Организация оптимального двигательного режима в ДОУ - файл n1.doc

Организация оптимального двигательного режима в ДОУ
Скачать все файлы (110.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc111kb.04.02.2014 02:58скачать

n1.doc

ГОУ ВПО «Шадринский Государственный Педагогический Институт»


Контрольная работа по методике физического воспитания и развития ребёнка

Тема: «Организация оптимального двигательного режима в ДОУ»

Выполнила: студентка

заочного отделения

2 курса (3.5года)

Сизова Галина Алексеевна


г. Шадринск 2009г

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

1.Физические упражнения в режиме дня.

2.Физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

3.Утренняя гимнастика.

4.Физические упражнения после сна (дневного)

5.Физкультминутки.

6.Средства физкультуры в перерывах между общеобразовательными занятиями.

7.Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья.

8.Задания на дом

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

В семье растет ребенок ... Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. "В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой". [К.Д. Губерт, М.Л. Рысс, 1981 г.] Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости детей уделяется в детском саду. "Не случайно в программе воспитания и обучения детей в нем вопрос здоровья стоит на первом месте". [Программа воспитания в детском саду. 1992 г.]
Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас мало подвижных детей.
Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка.
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма.
Физическое воспитание детей для меня наиболее актуально.
В своей работе, хочу показать, что профессиональная организация оптимального двигательного режима в ДОУ для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности. Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и как следствие здоровое население.

1. Физические упражнения в режиме дня


Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детских садах 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно – на воздухе, во время первой прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе.
Помимо физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети занимаются подвижными играми и физическими упражнениями. "Эта форма работы включает меньше общеразвивающих упражнений, в остальном же подбор материала и методика их организации схожи с физкультурными занятиями". [М.И. Фонарева. 1971г.]
Основное внимание на занятиях, проводимых на воздухе, уделяется ходьбе, бегу, разнообразным видам прыжков, езде на велосипеде. Играм в бадминтон, баскетбол.
"Зимой содержание занятий на воздухе составляют: ходьба на лыжах, ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями (приседания, ловля предметов, повороты и т.д.), катание на санках, используются более динамичные движения, чем в теплое время года". [Е.Н. Вавилова 1983 г.]
"Общеразвивающие упражнения зимой на воздухе, как правило, не проводятся. Ио для подготовки организма к предстоящей нагрузке выполняют упражнения типа похлопываний, притопываний, приседаний и подпрыгиваний без фиксации исходных положений, чаще на ходу или во время бега. Подвижные игры и эстафеты можно проводить на лыжах и санках". [С.П. Лайзане. 1978 г.]
"Большой эмоциональный подъем и интерес вызывают занятия в парке, лесу, сквере, на пересеченной местности, специально оборудованном для дошкольников берегу водоемов. Они включают физические упражнения с использованием естественных условий: прыжки с пня на пень, с кочки на кочку, через ручейки, канавы; переправы через ручейки по доске, бревну; подпрыгивание с доставанием веток; бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий (лежащий ствол дерева, пень и т.д.); метание шишек в цель и на расстояние и т.д.". [Т.И. Осокина. 1978 г.]
Используют простейшие формы туризма: летом - пешеходные прогулки с чередованием ходьбы и бега на расстояние, зимой - лыжные походы в парк, лес, по пересеченной местности. Длительность ходьбы в умеренном темпе с ускорением, переходящими в бег – 15 мин. в одну сторону и такое же время в другую. В промежутке обязателен активный отдых в виде игры малой или средней подвижности. Общая длительность прогулок не должна превышать 45 минут.



2. Физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

"Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются". [З.А. Веселас.1985 г.]
"В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма. Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие - переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения". [З.А. Веселас. 1985 г.]
Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. "При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90 – 100 %, такая заключительная часть ведет к восстановлению организма уже к концу 1-2-ой минут после занятия". [Э.И. Ариговская. 1968 г.]
При выборе формы и типа занятий должны учитываться различные способы организации детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Наиболее целесообразно комплексное использование различных способов. Так на одном и том же занятии при обучении прыжку в длину с места можно рекомендовать все способы.
Однако в программе предусмотрены движения (лазания, удержание равновесия, прыжки в длину и высоту с разбега), выполнение которых следует организовать индивидуально или поточно, с тем, чтобы воспитатель мог обеспечить страховку детей.
"Зимой занятия на воздухе проводят в облегченной одежде, состоящей из 3-4 слоев. В жаркие, солнечные дни дети могут заниматься без маечки, босиком, но в легком головном уборе". [М.Ф. Литвинова. 1986 г.]
Подготовленным к занятиям должна быть и площадка или пересеченная местность.
"Физкультурные занятия обычно организуются в первой половине дня. Если они проходят на воздухе, то их можно место в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом – в начале первой прогулки, когда температура воздуха не достигла наивысшей величины". [Е.М. Минский. 1984 г.]
В холодный период занятия целесообразны в конце первой прогулки, перед обедом, что позволяет детям переодеться в физкультурный костюм один раз, перед занятием, и снижает возможность заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе.
В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.
В те дни, когда запланировано физкультурное занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 – 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в физкультурную форму.
Содержание подвижных игр физических упражнений во время прогулки материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях. Закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде, метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.
На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. "Например, сначала прыжки в игровой форме "с кочки на кочку", а затем игра "Найди свой домик". При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным - вначале игра, чтобы разогреть детей ("Мы веселые ребята" и другие), а затем - ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде" [Т.И. Осокина 1978 г.]
В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения.
В игре "Поезд" дети "приезжают" в лес; а там бегают, прыгают и т.д.
Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают такого, интереса, как игры.



3. Утренняя гимнастика.
"Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6 – 8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, которые повторяются 6 – 12 раз в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы.
В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения". [С.П. Лайзане. 1978 г.]
Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводится на воздухе.
Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводится в течение 2 недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.



4. Физические упражнения после сна.


Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей целесообразно под музыкальное сопровождение провести различные построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и т.д.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. По содержанию такие занятия могут иметь следующие варианты:
1. "Разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов, перестроений, и передвижений в построении; 2 – 3 общеразвивающих упражнения; подвижные игры или эстафеты; успокаивающие упражнения (ходьба в медленном темпе или спокойная игра, упражнения на расслабление или дыхательные упражнения)". [Е.Л. Мушкова. 1974 г.]
2. "Вместо 2 – 3 общеразвивающих упражнений проводится один вид движения на расслабление или дыхательные упражнения, прыжки, метание, лазание, элементы танцев" [Е.Л. Мушкова. 1974 г.]
3. "Три подвижные игры (например, "Ровным кругом", "Ловушка", "Эстафета с бегом по гимнастической скамейке)". [Е.Л. Мушкова. 1974 г.]
4. "Индивидуальные игры с мячами или скамейками, ракетками для бадминтона: очень подвижная и спокойная игра". [О.Г. Аракелян. 1980 г.]
5. Общеразвивающие упражнения с предметами или без них, которые входят в программу утренника, физкультурного праздника, подвижная игра и успокаивающие упражнения.
6. "Упражнения лежа в постели после сна, затем игра или эстафета, хоровод или танец". [О.Г. Аракелян. 1980 г.]
7. Комплекс упражнений ритмической гимнастики.
При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам. Можно провести точечный массаж и самомассаж стоп. Зимой проводить их рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, летом - на воздухе.

5. Физкультминутки.
Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба ).
"Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным". [А.А. Ермак. 1978 г.]
Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления , физкультминутку можно не проводить.



6. Средства физкультуры в перерывах между
общеобразовательными занятиями
.

Когда два занятия подряд имеют малоподвижный характер, например, занятие по развитию речи и рисование – перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. "Это могут быть игры средней подвижности, такие как "карусель", "Игрушка", эстафеты, хороводы типа "Ворон-воронок" [С.А. Синяков, 1990 г.]
Для самостоятельного действия детям предлагаются скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы, ракетки для настольного тенниса. Проводятся игры "Забей шар", "кто быстрее?" и другие.
В конце перерыва рационально провести минуту расслабления, после которой дети успокаиваются.

7. Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья


Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например "Спортландия", "Доктор Айболит" и т.д. Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая – на площадке младшей группы с воспитателем младшей. "Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Например, в игре "Не оставайся на земле" старшие получают задание влезть на канаты, шесты, а младшие - на скамейки, пеньки". [С.М.Иванов 1970 г.]
Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья". Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа.
"Один раз в квартал планируются дни здоровья. Лучшее место для их проведения - лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках". [Т.П. Лескова. 1983 г.]
В программу включается и пеший туризм. Зимой дети могут выйти в лес на лыжах. Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон).
В дни организации физкультурного досуга, праздника, дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.

8. Задания на дом
Домашние задания используют с целью выработки правильной техники движений, освоения элементов спортивных упражнений и игр, развития физических и волевых качеств предупреждения и исправления дефектов осанки. "В содержание их могут быть включены общеразвивающие упражнения основные виды движений, специальные подготовительные упражнения, элементы танцевальных движений, игры-забавы, развлечения, спортивные упражнения. Текст домашнего задания, сопровождаемый рисунками, должен находиться в уголке для родителей". [Е.М. Минских. 1984 г.]

Заключение.

В данной работе показано, что более профессионально подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Также физические упражнения повлияли на детей со стороны психологии. Ближе к концу эксперимента дети стали выполнять физические упражнения с большей охотой, это значит, что у них стал проявляться интерес к физической культуре. После проведения на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной активностью, позволяет одевать детей даже в холодный период в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.


Список литературы

1. Аракелян О.Г., Карманова Л.В. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР, 1980 – 145 с., ил.
2. Адашкевич Э.И. Баскетбол для дошкольников. М.: "Просвещение". 1983 – 130 с.
3. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: "Просвещение". 1968 – 215 с., ил.
4. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение". 1983 – 174 с., ил.
5. Веселая З.А.Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с., ил.
6. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 1982 г. – 112 с., ил.
7. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Пособие для воспитателя. М.: "Просвещение". 1981 – 230 с., ил.
8. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 1987 – 190 с., ил.
9. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 1978 – 130 с., ил.
10. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 1976 – 102 с., ил.
11. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение". 1985 – 201 с., ил.
12. Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 1968 – 130 с., ил.
13. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с., ил.
14. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М.: "ФиС". 1983 – 120 с.
15. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение" 1986 – 175 с., ил.
16. Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984 – 202 с., ил.
17. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
18. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М.: "Просвещение". 1983 – 104 с., ил.
19. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М.: "Просвещение". 1985 – 86 с., ил.
20. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: "Просвещение". 1978 – 170 с., ил.
21. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с., ил.
22. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просвещение". 1971 – 107 с., ил.

Приложения.

Занятия и упражнения

по развитию способности к импровизации

и творчеству в двигательной деятельности

у детей старшей группы

театр «Репка»

Задачи: формировать у детей представления о средствах двигательной выразительности, побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции.

Оснащение: различные предметы и пособия, удобные для лазания.

Ход занятия

I. Построение в шеренгу.

II. Репетиция движений.

– Ребята! Мы сейчас будем играть в театр. И вы – артисты – должны придумать такие интересные движения, чтобы все было по-настоящему, как в жизни. Называется наше занятие – театр «Репка».

– Посадил дед репку. Покажите: дед несет на спине тяжелый мешок с семенами. (Дети идут друг за другом по кругу, инструктор комментирует движение, подчеркивая «двигательные находки». Например: какой тяжелый, мешок несет Сережа, даже согнулся под тяжестью, а Ваня – совсем старенький дедушка – ноги у него согнуты, Лена пот со лба вытирает – устала от трудной работы.)

– Выросла репка большая-пребольшая. Станьте, ребята, врассыпную, покажите, как репка листики расправляет, как она тянется к солнышку. Прилетели птички посмотреть, какая большая репка выросла. (Бег врассыпную с характерными движениями руками – 20 секунд.)

Стал дед репку из земли тащить. Как он это делал? Смотрите, как оперся ногой в пол Коля. Сильно тянет репку, а она – ни с места. А мальчики что придумали: Саша – репка, а Леша – дед. Тянет-потянет, тянет-потянет (повторить слова несколько раз), а вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Ребята, покажите, как бежала в огород бабка. Ой, Наташа, молодец, вперевалочку бежит! А Оля, смотрите, хромает немножко – совсем старенькая бабушка. (Во время демонстрации дети движутся несколько секунд врассыпную, а на слова «тянут-потянут» – останавливаются.)

Тянут- потянут... Кто хочет, можете стать друг за другом – бабка за дедку, а можно только одну бабку показать.

Позвала бабка внучку. Внучка бегает не так, как бабка. Она же не старенькая! Покажите внучку! Тянут-потянут...

Позвала внучка Жучку. (Жучка вылезает из конуры.) Подумайте, что в нашем зале может быть конурой и как оттуда вылезает Жучка. Собачка бежит на четырех ногах, а может идти и на двух – как в цирке. Тянут-потянут… Позвала Жучка кошку. А кошка, конечно, на русской печке лежала. Что может быть русской печкой? На что можно влезать, а потом слезать? Поищите такие предметы в нашем зале. Кто уже придумал печку, пусть скажет «мяу».

Побежали кошки в огород, кто на четвереньках, а кто на двух лапах, как у клоуна Юрия Куклачева.

У мышки, ребята, очень маленькие лапки, и бегает она совсем неслышно. Она быстро-быстро переставляет лапки и бежит не прямо, а как будто по извилистой дорожке. Не зря же говорят: мышка юркнула. Мышка вылезает из норки. Найдите себе норки. Позвала кошка мышку. Побежала мышка. На повороте мышка юркнула. Покажите, как она это сделала.

Мышка – за кошку. Мышки, найдите себе кошек.

Кошка – за Жучку. Кто будет Жучками?

Жучка – за внучку. Внучки, где вы?

Внучка – за бабку. Где еще нет бабки?

Бабка – за дедку, дедка – за репку...

III. Самостоятельная двигательная импровизация детей.

– Ребята, это у нас была репетиция, поэтому я вам подсказывала, что надо делать. А теперь мы все сыграем без подсказок.

Дети самостоятельно импровизируют сказку в движениях.

IV. Игра-хоровод «Ходит репка».

– Вытянули репку и на радости хоровод устроили. Ребята, вы знаете хоровод «Ходит Ваня». Но сейчас мы изменим слова и будем петь «Ходит репка посреди кружочка». Герои нашей сказки пойдут каждый по-своему, а потом мы будем все вместе плясать, как кто захочет: кто-то, как дед, кто-то, как мышка.

Становитесь в круг. Давайте выберем деда, бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку. Начинаем игру…

Кто сказал «мяу»?

Задачи: учить детей придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, способствовать перевоплощению, искреннему выражению чувств.

Оснащение: большой ковер, привычное стационарное оборудование зала.

Ход занятия

I. Ознакомление с содержанием. Репетиция движений.

– Ребятки, ложитесь на ковер, кто где хочет. Попробуйте угадать, кому посвящено сегодняшнее занятие-театр. «Мяу»... Верно, кошке. Кто сказал «мяу»? (по произведению В. Сутеева).

– Покажите, как спит щенок на коврике. Замечательно, такие разные щенки: кто на бочок лег, кто на животик, а те, что на спинке лежат, поджали лапки.

«Мяу!» – щенок поднял голову. Обязательно покажите, как он навострил ушки и прислушивается. Никого нет. Опять улегся на коврик поудобнее. Значит, по-другому нужно лечь.

«Мяу!» – вскочил щенок и побежал по комнате – бегайте на четвереньках. Заглядывает щенок под стол, под диван, под кровать (10–20 секунд) щенок думает: может, это на дворе? Он влез на подоконник – влезайте, ребята, на что-нибудь, можно на стульчики, на кубы, на лесенку, и как будто выглядываете в окно. Увидел! Во дворе гуляет петух.

– Превращайтесь, ребята, в петуха: вот он важно ходит по двору, ноги поднимает высоко, выпятил грудь, поглядывает во все стороны (12–15 секунд) щенок думает, что это петух сказал «мяу». А петух вдруг громко захлопал крыльями и закричал: «Ку-ка-ре-ку!». И снова пошел, высоко поднимая ноги.

Побежал щенок домой (опять станьте на четвереньки) и около крыльца встретил мышонка. Покажите, как бегает мышонок: поднимитесь на носочки и быстро-быстро переставляйте ноги, согните руки и из указательного пальчика сделайте носик мышонка (12–15 секунд). Юркнул мышонок в норку – спрячьтесь, ребята, кто куда.

– Ваша «пряталка» превратилась в конуру, из нее сейчас вылезет огромный черный пес. Вот он выглянул из конуры. Потом выставил передние лапы, прогибается, подтягивает туловище. Увидел щенка! Оскалился, когти выпустил. Хочет броситься на него.

– Ребята! Давайте сделаем так: пусть каждый мальчик будет черным псом, а каждая девочка – щенком. Черный пес гонится за щенком, но не хватает его, а только пугает – рычит, выставляет «когти», топает ногами (15–20 секунд). Убежал щенок и спрятался под кустик. Найдите себе «кустик». Прилетела пчелка. Помните, щенок хотел схватить ее зубами, за что пчелка ужалила его в нос.

Пчелками будут девочки. Выставьте вперед указательный палец, как будто жало, догоняйте щенков-мальчиков и жальте их: у-у-у-ж-жжа-лю! (15–20 секунд).

Добежал щенок до пруда и бултыхнулся в воду – все ложитесь на пол. В пруду живет рыбка – превращайтесь в рыбок и «плавайте», кто как хочет (12–15 секунд). «Это ты сказала «мяу»?» – спросил щенок рыбку. Услышала это лягушка и рассмеялась. Превращайтесь в лягушек, прыгайте на двух ногах, широко разведите колени, расставьте в стороны руки и квакайте так, чтобы было похоже, что лягушка смеется (12–15 секунд).

Мокрый, с распухшим носом пошел щенок домой. Мальчики, идите, как мокрые щенки. Девочки, покажите «щенкам», кто сказал «мяу!». Ходите, как кошки, и мяукайте, шипите, фыркайте.

Пришел щенок домой и улегся на коврик.

II. Самостоятельная творческая двигательная деятельность детей.

– Это, ребята, была репетиция, Вы провели ее замечательно. А теперь давайте сыграем по-настоящему. (Театр-игра повторяется.)

III. Релаксация.

– Отдыхайте, лежа на коврике, а я спою вам песенку «Серенькая кошечка».

Красный, желтый, голубой –

не угнаться за тобой
Задачи: накапливать опыт двигательной деятельности и творческого самовыражения, обогащать эмоциональный опыт детей.

Оснащение: большие мячи по числу детей, ориентиры для эстафеты, колпак или повязка для игры в жмурки.

Ход занятия

I. Игра «Встретились и разошлись».

Построение в шеренгу. Поворот направо-налево от середины шеренги. Ходьба расходящимися шеренгами-колоннами в обход с заданием: при встрече по сигналу повернуться в прыжке кругом и двигаться в обратном направлении подскоками – 4 раза.

II. Импровизация движений.

– Ребята, мы опять будем придумывать и показывать фигуры в разных положениях. Но теперь фигуры нужно показывать вдвоем. Одну минутку подумайте, посоветуйтесь друг с другом, что можно показать, и мы начнем.

Напоминаю, что фигуры надо сохранять, пока я считаю до трех.

Приготовиться!

Фигура стоя! Раз, два, три!

Фигура сидя! Раз, два, три!

А теперь покажите фигуры на животе, на спине и др. (Всего 10–12 фигур.).

Темп – резвый (положения лежа и сидя чередовать с положением стоя).

III. Игра-эстафета «Раки-забияки».

Ползание в опоре на всю ступню и ладони, в глубоком приседе (колени разведены широко в стороны) задом наперед (в сторону глухой стены) + активное выпрямление + энергичные прыжки с ноги на ногу в обратном напрвлении – 2–3 раза.

IV. Игра-эстафета «Брось мяч в стену».

Добежать до стены, бросить мяч в стену, поймать и бегом вернуться обратно (2–3 раза).

V. Игра-эстафета «Ловкие и быстрые».

В одну сторону – бег спиной вперед, обратно – обычный быстрый бег (2–3 раза).

VI. Жмурки (любой вариант).

Непоседы

Задачи: учить детей создавать новые формы движений, обогащать двигательный опыт.

Оснащение: скакалки и мячи среднего размера по числу детей.

Ход занятия

I. Перестроение, ходьба.

Построение в две шеренги (одна против другой) у противоположных сторон зала, ходьба шеренгами поперек зала + ходьба с ритмичными притопами в обратном направлении спиной вперед (сошлись – разошлись), повторить 3 раза, бег врассыпную – 20 секунд, перестроение тройками.

II. Общеразвивающие упражнения «Придумай упражнение сам».

Ребята, первое упражнение нужно делать только руками. Придумали? Начинайте! (8 раз.)

Второе упражнение тоже придумайте сами. Это могут быть наклоны вперед или в сторону, с помощью рук или без них. Поставьте ноги удобно и не сдвигайте их с места во время выполнения упражнения. Приготовиться. Начинайте! (8 раз.)

Третье упражнение нужно выполнять лежа на животе (8 раз).

Четвертое упражнение выполните, пожалуйста, лежа на спине (8 раз.)

А теперь – прыжки.

Вот мы и готовы посоревноваться!

III. Спортивно-двигательные состязания.

1) «Кто быстрее» – ползание по-пластунски + бег спиной вперед в обратном направлении (2раза).

2) «Веселая скакалка» – прыжки со скакалкой до определенного места и обратно бегом (2 раза).

3) Игровое задание «Попади мячом в мяч» – катание мячей навстречу из положения по выбору (из наклона, из приседа, с колена). Выполняется одновременно (3 минуты).

4) «Чье звено быстрее построится»: движение каждый раз меняется (бег врассыпную, прыжки, кружение и др.).

IV. Игра «Загадалки-отгадалки».

А теперь поиграем в загадки и отгадки. Я вам буду загадывать загадки, а вы должны показать отгадки движениями.

Гребешок аленький, Танцевать он всем велит,

Кафтанчик рябенький, Песни петь заставит.

Двойная бородка, Всех подряд он веселит,

Важная походка, Устали не знает.

Раньше всех встает, От века у нас живет,

Голосисто поет. Дружный, шумный … (хоровод).

(Петушок.)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.

(Кошка.)

V. Рефлексия.

Дети исполняют знакомый хоровод.

Творческие композиции

по двигательной деятельности

для старших дошкольников

Крылатый, мохнатый да масленый

– Ребята, вы слышали сказку «Крылатый, мохнатый да масленый». Давайте мы все сыграем эту сказку. Я буду ее рассказывать, а вы – показывать.

Итак, жили в избушке три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый, и каждый выполнял свою работу. Воробей еду приносил: зерен (летите, воробушки, ищите зерен), из лесу грибов (собирайте грибы), с огорода бобов. Мышонок дрова рубил (покажите, как он это делал), а блин щи да кашу варил (изобразите!). Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится (летите, воробушки, домой!), ключевой водой умоется (умывайтесь, воробушки!), сядет на лавку отдыхать (летите на скамеечку!). А мышь дрова таскает (дети собирают гимнастические палки, разложенные по краю зала, и складывают в одну кучу). А блин у печи щи варит, солью солит, кашу пробует (дети имитируют все движения).

Сядут за стол – не нахвалятся! Только раз призадумался воробей, что он больше всех работает. Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал, чтоб назавтра работу поменяли. (Ребята, покажите, как воробей сердился.) На другой день блин пошел на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить.

Вот блин покатился в лес. (Ребята, ложитесь на коврик и перекатывайтесь с одного края до другого, как будто блинчики перекатываются.)

Катится-катился блин, а навстречу ему Лиса Патрикеевна, хотела съесть блин, да он от нее еле вырвался, только бок в зубах остался. (Попробуйте и вы догнать «блин». Поиграем в игру «Догони обруч». Вы будете лисичками, я буду катать обручи, как будто блины, а вы догоняйте – каждый свой обруч.) (После игры дети складывают обручи у скамейки на пол.)

А мышка дома щи варит, но не получаются щи жирными и вкусными. Вспомнила она, как блин щи варит: нырнет в горшок, вынырнет – и щи жирные становятся. Решила мышка также сделать. (Залезайте, мышки, на скамейку и спрыгивайте в обруч, как в горшок.)

Мышка вся обварилась, еле выскочила, сидит на лавке – слезы льет. А воробей дрова возил. (Летите, воробушки, за «дровами».) (Дети имитируют полет воробья и приносят гимнастические палки.) Да стал воробей их на щепки ломать клювом. (Покажите, как он это делал!) Клевал, клевал, да клюв на сторону своротил.

Прибежал блин к дому, увидал что с друзьями случилось, и говорит: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет». Тут воробей со стыда под лавку забился. (Подлезайте под скамейки!)

И стали они жить по-старому: воробей еду приносить (дети показывают), мышь дрова рубить, а блин щи варить да кашу.

А чтобы быть ловкими, они стали тренироваться с палками. Выполним игровое упражнение «Не урони палку».

И. п. – палку поставить вертикально на пол и поддерживать рукой. По сигналу «Играй, играй, да палку не роняй» дети несколько раз подряд выполняют и г р о в ы е у п р а ж н е н и я:

1) хлопнуть в ладоши и снова накрыть палку ладонью,

2) поочередно палку накрывать правой и левой рукой,

3) хлопнуть в ладоши впереди и за спиной, накрыть палку,

4) успеть повернуться на месте на 360 и накрыть палку, пока она не упала.

Выигрывает тот, кто придумает интересное движение.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации