Овчарова Л.М. Лекции Социальное партнерство - файл n1.doc
Овчарова Л.М. Лекции Социальное партнерствоДоступные файлы (1):
n1.doc
Министерство образования и науки Украины Приазовский государственный технический университет Кафедра социологии и социальной работы «Социальное партнерство» Конспект лекцийдля студентов дневного и заочного отделений направление 8.0402 «Социология» специальность 8.040202 «Социальная работа» Мариуполь 2009 г. Социальное партнерство. Конспект лекций. / Сост. Л.М. Овчарова. – Мариуполь. – 2009. – с.
Курс лекций «Социальное партнерство» составлен в соответствии с учебным планом, рассматривает теоретико-методологические, социально-практические вопросы становления системы социального партнерства в Украине.
Для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности 8.040202 «Социальная работа».
Сост.: Л.М. Овчарова, доц., к.ф.н.
Ответственный за выпуск: В.В. Харабет, доц., к.п.н.,
Зав.каф. социологии и социальной
работы.
Утверждено
На заседании кафедры
«Социология и социальной работы»
Протокол № 1 от 28.08.2009г.
Содержание Лекция 1. | Понятия и сущность социального партнерства | 2 ч | с. 4 |
Лекция 2. | Роль, место и функции системы социального партнерства в механизме регулирования социально-трудовых отношений. | 2 ч | с. 9 |
Лекция 3. | Субъекты, предмет, модели социально-партнерских отношений в сфере труда | 4 ч | с. 13 |
Лекция 4. | Социально-трудовые отношения в Украине: особенности становления рыночной модели. | 2 ч | с. 18 |
Лекция 5. | Роль государства в формировании рынка труда. | 2 ч | с. 22 |
Лекция 6. | Мировой опыт развития социального партнерства | 4 ч | с. 25 |
Лекция 7. | Основные направления оптимизации управления системой социального партнерства в Украине. | 2 ч | с. |
Лекция 1. Понятия и сущность социального партнерства План
Социальное партнерство как высшая форма общественного диалога.
Социологические парадигмы социального партнерства.
1.Социальное партнерство выступает как высшая форма диалогового взаимодействия. Оно характеризуется целым рядом специфических особенностей, которые основываются на следующих принципах:
необходимости выработки идентичного понимания проблемы, ее однозначного трактования;
диалогической партипации - участия субъектов в поиске общей цели, интересов, потребностей разного уровня;
диалогического синергизма, т.е. сотрудничества всех субъектов диалога;
компромисса как способа поиска и утверждения решений через согласование и синтез альтернатив;
реализации при анализе предмета диалога диалогического подхода, что позволяет при рассмотрении альтернативных и противоположных точек зрения учитывать как объективные, так и субъективные факторы.
Содержание термина «социальное партнерство» в научной литературе определяется многозначно. Наиболее распространенные точки зрения:
- это метод и механизм регулирования социально-трудовых отношений, разрешения противоречий между работниками и работодателями;
- это один из наиболее распространенных видов корпоративизма и неокорпоративистстских отношении представителей трех основных субъектов - бизнеса, профсоюзов и государства;
- сложное социальное явление, многоплановый противоречивый общественный процесс.
На наш взгляд, наиболее емкое определение следующее.
Социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально - трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, органов государственной власти путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по направлениям социально - экономического и политического развития.
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнерство - это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты социального партнерства - реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни под углом зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществленного в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом.
Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.
Предметом социального партнерства в сфере социально-профессиональной деятельности могут быть отношения по поводу:
- производства и воспроизводства рабочей силы, трудовых ресурсов;
- создания, использования и развития системы рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения;
- защиты трудовых прав граждан;
- охраны труда, осуществления промышленной и экологической безопасности.
В более широком смысле предметом социального партнерства являются отношения по поводу социального воспроизводства населения в целом, образующих его групп, а также воспроизводство и развитие отдельной личности.
В широком плане предмет социального партнерства включает в себя не только сферу труда, занятости, распределения доходов, но и сферу потребления, здравоохранения, образования, подготовку и переподготовку кадров, социальное страхование и пенсионное обслуживание. На общегосударственном и региональном уровнях в сфере занятости социальное партнерство включает в себя:
определение потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах во всех секторах экономики;
мониторинг и прогнозирование изменений в системе рабочих мест;
изучение экономической, включая и предпринимательскую, активности населения;
выявление состояния и перспектив использования кадров, степени удовлетворенности трудом, методов его стимулирования;
исследование профессиональной мобильности кадров, как текущей, так и перспективной;
определение состояния и перспектив безработицы, совершенствование социальной помощи безработным и т.д.
Основной объект социального партнерства - все социальные, социально-профессиональные, социально-территориальные, социально-национальные группы, слои, общности, их положение в социально-экономической, профессиональной структуре общества, уровень и качество жизни, их потребности и интересы.
Система социального партнерства вряд ли будет жизнеспособной и эффективной, если она не будет касаться жизненного положения отдельного человека, отдельной личности. И это особенно важно, когда речь идет о сфере занятости, о рынке труда. Положение каждого человека на рынке труда, перспективы его профессионального роста и развития, возможности общественно-полезного использования его трудового потенциала и должны составить конкретный предмет социального партнерства.
Социальное партнерство следует рассматривать не только как состояние, но и как процесс динамического равновесия развивающихся интересов всех его основных субъектов. [2, с 80-81]
Социальное партнерство как особый вид общественных отношений характеризуется следующими наиболее существенными чертами.
1.
Во-первых, наемные работники и работодатели, предприниматели как субъекты социального партнерства имеют не только общие, но и принципиальные различия, а нередко противоположные социально-экономические и политические интересы; каждый из субъектов партнерства выполняет свою, присущую только ему социальную функцию.
Во-вторых, социальное партнерство это взаимовыгодный процесс взаимодействия работников, работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны. Посредством регулирования социально-трудовых отношений оно направленно на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, на создание благоприятных экономических, политических и социальных условий для стабильного социально-экономического и политического развития.
В-третьих, социальное партнерство - важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, а именно, общественных объединений работников, работодателей и предпринимателей, осуществления их цивилизованного диалога между собой и с государством.
В-четвертых, социальное партнерство есть альтернатива диктатуре, так как реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путем достижения компромисса, консенсуса, согласия и установления социального мира. Вместе с тем, социальное партнерство антипод социальному соглашательству, т.е. приспособленчеству, беспринципным уступкам одной из сторон в пользу другой, или попранию, пренебрежению интересов какой-либо из сторон.
В-пятых, отношения социального партнерства могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их являются опора на силовые методы, «клановая солидарность» с соответствующей закрытостью, замкнутостью не только по принципу родства.
Известный отечественный исследователь русской общины Н.Н. Зворыкин на рубеже XIX-XX вв. писал: «Солидарность интересов членов каждого общества создается и держится их взаимными выгодами, а не властью и силой...».
В-шестых, в социальном партнерстве нередко проявляется двойственность отношений корпоративистского толка, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны. Корпоративизм, основанный на цивилизованных отношениях согласования и защите интересов работников, работодателей, властных структур путем договоров и соглашений в форме «трипартизма» или «бипартизма», является органической частью демократических систем во многих сторонах со сложившейся рыночной экономикой. [3, 21-22]
Трипартистские и бипартистские системы социального партнерства имеют свои V минусы, к примеру, в 70-е годы XX в. в странах Западной Европы профсоюзы и работники отдельных отстающих отраслей активно выступали против структурных
изменений в производстве, экономике, бизнесе, блокируя необходимые прогрессивные изменения.
Социальное партнерство строится и развивается на осуществлении максимально возможного согласования интересов. Уровень согласования, мера согласия выступают в качестве исходного критерия партнерских отношений. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок, позиций субъектов социального партнерства создает условия для неприязненных отношений, а порой остро конфронтационных действий, стимулирует нарастание социальной напряженности. Как известно, отношения социальной напряженности весьма ситуативные и при определенных условиях могут перерасти в агрессивные, враждебные, но могут стать и предпосылкой формирования конкурентных отношений.
Конкуренция - в данном случае - это специфическая форма достижения определенного статуса, овладения не только материальными, но интеллектуальными, профессиональными и духовными ресурсами, широко распространенными среди работников всех сфер, предпринимателей, бизнесменов, представителей творческой интеллигенции, науки, культуры, государственных служащих. Социальное партнерство позволяет объединить во имя достойной жизни потенциал индивидуализма и коллективизма, рыночной инициативности и демократии, политического, административного управления и самоуправления. [2, 89]
Социальное партнерство как система взаимодействия заинтересованных субъектов развивается на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, целей и задач, обеспечивающих достижение социального согласия по поводу жизненно важных интересов.
Основные
принципы социального партнерства, по мнению автора, можно сгруппировать в несколько следующих блоков:
демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
• социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;
конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;
толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.
Принципы социального партнерства не есть результат составления умозрительных схем; они вырабатывались методом проб и ошибок в ходе противоречивого процесса согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства. Принципы партнерства характеризуют его содержание: преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; согласование социально-экономической политики и политиков доходов; согласование критериев и показателей социальной справедливости; установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства; утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда; участие наемных работников в управлении производством.
Рассмотрим подробнее реализацию основных принципов партнерских отношений. И в первую очередь проанализируем правовой принцип законности в партнерских отношениях.
Взаимное признание законности основных жизненных интересов субъектов партнерства является основой их взаимодействия, установления определенных норм ответственности за разработку, принятие и выполнение заключенных договоров и соглашений.
Социальное партнерство развиваются с учетом международных правовых основ, сформулированных в документах Международной Организации Труда (МОТ), Европейского Союза, законодательных и нормативных актов отдельных государств.
Международные правовые принципы социального партнерства закреплены в соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ. Среди них наиболее значимыми являются принципы: «трипартизма», многоуровнего сотрудничества, свободы ассоциаций, добровольности и равноправия, обязательности исполнения условий договоров и соглашений, примирительно-третейского и арбитражного разбирательства социально-трудовых конфликтов.
Принцип «трипартизма» первоначально нашел воплощение в структуре МОТ, созданной в 1919 году из представителей правительств государств, профсоюзов и предпринимателей. Так получила развитие идея трехстороннего консенсуса, закрепленная затем в конвенции МОТ №144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», принятой в 1976г.
В соответствии с данной конвенцией государство должно принять на себя роль социального партнерства при подписании общенациональных соглашений по вопросам оплаты и условий труда, занятости населения, его социальной защиты либо регулярно проводить консультации с союзами работников и работодателей по данным вопросам. [3, 32-34]
Принцип многоуровневого сотрудничества в соответствии с рекомендациями МОТ №113 означает осуществление сотрудничества и проведение эффективных консультаций между государственными властями, организациями предпринимателей и трудящихся.
Наиболее важные принципы:
добровольного и равноправного партнерства;
обязательности исполнения коллективных договоров;
2. Поскольку теория социального партнерства только формируется, целесообразно рассмотреть некоторые социологические парадигмы - неомарксистское
направление, теорию структурного функционализма, феноменологическое направление.
Феноменологическое направление тесно связано с направлением символического интеракционизма. Философские принципы феноменологии были сформулированы в работах Е. Гуссерля - непосредственным объектом познания признавались лишь явления. В социологии эти идеи воплотились в концепции «понимания» М.Вебера, согласно которой социальное действие объясняется через интерпретацию индивидуальных мотивов. Основателем феноменологического направления считается А. Щюц, который, используя идеи М. Вебера и Дж. Мида, основал теорию «понимающей социологии». Положения данной теории стали базовыми для множества социологических концепций.
Феноменологическое направление трактует взаимодействие как результат взаимного согласия людей, уточняя при этом существенные для результативной коммуникации факторы.
Структурный функционализм – один из способов системного анализа. Он сформировался в американской социологии как научное направление после Второй мировой войны. Эта концепция давала возможность сосредоточить внимание на изучении социальных факторов, которые не сводятся к биологическим, психологическим или другим характеристикам индивидов и общества, которые оказывают влияние на стойкость социальной системы. Структурный подход допускает анализ разных структур с целью выявления их функций. Поскольку структуры не зависят от сознания, их анализ не допускает субъективизма. Объективность в социуме сравнивается с объективностью языка как функциональной системы, структуры которой формируются и существуют независимо от воли и желания людей. Функциональный подход предполагает существование определенных функций, на основании которых возможно выделение соответствующих структур.
Концепция
диалектического материализма, основанная на социально-философском учении К.Маркса, позволяет преодолеть противоречивость некоторых взаимообусловленных факторов. Эта противоречивость снимается за счет диалектического понимания взаимодействия сущности и функции, общего и особенно, причины и следствия в коммуникативных процессах.
Выше были рассмотрены так называемые иррационалистические концепции, относящиеся к «понимающей (интерпретирующей) социологии». В этих концепциях акцент сделан на важности понимания субъективного значения действия самим
индивидуумом. В них есть конструктивные методологические принципы, с точки зрения которых можно проанализировать сущностные характеристики социального партнерства как общественного феномена.
В так называемых рационалистических концепциях также заложены конструктивные положения, которые представляют интерес для разработки теории социального партнерства. Их разновидности (информационное общество, технологический детерминизм, компьютерная футурология и др.) возникли на базе основанной американским социологом Д.Бэллом «Теории постиндустриального общества». Согласно этой концепции интерпретация общественных явлений зависит от поставленных познавательных задач и позволяет произвести прогнозирование социальных процессов.
Рассмотренные методологические подходы могут быть использованы при разработке теории социального партнерства, так как позволяют исследовать социальное партнерство в целостности, комплексно, системно, как сложный социальный феномен.
Литература.
1. Андрющенко А.И., Дубровский И.М., Система социального партнерства как институт регулирования трудовых отношений в Украине - Х.: Изд-во «Рейн», 2004
2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов. -М.: Экзамен, 2001.
3. Социальный менеджмент: Учебник./Под ред. Д.В.Валового. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», Академия труда и социальных отношений, 2000.
Лекция 2. Роль, место, функции системы социального партнерства в механизме регулирования социально-трудовых отношений. План.
Понятие, роль системы социального партнерства (ССП).
Функции ССП в разрешении социально-трудовых конфликтов.
1. Понятие «социально-трудовые отношения» возникло в рамках зарубежных концепций индустриальной психологии и социального менеджмента. Термин «indaustrial relatious» - промышленные отношения - используется для обозначения социальных отношений в производственной сфере. Его содержание охватывает проблемы, интересы наемных работников, с момента их приема на работу и до увольнения.
Предпосылки разработки концепции социально-трудовых отношении были заложены классическими школами Тейлора, Джилберта, Емерсона, Файоля; социально психологическими теориями «человеческих отношении» Мейо, Динсона; теориями «мотивации труда» Мак-Грегора, «обогащения труда» Херцберга и «ситуативного менеджмента» Скиннера Маслоу и др.
В конце ХIХв Тейлор предложил систему повышения эффективности производства путем внедрения научной организацией труда. Он впервые разделил управленческий и исполнительский труд, коснулся проблемы мотивации труда и её стимулирования.
В 20-е годы ХХв американский социолог и психолог Мейо заложил основы доктрины «человеческих отношений», которая со временем трансформировались в управленческую концепцию социального партнерства. Мейо считал, что возможно путем регулирования социально-психологических, межличностных отношений в трудовых организациях гуманизировать взаимодействие между руководителями, менеджерами и наемными работниками.
Мак-Грегор, критиковал Тейлора и Мейо, назвав их теории как «твердый» и «мягкий» подход к управлению организацией и сосредоточил внимание на необходимости повышения мотивации работников путем создания условий для удовлетворения потребностей (физиологических, социальных и др.) индивида.
Дальнейшим развитием этого направления была «мотивационно-гигиеническая» или теория «обогащения труда» Херцберга. Он выделил две группы факторов, которые стимулируют человека к труду:
гигиенические факторы или условия внешней среды: зарплата, санитарно-гигиеническое состояние помещения, отношение с коллегами, физическое состояние во время работы, обеспеченность работой, т.е. - факторы, которые могут вызвать наибольшую неудовлетворенность работой.
факторы, которые он считал основными стимулами к труду: содержание труда, признание достижений работников, чувство ответственности, понимание личного вклада в результаты труда, продвижение по службе, творческий рост - эти факторы обогащают труд.
Определенное влияние на развитие социально-трудовых отношений оказала концепция патернализма, особенно в последующей четверти ХХв, хотя ее зарождение относится к началу века и было известно как «Фордизм». Теории патернализма и «человеческих отношении» трактовали отношение работников к организации как к своей семьей, что способствовало, по мнению их авторов, гуманизации трудовых отношений на предприятии. Наиболее яркое выражение патернализм получил на предприятиях Японии благодаря культурным традициям этой страны.
Регулирование трудовых отношений может осуществляться в пределах разных парадигм: государственного патернализма, конфликтологической парадигмы и
теории социального партнерства:
государственный патернализм предлагает жесткую регламентацию социально-трудовых отношений, централизованное удовлетворение основных потребностей работников.
конфликтологический подход характеризует такой тип социальных взаимоотношении между участниками трудовых отношении, который возникает в результате наличия у них несовместимых интересов и ценностей;
- социальное партнерство - оптимальных темп социально-трудовых отношений в условиях социально-ориентированных рыночных отношений.
Идеи о необходимости достижения консенсуса (согласия) в обществе на его различных уровнях возникли не сегодня. Одним из первых произведении, которое было посвящено проблеме общественного согласия, является «общественный договор Ж-Жака Руcco (1762г) (общество строится по законам, перед которыми все равны, и которые обеспечивают свободу каждого гражданина).
Проблемам согласования интересов социальных групп были посвящены работы Ш.Фурье, А Сен-Симона, Р. Оуэна. Они рассматривали проблему гармонизации интересов широко, относительного важнейших сфер общества: производства, распределения, обмена и потребления, воспитании, образовании, быта и др.
Их идеи оказали влияние на экономистов Х1Хв - Дж.Стюарта Милля. Он один из первых использовал понятие «партнерство» при характеристики социальных отношений.
Становление и развитие социального партнерства обеспечивается посредством
системы социального партнерства, представляющей собой сложное образование структурно организационных элементов (объекта, субъектов, предмета), механизма, методов, средств, тактики, технологий взаимоотношений.
Система социального партнерства возникает и формируется постепенно. В неё входят совокупность соглашений общегосударственного, отраслевого, регионального, территориального уровней, коллективные договора, постоянно и временно действующие организационные структуры - трех- и двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, структурные элементы согласования и защиты интересов субъектов партнерских отношений.
Структура ССП:
совокупность различных постоянно и временно действующих двух- и трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между собой на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
совокупность различных совместных документов (коллективные договоры, соглашения, решения и др.) принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров, договоренностей;
соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношение и последовательность в приоритетности, разработке, сроках принятия этих документов.
Субъектами системы социального партнерства, олицетворяющими и реализующими в своей практической деятельности ее задачи, являются:
представители работников, их органа и организации;
работодатели и их представители;
- органы государственной и исполнительной власти, их представители.
Общественное назначение ССП - воплощение в жизнь целей и задач социального партнерства на основе его принципов, обеспечение на практике эффективного регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
В ряде трудов понятие социального партнерства характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц на основе договора.
Деятельность системны социального партнерства на практике выражается в реализации следующих основных задач: обеспечение выработки и реализации согласованной социально-ориентированной политики; экономических рыночных преобразований; обеспечение оптимального баланса в реализации интересов работников, работодателей и государства; содействие размещению социально-трудовых конфликтов; совершенствование в установленном порядке законодательной базы регулирования социально-трудовых отношений; формирование и расширение социальной базы социального партнерства, подъем экономики страны, повышение благосостояния и укрепление социальной стабильности в обществе.
2. В период рыночных приобретений закономерно возрастает интерес к проблеме разрешения социально-трудовых конфликтов.
Термин «конфликт» происходит от латинского «conflictum», что означает столкновение. Социальный конфликт - это столкновение двух или более противоборствующих сторон, одна из форм проявления социального противостояния, его объективирование в социальной действительности. Американский конфликтолог Г. Даль классифицирует социальные конфликты по качественным и количественным характеристикам сторон, способа их взаимодействия, применению или неприменению насилия, степени их остроты и интенсивности.
Наука не дает однозначного ответа на вопрос, где кончается конфликт обычный и начинается конфликт трудовой. Существует несколько подходов к классификации трудовых конфликтов. Первый подход основывается на выявлении участвующих сторон. Выделяются конфликты:
между работниками и администрацией;
между коллективом работников и профсоюзным комитетом;
между администрацией и профкомом;
между трудовым коллективом и руководством отрасли и др.
Второй подход характеризуется определением типов конфликтов на основе содержательных сущностных критериев:
конфликты интересов;
конфликты права;
иллюзорные, ложно соотнесенные;
замещенные;
вынужденные конфликтовать.
Социальное партнерство - надежная основа для предупреждения, регулирования и разрешения трудовых конфликтов цивилизованным, конструктивным путем в рамках соответствующего правового поля на основе договоров, соглашений с использованием методов, процедур, сформулированных в законодательных и нормативно-правовых документах Украины.
Кроме того, выработаны общие международные основы, правила, процедуры, методы и организационные формы разрешения трудовых конфликтов.
Урегулирование трудовых конфликтов в системе социального партнерства происходит преимущественно по нескольким направлениям:
- достижение примирения или согласия усилиями самих конфликтующих сторон, подписание коллективного договора, соглашения или социального контракта;
использование примирительно-посреднических процедур, использование трудового арбитража;
судебное разбирательство.
Главнейшая составляющая регулирования трудовых конфликтов - примирительно-посреднические технологии, имеющие в соответствии с законодательством своеобразные сущностные характеристики и специфическое социальное Назначение.
Во-первых, законодательством устанавливается обязательность примирительно-посреднических процедур. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклониться от участия в этих процедурах. За нарушение указанного положения стороны привлекаются к юридической ответственности.
Во-вторых, примирительно-посреднические технологии осуществляются соответствующими комиссиями, трудовым арбитражем, формирующимися с участием спорящих сторон государственной службой по разрешению коллективных споров. Государственная служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективного спора, конфликта, проверяет в случае необходимости полномочность сторон трудового конфликта, назначает посредников.
В-третьих, решение примирительно-посреднических органов является обязательным для конфликтующих сторон. Юридическая ответственность за невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому сторонами в результате примирительных процедур, возложена только на представителей работодателя: традиционные дисциплинарные взыскания или административные штрафы.
Важную роль в разрешении трудовых конфликтов играют советы трудовых коллективов, согласительные комиссии, создаваемые при помощи механизма социального партнерства и строящие свою работу на основе соблюдения принципов партнерских отношений, а также договора и соглашения между конфликтующими сторонами на уровне предприятий, регионов и отраслей.
Система социального партнерства эффективно способствует наполнению реальным содержанием процесса предупреждения, локализации и регулирования социально-трудовых конфликтов, недопущению их разрастания и переноса на общенациональный уровень.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как Вы охарактеризуете понятия «коллективный трудовой спор» и «трудовой конфликт»?
2. Какие методы разрешения коллективных трудовых споров, конфликтов, на
Ваш взгляд, наиболее эффективны?
3. Каковы технологии принятия решений по урегулированию социальных конфликтов?
Литература:
Андрющенко А.И. Дубровский И.М. Система социального партнерства как институт регулирования трудовых отношений в Украине. -Х.; Изд-во «Реал», 2004.
Социальный менеджмент: Учебник. /Под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», Академия труда и социальных отношений, 2000.