Политическая культура и её функции - файл n1.doc

Политическая культура и её функции
Скачать все файлы (111 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc111kb.04.02.2014 02:02скачать

n1.doc

План
План…………………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие политической культуры………………………………..4

1.1 Структура политической культуры…………………………………..8

1.2. Функции политической культуры…………………………………..16

Глава 2. Особенности формирования политической культуры

в России……………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………...23

Список литературы………………………………………………………..24

Введение.
Внимание политологии к проблемам политической культуры вызвано многими обстоятельствами. Без изучения этого социального феномена невозможно дать полную характеристику политической жизни любого общества и, конечно же, функционирующей в нем политической системы. Определение состояния политической культуры, происходящих в ней изменений позволяет раскрыть роль этого фактора в развитии политических процессов и их направленности, предвидеть восприятие и оценку со стороны различных социальных сил предлагаемых политических решений. Актуальность этой проблематики связана с тем, что политическая культура влияет на определение человеком своего места в политической жизни общества.

Объектом исследования выступает политическая культура, предметом является основные функции и структура политической культуры.

Цель исследования состоит в анализе сущности политической культуры.

При написании работы, были поставлены следующие задачи:

  1. Дать теоретическое представление о политической культуре;

  2. Рассмотреть структуру политической культуры;

  3. Описать функции политической культуры;

  4. Охарактеризовать особенности политической культуры в России.


Глава 1. Понятие политической культуры.

С момента своего возникновения политика как главная сфера пуб­личной жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором вы­ражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все сформировавшиеся политиче­ские системы отражали определенный исторический уровень человече­ских стремлений и возможностей. Все установившиеся политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия вла­сти и общества имеют смысл и необходимую устойчивость лишь в кон­тексте существующей политической культуры. Поэтому стремление по­строить политическую демократию, создавая лишь формальный набор демократических институтов и правил, обречено на провал, если они неопираются на соответствующую им политическую культуру. Отсюда вытекает огромная роль и значимость политической культуры в осмыс­лении политических процессов.

Понятие политической культуры возникло в рамках западной науч­ной традиции. Формально словосочетание «политическая культура» впервые встречается в труде немецкого просветителя И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии истории человечества». Однако он не дал этому понятию научного определения, тем самым не ввел его в на­учный оборот. Поэтому понятие «политическая культура» как научная категория возникла лишь в современной политической мысли.1

Американский теоретик Г. Алмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным — институциональным характе­ром ее изучения (предполагавшим изучение институтов и их функ­ций, норм и механизмов формирования государственной поли­тики) выделил также и ориентационный (вьщелявший в качестве основного объекта анализа особые отношения населения к разно­образным политическим объектам). Последний и представлял со­бой характеристику особого класса политических явлений — по­литическую культуру, соединявшую институциональный и реаль­ный уровни функционирования политической системы. И хотя в своем первоначальном виде эта теория в значительной степени была спроецирована на изучение американской политики, впос­ледствии соотечественники Г.Алмонда — С. Верба, Л. Пай, В.Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие ученые существенно дополнили и развили учение о политической культуре, превратив ее в универсальную теорию, описывающую ценностную мотивацию, верования, иде­алы и убеждения людей. И сегодня понятие «политической куль­туры» стало символом и обобщенной характеристикой всего субъек­тивного контекста политики, отображая то, «как люди воспри­нимают политику, и как они интерпретируют то, что видят».

Вместе с тем следует констатировать, что на сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.

Так, одна группа ученых отождествляет политическую культу­ру со всей совокупностью духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). В этом смысле политическая культу­ра понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все прак­тические, поведенческие формы своего существования.

Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт) или совокупность типичных образцов пове­дения человека в политике (Дж. Плейно). Иными словами, поли­тическая культура понимается в данном случае как регулятор по­литического поведения.

Еще одна — третья группа ученых пони­мает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеж­дений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в прак­тическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Поли­тическая культура интерпретируется здесь как некая постоянно реализуемая на практике внутренняя программа жизнедеятельно­сти человека, совокупность «духовных кодов» его политического поведения, свидетельствующая об усвоенных им нормах и тради­циях государственной жизни.

Однако, несмотря на определенные различия в концептуаль­ной трактовке политической культуры, можно увидеть, что об­щепризнанным стало то, что центральная роль в политической культуре принадлежит ценностным ориентациям, представляющим специфическую мотивационную систему человеческого поведе­ния. Это как бы руководящие принципы его политической дея­тельности, не только систематизирующие, связывающие отдель­ные поступки человека в форму его индивидуально окрашенного поведения, но в известной степени и программирующие его ак­тивность в мире политики. Эти внутренние представления («глубокие структуры» сознания — Мерельман), задают смысловые значения тем или иным политическим объектам и позволяют че­ловеку оценивать их с точки зрения своих интересов, намерений, замыслов. Они определяют восприятие человеком политической действительности, задают основные рамки внутреннего оправда­ния им своего поведения и мышления в политике, обусловлива­ют присущие ему стереотипы и способы мотивации, адаптации к действительности.

Одним из общепризнанных и важнейших положений теории политической культуры является также и отношение к последней как к органической составной части общесоциальной, общенацио­нальной культуры, сложившейся в той или иной стране. В силу этого понятие политической культуры неизменно содержит в себе смыслы и ценности, производные от «культуры» как особого яв­ления, противопоставляемого природе и выражающего целост­ность жизненных проявлений общества. В этом смысле политичес­кая культура понимается как содержащиеся в культуре опреде­ленной страны явления, относящиеся к миру политики и на которые при этом влияют характерные для этого сообщества общецивилизационные компоненты жизни: религия, национальный менталитет, достигнутый уровень науки и техники, образование, психический настрой, тип отношений с природой и т.д. Выражая этот «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаге, гербе, гимне), политическая культура по-своему интегрирует общество, обеспечивает его стабильность.

Итак, обобщая описанные выше подходы, политическую куль­туру можно определить как совокупность типичных для конкрет­ной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.2
1.1. Структура политической культуры.

Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления политической культуры конкретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное — различный характер и удельный вес различных ценностей.

Так, к примеру, В. Розенбаум считает, что ориентации людей относительно политической системы есть «базовые компоненты политической культуры». В частности, он предлагает дифференцировать ориентации на следующие блоки:

Политические ориентиры и ценности могут структурировать по­литическую культуру и с учетом их различного значения и роли для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно по­литические ценности.

Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Это заставляет его соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как учас­тника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья дея­тельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д.

На каждом из этих уровней у человека могут складываться до­вольно противоречивые представления. Причем отношение к конк­ретным политическим событиям изменяется, как правило, значи­тельно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней цен­ностной ориентации непосредственно определяет характер целост­ности и внутренней неравновесности политической культуры.

Типичным способом структуризации политической культуры явля­ется различение ценностных ориентиров и способов политического по­ведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, наци­ональным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем са­мым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.3

Содержание политической культуры, ее структура состоит из следующих компонентов:
- общих политических знаний, которые складываются из теоретических, то есть научных знаний, и получаемых на основе текущей информации практических знаний. Без теоретических знаний текущая информация не способна дать глубокую и адекватную картину политических процессов, событий. Информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени;

- культуры политического мышления - умения правильно ориентироваться в обстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни, способности анализировать и систематизировать сведения, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение о своем отношении и своем участии в них;

- культуры политических чувств - выдержки, хладнокровия, настойчивости, энергичности, сострадания, радости. Или, наоборот - злобы, ненависти, жестокости, грубости. Все эти чувства - главные механизмы регулирования политического поведения и деятельности людей;

- культуры политического поведения, деятельности, которые складываются под влиянием политических традиций, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств. Культура политического поведения и деятельности выступает как следствие,конечный результат проявления политической культуры, обусловленный долговременным и политическими порядками в обществе и особенностями воплощения в индивиде, социальной группе, всех других элементов ее структуры;

- уровней политической культуры, раскрывающих отношение человека к разного рода политическим явлениям: государствам, политические партиям, движениям, организациям или личностям,классам,группам,нациям.
Польский политолог А. Боднар включал в политическую культуру: а) знание политики, фактов, заинтересованность ими; б) оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть; в) эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам и т.п.; г) признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать в тех или иных политических ситуациях.4

В политической культуре отражается широкий комплекс свойств, присущих процессам и явлениям политической сферы общества. В частности, в ней интегрируются определенные политические знания, ценностные и идеологические принципы, волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического действия, институциональные формы и иные привычные средства достижения политических целей. Следовательно, политическая культура имеет многокомпонентный характер. По крайней мере, в ее структуре можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ. соgnitivе — познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий.

Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Словом, в качестве когнитивного элемента политической культуры выступают устойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.

Стереотипы политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления весьма существенным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его определенности, последовательности и предсказуемости.

Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного индивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса, выносит вердикт о их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентации обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества.

Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний. Эмоционально-психологический компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению побудительные мотивы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное “светлое”, “прекрасное” будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной деятельности людей и опираются на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке.

Сказанное о сущности политических мифов вовсе не означает, что в их структуре отсутствует какое бы то ни было рациональное содержание, и что их следует полностью отождествлять с фальшью. Напротив, политические мифы теснейшим образом переплетены с определенными знаниями и представлениями о социальной действительности. Однако более важной является их функция регулятора политического поведения на основе эмоционально-психологических механизмов. Они выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука может обеспечить лишь частичный и подлежащий корректировке образ реального мира, исходя из которого нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих действий. Такую уверенность придает политический миф, который и есть иррациональная по своей природе абсолютная вера в конечную победу, в достижимость поставленных целей. Вот почему каждое крупное политическое движение стремится облечь свои цели в формы мифа” принимаемого массами как надежда, наполняющая смыслом и воодушевлением их коллективные действия.

Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая установка — это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.

Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.5


1.2. Функции политической культуры.

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздействие на политичес­кий процесс, динамику изменений в сфере государственной вла­сти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся:

В целом в процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать троякое влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут вос­производиться традиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому даже в период проводимых государством реформ, целые слои населения могут поддерживать прежние политические по­рядки, противодействуя новым целям и ценностям. Такая способ­ность политической культуры хорошо объясняет то, что большин­ство революций нередко заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения внутренне ос­воить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации непонятных и навя­занных им принципов политического развития).

Политическая культура способна порождать и новые, нетра­диционные для общества формы социальной и политической жизни, вносимые в политическую жизнь под влиянием заимство­ванных ценностей, технологий, методик осуществления тех или иных задач (например, проведения избирательных кампаний, уре­гулирования кризисов и т.д.). При этом политическая культура обладает возможностью комбинировать элементы прежнего и пер­спективного политического устройства. Как правило, сохраняя базовые, характерные для правящего режима и большинства на­селения ценности и образцы поведения, она дает возможность имплантировать в социальную ткань конкретных обществ новые механизмы политического взаимодействия, обновлять и реконст­руировать текущие политические традиции.6
2. Особенности формирования политической культуры в России

Формирование новой политической культуры – длительный процесс. Он зависит от нескольких факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.

На содержание и уровень развития современ­ной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

- радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, террито­риальных и иных образований;

- изменение и усложнение социальной структуры общества, по­явление в ней новых социальных групп, рост имущественного не­равенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

- переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модифика­ции мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров лю­дей, т. е. всех компонентов политической культуры.

В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции.

Однако особенность современного этапа развития политической культуры российского общества состоит не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, находится в конфронтации друг с другом. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т.д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии полити­ческого базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

- индифферентное отношение к политическому участию;

- персонализированное восприятие власти;

- предрасположенность к конформизму;

- неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;

- подданническое отношение к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим мнениям, принципам;

- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;

- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.7

Английский политолог Р. Саква в своем описании российского политического ландшафта предпочитает использовать понятие «режимная демократия». «Россия, — отмечает Саква, — пережила неоконченную революцию: структура власти изменила свои формы, но традиционное подчинение политического процесса правящим элитам также подверглось новым модификациям; отношения собственности видоизменились, но политика и экономика остаются недифференцированными; правящий класс в общем пребывает на своем месте, будучи лишенным позиций только в самом верхнем эшелоне политической системы. Неполная демократизация привела к возникновению гибридной системы, объединяющей демократию и авторитаризм». Российский режим базируется на определенном и нестабильном альянсе: при господствующей роли группы бюрократии, созревшей для реформы, идеологическая программа этого режима пришла от либералов-западников, в то время как фрагментированные демократические движения действовали преимущественно в роли союзников. Режиму не удалось институционализировать ни политического влияния социальных движений посредством партийных форм представительного правления, ни своей собственной ответственности перед обществом через законодательные учреждения или всеобъемлющую сеть коммуникативных структур, таких как СМИ и другие элементы плюралистического гражданского общества.8

Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегод­ня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет гово­рить об особом генотипе российской политической культуры.

Заключение

Исходя из проделанной работы, я могу сделать вывод, что мне удалось выполнить поставленную цель – кратко изложить основные теоретические аспекты политической культуры.

В работе как можно подробней и разносторонней описаны понятие, структура и функции политической культуры. В процессии раскрытия смысла этих понятий я использовал мнения и доводы различных авторов, которые использовали отличную друг от друга методологию, что позволило более глубоко выявить суть этих компонентов политической культуры.

В целом, можно подвести итоги, что политическая культура в современном обществе играет немаловажную роль, ее методы повсеместно используются в исследованиях, связанных с политической сферой. И сейчас политологию уже нельзя представить без политической культуры.

Список литературы.

1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов /В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Гуторов В.А. Политическая культура и политическая власть в эпоху глобализации // Журнал ПОЛИТЭКС, 2006, N 4

3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавле­ва. - М: Экзамен, 2004.

4. Михаил Мунтян: Политическая культура (лекция) [http://muntjan.viperson.ru/wind.php?ID=521332&soch=1]

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов — М.: Аспект Пресс, 2006.

6. Политика и политология. Политическая культура.

[http://politic-paper.info/blog/2007/01/25/politicheskaya-kultura/]

7. Пикалов Г.А. Теория политической культуры: Учебное пособие. - СПб.: 2004.

1 Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавле­ва. - М: Экзамен, 2004. – с. 185

2 Введение в политологию: Учебник для студентов вузов /В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — с. 306-309.

3 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / — М.: Аспект Пресс, 2006. — с. 378-379.

4 Михаил Мунтян: Политическая культура (лекция) [http://muntjan.viperson.ru/wind.php?ID=521332&soch=1]




5 Политика и политология. Политическая культура.[http://politic-paper.info/blog/2007/01/25/politicheskaya-kultura/]

6 Введение в политологию: Учебник для студентов вузов /В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — с. 310-311.

7 Пикалов Г.А. Теория политической культуры: Учебное пособие. СПб., 2004. с.148-149

8 Гуторов В.А. Политическая культура и политическая власть в эпоху глобализации // Журнал ПОЛИТЭКС, 2006, N 4


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации