Сравнительная характеристика территориального устройства и местного самоуправления Великобритании и Италии - файл n1.doc

Сравнительная характеристика территориального устройства и местного самоуправления Великобритании и Италии
Скачать все файлы (89.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc90kb.01.02.2014 09:48скачать

n1.doc



Вопрос №1. Сравнительная характеристика территориального устройства и местного самоуправления Великобритании и Италии.

План

Введение……………………………………………………………………………...3

Основная часть: Сравнительная характеристика территориального устройства и местного самоуправления Великобритании и Италии

1. Сравнительная характеристика территориального устройства Великобритании и Италии………………………………………………………………………………..5

2. Сравнительная характеристика местного самоуправления Великобритании и Италии………………………………………………………………………………9

Вывод………………………………………………………………………………..11

Библиографический список………………………………………………………..12
Вопрос №2. Составить графическую схему «Этапы внесения поправок в Конституцию Японии» (с краткими пояснениями)…………………………………13
Введение.

В начале данной контрольной работы, я хотел бы остановиться на двух понятиях, таких важных для любого государства: «территориальное устройство» и «местное самоуправление».

Территориальное устройство, или вернее было бы сказать, форма государственного устройства – это внутренняя национально-территориальная организация государства (административное деление государства), соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организованна территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест (центральных и региональных органов). Также форма государственного устройства является одним из основных элементов такого понятия как форма государства. Категория «форма государства» показывает особенности образования, структуры и предназначений органов государственной власти, специфику государственно-территориального построения, средства и методы, используемые государственным механизмом для реализации властных полномочий.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные (также выделяют автономные образования).

Унитарным является государство, в составе которого нет субъектов, обладающих признаками государственности, а на его территории существует единое законодательство, единая структура государственного аппарата, единое гражданство, а также единые судебные, денежная и налоговые системы.

Федеративным является сложное государство, состоящие из нескольких субъектов, обладающих признаком государственности.

По территориальному ( по форме государственного устройства) Великобританию и Италия относят к унитарным государствам.

Местное самоуправление – это форма народовластия, предполагающая возможность для населения самостоятельно (под свою ответственность) решать различные вопросы жизнедеятельности на территории проживания (административно-территориальные единицы: провинции, районы, города и т.п.). В их число входят муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации предприятий и учреждений. Это система органов управления, формируемая по инициативе населения для решения вопросов местного самоуправления, и в решении местных проблем органы местного самоуправления обладают определенной автономностью.

Также органы местного самоуправления относят к органам исполнительной власти в зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности.

Местное самоуправление - это относительно децентрализованная форма управления на местах. Главными признаками этих органов являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать местные налоги, издавать нормативные акты). Местное самоуправление является особым звеном в государственном механизме, примыкающим в функциональном отношении к аппарату государственной администрации (я имел в виду соотношение государственного аппарата и органов местного самоуправления).


1. Сравнительная характеристика территориального устройства Великобритании и Италии.

Вся территория государства Великобритании, включающая в себя Англию, Уэльс, Шотландию, Северная Ирландию, разделена на графства и территориальные единицы местного управления.

В Англии 45 графств, из них 6 имеют статус «столичных» графств (Большой Манчестер; Мерсисайд; Западный Йоркшир; Южный Йоркшир; Западный Мидлэнд; Тайн и Уэйр). В отдельную административно-территориальную единицу выделен Большой Лондон. Графства, в свою очередь, состоят из 296 административных округов. Большой Лондон — из 32 городских районов и Сити. В сельской местности и небольших городах Англии низовой административно-территориальной единицей является приход.

Территория Уэльса состоит из 11 графств и 11 городов-графств. В сельской местности графства делятся на общины. В Шотландии образованы 32 территориальные единицы местного управления, в том числе три островные территории (Шетландские, Оркнейские и Гебридские острова). Низовой административно-территориальной единицей является община.

Территория Северной Ирландии состоит из 6 графств, которые, в свою очередь, делятся на 26 округов.

В состав унитарной Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер), которые пользуются ограниченной автономией. За Шотландией согласно Акту об унии 1707 г. сохранена привилегия иметь собственную правовую и судебную систему, собственную церковь. В обеих палатах британского Парламента за Шотландией резервируются места. Согласно Акту об управлении Ирландией 1920 г. Северной Ирландии предоставлены права полуавтономной территории, которая юридически представляет собой интегральную часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

В соответствии с Законом 1997 г. о референдумах в Шотландии и Уэльсе было проведено голосование, в ходе которого большинство шотландцев и валлийцев высказалось в пользу воссоздания Парламента в Шотландии и Ассамблеи в Уэльсе, упраздненных несколько веков назад в результате присоединения Шотландии и Уэльса к Англии. Создание этих государственных органов означает децентрализацию власти в Великобритании и расширение самостоятельности регионов. При этом объем полномочий шотландского Парламента и валлийской Ассамблеи различен. Парламент Шотландии наделяется законодательными полномочиями по вопросам местного правительства, экономического развития, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования, спорта и искусств. Полномочия по вопросам конституционного строя, внешней политики, обороны, национальной безопасности, финансово-экономической системы и обеспечения единого рынка товаров и услуг, социального обеспечения, регулирования транспорта и радиовещания остаются в ведении британского Парламента.

Для Ассамблеи Уэльса реформа предусматривает иные права, нежели для Парламента Шотландии. Ассамблея не наделяется законодательными полномочиями, а получает лишь право расширительного толкования законов, принятых британским Парламентом применительно к особенностям регионального развития Уэльса. К компетенции Ассамблеи отнесены вопросы здравоохранения, жилищного строительства, просвещения, культуры, спорта.

С 1922 по 1972 г. в Северной Ирландии действовал порядок осуществления власти, получивший название «система стормонта». Был сформирован парламент (стормонт), состоящий из двух палат. На основе представительства в нижней палате формировалось ответственное перед парламентом правительство. При этом центральные органы власти и управления Великобритании сохраняли свое верховенство в отношении государственных органов Северной Ирландии. В 1972 г. «система стормонта» была заменена «системой прямого правления из Лондона». В соответствии с Законом о временных мерах 1972 г. была приостановлена деятельность стормонта, а вся полнота власти передана центральному

Правительству (Кабинету), в составе которого учредили новую должность государственного секретаря по делам Северной Ирландии. Борьба, которую ведут, в том числе и неконституционными методами, католики-ирландцы, обусловливает особенности конституционного регулирования в этом регионе. Характерной чертой правопорядка в Северной Ирландии является действие чрезвычайного законодательства, применение которого создает условия для превышения полномочий органами государства и нарушений прав граждан. В рамках конституционной реформы, намеченной лейбористским правительством Энтони Блэра, предусматривается изменение порядка взаимоотношений центрального Правительства и Северной Ирландии. При этом следует понимать, что политика децентрализации власти в отношении Северной Ирландии будет иметь свои особенности по сравнению с политикой в Шотландии и Уэльсе.

В Италии согласно Конституции 1947 г. высшим звеном административно-территориального деления являются области (всего 20). Данные области, кроме области Валле д'Аоста, разделены на 92 провинции, которые, в свою очередь, охватывают около 8 тыс. городских и сельских коммун. В областях, провинциях и коммунах органами местного управления являются областные, провинциальные и коммунальные советы. В соответствии со ст. 5 Конституции, области наделены автономией: «Республика, единая и неделимая, признает местные автономии и содействует их развитию; осуществляет самую широкую административную децентрализацию в зависимых от государства службах; приспосабливает принципы и методы своего законодательства к задачам автономии и децентрализации». Согласно Конституции каждая из 20 итальянских областей должна иметь свой собственный статут, который принимается областным советом и утверждается законом Республики. Из 20 областей 5 (перечисленных в ст. 116 Конституции) - Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Аджидже, Фриуле-Венеция - Джулия и Валле д'Аоста - имеют особый статус, их автономия является более широкой. Они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов-уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции (разд. V) и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего, это законодательные полномочия (ст. 117 Конституции). Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального правопорядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей. В соответствии со ст. 127 Конституции областной закон подлежит обязательному визированию (удостоверению) у правительственного комиссара области. Вместе с

тем правительство и Парламент страны не могут отменять подобные законы или вносить в них изменения, они правомочны лишь оспаривать их в Конституционном суде.

В предметы ведения области входит широкий круг вопросов, включающий организацию административных учреждений, находящихся в подчинении у областных властей, собственное территориальное устройство, полиция, больничные службы, музеи, градостроительство, сельское и лесное хозяйство, дорожное сообщение и т. д. В случае необходимости центральные органы могут делегировать областям и иные полномочия. В распоряжение областей поступают местные налоги и доля от государственных налогов, которая определяется в зависимости от численности населения и социально-экономического потенциала региона.

2. Сравнительная характеристика местного самоуправления Великобритании и Италии

В теории конституционного права существуют две основные системы организации местного самоуправления:

1) англо-американская система основывается на том, что в состав органа местного самоуправления обязательно должны входить представители от населения путем выборов. Чаще всего в данном случае представители от государственных органов надзора и контроля не присутствуют на заседаниях и не принимают участия в работе органа местного самоуправления. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в опосредованном варианте с помощью судебных процедур.

В Великобритании местное самоуправление осуществляют отраслевые постоянные комиссии (комитеты), создаваемые из членов совета, это комитеты по строительству, по местным дорогам, по вопросам образования и здравоохранения. Далее сами комитеты подбирают служащих, которые утверждаются советом в соответствующей должности, и под руководством постоянного комитета занимаются исполнительной деятельностью исключительно в рамках компетенции местного самоуправления. Как правило, в городах в соответствии с хартиями самоуправления действуют одновременно избранные населением советы и мэры. При этом мэры могут избираться либо непосредственно населением, либо советами. Отдельные хартии самоуправления в городах предусматривают и вариант найма советом специалиста-менеджера для управления на срок до 12 лет, который тоже называется мэром, бургомистром. Эта система самоуправления более самостоятельна и не предусматривает назначения из центра чиновников на места для контроля за действиями выборных советов. В пределах закона, обычая и сложившейся практики местные советы самостоятельно решают вопросы, не входящие в компетенцию центральных, государственных органов. За их деятельностью контроль из центра осуществляется лишь путем финансовых ревизий за расходованием дотационных средств, выделенных из государственного бюджета.

2) континентальная система представляет собой смешанный вариант самоуправления. Данная система предполагает установленное процентное сочетание свободно выбранных представителей от населения и представителей от органов государственной власти, которые ведут непосредственный контроль над деятельностью этого органа. Суть контроля и надзора за работой органа местного самоуправления заключается в соблюдении законодательства в работе местной власти и принимаемых ей решениях. В случае несоответствия действующей конституции или закону государство в лице суда имеет право аннулировать принятое решение.

В некоторых странах (том числе и в Италии) представители органа местного самоуправления являются представителями государственной администрации на муниципальном уровне.

В Италии органами местного самоуправления в провинциях и коммунах являются выборные советы, джунты (исполнительный орган власти), глава джунты (председатель) и выборные мэры в коммунах. Согласно своим уставам провинции и коммуны обладают правом проводить референдумы консультативного характера исключительно по вопросам, относящимся к местной компетенции. Контроль центра в отношении деятельности органов областного управления, а также местного самоуправления осуществляется правительственным комиссаром, который постоянно находится в областном центре, а также посредством судебного и прокурорского надзора за законностью принимаемых в области законов, регламентов и актов административного характера. При выявлении нарушений Конституции и иных действий, противоречащих закону, либо в случаях отказа от смещения джунты и ее председателя, виновных в таких действиях, областной совет и другие органы местного самоуправления могут быть

распущены.

Вывод

На основании изложенного выше, можно сделать следующие выводы:

1) Формы государственного устройства Великобритании и Италии схожи, оба государства являются унитарными. Административно-территориальные деление государств имеет трех уровневую структуру (графство – округа(городские районы) - приход, община) и (области - провинции – городские и сельские коммуны).

2) Оба государства имеют в своём состава автономные образования, которые наделены самостоятельностью в решении некоторых экономических, социальных, культурных вопросах, а также в принятии законодательных актов регионального значения законодательным органом автономного образования (например, Парламент Шотландии и Совет области в Италии).

3) С точки зрения соотношения компетенции высших и местных органов, участия первых в формировании вторых оба государства являются децентрализованными (т.к. органы местного самоуправления выбираются населением данной территории).

4)Данные государства являются асимметричными, т.к. права автономных образований не одинаковы. (В Италии 5 областей имеют особенный статус, В Великобритании объем полномочий шотландского Парламента и Ассамблеи Ульса различен).

5) Децентрализация высших органов власти в Италии больше, чем в Великобритании, так как властям на уровне областей делегировано больше полномочий в принятии самостоятельных решений. Более того, при принятии областного законодательного акта не соответствующего закону принятому Парламентом Италии, он отменяется только в судебном порядке через Конституционный суд.

6) Различие в системах местного самоуправления, заключается, во- первых историческими предпосылками (различие англо-американской и континентальной систем), во-вторых, местное самоуправление в Великобритании более самостоятельно.
Библиографический список

1. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. —С.320.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. М. В. Баглая. — М.: Норма, 2004. — С.832.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие/ А.И. Сизько, Н.М.Чепурнова. — М.: МЭСИ, 2007.- С.184.

4. А.А. Мишин. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов.- 14-е изд.., перераб. и доп.- М.: Юстицинформ,2009.-С.332.

5. Л.П. Рассказов. Теория государства и права: Учебник для вузов.- 2-е изд.-М.:РИОР,2009.- С.464.
а также информация сайтов:

http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/italy.htm

http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/AUK/tex16.html


Вопрос №2. Составить графическую схему «Этапы внесения поправок в Конституцию Японии» (с краткими пояснениями)

Этапы внесения поправок в Конституцию Японии.

Осуществление законодательной инициативы1

Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях2

Рассмотрение законопроекта в парламентских комитетах

Принятие законопроекта палатой, в которую он внесен3

Одобрение законопроекта в другой палате4

Промульгация закона главой государства5

Опубликование закона и вступление его в силу6


Ссылки:

1) Правом законодательной инициативы (по внесению поправок) в соответствии со статьей 96 Конституции Японии обладает Парламент с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих палат (Палаты представителей и Палаты советников ) и представляются затем на одобрение народа;

2)Законопроект обсуждается на очередной сессии Парламента созываются один раз в год. ст. 52 Конституции (как я понимаю, до представления поправок на одобрение народом)

3) Поправка считается одобренной народом, если за нее высказалось большинство голосовавших, либо в порядке особого референдума, либо путем выборов - в соответствии с решением Парламента.

4) Законопроект (поправки к Конституции), является особым случаем, предусмотренных данной Конституцией, и становится законом только после одобрения его народом. Значит в соответствие со ст.59 Конституции Палата представителей не может преодолеть вето Палаты советников (в отличии от обычных законов).

5) Утвержденные указанным образом поправки немедленно промульгируются Императором от имени народа в качестве неотъемлемой части настоящей Конституции (ст. 96 Конституции).

6) за издание законов в соответствии ст.73 Конституции лежит на Кабинете министров.

Используемая литература: Конституция Японии 1946 года.

(расположена на сайте: http://www.ilk-ilk.narod.ru/japanabout/konstitutciya.htm)



2011
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации