Инфраструктура рыночной экономики: основные элементы и их характеристика - файл n1.doc

Инфраструктура рыночной экономики: основные элементы и их характеристика
Скачать все файлы (1146 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1146kb.04.02.2014 02:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Курсовая работа
по экономике на тему:
"Инфраструктура рыночной экономики:
основные элементы и их характеристика"


г. Новосибирск

2008
СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

4

1.

Рыночная экономика: цели и задачи

6

2.

Инфраструктура рыночной экономики: основные понятия

13

3.

Рынок: виды, инфраструктура, основные элементы

24

3.1.

Потребительский рынок

24

3.2.

Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров

24

3.3.

Рынок товаров и услуг

25

3.4.

Рынок жилой площади

25

3.5.

Рынок средств производства

26

3.6.

Рынок инвестиций

26

3.7.

Рынок денег, валюты, ценных бумаг

27

3.8.

Рынок рабочей силы (труда)

28

3.9.

Рынок инноваций

29

3.10.

Рынок духовного, интеллектуального продукта

30

3.11.

Рынок лицензий

30

3.12.

Рынок реального капитала

31

3.13.

Рынок земли

31

3.14.

Рынок информационных продуктов

32

4.

Проблемы инфраструктуры рыночной экономики в России

33




Заключение

37




Список использованной литературы

39




Приложение № 1

41




Приложение № 2

42




Приложение № 3

43




Приложение № 4

45




Приложение № 5

49




Приложение № 6

51




Приложение № 7

54




Приложение № 8

55




Приложение № 9

63




Приложение № 10

69




Приложение № 11

76




Приложение № 12

78

ВВЕДЕНИЕ
Темой моей курсовой работы является инфраструктура рыночной экономики: основные элементы и их характеристика. Изучение этой темы очень актуально и важно на данном этапе развития рыночных отношений в нашем государстве.

В преддверии ХХI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нашей стране не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является экономика нашей страны.

Инфраструктура – это неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-командной системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но оно касается также социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, либо действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования. Важным моментом также является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

1. Рыночная экономика: цели и задачи
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По субъектам различают рынки:

  1. Покупателей. На этом рынке предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

  1. Продавцов. Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы "с колес", так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: "Бери, что дают!". Таков наш рынок.

  2. Государственных учреждений. Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

  3. Промежуточных продавцов – посредников. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По общественному разделению труда различают рынки:

    1. Местный (локальный).

    2. Региональный.

    3. Национальный.

    4. Мировой. Мировой рынок – это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и качественно новый уровень.

Также выделяют следующие виды рынков:

  1. По уровню насыщения:

    1. Равновесный.

    2. Дефицитный.

    3. Избыточный.

  2. По степени зрелости:

    1. Неразвитый.

    2. Развитый.

    3. Формирующийся.

  3. По степени ограниченности конкуренции:

    1. Свободный.

    2. Монополистический.

    3. Олигополистический.

    4. Смешанный.

  4. По соответствию действующему законодательству:

    1. Легальный.

    2. Нелегальный ("черный" и "серый").

  5. По организации рыночного обмена:

    1. Оптовый.

    2. Розничный.

    3. Экспортный.

    4. Импортный.

  6. С учетом ассортимента товаров:

    1. Замкнутый рынок, где товары только первого производителя.

    2. Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей.

    3. Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей.

    4. Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.

Существуют следующие функции рынка:

  1. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

  2. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

  3. Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

  4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

  5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

  6. Санирующая функция – рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

  7. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

  8. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…". Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Рыночная экономика практически доказала свою высокую эффективность при решении следующих задач:

  1. Обеспечение взаимосвязи производства и потребления. Эту функцию рынок осуществляет через совпадение потребностей и платежеспособного спроса с ассортиментом представленного к реализации предложения.

  2. Общественная оценка результатов труда самостоятельно хозяйствующих производителей. Механизм такой оценки прост, эффективен и объективен: состоялась или нет купля-продажа. Именно непредсказуемость купли-продажи придает рыночной экономике ту динамику, которая заставляет производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) постоянно находится в "рыночной" форме.

  3. Свободное движение цен. Это означает, что величина и динамика рыночных цен складываются в процессе свободного взаимодействия спроса и предложения. Свободное движение цен может обеспечить только рынок, строго говоря, только это и есть "рынок". Любое препятствие свободному движению цен разрушает рыночную экономику.

  4. "Оздоровление" (санация) экономики. Общественная оценка результатов труда самостоятельно хозяйствующих производителей посредством свободного движения цен безжалостно отделяет отстающих производителей от преуспевающих. Иными словами, в самом механизме рыночной экономики заложена возможность ее постоянного "оздоровления".

  5. Всеобщность конкуренции. Рыночная экономика есть конкуренция во всех ее сферах и на всех уровнях:

    1. Среди продавцов идет бесконечное соревнование за максимальный рост объема производства, опережающее снижение затрат, возможность участия в наиболее прибыльных отраслях.

    2. Среди покупателей соревнование идет за наиболее выгодное размещение своих доходов.

    3. Продавцы и покупатели соревнуются за наибольшее влияние на величину рыночных цен.

В рыночной экономике имеются три основных сферы:

      1. "Потребительские домохозяйства" ("потребители") – так называют в экономической теории покупателей товаров и услуг для удовлетворения собственных потребностей. Деньги на покупку товаров и услуг потребители зарабатывают, продавая принадлежащие им факторы производства предпринимателям или государству.

      2. "Предпринимательские фирмы" используют факторы производства для создания товаров и услуг, которые потом приобретают потребительские домохозяйства, расходы которых образуют доходы фирм.

      3. "Государство" выступает как особая сфера рыночной экономики, также связанная с домохозяйствами и фирмами:

    1. Домашние хозяйства оказывают услуги государству (людьми, служащими в государственных структурах), а государство оказывает своим гражданам социальные услуги; на этой основе возникают взаимные денежные потоки – государство выплачивает заработную плату служащим и пособия нетрудоспособным, а от домохозяйств государству поступают налоги.

    2. Аналогичные связи наблюдаются между государством и фирмами: от фирм государству поступают товары, а от государства фирмам – услуги; государство оплачивает фирмам закупаемую у них продукцию, а фирмы направляют государству налоги.

Теперь не составит труда изобразить связь между тремя основными сферами рыночной экономики в виде циклических (замкнутых) потоков товаров и услуг [рис. 1, с. 11].



Рис 1. Связь между тремя основными сферами рыночной экономики

В результате мы имеем схематическое изображение "классической" рыночной экономики, в которой связи между основными сферами опосредованы только товарно-денежными потоками.

Неотъемлемым свойством рыночной экономики является ее многосекторность, то есть разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только ее рыночной эффективностью.

В настоящее время типичными для рыночной экономики являются:

    1. Государственный сектор.

    2. Сектор акционерного предпринимательства.

    3. Сектор кооперативных (коллективных) предприятий.

    4. Индивидуальный сектор (частнокапиталистические и индивидуально-трудовые предприятия).

    5. Смешанный сектор (государственно-кооперативный и т.п.).

Имеются общепризнанные экономические ценности, придающие рыночной экономике цивилизованный характер. К таким ценностям, являющимся ее главными целями, относятся следующие:

    1. Полная занятость. Должна быть работа для каждого, кто может, хочет и способен работать.

    2. Экономический рост. Следует стремиться к увеличению выпуска товаров и услуг как условию роста жизненного уровня людей.

    3. Стабильность цен. Резкие изменения цен, даже их понижение, обычно отрицательно сказываются на экономике.

    4. Экономическая свобода. Потребители и производители должны иметь свободу выбора и наиболее эффективного способа зарабатывания и расходования денег.

    5. Экономическая безопасность. Те, кто не может обеспечить себя, должны получать помощь от общества.

    6. Равенство. Общество должно предоставлять своим членам равные возможности реализовать свой экономический потенциал.

    7. Эффективность. Способность всей экономики получать максимальный результат минимальными затратами всегда ограниченных ресурсов.


2. Инфраструктура рыночной экономики: основные понятия
Впервые термин инфраструктура был использован в экономи­ческом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспе­чивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX века). Он произошел от латинских слов "infra" – ниже, под; "struktura" – строение, расположение. Несмотря на широкое использование, су­ществуют различные трактовки этого понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систе­му обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставле­нии услуг производству и населению, в обслуживании производ­ства и населения.

Другие понимают под инфраструктурой только систему произ­водственного обслуживания в виде ее назначения в создании об­щих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструк­тура составляет накопленное материальное богатство, как совокуп­ность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

В 40-е годы XX века на Западе под инфраструктурой стали пони­мать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функци­онирование материального производства. В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы 1.

Инфраструктура – это обязательный компонент любой целост­ной экономической системы и подсистемы. Она представляет со­бой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятель­ность экономики или политической системы в целом.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделе­нии труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе круп­ное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между го­родом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе – отделение торговли от земледелия и промышленности – привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало рас­ширения инфраструктурной сферы.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру – совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных по­требностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка 2.

Функции социальной инфраструктуры

  1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование).

  2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение).

  3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня (общественное питание, пассажирский транспорт).

  4. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструкту­ре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь след­ствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инф­раструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным при­знаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении произ­водства.

Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инф­раструктуры является то, что результат их деятельности нельзя ре­зервировать или складировать, ибо он проявляется в форме про­цесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не сле­дует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструк­тура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появ­ляется необходимость создания специализированного вида деятель­ности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, орга­низованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опос­редствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспече­нию нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка яв­ляются:

  1. Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их орга­низационно оформленное посредничество. Биржа – место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии. Различают товарные [табл. П. 1, С. 41], фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1-2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск. На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская. В России это Московская межбанковская валютная биржа, являющаяся одной из крупнейших бирж в России [табл. П. 2, С. 42].

  2. Аукционы, ярмарки и другие формы организационного не­биржевого посредничества. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

  3. Кредитная система и коммерческие банки. Кредитная система включает в себя банки [табл. П. 3, С. 43], страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы – банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

  4. Эмиссионная система и эмиссионные банки. Эмиссионная система – это законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции в государствах осуществляют: ЦБ, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнота); казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты из дешевых видов металла). Эмиссионные банки – это банки, наделенные правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, хранения золотовалютных резервов и управления валютным курсом национальной денежной единицы. Эмиссионные банки бывают трех видов: центральный, национальный, резервный. Исторически эмиссионные банки возникали как частные или государственные банки, как выпускающие банкноты, так и имевшие свою клиентуру. В дальнейшем эмиссионное право стало исключительно монополией государства, и эмиссионные банки постепенно сокращают прямые операции с клиентурой. Это означало, что вся кассовая наличность концентрируется в эмиссионном банке. Все остальные банки работают по принципу "обратной кассы". Поступление наличных денег в каналы денежного обращения происходит в форме пополнения кассы коммерческого банка. Кроме того, все коммерческие и специализированные банки осуществляют свои расчеты через эмиссионные банки. При необходимости банки могут пользоваться кредитом эмиссионного банка. Таким образом, весь безналичный и наличный денежный оборот сосредотачивается в эмиссионном банке и его структурах. Эмиссионный банк выполняет следующие основные функции: является расчетным и резервным центром банковской системы; эмиссия и контрольные денежные обращения; управление государственным долгом и отдельные функции по исполнению государственного бюджета; кредитование коммерческих банков; денежно-кредитное регулирование; банковское регулирование. В большинстве стран функции Центробанка закреплены за одним банковским учреждением (Банк Англии 1844 г., Банк Франции 1848 г., Банк Испании 1874 г., ФРС США 1913 г.). По своей организационно-правовой форме эмиссионные банки могут быть: Центробанк со 100% участием государства в формировании этого банка; акционерное общество, одним из акционеров которого является государство; система независимых банков, в совокупности выполняющих функции эмиссионного банка.

  5. Система регулирования занятости населения и центр госу­дарственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда). Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы [табл. П. 4, С. 45].

  6. Информационные технологии и средства деловой коммуникации. Информационные технологии сегодня – это стремительно развивающиеся автоматизированные способы обработки информации. Для реализации которых используются компьютеры (в том числе). Информационные технологии теперь проникают и в те области деятельности человека, где раньше невозможно было участие машины.

  7. Налоговая система и налоговая инспекция. Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система включает в себя ряд следующих обязательных элементов, которые непосредственно формируют налоговую систему любого государства: систему налоговых органов; систему и принципы налогового законодательства; принципы налоговой политики; порядок распределения налогов по бюджетам; формы и методы налогового контроля; порядок и условия налогового производства; подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др. [табл. П. 5, С. 49].

  8. Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании. Главной функцией страховых компаний является страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли [табл. П. 6, С. 51].

  9. Специальные рекламные агентства, информационные цент­ры и агентства средней массовой информации. К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно. Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов. Нередко агентства привлекают к себе новых клиентов благодаря своей репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор. Рекламные агентства получают компенсацию в виде комиссионного вознаграждения и иногда гонорар. Обычно агентство получает 15%-ную скидку со стоимости закупаемых им средств рекламы. Предположим, оно закупает для клиента место в журнале стоимостью 60 тыс. долл. Журнал выставляет агентству счет на 51 тыс. долл. (60 тыс. минус 15%), а агентство получает с клиента полную сумму - 60 тыс. долл., - удерживая комиссию в 9 тыс. долл. в свою пользу. Если бы клиент закупил это же место непосредственно у журнала, он также заплатил бы журналу 60 тыс. долл., поскольку комиссионные скидки представляют только аккредитованным рекламным агентствам. И рекламодатели и агентства испытывают все большее недовольство системой комиссионных скидок. Крупные рекламодатели жалуются, что платят за те же самые услуги больше, чем мелкие рекламодатели, просто потому, что размещают большие рекламы. Рекламодатели также считают, что комиссионная система отвлекает внимание агентств от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний. Агентства сетуют на то, что оказывают клиенту дополнительные услуги, не получая за это никакого дополнительного вознаграждения. Сегодня все больше склоняются к системе компенсирования либо на основе прямых гонораров, либо на основе сочетания комиссии и гонораров. На устоях деятельности агентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции наших дней. Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупках средств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстве рекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открыли собственные внутрифирменные рекламные агентства, прекратив таким образом долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. И, наконец, Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства несли ответственность за лживую рекламу наравне с клиентами. Все эти тенденции, несомненно, вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности, однако агентства, добротно делающие свое дело, выживут.

  10. Торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов. В соответствии с законами РФ о "Торгово-промышленной палате в РФ" Торгово-промышленная палата (ТПП) являются негосударственной, некоммерческой общественной организацией, объединяющей предпринимателей и предприятия независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. ТПП создаются в целях содействия развития экономики, формированию промышленной, финансовой инфраструктуры.

  11. Таможенная система. Это подсистема государственного регулирования внешнеэкономической деятельности путем контроля ввоза-вывоза товаров, пересекающих границу страны [табл. П. 7, С. 54].

  12. Профсоюзы работающих по найму. Профсоюз – это организация наемных работников, которые решили совместно и самостоятельно отстаивать свои интересы.

  13. Коммерческо-выставочные комплексы.

  14. Система высшего и среднего экономического образования. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток – крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях препода­ют случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рын­ка развивается и набирает силу и авторитет [табл. П. 8, С. 55].

  15. Аудиторские компании. Аудит – это комплексная ревизия фи­нансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая провер­ка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе влас­тей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоя­щее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспер­тиза – обязательное условие для получения разрешения на внеш­неэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий. Объективность оценок западных ауди­торских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

  16. Консультативные (консалтинговые) компании. В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по эко­номическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оп­лата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

  17. Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности. Общественный фонд – это один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Государственные фонды – это фонды, собственником которых является государство. Кроме общеизвестных пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования, могут быть специально образовываемые фонды для реализации определенных программ. Например, федеральные и региональные фонды для закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, о которых принят Федеральный закон от 26 октября 1994 г. № 53-ФЗ.

  18. Специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не на­вязаны извне, а порождены самими рыночными
    отношениями 3.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Инфраструктура рынка имеет следующие функции:

  1. Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов.

  2. Повышение оперативности и эффективности работы рыноч­ных субъектов на основе специализации отдельных субъектов эко­номики и видов деятельности.

  3. Организационное оформление рыночных отношений.

  4. Облегчение форм юридического и экономического контроля, го­сударственного и общественного регулирования деловой практики.

  5. Подготовка специалистов для эффективного функционирова­ния рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслужива­ющих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 году в Ирлан­дии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы за­нятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В рус­ском языке имеет место несколько терминов, определяющих поня­тие "свободные экономические зоны":

    1. Зоны свободного предпринимательства (ЗСП).

    2. Зоны свободной торговли.

    3. Экспортно-производительные зоны (ЭПЗ).

    4. Производственные зоны в регионах.

    5. Свободные порты.

    6. Свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются как факторы экономического раз­вития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; пря­мые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз това­ров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабо­чей силы и др.).

В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах), гос­подствующее положение в СЭЗ занимают транснациональные кор­порации (ТИК) Японии, США и Западной Европы.

Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: по­литическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хо­зяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.

Классическая инфраструктура рынка представлена на следующей схеме [рис. 2, с. 23].

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации