Оказание помощи родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями слуха - файл n1.doc

Оказание помощи родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями слуха
Скачать все файлы (140.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc141kb.04.02.2014 02:10скачать

n1.doc

  1   2
Содержание


Введение

1. Семья как развивающая среда
2. Задачи работы с родителями


3. Формы работы с родителями
3.1 Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
3.2 Работа с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Антикризисная программа.


4. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
4.1 Формы социальной защиты

4.2 Деятельность общественных организаций


Заключение
Литература


Введение
Рождение больного ребенка в большинстве случаев изменяет весь уклад семьи, влияет на психологический климат в ней. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни ребенка этот стресс не проходит, а в ряде случаев напряжение, вызванное им в семье, нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребенка часто оказывается в изоляции, так как родители ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своем горе.

В таком состоянии мать мало чем может помочь ребенку. Ее тревога, беспокойство передаются малышу. Взаимодействие с матерью в таком случае не формирует у него естественное чувство безопасности, защищенности, а еще больше нарушает его психическое развитие, вплоть до возникновения вторичных эмоциональных и поведенческих нарушений.

И поэтому важным аспектом решения проблем коррекционной педагогики становятся вопросы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии, разработка содержания и форм взаимодействия семьи и специалистов, механизма включения родителей в процесс развития и коррекционного обучения детей.

В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного и психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скоррегировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.

1. Семья как развивающая среда.
Ребенку для полноценного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.

Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом результат зависит от отношения родителей к самому факту рождения больного ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

Развитие эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребенок не такой, как другие, проходит следующие этапы.

  1. Отрицание (сомнение в компетентности специалиста, поиск другого «более компетентного»).

  2. Гнев – одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций (ощущение беспомощности, разочарования, безысходности).

  3. Чувство вины – страдание, переживание по поводу «своих ошибок».

  4. Эмоциональная адаптация родителей – выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребенку, формирование навыков обеспечения будущего своего ребенка.

Специалисты, работающие с семьей «особого» ребенка, знают, что инвалидность сына или дочери воспринимаются родителями как личная трагедия. Семья живет в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих вопросов: «как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с заболеванием ребенка? Можно ли его вылечить? И т.п. понимание того, что процесс лечения и специального обучения будет длительным, приходит не сразу. Осознание этого факта – сильнейший стресс для родителей и других членов семьи, который нередко проявляется в изоляции семьи от общества. Зачастую семья оказывается в своеобразном замкнутом мире со специфической деформированной системой отношений между родственниками. Нередко больной ребенок становится причиной семейных конфликтов и разводов родителей.

Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями, семья использует различные стратегии – внутренние и внешние. Говоря о внутренних стратегиях, психологи выделяют пассивную и активную позиции.

Пассивная позиция. Такая стратегия является «страусиной» и заключается в избегании поиска решения проблемы. Она основана на надежде. Что все уладится само собой. Что бы ни случилось – все воспринимается как должное.

Активная позиция. Такая стратегия заключается в способности идентифицировать те условия, которые можно изменить, и активной деятельности по их изменению, а также в способности идентифицировать условия, которые на данный момент изменить невозможно, и принять их как данность.

Внешние стратегии основываются на умении опираться на экстрасемейные системы, т.е. на индивидуумов и учреждения, не входящие в систему семьи. К ним относятся: умение находить и ипользовать помощь других людей – соседей, друзей, других семей, имеющих и не имеющих сходные проблемы; способность находить духовную поддержку – советы, помощь религиозных деятелей; умение использовать ресурсы государственной поддержки.

Разные виды поддержки неодинаково используются на разных этапах жизненного цикла. Как показывают специальные исследования, духовная и общественная поддержка реже используется в полном объеме молодыми супружескими парами, чем парами, более старшего возраста.

Американский исследователь семьи Торнбал выделил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии:

  1. Рождение ребенка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание. Информирование других членов семьи.

  2. Школьный возраст – становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное), хлопоты по трудоустройству, переживание реакций сверстников, заботы, связанные с организацией внешкольной деятельности ребенка.

  3. Подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планированием будущей занятости ребенка.

  4. Период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности. Принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.

  5. Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами и взаимодействие со специалистами по месту жительства ребенка.

Таким образом, чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, недостаточно учитывать только лишь внутрисемейные факторы и внутрисемейные возможности.

Говоря о семейных взаимоотношениях, специалисты внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы:

- супружеская (муж, жена);

- родительская (родитель, ребенок);

- сибсовая (брат, сестра);

- расширенная семейная (взаимодействие с друзьями, профессионалами и др.).

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нарушает все четыре подсистемы. Причем нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменения во всех остальных.

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье. То, как происходит это взаимодействие, определяет сплоченность и адаптивность.

Сплоченность обычно описывается с помощью двух полярных состояний6 переплетенности и разобщенности.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами. Являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой и гипервлеченностью членов семьи в жизнь друг друга.

Такая семья, имеющая ребенка-инвалида, испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо.

Напротив, в разобщенных семьях границы между подсистемами и вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений в развитии ребенка).

Нормально функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. Члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определенную автономность.

Адаптивность (гибкость) связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливающие к новой ситуации, связанной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития.

Хаотическая семья, живущая без особых правил и принципов, часто меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от состояния эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности.

Специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения в развитии, важно знать и помнить, что возложение на родителей обязанностей и функций, с которыми он не в силах справиться, порой создает для семьи дополнительный стресс.

Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. К сожалению, родители не всегда находят правильный стиль взаимодействия со своим ребенком.

Часто преобладающим типом воспитания является гиперопека – чрезмерное внимание родителей. Складывается «невротическая» структура семьи.

Кроме симбиотического единства, при анализе детско-родительских отношений можно выделить и эмоциональную изоляцию, которая проявляется в виде явного или скрытого отвержения больного ребенка в семье. В случае открытого эмоционального отвержения родители понимают свое негативное отношение к ребенку и пытаются компенсировать его подчеркнутой заботой. Отсутствие тесного эмоционального контакта с ребенком иногда сопровождается повышенными требованиями родителей к персоналу. Нередко эмоциональное отвержение проявляется в том, что родители стесняются кому-либо представлять своего ребенка. Некоторые воспринимают дефект ребенка как свидетельство собственной неполноценности. В таком случае ребенок оказывается в ситуации усугубленной психологической депривации, которая замедляет его развитие, приводит к эмоциональной и личностной задержке, формированию пассивной жизненной позиции. Пропадает свойственная детскому возрасту непосредственность, эмоциональная яркость, живость. Вместо этого появляется взрослая рассудительность с оглядкой на чужое мнение, робость, страх перед общением с людьми, установлением дружеских контактов, неуверенность, пассивность.

В семьях, где кроме ребенка с нарушением в развитии есть и другие, обычные дети, у родителей возникают особые трудности. Им приходится использовать различные стратегии воспитания и поведения по отношению к здоровым и больным детям. Отношение обычного ребенка к своему брату или сестре, имеющим нарушения развития, в огромной степени зависит от установки родителей. Если их поведение разумно и ясно, то именно в здоровых детях они найдут старательных помощников.

Если ребенок с нарушениями в развитии единственный в семье, то и в этом случае возникают сложности.

Можно выделить два основных типа отношений родителей к ребенку с нарушениями в развития: максимальная самоотдача и отстраненность.

Прогнозировать наиболее оптимальную и эффективную жизненную позицию ребенка с нарушениями развития можно в том случае, когда в семье существует единая система ценностей, общие цели, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким, когда члены семьи уважительно относятся друг к другу. Именно в этом случае семья будет необходимой развивающей средой для ребенка с нарушениями развития.


2. Задачи работы с родителями


Работа с родителями – важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. Работа с родителями варьируется в зависимости от типа дошкольного учреждения, в котором находится ребенок, и возможностей общения с ними.

В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:

- формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом;

- осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;

- распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;

- изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.

Одним из условий решения этих задач является знакомство с составом семьи каждого ребенка, характером воспитания ребенка. Информация о семьях должна быть многоплановой. Как правило, она накапливается и пополняется в течение всех лет пребывания в дошкольном учреждении. В процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребенка-дошкольника с нарушенным слухом педагогам необходимо иметь информацию по следующим вопросам:

- состав семьи, род занятий взрослых, материальное обеспечение, санитарно-гигиенические условия, наличие в семье других детей и лиц с нарушениями слуха;

- отношения в семье, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к детям, в том числе к ребенку с нарушенным слухом, привязанность ребенка к членам семьи;

- поведение и занятия ребенка дома, любимые занятия, игрушки, формы общения с ребенком в семье, отношение к ребенку со сниженным слухом, предъявление к его поведению и деятельности требований со стороны членов семьи, выполнение режима дня, участие ребенка в домашнем труде;

- отношение родителей к проведению общеразвивающей и специальной работы, консультирование у специалистов, раннее слухопротезирование ребенка, организация занятий в семье, участие членов семьи в проведении работы с ребенком, оценка своих педагогических возможностей, оценка эффективности работы с ребенком, вера в его возможности;

- характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребенка;

- знания родителей о содержании воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении, методах работы по различным направлениям, желание и заинтересованность родителей в участии в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.

Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями является основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия. Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребенку, оценке его возможностей. Поэтому, безусловно, педагоги должны определить стиль общения с родителями, формы общей работы.


3. Формы работы с родителями
Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, лучшего понимания педагогами особенностей развития ребенка с нарушенным слухом. К таким формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение педагогами семьи, посещение родителями занятий в детском саду, подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и праздничные дни, переписка с родителями иногородних детей. Беседы с родителями можно проводить утром и вечером, если дети посещают детский сад ежедневно; в понедельник и пятницу, если ребенок находится в дошкольном учреждении в течении пяти дней; во время приездов иногородних родителей. От педагогов требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяжело переживают нарушение слуха у ребенка.

В тех случаях, когда родители ребенка живут далеко и не могут часто приезжать в дошкольное учреждение, педагог организует переписку с ними, отвечает на вопросы, в том числе и прямо не связанные с обучением ребенка, например о его здоровье, условиях жизни в дошкольном учреждении и др.

Важным событием для ребенка и его семьи могут стать посещения сурдопедагогом или воспитателем их дома. К таким посещениям педагог готовится заранее, продумывает вопросы к родителям, предложения и советы. Целесообразно связывать приход в семью с какими-либо событиями в жизни ребенка: отсутствием в детском саду из-за болезни, днем рождения и др.

В работе дошкольных учреждений помимо индивидуальной работы с родителями используются и коллективные формы. К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, групповых консультаций, дней открытых дверей, организация выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы и т.д.

Родительские собрания являются одной из распространенных форм форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. Общие собрания с родителями проводят 2-3 раза в год, групповые – один раз в квартал.

Университет или лекторий для родителей предполагают систематическое знакомство родителей с общими вопросами сурдопсихологии и сурдопедагогики по заранее составленному администрацией плану. Лекции для родителей, с которыми выступают врач, методист, психологи, сурдопедагоги, как правило, проводятся один раз в месяц.

Тематикой «круглых столов» часто являются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха: вопросы слухопротезирования, правильное использование звукоусиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей и др.

Консультации для родителей. При проведении общих или групповых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По иерее накопления их по одной тематике формируется содержание групповых консультаций для родителей. На общих консультациях обсуждаются интересующие родителей проблемы охраны здоровья детей, лечения заболеваний органов слуха, проблемы подбора и правильного использования слуховых аппаратов и многое другое.

Важной и полезной формой работы является организация родительских конференций, целью которых является распространение опыта работы родителей по воспитанию и обучению детей в семье. Такие конференции проводятся 1-2 раза в год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. На этих конференциях родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям.

Одной из форм работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия в старших группах, понаблюдать за общением детей и занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретиться и побеседовать с педагогами, старшим воспитателем, заведующей.

Важнейшей задачей сотрудников детского сада является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников в детском саду, празднование дней рождения детей дома или в детском саду, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок.

Одной из форм работы с родителями является использование различных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. В уголках для родителей содержится полезная для них информация. Целесообразно иметь данные организационного порядка: состав детей группы, точные имена и фамилии педагогов, режим дня, расписание занятий.

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации