Социальное партнерство - файл n1.doc

Социальное партнерство
Скачать все файлы (182 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc182kb.04.02.2014 01:57скачать

n1.doc

  1   2   3
Краткий курс лекций по социальному партнёрству
Введение
Социальное партнёрство может рассматриваться в широком и узком значении. В общем смысле термин «социальное партнёрство» характеризует весь спектр социальных взаимоотношений между социальными субъектами, цель которых – достижение согласия и взаимный отказ от противоборства и конфронтации. В узком понимании социальное партнёрство – это способ интеграции интересов различных слоёв и групп работающего населения, работодателей и представителей власти, способ разрешения возникающих между ними противоречий путём достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.

Социальное партнёрство является инновационным направлением в социальной политике Украины и пока ещё, к сожалению, не получило должного развития. Сам термин «социальное партнёрство», широко распространённый за рубежом, вошёл в официальный лексикон в Украине только после развала СССР. Правовой основой международной практики по социальному партнёрству являются Филадельфийская декларация Международной организации труда (МОТ), которая была принята в 1944 г., а также Конвенции МОТ «О свободе ассоциаций и защите прав на организацию» (1949 г.) и «О трёхсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.).

С учётом международного опыта постепенно формируется правовая база по социальному партнёрству в Украине. Так, в 1993 г. был принят Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях», в 1998 г. – Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», в 1999 г. – Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности», в 2002 г. – Закон Украины «Об охране труда» и др.

В контексте этих законов трудовые отношения трактуются как система правовых институтов, связанных с коллективными переговорами по вопросам регулирования условий и оплаты труда, занятости, социальных льгот и гарантий на производстве, участия профсоюзов или других представительных органов в управлении предприятием, разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, охраны труда и т.д. Социальное партнёрство выступает главным гарантом развития трудовых отношений на базе коллективных переговоров и консультаций, позволяющих защитить социально-трудовые права членов трудовых организаций, снизить социальную напряжённость в коллективе и в целом в обществе.

Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективного договора, соглашения создаётся рабочая комиссия, в состав которой входят представители сторон. Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом (ст. 10 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях»).

Социальное партнёрство в Украине развивается, и потому его правовая база постоянно совершенствуется, о чём свидетельствует пересмотр некоторых статей Законов, ранее принятых. Например, в Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях», принятый в 1993г., были внесены изменения Верховной Радой Украины в 1996г. и 1997 г. Это же можно проследить и по другим Законам.
Лекция №1. Теоретические основы социального партнёрства.
План лекции:

  1. Развитие научной мысли о социальном партнёрстве в мире.

  2. Развитие идей социального партнёрства в царской России.

  3. Понятие социального партнёрства.


1. Новые социально-экономические и политические реалии способствовали возникновению и развитию партнёрских отношений между работодателями и наёмными работниками.

Идеи социального партнёрства тесно связаны с социальными конфликтами.

Впервые теоретический анализ системы социально-трудовых отношений осуществил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.). Он убедительно доказал, что пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков ведут к возникновению конфликтов в обществе.

В трудах Томаса Гоббса (1588 – 1679 гг.) сформулированы идеи о необходимости оформления общественного договора между людьми в целях самосохранения и вечности частной собственности. Его труды «Левиафан» и «Философские элементы учения о гражданине» затрагивают идеи необходимости достижения общественного договора, общего согласия в пользу обеспечения безопасности и охраны частной собственности.

Впервые взаимоотношения наёмного работника и капиталиста-работодателя изучены в трудах Адама Смита (1723 – 1790 гг.).

Немецкие философы Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.) и Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) считали, что состояние мира и согласия должно устанавливаться на основе договора и достижения компромисса в общественно-экономической жизни.

Концепции справедливого обмена между товаропроизводителями, идеи борьбы различных социальных сил исследовал Пьер Жозеф Прудон (1809 – 1865 гг.).

Со второй половины ХІХ в. развиваются теоретические школы, противопоставляющие социальному партнёрству идею классовой борьбы, антогонистической непримиримости в отношениях между трудом и капиталом, о чём свидетельствуют труды К. Маркса и Ф. Энгельса.

Идеи современного социального партнёрства разработаны в концепциях «индустриального», «постиндустриального», «гражданского общества», «конфронтирующего партнёрства», «фордизма» и др.

В конце ХІХ в. исследования социально-трудовых отношений принимают характер противостояния двух непримиримых направлений:

Одним из лидеров второго направления выступил немецкий социал-демократ Эдуард Бернтейн (1850 – 1931 гг.). Он противопоставил марксистской теории революционного переустройства общества концепцию эволюционной трансформации капитализма в социализм, развил теорию «демократизации капитала» на основе возрастания роли акционерных компаний, превращений наёмных работников в совладельцев производства, формирования нового среднего класса.

2. Творчески размышлял над проблемами согласования интересов русский учёный, общественный деятель, педагог Д. И. Менделеев (1834 – 1907 гг.). Социализм и коммунизм он не принимал, полагая, что нельзя всё сводить к революции, но осознавал, что исторический процесс идёт не только эволюционным путём.

На рубеже ХІХ – ХХ вв. было распространено либерально-демократическое направление. Одним из видных представителей либерального направления в России в конце ХІХ в. был русский экономист, министр финансов и даже Председатель Кабинета Министров Н.Х. Бунге (1823 – 1895 гг.). В своём научном труде «Очерки полит-экономической литературы» (1895 г.) он обосновал положение, что партнёрские отношения предпринимателей и рабочих зависят от их взаимопонимания и осознания того, что они представляют неразрывное целое одного процесса. Их благополучие зависит не столько от государства, как от совместной плодотворной деятельности. Как экономист Н.Х. Бунге первым разработал идею участия рабочих в прибылях предприятий.

Русский политический деятель, экономист, философ П. Б. Струве (1870—1944 гг.) критиковал марксизм за поспешные выводы о крушении капитализма и отмирании государства. Он разработал и обосновал положение о том, что и капиталисты и рабочие заинтересованы в обеспечении роста производительности труда, повышении эффективности производства, потому что и те и другие участвуют в распределении общественного продукта, получая капиталист прибыль, а рабочий зарплату.

Российский экономист М. И. Туган-Барановский, анализируя роль государства в формировании новых социально-трудовых отношений, указывал на необходимость совершенствования правовой базы взаимоотношений предпринимателей и работников. Он высоко оценивал политику государственного патернализма в социально-производственной сфере.
3.Социальное партнёрство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путём заключения договоров, соглашений и стремления достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

Объект социального партнёрства – социальная реальность различных социально-экономических групп, слоёв, общностей.

Предмет социального партнёрства – производство и воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов; развитие рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения; защита трудовых прав граждан; охрана труда, обеспечение промышленной и экологической безопасности.

Социальное партнёрство характеризуется следующими наиболее существенными чертами:

  1. наёмные работники и работодатели имеют не только общие, но и принципиальные различные, а нередко и противоположные социально-экономические и политические интересы;

  2. это взаимовыгодный процесс взаимодействия работников, работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны;

  3. важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, осуществления цивилизованного диалога работников с предпринимателями и государством;

  4. альтернатива диктатуре, так как реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путём достижения компромисса, консенсуса, согласия и установления соцыального мира;

  5. могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их является опора на силовые методы;

  6. нередко проявляется двойственность отношений корпоративного толка, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны.

Корпоратизм – особый вид взаимодействия в системе социального партнёрства на основе согласования интересов всех участвующих в них сторон, разработки и осуществлении согласованных ими рекомендаций, решений, договоров и соглашений

Социальное партнёрство строится и развивается на осуществлении максимально возможного согласования интересов.

Основные принципы социального партнёрства:

Социальное партнёрство развивается с учётом международных правовых основ, сформулированных прежде всего В документах МОТ, а также Европейского Союза, законодательных и нормативных актов отдельных государств. Международные правовые принципы социального партнёрства закреплены в конвенциях и рекомендациях МОТ.

Перечень Конвенций МОТ:

  1. №42 « О возмещении трудящимся в случаях профессиональных заболеваний» (1936 г.);

  2. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1955 г.);

  3. № 117 «Об основных целях и нормах» социальной политики» (1962 г.);

  4. № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (1974 г.);

  5. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» ( 1982 г.);

  6. № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.);

  7. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.);

  8. № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя» (1992 г.);

  9. № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» (1993 г.);

  10. № 175 «О неполном рабочем времени» (1994 г.) ;

  11. № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.).

МОТ сформулировала правила рассмотрения индивидуальных жалоб работников, которые состоят в следующем:

Государство обязано следить за процессами поляризации общества, имея главной целью борьбу с бедностью, а не богатством. Поэтому деятельность государства должна быть сосредоточена на:

Механизм социального партнёрства в Украине развивается в условиях глубокого общего кризиса, резко выраженной поляризации коллективно-договорного процесса, несформированности равноправных субъектов, неразвитости гражданского общества, недостаточно разработанной правовой системой регулирования социально-трудовых отношений.

Существует две модели социального партнёрства:



Лекция №2. Исторические предпосылки становления партнёрских отношений в дореволюционный период.
План лекции:

  1. Рост самосознания рабочих и создание профсоюзов.

  2. Создание корпоративных объединений промышленников.

  3. Заключение коллективных договоров.



1. Ростки партнёрства проявились в начале ХVІІІ в. Указ и «Регламент» Петра І (1722 г.) предписывал ограничить продолжительность рабочего дня на мануфактурах и казённых заводах, а также установить максимальный размер заработной плати.

В 1803 г. при передаче в частные руки казенной шёлковой фабрики в Купавне составлено особое «Положение». В нём были требования к новому владельцу сократить число рабочих часов в день с 13 до 12, устроить богадельню для одиноких старых и больных рабочих и сирот, выплачивать зарплату рабочим за простойные дни, когда фабрика не имела сырья для работы. Зарплата подлежала пересмотру каждые 10 лет в зависимости от повышения цен на хлеб и др. жизненные припасы.

В царствование Александра І рабочие Франовской мануфактури Богородского уезда подали прошение на высочайшее имя с просьбой разрешить избрание старост, которые следили бы за порядком расчётов с рабочими и присутствовали при приёмке произведенного продукта. В 1818 г. их просьба была удовлетворена.

Создавались примитивные союзы работников: ссудные, ссудо-сберегательные, пенсионные, похоронные кассы.

К концу ХІХ в. в России действовали 16 фабрично-заводских рабочих обществ взаимопомощи, 54 всесословных похоронных кассы.

Существенное влияние на разработку правовой базы трудовых отношений оказало рабочее движение 80-х гг., в особенности Морозовская стачка 1885 г. В 1886 г. был издан закон, включающий в себя три самостоятельные части:

Закон 1897 г. ограничил продолжительность рабочего дня в фабричной и горной промышленности 11,5 часа, а ремесленников и рабочих военного ведомства – 10 часами. Труд малолетних детей (до 12 лет) был запрещён, вводилось 66 дней обязательного отдыха в году (52 – воскресных и 14 – общегосударственных).

10 июня 1903 г. принят Закон «Об учреждении старост в фабричных предприятиях». Через них рабочие получили право решать ряд своих проблем. Выборы старост, проходившие на волне революционных событий 1905 г., способствовали стихийному созданию советов старост, комиссий депутатов, заводских комитетов, которые впоследствии стали базой создания профсоюзов.

4 марта 1906 г. царь издал «Временные правила о профессиональных обществах….», где отмечалось, что профсоюзы не могут ставить политические задачи. Их целью должно быть выявление и согласование экономических интересов и улучшение условий труда своих членов. Стали создавать профсоюзы и интеллигенция.
2.Созданию корпоративных объединений промышленников, работодателей способствовали властные структуры царской России. В 1828 г. по инициативе органов государственного управления создаётся Мануфактурный совет, основной деятельностью которого являлось оказание помощи правительству в сборе необходимых сведений о промышленности.

В 60 – 70 гг. создаются научные общества – Императорское техническое общество и Общество для содействия русской промышленности. В 1870 г. состоялся первый торгово-промышленный съезд, сформулировавший рекомендации о создании общественных объединений предпринимателей. В 1872 г. при Министерстве финансов и на местах создаются советы торговли и мануфактур, содействовавшие формированию и развитию бирж.

В ответ на массовые выступления рабочих 90-х годов промышленники создают «Петербургское общество» для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности. Его цель – консолидация интересов промышленников во взаимоотношениях с работниками, рабочим движением. Такие общества были созданы в Москве, Риге, Екатеринбурге, Костроме, на Дону.

В 1906 г. организованы новые объединения предпринимателей – Съезды представителей промышленников и торговли, объединившие 37 представительных организаций и 57 промышленных, транспортных и торговых компаний. Возглавлял это новое объединение Совет съездов, являющийся ведущей ассоциацией буржуазии. Законом в 1886 г. введены расчётные тетради. В них отмечалось количество отработанных дней в месяц и месячный заработок. За самовольное оставление рабочего места на работника налагался штраф в размере месячного жалования.

3. Практика подписания коллективных договоров начата в ходе революции 1905 – 1907 гг. Осенью 1905 г. коллективные договора и соглашения профсоюзов с предпринимателями подписали работники пекарен, предприятий торговли, морских портов, ряда текстильных и металлургических предприятий.

В результате длительной и настойчивой борьбы рабочих союзов, объединений средняя продолжительность рабочего дня на фабриках и заводах в 1913 г. снизилась до 9,9 часа, а зарплата увеличилась на 7,5 %.

Коллективные договора были довольно разнообразны, но всегда включали требования о сокращении рабочего дня, увеличении зарплаты, урегулировании вопросов перерыва в работе, сокращении предпраздничных работ и т.п.

Формирование социально-трудовых отношений прошло в дореволюционной России несколько этапов:

  1. Период 60-80 гг. – попытка формирования процесса правовых отношений в социально-трудовой сфере в период царствования Александра ІІ и деятельность комиссий по подготовке социально-трудового законодательства; формирование политики попечительства как жёсткой регламентации отношений работодателей и работников «сверху»; становление договорных форм социально-трудовых отношений.

  2. Период 90 –х годов – начала ХХ века (до революции 1905 г.) характеризуется стремлением властных структур приспособить «попечительскую политику» к новому экономическому этапу в истории России. В этот период осуществляется создание организационных структур по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях, в отраслях.

  3. Период революции 1905 – 1907 гг. привнёс принципиальные качественные изменения в социально-трудовые отношения. Создаются профсоюзы как институт социального партнёрства. Наиболее инициативно в процессе формирования новых трудовых отношений проявили себя предприниматели, фабриканты, заводчики и их общественные объединения.

  4. Период Первой мировой войны и деятельности Временного правительства характерен либерализацией трудовых отношений предпринимателей и рабочих и милитаризацией экономики. В России проходят апробацию цивилизованные формы и механизмы регулирования социально-трудовых отношений.

Особенности процесса формирования партнёрских отношений в России в конце ХІХ – начале ХХ века – патриархальность, живучесть традиций крепостного права во всех отраслях экономики. Преобладающая часть промышленных предприятий располагалась в сельской местности, большинство рабочих на них составляли крестьяне, не прерывавшие связь с землёй, с общиной. Многие предприниматели были представителями купеческо-дворянско-крестьянского происхождения, сохранившие сословность и другие нормы общественных отношений традиционного общества.

В России роль государства и властных структур в регулировании отношений партнёрства между предпринимателями и рабочими была особенно велика. Это прежде всего проявилось в попечительстве государственными органами сфер образования, медицинского обслуживания, ограничения женского и детского труда, регулирования процессов найма, продолжительности рабочего дня, социального страхования рабочих.

Несмотря на специфические условия социально-экономического развития, России в целом шла в русле общих цивилизованных закономерностей механизма социального партнёрства. В дореволюционном законодательстве начала ХХ в. проявились первичные составляющие данного механизма:

а) в сферу трудового права и в целом правового регулирования наряду с индивидуально-договорными отношениями работника и работодателя включались коллективно-договорные отношения;

б) осуществлялись меры по созданию специальной системы регулирования трудовых конфликтов; организовывались промышленные суды, которые формировались из представителей труда и капитала, хотя закон о них так и остался в проекте;

в) формировались основы обязательного социального страхования, которое строилось на принципах социального партнёрства. Появились правовые формы обязательного государственного страхования работников как результат сотрудничества работников и работодателей при активной роли государства.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации