Доходы государственного бюджета - файл n1.doc

Доходы государственного бюджета
Скачать все файлы (99.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc100kb.04.02.2014 03:07скачать

n1.doc



ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Контрольная работа

по дисциплине «Бюджетная система»

Специальность: «Финансы и кредит»


Содержание

Введение …...........................................................................................................

3

1. Основные понятия и определения ….............................................................

5

2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета ….............................................

6

2.1 Сущность и функции налогов …..................................................................

6

2.2 Налоговая система и классификация налогов …........................................

7

2.3 Неналоговые доходы бюджета ….................................................................

13

3. Акцизы …..........................................................................................................

17

4. Таможенные пошлины …................................................................................

19

Заключение ….......................................................................................................

21

Список литературы …..........................................................................................

22


Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизованные в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это обусловливает значение выбранной мною темы «Доходы государственного бюджета».

В ходе написания данной работы передо мной стояла задача уделить главное внимание освещению следующей проблемы — из чего главным образом формируются доходы в бюджете РФ, но в то же время развернуто и более конкретно изложить характеристики основных видов бюджетных доходов.

Это обусловило следующую структуру работы.

В первом разделе приводятся основные понятия и определения данной темы.

Во втором разделе анализируется формирование доходов бюджетов. Подробно характеризуются все виды налоговых доходов, их сущность, функции и классификация, а также неналоговые бюджетные доходы.

В третьем разделе рассматриваются акцизы, их роль в доходах государственного бюджета.

В четвертом разделе характеризуются особенности и виды таможенных пошлин.
1 Основные понятия и определения
Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система РФ — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство — организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Определяется государственным устройством. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный — федеральный бюджет, бюджеты членов Федерации, местные бюджеты.

Государственный бюджет — основной финансовый план государства, имеющий силу закона: утверждается законодательными органами власти — парламентами. В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет государства — основное орудие перераспределения национального дохода.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходы бюджета формируются за счет определенных видов налоговых и неналоговых доходов /1/.

2 Налоговые и неналоговые доходы бюджета

2.1 Сущность и функции налогов
Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т. е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).

Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, к признакам налогов относят:

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Фискальная функция — основная функция налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней.

Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений. Налоги способны оказывать влияние на платежеспособный спрос, предложение, инвестиции, ресурсосбережение. Налоги в состоянии создавать или разрушать экономические условия для деловой активности, охраны окружающей среды и т. д. Развитые рыночные государства сознательно используют регулирующую функцию налогов в качестве одного из элементов экономической политики /1/.
2.2 Налоговая система и классификация налогов
Прямые и косвенные налоги

Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т. д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Исторически прямое налогообложение возникло как наиболее ранняя форма изъятия в доход государства части доходов налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.

Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

Универсальным косвенным доходом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства.

Фискальная монополия — специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Как правило, государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления — табак, спички, соль и т. п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной — монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара.

Таможенные пошлины — косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.

Налоговые доходы бюджета

В 90-е годы была разработана налоговая система, в которой использован отечественный и зарубежный опыт. Основные черты налоговых доходов бюджетов проявляются в следующем:

1. Налоговые доходы базируются исключительно на правовой основе. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти, при этом фискальные полномочия органов каждого уровня четко оговорены законом.

2. Налоговое законодательство предусматривает четкое разделение налогов по уровням государственной структуры.

3. Налоговое законодательство предусматривает разделение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней на закрепленные и регулирующие.

4. Налоговая система построена по единым принципам, единому механизму взимания налогов.

      1. Разделение полномочий в сфере применения налогового законодательства между федеральным центром и регионами соответствует федеральному характеру Российского государства и демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ разделяет бюджетные доходы по уровням государственной структуры и устанавливает принципы ясности, предсказуемости, единства и справедливости налоговой системы и налоговый федерализм.

В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.

Федеральные налоги — основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

В состав федеральных налогов и сборов входят:

      1. налог на добавленную стоимость (является регулирующим налогом, стабильным источником доходов государственного бюджета; пропорция распределения НДС между федеральным и региональными бюджетами 85 и 15% соответственно);

      2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

      3. налог на прибыль (доход) организаций (представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог; ставка налога в федеральный бюджет РФ — 11%, в бюджеты субъектов РФ — до 19%, для прибыли от посреднической, банковской и страховой деятельности — до 27%);

      4. налог на доходы от капитала;

      5. подоходный налог с физических лиц (ставка налога в федеральный бюджет — 3%, в бюджеты субъектов РФ — от 12 до 42% в зависимости от совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году);

      6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

      7. государственная пошлина;

      8. таможенная пошлина и таможенные сборы;

      9. налог за пользование недрами (плата осуществляется в форме денежных платежей, части объема добытого сырья или иной производимой продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой организации);

      10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (отчисления производят организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории РФ, ее континентальном шельфе и на территории морской экономической зоны; ставки отчислений дифференцированы по видам полезных ископаемых и колеблются от 1,7 до 17% от стоимости реализуемого минерального сырья);

      11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

      12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (объем платежей определяется исходя из размера арендуемой площади, конфигурации площади, мощности водного слоя, цели пользования недрами);

      13. лесной налог (представляет собой совокупные платежи за пользование лесными ресурсами, которые включают лесные подати, арендную плату, плату за древесину, отпускаемую на корню; налог носит рентный характер и призван покрывать расходы на воспроизводство лесных массивов);

      14. водный налог (плательщиками признаются организации и предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств);

      15. экологический налог;

      16. федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги и сборы вводятся на всей территории РФ. Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации.

Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.

Порядок бюджетного регулирования может быть установлен непосредственно в налоговых законах, специальным законодательством и путем установления нормативных отчислений от регулирующих доходов по каждому субъекту Федерации при утверждении федерального бюджета.

Между федеральными и региональными бюджетами распределяются:

      1. налог на прибыль организаций;

      2. налог на добавленную стоимость;

      3. акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

      4. подоходный налог с физических лиц;

      5. платежи за пользование природными ресурсами;

      6. налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области, АО) собственными источниками финансирования своих расходов. Региональными налогами и сборами являются:

      1. налог на имущество организаций (обязательный регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты; предельная ставка налога составляет 2%);

      2. налог на недвижимость;

      3. дорожный налог;

      4. транспортный налог;

      5. налог с продаж;

      6. налог на игорный бизнес;

      7. региональные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы, налоговые льготы, ставки, порядок и сроки уплаты устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Кроме того, субъект РФ вправе устанавливать свои собственные формы отчетности по конкретным региональным налогам и сборам. Если субъект Федерации по какой-либо причине не реализует свои права, то, как правило, применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.

Доля местных налогов и сборов в РФ колеблется от 0,7 до 17%, и они не способны полностью покрыть финансовые потребности территорий.

К местным налогам и сборам относятся:

      1. земельный налог;

      2. налог на имущество физических лиц;

      3. налог на рекламу;

      4. налог на наследование или дарение;

      5. местные лицензионные сборы.

В большинстве зарубежных стран местные органы управления не имеют права налогового законотворчества. Местное налогообложение должно быть санкционировано или одобрено центральной властью. Аналогичный порядок действует и в РФ. Вместе с тем представительные органы местного самоуправления обладают в отношении местных налогов и сборов теми же правами, что и представительные органы власти субъектов РФ в отношении региональных налогов и сборов.

Бюджеты субъектов РФ и местных органов самоуправления не имеют собственной доходной базы, достаточной для покрытия своих бюджетных расходов. Недостаток средств в бюджетах разных уровней вызывает и финансовые противоречия между регионами, которые проявляются в борьбе за регулирующие источники доходов и разного рода дотации из федерального бюджета.

Подавляющая часть местных налогов и сборов поступает в местные бюджеты и используется исключительно для финансирования расходов, предусмотренных местными бюджетами. Однако в отдельных случаях федеральным законодательством могут быть предусмотрены нормативные отчисления от местных налогов и сборов в вышестоящие бюджеты /1/.
2.3 Неналоговые доходы бюджета
Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

а) средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

б) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

г) средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

д) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

е) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям;

ж) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

з) другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

а) средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

б) средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

в) доходы от реализации государственных запасов и резервов;

г) доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

д) иные доходы.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

4. Средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

6. Иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в ивде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости /2/.
3 Акцизы
Акцизы — это вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф.

Акцизы возникли в Х — ХI вв., когда акцизному обложению впервые стали подвергаться спиртные напитки. На протяжении последующих столетий взимание акцизов с крепких напитков получило широкое распространение.

Значение акцизов в доходах государства неуклонно возрастало, и к началу ХХ в. они обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов. Объектами обложения выступали предметы первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т. д.) и товары массового потребления (спиртные напитки, табачные изделия).

В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно правительством РФ. В настоящее время к таким товарам относятся спирт этиловый из всех видов сырья, водка, ликероводочные изделия, вина, пиво, табачные изделия, автомобили, ювелирные изделия, нефть и нефтепродукты.

Регулирующее значение акцизов несколько меньше, чем других косвенных налогов. Акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый (кроме пищевого) целиком зачисляются в федеральный бюджет. Акцизы на спирт этиловый из пищевого спирта, водку, ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы распределяются в равной пропорции между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Акцизы на остальные товары полностью поступают в бюджеты субъектов РФ.

Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов.

Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также индивидуальные предприниматели. Налоговые инспекции ведут карточки лицевых счетов, в которых отражаются поступления акцизов по каждому плательщику.

Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости подакцизных товаров, либо в рублях на единицу измерения подакцизной продукции. Ставки акцизов на энергоносители устанавливаются Правительством РФ. Объект обложения зависит от типа ставок акцизов.

От уплаты акцизов освобождается продукция, экспортируемая за пределы стран-членов СНГ.

Предприятия, производящие и реализующие этиловый спирт, водку и ликероводочную продукцию, пиво, автомобильный бензин, уплачивают акцизы ежедекадно, все остальные плательщики — ежемесячно /2/.


4 Таможенные пошлины
Таможенное дело входит в сферу государственной монополии, им занимается только государственный аппарат.

Основным документом, регламентирующим вопросы таможенного права, является Таможенный кодекс.

Одной из функций таможенных органов является взимание таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, а также иных таможенных платежей, внесение в установленном порядке предложений о ставках и механизмах применения таможенных пошлин.

Таможенные пошлины — налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, определенным таможенным тарифом.

По экономическому содержанию различают:

      1. ввозные (импортные);

      2. вывозные (экспортные);

      3. транзитные таможенные пошлины.

Доминирующее место занимают ввозные пошлины, которые взимаются таможнями при поступлении иностранных товаров на внутренний рынок. Таможенные пошлины поступают исключительно в федеральный бюджет РФ.

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины применяются на ограниченный круг товаров, так как всеобщность их установления будет препятствовать развитию экспорта. Как правило, экспортные пошлины распространяются при вывозе из страны произведений искусства и старины.

Транзитные таможенные пошлины используются для покрытия издержек по контролю за транзитом иностранных грузов.

Таможенные пошлины взимаются при пересечении товаров через границу на основе таможенного тарифа, представляющего собой систематизированный по группам товаров свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и предъявляемым для таможенного оформления. Таможенный тариф содержит код товара, краткое наименование товара, единицы обложения товаров таможенными пошлинами и ставки пошлин.

Таможенные льготы могут быть установлены по отдельным видам товаров в виде:

      1. освобождения от уплаты пошлины;

      2. снижения таможенного тарифа;

      3. установления преференциальных таможенных квот;

      4. возврата ранее уплаченной пошлины.

Льготы в отношении таможенных платежей могут предоставляться либо на условиях взаимности, либо в одностороннем порядке /2/.
Заключение

Из всего изложенного выше можно сделать следующий вывод – проблема формирования доходов государственного бюджета раскрыта полностью. Для этого реализовано несколько задач, вследствие которых установлены следующие факты.

Источники доходов бюджета государства классифицируются на две большие группы: налоговые и неналоговые доходы.

Налоговые доходы являются главным источником формирования доходов госбюджета. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные в связи с федеративным устройством России.

Наибольшую долю среди неналоговых доходов бюджета Российской Федерации на федеральном уровне составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

Акцизы и таможенные пошлины как одни из видов налогов также играют весомую роль в формировании бюджетных доходов.

Список литературы
1. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 550 с.

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2000.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации