Сравнительная характеристика Арбитражного суда РФ и Китая - файл n1.doc

Сравнительная характеристика Арбитражного суда РФ и Китая
Скачать все файлы (175.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc176kb.04.02.2014 02:25скачать

n1.doc

  1   2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные отличительные и общие черты арбитражных судов двух стран: России и Китая ………………………………………………………........6

    1. Понятие арбитража………………………………………………….6

    2. Местоположение судов……………………………………………...7

    3. Нормативное регулирование сфер деятельности судов, их полномочия, отличительные знаки………………………………………8

    4. Внутренняя организация деятельности судов……………………11

    5. Арбитражный процесс……………………………………………..19

    6. Состав членов суда. Полномочия судов. Официальный язык судопроизводства………………………………………………………..26

    7. Исполнение решений судов……………………………………….27


Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………..………………………30

Введение.
Арбитражные суды в разных странах выполняют функции хозяйственных судов.

В структуре хозяйственных судов принято выделять государственные и коммерческие суды.

Собственно арбитражи являются государственными хозяйственными судами. Однако, в некоторых странах (например, в ряде Европейских стран и в Китае) арбитражем именуют коммерческие хозяйственные суды.

В России коммерческими хозяйственными судами выступают третейские суды.

Функции хозяйственных специфичны по отношению к функциям конституционных судов, судов общей юрисдикции.

Несмотря на схожие черты моделей хозяйственных судов в разных странах, они несут в себе и ряд существенных отличий, вызванных особенностями сфер жизни каждой из стран.

Например, сразу следует пояснить, что применительно к Китаю и России понятие «арбитражный суд» будет не равнозначным.

Как уже было отмечено, арбитражный суд – это звено, входящее в единую государственную судебную систему, для негосударственной структуры по разрешению коммерческих споров в разных странах приняты разные названия.

Арбитражные суды в России входят в государственную судебную систему, для негосударственных арбитражных судов следует использовать понятие «третейский суд»1.

В Китае система государственных арбитражных судов отсутствует.2 Судебная система Китая выглядит следующим образом. Государственные суды - Верховный народный суд, местные народные суды различных ступеней и военные суды.

Верховный Народный Суд - высший судебный орган Китая, подотчетен ВСНП и ПК ВСНП. Верховный Народный Суд является носителем верховной юрисдикции и судебной автономии, принимает решения в соответствии с законом и без оглядки на любые административные учреждения, общественные организации и частных лиц. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью местных и специальных Народных судов всех ступеней, включая военные суды.

По Конституции и соответствующим законам ВНС выполняет три рода функций:

1) Берет на себя разбирательство наиболее важных в общегосударственном масштабе дел; дела, по которым поступили кассационные жалобы уже после вынесения приговора народным судом высшей инстанции, а также дела, которые ВНС найдет необходимым рассмотреть;

2) Осуществляет надзор за работой народных судов нижестоящих ступеней и специальных судов, отменяет ошибочные решения местных народных судов и специальных судов, прибегая при этом либо к обжалованию в судебной инстанции, либо обязывает произвести пересмотр дела;

3) Дает обязательные для всей страны разъяснения юридических понятий и законов в случае разночтения их в судебной практике.

В каждой провинции, автономном районе и городе центрального подчинения созданы Народный суд высшей ступени, Народный суд средней ступени и низовые Народные суды.

Разбирательство дел ведется во всех Народных судах производится открыто, за исключением дел, связанных с государственными секретами, делами несовершеннолетних. Обвиняемый имеет право на защиту, может выступать в суде в свою защиту сам или поручать защиту адвокату, либо кому-нибудь из близких родственников или опекуну.

Дела по экономическим спорам рассматриваются в коллегии по экономическим спорам внутри государственного народного суда, а негосударственные судебные органы для решения коммерческих споров – это:

Актуальность темы исследования во многом определена тем, что хозяйственные суды участвуют в механизме защиты прав и основных свобод.

От эффективности их действий будет во многом зависеть и состояние гарантий прав человека и его основных свобод применительно к экономической сфере жизни.

Работа написана на основе анализа нормативных источников, учебников и учебной литературы, публицистических статей, интернет-источников, размещенных на официальных сайтах различных правовых организаций и самих рассматриваемых судов.

Глава 1. Основные отличительные и общие черты арбитражных судов двух стран: России и Китая.
1.1. Понятие арбитража.
Понятию арбитраж в разных странах придается разное значение1. Арбитражное судоустройство России определено двумя видами судов: государственными и третейскими.

Хозяйственными спорами (при наличии соответствующего соглашения у сторон) занимаются третейские суды2 (по своей сущности, это коммерческие хозяйственные суды в России).

В Китае под арбитражем понимается негосударственный суд, или процедура разрешения коммерческих или имущественных споров. На это указывают, прежде всего, исследования в рассматриваемой области, и действующие нормы права.

Так, в ст. 1 действующего в российско-китайских отношениях Соглашения между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Китайской палатой международной торговли/Китайским комитетом содействия развитию международной торговли о сотрудничестве в области коммерческого арбитража от 15 июля 1996 г. говорится, что договаривающиеся стороны согласились впредь рекомендовать соответственно российским и китайским физическим и юридическим лицам, участвующим в осуществлении торгово-экономических связей и инвестиционной деятельности между двумя странами, включать в их контракты следующую арбитражную оговорку: "Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего контракта/договора, соглашения или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат, с исключением подсудности государственным судам, передаче на рассмотрение арбитража. Если истцом в таком споре, разногласии или требовании будет российское физическое или юридическое лицо, то арбитражное разбирательство будет осуществляться в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в Москве в соответствии с Регламентом этого Арбитражного суда. Если истцом в таком споре, разногласии или требовании будет являться китайское физическое или юридическое лицо, то арбитражное разбирательство будет осуществляться в Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии при Китайской палате международной торговли. Решение арбитража, вынесенное в соответствии с настоящей арбитражной оговоркой, будет окончательным и обязательным для обеих сторон.1

Именно поэтому устройство Китайского арбитража сильно напоминает устройство третейских судов на территории России.

Таким образом, понятия арбитража для России и для Китая по наиболее существенным для них признакам не совпадают.

Отличительной особенностью арбитражных судов Китая, тем не менее, остается то, что это, хоть и не государственные суды, но официально признанные.

На это указывают следующие замечания исследователей: «Одной из особенностей законодательства Китая об арбитраже является то, что арбитраж может проводиться только официально признанными учреждениями арбитража: крое арбитражной комиссии, судопроизводство по арбитражным спорам не может осуществляться другими судебными подразделениями»2.
1.2. Местоположение судов.
Государственные суды арбитражной системы в России находятся во всех ее субъектах. В некоторых субъектах формируются постоянные выездные сессии арбитражных судов.

Система государственных арбитражных судов в России имеет свою иерархию.

Возглавляет ее Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 127 Конституции РФ), который расположен в Москве.

Центральным арбитражным органом Китая именуют Китайскую Международную Торгово-Экономическую Арбитражную Комиссию (CIETAC). CIETAC - наиболее известный и широко используемый сторонами спора арбитражный орган Китая.

Ранее традиционно китайские учреждения арбитража делились на те, которые урегулируют споры, "связанные с зарубежными странами", и те, которые разрешают исключительно внутренние споры. В настоящее время это разделение стерлось и теперь каждый из отмеченных типов арбитражных учреждений может работать с любым видом споров.

Существует два арбитражных органа, "связанных с зарубежными странами":

CIETAC приравнивается по своему статусу к Международной торговой палате и Стокгольмской торговой палате.

Кроме CIETAC в Китае существует более 140 местных арбитражных комиссий, которые созданы и работают на основании Закона «Об арбитраже в Китае». Существуют в наиболее крупных городах, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и могут рассматривать все виды споров, проистекающих из соглашений сторон. Наиболее популярной из таких арбитражных комиссий является Пекинская Арбитражная комиссия (ПАК).

Помимо этого, Китай и Европейский Союз для решения двусторонних коммерческих споров создали единый арбитражный суд, расположенный в Гамбурге (ФРГ). Для совместной работы по разрешению двусторонних конфликтных ситуаций там будут использоваться китайский, немецкий и английские языки.

Полномочия и компетенция совместного европейско-китайского Арбитража в Гамбурге уже признаны всеми судами Евросоюза1.
1.3.Нормативное регулирование сфер деятельности судов, их полномочия, отличительные знаки.
Основу правого регулирования деятельности арбитражных судов в России составляют: общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

В Китае базовым документом в вопросах организации и деятельности арбитража является Закон КНР «Об арбитраже» (принят 31 августа 1994 г. на 9 собрании исполнительного комитета 8 съезда Всекитайских Народных Представителей, опубликован 31 августа 1994 г. приказом Председателя КНР № 31, вступил в силу 1 сентября 1995 г.).1

Закон Китая «Об арбитраже» прописывает порядок создания и функционирования арбитражных комиссий, определяет арбитражное соглашение, процедуру арбитража, арбитражный суд и арбитражное решение, основные положения внешнего арбитража (то есть при участии иностранной стороны) и др.

Помимо этого, арбитражи Китая действуют на основании своих арбитражных правил, финансовые споры рассматриваются в соответствии с правилами разрешения финансовых споров. Например, CIETAC осуществляет свою деятельность на основании Арбитражных правил (далее – Арбитражные правила), принятых 11 января 2005 г. и вступивших в силу с 1 мая 2005 г.2

В сфере арбитража Китая применяются также положения Гражданского процессуального кодекса Китая и Свод арбитражных правил Китайской Международной Торгово-Экономической Арбитражной Комиссии как центрального арбитражного органа Китая.

Правила арбитража ПАК по существу основываются на Законе об арбитраже и в целом соответствуют международной практике. ПАК расширила критерии, необходимые для внедрения адекватной системы обработки документов и других материалов, касающихся слушаний.

Согласно Закону Китая «Об арбитраже» арбитраж может решать правовые, договорные и имущественные споры, возникшие между гражданами, юридическими лицами и организациями.

Как правило, арбитражная комиссия в Китае занимается разрешением споров, возникающих в сфере совместного хозяйствования китайского и иностранного капитала, индивидуального хозяйствования иностранного капитала, передачи технологии, денежного кредитования, арендных отношений, споров, возникающих в результате исполнения внешнеторговых договоров, в области договоров-поручений на куплю-продажу, споров, возникающих в процессе транспортировки, страхования и хранения продукции и др.

CIETAC подведомственны следующие виды споров:

CIETAC не берет на себя разрешение следующих споров:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак - эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Регламент арбитражных судов РФ)1.
1.4.Внутренняя организация деятельности судов.
CIETAC - наиболее известный и широко используемый сторонами спора арбитражный орган Китая, приравниваемый по своему статусу к Международной торговой палате и Стокгольмской торговой палате.

Состав Арбитражной комиссии формируется из председателя, нескольких его заместителей и членов Комиссии. Председатель выполняет обязанности и функции, которыми он наделён, согласно Арбитражным правилам. Заместители председателя могут выполнять обязанности и функции председателя по поручению последнего. Секретариат Арбитражной комиссии занимается текущей работой под руководством начальника секретариата Арбитражной комиссии.

Арбитражная комиссия утверждает состав арбитров. Арбитры избираются и назначаются Арбитражной комиссией из китайских граждан и иностранных лиц, обладающих специальными знаниями и практическим опытом в областях права, экономики и торговли, науки и техники и т.д.

ВАС РФ действует в составе:

В состав Пленума ВАС РФ входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в КС РФ с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

В соответствии со ст. 12-14 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов решает Пленум ВАС РФ.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

2) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

3) решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

4) избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно;

5) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

5.1) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;

6) утверждает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

6.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;

7) утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

8) утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

8.1) утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;

9) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов;

10) решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Порядок работы Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

2. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава.

3. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.

4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.
Председатели судов.

Председателем ВАС РФ выступает Иванов Антон Александрович.

В силу ст. 21 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и системы арбитражных судов в Российской Федерации. В случае отсутствия Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а в отсутствие первого заместителя - один из заместителей Председателя. Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возглавляют Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (здесь они являются председателями этих коллегий).

Ст. 15-17 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» посвящены работе Президиума ВАС РФ.








Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно.

3. В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
Порядок работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости.

2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

3. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

4. Порядок работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В ВАС РФ организованы две судебные коллегии:

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, реализует задачи и принципы судопроизводства в арбитражных судах,

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, реализует задачи и принципы судопроизводства в арбитражных судах.

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, реализует задачи и принципы судопроизводства в арбитражных судах. Формирует судебную практику по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений входят 3 судебных состава:

1-й судебный состав - "Состав по корпоративному праву"

2-й судебный состав - "Состав по вещному праву"

3-й судебный состав - "Состав по договорному праву".1
Первый судебный состав (по корпоративному праву) рассматривает дела, связанные с применением законодательства о регистрации, реорганизации, ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; оспаривании учредительных документов юридических лиц; обжаловании решений органов управления юридических лиц; о выпуске и обращении ценных бумаг, в том числе акций, ведении реестра акционеров, списании с лицевого счета акций; о несостоятельности (банкротстве); другие корпоративные споры (между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров); споры, вытекающие из сделок аренды, за исключением сделок аренды земельных и лесных участков (участков лесного фонда).

Второй судебный состав (по вещному праву) рассматривает дела, связанные с применением законодательства о праве собственности, иных вещных правах (о защите права, в том числе о признании прав), а также законодательства о приватизации; споры, вытекающие из общей собственности; споры по сделкам с земельными и лесными участками (участками лесного фонда); споры, вытекающие из сделок с иным недвижимым имуществом (в том числе купли-продажи, договоров простого товарищества, долевого строительства, строительного подряда), за исключением сделок аренды; споры, связанные с отношениями в сфере интеллектуальной собственности; споры о защите деловой репутации.

Третий судебный состав (по договорному праву) рассматривает дела, связанные с применением законодательства об отдельных видах сделок (в том числе купли-продажи, дарения, ссуды, перевозки, возмездного оказания услуг, страхования, займа и кредита, банковского вклада и счета, поручения, комиссии, агентирования, поручительства, залога, банковской гарантии, односторонних сделок), за исключением сделок аренды, сделок с ценными бумагами и недвижимым имуществом; споры, вытекающие из деликтов (в том числе в сфере природопользования), неосновательного обогащения; споры по обеспечительным и иным обязательствам, не отнесенные к специализации иных составов.

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, реализует задачи и принципы судопроизводства в арбитражных судах формирует судебную практику по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений входят 3 судебных состава:

4-й судебный состав - "Административный состав",

5-й судебный состав - "Налоговый состав",

6-й судебный состав - "Экспертный состав"1

Четвертый судебный состав (административный) рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов государственных органов (органов местного самоуправления), включая акты таможенных органов и органов валютного контроля, о применении процессуального законодательства, а также законодательства об исполнительном производстве, кроме дел, отнесенных к специализации других судебных составов; дела, связанные с применением антимонопольного законодательства; о взыскании штрафов в бюджет по искам указанных органов и возврате взысканных сумм из бюджета; дела об административных правонарушениях.

Пятый судебный состав (налоговый) рассматривает дела, связанные с применением налогового законодательства, в том числе об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов в сфере налогообложения, о взыскании сумм налоговых платежей в бюджет, иных обязательных платежей по искам налоговых органов, о возврате из бюджета списанных налоговыми органами денежных средств.

Шестой судебный состав (экспертный) рассматривает:

Дела, связанные с применением законодательства об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, о признании и приведении в исполнение решений иностранных государственных и третейских судов.

Заявления о пересмотре в порядке надзора судебных актов, по делам, отнесенным к специализациям 1-го - 5-го судебных составов, распределяемые методом случайной выборки по одному в день из общего количества дел каждого из названных судебных составов.
1.5. Арбитражный процесс.
В целом сам ход арбитражного процесса Китая и России схож по многим показателям.

Например, арбитражный процесс Китая начинается со дня отправления уведомления об арбитражном разбирательстве Арбитражной комиссией или её подкомиссиями.

При подаче искового заявления истец должен:

  1. Предъявить исковое заявление в письменной форме, где должны быть указаны:

    • наименование истца и ответчика, их почтовые адреса (необходимо также указать индекс, номера телефонов, факса, телекса и телеграфа, либо других видов электронной связи, если таковые существуют);

    • арбитражное соглашение, как основу для подачи искового заявления;

    • основания спора и обстоятельства по делу, на которых основано исковое требование;

    • требования истца, факты и доказательства, подтверждающие основания исковых требований.

Исковое заявление в арбитраж должно быть подписано и/или заверено печатью истца и/или уполномоченного агента истца.

  1. К исковому заявлению прилагаются соответствующие документальные свидетельства, подтверждающие факты, на которых базируется исковое заявление истца.

Необходимо внести сумму арбитражных сборов, которая рассчитывается согласно таблице арбитражных сборов CIETAC.

Более подробно вопросы, связанные с порядком арбитражного процесса, предъявлением иска, отзывом искового заявления и заявлением встречного иска регламентированы в разделе II Арбитражных правил.

Состав арбитражного суда формируется следующим образом.

Каждая из сторон выбирает из списка жюри Арбитражной комиссии по одному арбитру, или поручает это председателю Арбитражной комиссии. Третий арбитр совместно выбирается сторонами, участвующими в процессе, либо по поручению сторон назначается председателем Комиссии.

Если стороны в течение 20 дней с момента получения ответчиком арбитражного уведомления, не могут сообща избрать или уполномочить председателя Арбитражной комиссии назначить третьего арбитра, председатель сам производит назначение. Третий арбитр принимает на себя обязанности председателя.

Председатель и два других арбитра формируют состав арбитражного суда и приступают к разбирательству по делу.

Раздел III Арбитражных правил посвящен вопросам слушания по делу. В частности, установлено, что арбитражный суд может осуществить рассмотрение дела и вынести решение на основании письменных документов. Стороны могут изложить свои позиции на основании предъявленных документов, и устные прения в ходе разбирательства могут не проводиться.

Дата первого слушания по делу назначается арбитражным судом после согласования с секретарём Арбитражной комиссии. Стороны получают уведомление о дате заседания из секретариата Арбитражной комиссии за 30 дней до его начала. Имея обоснованные доводы стороны могут ходатайствовать об отсрочке слушаний. Просьба эта должна быть передана в Арбитражную комиссию за 12 дней до начала слушаний по делу. Решение о принятии просьбы об отсрочке слушаний выносится арбитражным судом.

Срок следующего заседания по делу после первого слушания не ограничивается 30 днями.

В случае согласия сторон относительно места проведения арбитража, арбитражный суд проводится в выбранном ими месте.

В случае, если стороны не пришли к соглашению относительно места проведения арбитража, дела, принятые к производству Арбитражной комиссией, с согласия начальника секретариата Арбитражной комиссии, рассматриваются в г. Пекине, или же в других местах. Дела, принятые к производству подкомиссиями, рассматриваются по месту расположения подкомиссий, или в других местах, с согласия начальников секретариатов подкомиссий.

Решения арбитража выносятся в соответствии с положениями раздела IV Арбитражных правил.

Установлено, что арбитражный суд должен в течение 9 месяцев с момента его формирования вынести решение по делу. По требованию арбитражного суда начальник секретариата Арбитражной комиссии может продлить сроки разбирательства, если посчитает это действительно необходимым, и если основания для этого являются вескими.

При слушании дела арбитражным судом, состоящим из 3 судей, решение выносится большинством голосов, мнение же меньшинства может быть занесено в протокол и приобщено к делу. В случае, если арбитражный суд не может сформировать большинства голосов, решение по делу выносится в соответствии с учётом голоса Председателя.

Судебное решение арбитражного суда содержит: предмет спора, исковые требования, обстоятельства дел, установленные арбитражным судом, обоснование принятого решения, резолюцию по каждому исковому требованию, распределение ответственности за арбитражные расходы, место и сроки принятия решения.

Фактические обстоятельства по делу и обоснования вынесения решения по арбитражу могут быть не указаны в арбитражном решении в случае договорённости сторон не указывать их, либо в случае вынесения решения в соответствии с содержанием соглашения по урегулированию спора между сторонами.

Арбитражный суд вправе определить в арбитражном решении итоговую сумму арбитражных сборов и других расходов, подлежащих оплате сторонами в Арбитражную комиссию.

Арбитражное решение является окончательным и обязательным для обеих сторон, принявших участие в процессе. Никакая из сторон не может обжаловать решение арбитража в суде, или ходатайствовать в любые другие организации, относительно изменения решения.

Любая из сторон, в течение 30 дней со дня принятия решения, может в письменной форме ходатайствовать в арбитражный суд об исправлении допущенных в арбитражном решении рукописных, печатных, расчётных и др. подобного рода ошибок.

Если в арбитражном решении действительно существуют ошибки, арбитражный суд в течение 30 дней после получения заявления, обязан внести необходимые поправки в письменной форме. Арбитражный суд в течение 30 дней с момента выхода арбитражного решения может самостоятельно внести соответствующие поправки в письменной форме. Эти поправки являются частью арбитражного решения.

Если одна из сторон не согласна с решением суда и обосновывает это переданными в процесс документами, то она имеет право в тридцатидневный срок заявить свои требования о внесении дополнений и изменений в уже принятое решение.

Если в арбитражном решении действительно существуют упущения, арбитражный суд в течение 30 дней со дня вынесения решения может самостоятельно принимать дополнительные решения, данные дополнения являются частью первоначального решения арбитража.

Арбитражными правилами Китая, как и России, предусматривается возможность ускоренного производства по делу (в России – по отдельной категории дел).

Помимо других договорённостей между сторонами, данная процедура применима к арбитражному спору, где цена иска не превышает 500 000, или превышает 500 000 юаней, но одна сторона ходатайствует об использовании этой формы судопроизводства и получает согласие другой стороны в письменной форме.

При подаче искового заявления в Арбитражную комиссию и после надлежащей процедуры принятия его к производству, где допускается процедура ускоренного производства, секретариат Арбитражной комиссии немедленно отправляет в адрес сторон уведомление об арбитражном разбирательстве. Если стороны, участвующие в процессе, не избрали единоличного арбитра из коллегии судей в Арбитражную комиссию, стороны, в течение 15 дней с момента получения ответчиком арбитражного уведомления, должны совместно избрать или уполномочить председателя Арбитражной комиссии назначить единоличного арбитра. В случае, если стороны не в состоянии вовремя выбрать арбитра, председатель Арбитражной комиссии должен немедленно назначить единоличного судью, с целью формирования арбитражного суда по слушанию дела. Ответчик в течение 30 дней со дня получения уведомления об арбитражном разбирательстве должен направить отзыв на исковое заявление и соответствующие документальные доказательства. При подаче встречного иска он вместе с соответствующими документальными доказательствами должен быть предъявлен в обозначенные выше сроки.

Арбитражный суд может проводить слушание дела любым удобным ему способом, арбитражный суд может по своему усмотрению рассматривать дела только на основании письменных материалов и доказательств, предоставленных сторонами, либо проводить разбирательство при устном слушании дела.

ПАК проводит слушания в очень интенсивном режиме, предоставляя ответчику только 15 дней во внутренних спорах и 45 дней в спорах, "связанных с зарубежными странами", на то, чтобы представить заявление на защиту своих интересов в арбитраже. Любые встречные требования должны регистрироваться в течение 45 дней со дня получения уведомления об арбитраже.

Подобно CIETAC ПАК разрешает иностранным адвокатам и иным иностранным гражданам выступать в роли агентов. Однако, в отличие от CIETAC, ПАК ограничивает их число до трех, если сторона имеет "соответствующую причину" на это1.

В Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд - элемент правового статуса также и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (граждане-предприниматели). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации (ст.23 ГК РФ). В отдельных случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд имеют органы государственной власти и управления, прокурор, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

Предметом арбитражного процесса, как формы деятельности суда являются экономические споры или иные дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеративными законами.

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации