативного словаря важно, чтобы ребенок правильно выпол- нял инструкции взрослого: «Иди», «Сиди», «Лежи», «Возьми», «Дай», «Кати (мяч)» и т.д. Вначале выполняется одно действие, затем, когда вы убедитесь, что малыш может правильно выполнять ваши инструкции, - два последовательных действия («Возьми мяч и дай маме», «Найди мишку и посади его на стул» и т.д.).

Для развития понимания речи нужно использовать любые бытовые ситуации, уход за ребенком (кормление, одевание, купание, прогулку) и, конечно, игру. Весь процесс общения с ребенком должен «оречевляться». Речь должна не просто сопровождать действия взрослого - она должна регулировать поведение ребенка, побуждать его к действиям, должна быть интонационно

насыщенной, сопровождаться жестами и мимикой.

Малыша необходимо учить действиям с игрушками по подражанию: качать их, кормить, одевать, катать на машинке, укладывать спать и др. Нельзя забывать и о развитии конструктивной деятельности -собирание пирамидки, домика из кубиков, «почтового ящика» (вкладывание в отверстия 1 предметов, подходящих по величине и форме). Ребенку на втором году жизни нравится рассматривать картинки - показывайте ему их, совместно рассматривайте, читайте и приучайте его любить детские книги.

Малыш проявляет активный интерес к окружающему миру. Обращайте его внимание на звуки, которые раздаются в доме и на улице, объясняйте ему, что является источником того или иного звука: «Смотри, вот собака. Послушай, как она лает: "Ав, ав". Вода капает из крана, потрогай ее. Вода капает: "Кап, кап"».

Способствуют развитию слухового внимания игры со звучащими предметами.

«Прятки». Спрятать звучащую игрушку, попросить ребенка найти ее по звуку.

«Угадай». Выставить на стол несколько предметов (бумага, коробка со скрепками, музыкальная игрушка, бутылочка с водой). Продемонстрировать ребенку, какой звук издает тот или иной предмет, предложить ребенку закрыть глазки и угадать, что звучит.

Таким образом, к 1,5 годам общение взрослого и ребенка является речевым. Малыш должен понимать обращенную речь и руководствоваться ею, знать предметы своего обихода, показывать их и играть с ними, выполнять простую и двух-этапную инструкцию. У него должен быть сформирован активный, устойчивый интерес к окружающему миру, хорошая реакция на внешние звуки, которые соотносятся с определенными предметами, он может сообразовывать движения с заданным ритмом.

Развитие лепетной речи. Даже при наличии хорошо сформированного понимания речи переход к самостоятельной речи может представлять для ребенка значительные трудности. Во вто­ром полугодии жизни при развитии в норме возникает лепет, который можно считать подготовительным этапом к формированию самостоятельной речи. В том случае, если лепетная речь ребенка не сформировалась или ограниченна, необходимы занятия по ее развитию, которое проходит несколько стадий.

Звуковое общение. Основой лепетной речи является эмоциональное общение с ребенком. Необходимо как можно чаще вступать в звуковые диалоги с ребенком, добиваясь от него лепетного ответа. Одна из главных задач данного этапа - проявление ребенком внимания к звукам речи, ин­терес к ней. При проведении звуковых диалогов необходимо, чтобы внимание ребенка было сосредоточено только на взрослом. Вначале ласково поговорите с малышом, добиваясь, чтобы он смотрел на вас. Ваша речь должна быть негромкой, но четкой и хорошо артикулируемой. Дождитесь в ответ на обращенную речь лепета или отдельных звуков и попытайтесь вступить с малышом в диалог, повторяя за ним те звуки (звукокомплексы), которые он произносит. Затем попробуйте произносить другие звуки (слоги), многократно повторяйте их, добиваясь ответа. Не важно, если ребенок отвечает вам другими звуками, - важен установившийся контакт с ребенком! Чем больше и чаще происходит ваше звуковое общение с малышом, тем более активным будет у него лепет в самостоятельной деятельности, богаче его звуковая сторона.

Подражание речи взрослого. Для подражания речи у ребенка должны быть развиты интерес к речи, слуховое внимание и лепетная речь, которая позволяет подготовить его артикуляцию для произнесения различных звуков. Развитие подражания требует серьезных усилий и терпения со стороны взрослого. Легче всего подражание речи вызывается в игровой ситуации. Начинать следует только с тех звуков, которые уже имеются в лепетной речи ребенка. Необходимо многократное повторение взрослым одного и того же слога при эмоциональном и визуальном контакте с малышом. Вначале подражание будет непроизвольным (для произвольного под­ражания ребенок должен четко понимать и принимать инструкцию «Скажи, повтори»). Ребенок может произносить звуки, близкие к предложенным ему для повторения: например, вместо «на» - «ма». Тем не менее, если ребенок научился непроизвольному подражанию, это важное достижение.

Произвольное подражание - осмысленное повторение звуков, слогов или слов - сложный вид деятельности, важную роль в котором играет мотивация ребенка, умение совершать артикуляционные движения и контролировать их. Добиться произвольного подражания доста­точно сложно. Пробуйте произносить с ребенком разные звуки и слоги, вначале имеющиеся у него в речи, затем новые для него. Постоянно хвалите ребенка, поощряйте, даже если у него что-то не получается. Со временем ребенок начинает подражать по собственной инициативе. Реко­мендуем завести дневник развития речи ребенка, в котором вы сможете отмечать его успехи.

Третий этап. Формирование самостоятельной речи

К концу первого года жизни у нормально развивающегося ребенка уже накоплен активный словарный запас, включающий слова, которые он употребляет в определенной ситуации, понимая их значение. Занятия на данном этапе ведутся в двух направлениях - ребенок вначале должен научиться понимать слово, затем - произносить его. Для занятий рекомендуем завести альбом, в

который целесообразно наклеивать картинки со словами по мере их изучения.

Начинать обучение ребенка следует с подражания звукам и лепетным словам; при этом важно точно обозначить их значение (показывая ребенку картинки и реальные предметы): а-а-а (мама качает ребенка), о-о-о (болит зуб, рука, нога), у-у-у (самолет), ту-ту (поезд), тетя, Тата, му (корова), ам (еда, есть) и т.д.

Слова, предлагаемые для повторения, должны иметь элементарный звуковой состав, в них должны быть те звуки, которые есть в лепете ребенка. Тем не менее в начале занятий звуковой состав слов может искажаться ребенком, но постепенно слова будут произноситься более точно. Очень важно проследить, чтобы ребенок соблюдал слоговую структуру слов (слово из одного слога «дай» может произноситься как «да», но не должно звучать как «да-да»; соответственно слово из двух слогов, например «мама», не должно произноситься как «а-ма-ма»).

Далее осуществляется развитие активного предметного словаря, формирование словаря на понятийном уровне, соблюдение слоговой структуры слов. Темы для работы над предметным словарем: имена, семья, игрушки, животные, птицы, еда, одежда, обувь, посуда, мебель. Основная цель - научить ребенка просить, требовать предмет, называя его (возможно, в сопровождении жеста).

Для этого необходимо создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден пользоваться имеющимися у него в активном словаре словами. Например, не бросайтесь по первому же требованию ребенка (жест) дать нужную ему игрушку, а задайте вопрос: «Что тебе дать?». В результате слово начинает выполнять новую функцию - средства общения.

При развитии активного предикативного словаря основная цель - построение однословного предложения, развитие грамматической стороны речи. На занятиях хорошо использовать работу с картинками, инструкции и различные игры. Глаголы вначале лучше всего давать в повелительном наклонении (дай, пей, ешь, спи). По-прежнему необходимо обращать внимание на соблюдение слоговой структуры слов. Достаточно легко дети начинают образовывать фразу из двух слов, вначале в повелительной форме: «Мама, пи (спи)»; «Папа, дай»; «Баба, тиди (сиди)» и т.п.

Главным достижением развития малыша на этом этапе должно стать отражение в речи по собственной инициативе всего, что происходит с вашим ребенком.

Литература:

Киселёва В., Ваш ребенок не говорит, Дошкольное воспитание, 2007, № 3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. М., 1966. Лопухина КС. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб, 1997. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М, 1963.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации