Основные направления и школы в социологии - файл n1.doc

Основные направления и школы в социологии
Скачать все файлы (102.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc103kb.04.02.2014 01:02скачать

n1.doc



СОДЕРЖАНИЕ






ВВЕДЕНИЕ

«Основные направления и школы в социологии» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна потому, что социологические теории общества появляются лишь в XIX в. Становление этой новой области научного знания обусловлено действием социальных и интеллектуальных сил эпохи. Несомненно, первое место в ряду социальных факторов, повлиявших на появление социологических теорий в XIX в., занимает Великая Французская революция 1789 г. Стоявшие за ней силы стремились построить лучший мир, но произвели хаос, которому нужно было не только противостоять, но и следовало восстановить порядок в обществе. Проблема порядка находилась в центре внимания социологов. Не меньшее значение имела промышленная революция XIX — начала XIX вв., в ходе которой западный мир претерпел радикальные изменения, превратившись из сельскохозяйственной в индустриальную систему. Реакцией на промышленную революцию стал рост рабочего движения и других радикальных движений, нацеленных на свержение капитализма. На повестку дня был поставлен вопрос социализма в двух формах: социальных реформ и социалистической революции. Еще один фактор — стремительный рост городов — ввел в исследовательское поле новой науки проблемы перенаселения, отчужденности человека и его разрыва с привычными общинными связями.

Целью работы является рассмотрение основных направлений и школ в социологии.

Основные задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.

  2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о зарождении социологии.

  3. Рассмотреть сущность социологии классического периода.

  4. Раскрыть специфику позитивизма и антипозитивизма в социологии.

  5. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.


  1. Зарождение социологии

Огромное влияние на зарождающуюся социологическую мысль оказали открытия в области естественных наук XVIII—XIX вв. Они поставили под сомнение метафизический взгляд на природу общества и сыграли решающую роль в утверждении материалистической картины мира и распространении естественнонаучных методов познания на общество и человека. Рост науки способствовал также разрушению свойственной религиозному мировоззрению картины мира.

Наконец, одной из важнейших предпосылок появления науки об обществе были изменения в религии. Революционные потрясения поколебали веру в незыблемость божественного порядка. Социология, в определенной степени, должна была сыграть роль новой религии, в которой представления о божественном порядке замещались бы рациональными моделями порядка социального. Традиционные религии при этом осмысливались в контексте этого порядка.

Действие социальных сил эпохи сформировало новое проблемное поле, на котором и предстояло определиться науке социологии.

Наиболее влиятельной интеллектуальной силой периода становления социологии было Просвещение. Мыслители Просвещения (Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо), как и их идеологические предшественники (Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Адам Смит), считали общество изобретением человеческого разума. Для них характерно убеждение, что социальным миром правят законы, которые, также как законы физического мира, могут быть раскрыты с помощью разума и исследований [7, С. 14]. Подчеркивая конструирующую роль человеческого разума, представители Просвещения отвергали традиционные порядок и власть, ценности и институты, считая их неразумными и препятствующими созданию рационально устроенного мира. Вопрос, к которому было обращено внимание представителей Просвещения — свобода личности и права индивида, движимого не столько моральным долгом перед Богом, сколько собственными интересами.

В целом, идеи эпохи Просвещения составили ядро той политической метафизики, чьи абстрактные схемы в той или иной степени были примерены к жизни в ходе социальных революций XIX — XX вв.

Социология восприняла от Просвещения две основные идеи:

1) социальным миром, наподобие физического, правят законы;

2) социальный мир необходимо рационализировать.

Неприятие рационалистических идей XVIII столетия, которые привели к революции и хаосу, объединило различных по убеждениям мыслителей (Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Иеремия Бентам, Джеймс Милль, Клод Анри де Рувруа Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн). В центре их внимания оказался социальный порядок. Консерваторы-традиционалисты идеализировали гармонию и порядок феодального средневековья; утилитаристы критически относились к попыткам возврата к прошлому и ратовали за буржуазные реформы; представители утопического социализма свои идеи выражали в многочисленных социальных утопиях того времени.

Реакция на Просвещение актуализировала в общественном сознании забытые было идеи, такие, как [6, С. 83]:

Эти антимодернистские представления философов, не разделявших пафос Просвещения, изнутри подтачивали стройный фундамент зарождавшейся науки об обществе. Преодолеть это препятствие можно было, отказавшись от философского (метафизического) объяснения общества, как утратившего историческую актуальность. Решительный шаг в этом направлении сделал французский философ Клод Анри де Сен-Симон. Он выдвинул идею о противоборствующих идеологиях в научном знании, согласно которой так же, как метафизическая идеология пришла на смену религиозной, она, в свою очередь, должна уступить место в истории научной, или позитивной идеологии. Эти эволюционистские идеи Сен-Симона были использованы его бывшим секретарем, Огюстом Контом, при создании позитивной, то есть рациональной, эмпирической, ориентированной на изменения и социальный прогресс, науки социологии.

С середины XIX в. начинается первый этап в развитии социологии. В этот период закладываются научные основы новой области знания. Начало этого этапа связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798—1857 гг.). Конт в «Курсе Позитивной философии» изложил мысли о новой науке — «социальной физике», или «социологии» (этот термин был впервые введен Контом в 1839 г.). Необходимость в ней логически вытекала из общей философской концепции позитивизма. Вслед за Сен-Симоном О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума:

1) теологическая стадия, охватывающая древность и раннее средневековье (до 1300 г.);

2) метафизическая стадия (с 1300 по 1800 гг.);

3) позитивная, или научная, стадия.

Позитивная, самая прогрессивная эра человечества, характеризуется распространением наук, ростом их общественного значения, развитием промышленности, гармонией всех элементов социальной жизни. Наука об обществе в классификации наук Конта должна стоять на верхней ступени.

Социологическое учение Конта включает две части [1, С. 25]:

1) социальную статику, описывающую взаимоотношения между социальными институтами;

2) социальную динамику, раскрывающую законы и этапы изменения социального прогресса.

С позиции позитивного подхода Конт сформулировал следующие методологические принципы социологии:

Освободившись от метафизического метода, зарождавшаяся наука по своему духу была плодом Просвещения — новой «религией Человечества», как называл ее сам Конт. Широкую популярность идеи Конта приобрели уже после смерти ученого в изложении английских позитивистов Дж.С. Милля и Г. Спенсера.

Социология на первом этапе своего развития была ориентирована на приложение к обществу объяснительных схем, заимствованных у естественных наук. В это время были заложены начала ряда направлений, которые определяли лицо социологии в XIX в.

Биологическое направление представляли социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер, Р. Вормс, А. Шеффле и др.). Биологизм был ориентирован на понимание общества и его развития по аналогии с биологическими организмом и эволюцией биологических видов.

Социальный механицизм (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) описывал общественную жизнь и поведение человека по механической модели физического мира.

Географическое направление (Г. Бокль, Ф. Ратцель и др.) изучало общество с точки зрения решающей роли географической среды в историческом развитии. Кризис позитивизма конца XIX в. дал толчок развитию психологического подхода в социологии и образования на этой основе ряда направлений:


  1. Социология классического периода

Вторая половина XIX — начало XX вв. были временем институционализации социологии, когда ее границы приобрели определенность, были разработаны фундаментальные научно-теоретические модели и ряд социальных концепций, положивших начало основным направлениям и школам. Этот период в истории социологии получил название классического периода. Центром мировой социологии в это время были Франция, Германия и Англия. Именно в этих странах работали такие авторы фундаментальных социологических теорий как Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер.

Герберт Спенсер (1820—1903 гг.), проникшись идеями естественнонаучной теории эволюции Ч. Дарвина, создал учение о социальной эволюции. Спенсер был противником революции, называя ее болезнью организма. Основной закон социального развития, по Спенсеру, — закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство, по мнению Спенсера, не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название «социальный дарвинизм». Спенсер предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, первым применил в социологии понятия структуры и функции, ввел термин «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности.

Иной подход к пониманию общества выдвинул немецкий ученый и общественный деятель, основоположник теории конфликта Карл Маркс (1818—1883 гг.). Противоречия и конфликты Маркс считал важнейшим фактором социальных изменений. Там, где существуют классы, эксплуатация как социальный институт не исчезнет — ее можно уничтожить, только заменив классовое общество бесклассовым. Для Маркса революционное изменение имело целью построение самой прогрессивной формы общества — коммунизма [3, С. 34].

Эмиль Дюркгейм (1858—1917 гг.), первый профессор социологии во Франции, во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта. В 1855 г. в работе «Правила социологического метода» Дюркгейм сформулировал принципы методологии социологии, ставшие хрестоматийными: принцип натурализма (понимание законов общества по аналогии с законами природы) и принцип социологизма (утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами).

Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов, под которыми он подразумевал обладающую «принудительной силой» и независимую от индивидов реальность (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности и считал, что развитие общества проходит две фазы: механической солидарности и органической солидарности. Механическая солидарность (архаическое доиндустриальное, или традиционное, общество) основывается на примитивных формах труда, полном подчинении обществом однородных индивидов. Органическая солидарность (доиндустриальное, а затем индустриальное общество) основывается на разделении труда, профессиональной специализации, на относительной автономии от общества индивидов. Дюркгейм отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов, а сами конфликты считал признаком болезни или разлада в обществе.

Макс Вебер (1864—1920 гг.), родоначальник понимающей социологии, превыше всего ставил индивида, а причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, а не точное понятие. Вебер ввел в социологию понятие «идеальный тип» — теоретический конструкт, который служит основой понимания человеческих действий и исторических событий. «Идеальный тип» («рабочий», «студент» и пр.) — это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.

М. Вебер разработал многие базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии. Особое значение имеет его теория социального действия, в которой Вебер выделил целерациональный, ценностно-рациональный, традиционный, аффективный типы действий. Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными). Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Благодаря М. Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису и Г. Зиммелю немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.

Следует сказать, что в работах классиков социологии присутствовало ощущение глубокого социального кризиса и неразрешимости возникающих в ходе него проблем. Пессимистическая интонация явно присутствует в рассуждениях о разрушении общинных связей (Ф. Теннис), о кризисе культуры (Г. Зиммель), об аномии (Э. Дюркгейм), о харизме и бюрократии (М. Вебер), об иррациональных основах социального поведения (В. Парето). Связывая кризисное состояние общества с кризисом ценностных систем, социологи особое внимание уделяли вопросам нормативных представлений, идеологии, культуры, религии. На повестке дня стояли философские проблемы, несмотря на то, что социология продолжала открещиваться от метафизики. Это такие проблемы, как природа социальной реальности, взаимоотношения индивида и общества, специфика социально-исторического познания, критерий истинности социальных теорий, соотношение науки и мировоззрения и т.п. Эти и другие проблемы, а также пессимизм относительно их разрешения, негативным образом влияли на процесс институционализации социологии [5, С. 23].

На начальном этапе (60—80-е гг. XIX в.) развития отечественная социология прониклась пафосом позитивизма относительно обновления общества на строго научных основах. В этом русле развивалась географическая школа (Л.И. Мечников), органицизм (П.Л. Лилиенфельд, А.И. Стронин), социопсихологизм (Е.В. Де Роберти, Л.И. Петражицкий).

Второй период (80—90-е годы XIX в.) связан с идеями марксизма и антипозитивизма, доминированием субъективистского подхода. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества. Антипозитивистский подход представлен в работах Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, В.М. Хвостова. В это время сформировалась также социокультурная теория Н.Я. Данилевского, социологическая концепция русского консерватизма К.Н. Леонтьева, государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский), генетическая социология М.М. Ковалевского, эмпирическая социология (К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин).

Третий период развития русской социологии ограничен двумя первыми десятилетиями XX в. В этот период распространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования (Г.П. Зеленый, А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, А.С. Лаппо-Данилевский и др.). Центральной темой их анализа стала структура «социального взаимодействия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев. За несколько лет до революционных событий 1917 г. социологию включают как предмет изучения в программы некоторых средних учебных заведений. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с Питиримом Сорокиным. В годы НЭПа термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок и используется главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергается репрессиям и ссылке в лагеря или высылается за границу (П. Сорокин).

Начало стремительного развития социологии в США относится лишь к 20-м гг. ХХ в., хотя процесс институционализации социологии как учебной дисциплины начался гораздо раньше. Благодаря активной помощи государства, поддержке большинства университетов, а также притоку ученых из Европы вокруг Чикагского, Гарвардского и Мичиганского университетов в это время начали формироваться научные школы. В 1916 г. Р.Е. Парк составил программу социального исследования города в Чикаго, где использовал кейс-стади, или истории жизни и непосредственные наблюдения. Она и послужила началом создания чикагской школы социологии. Особенностью развития социологии в США было сведение научной социологии преимущественно к эмпирической. Характерным отличием было и то, что в Европе социологическая мысль развивалась в тесном контакте с философией, а в Америке — с социальной психологией.


  1. Позитивизм и антипозитивизм в социологии

Для более полного уяснения состояния социологии классического периода попытаемся нарисовать ее обобщенный портрет. В значительной мере под влиянием Конта и его последователей наука об обществе сформировалась как позитивная социология. Позитивизм, прежде всего, означал разрыв социологии с философской (метафизической) традицией. «Социальная физика» исходила из посылки, что есть только один мир, и он обладает объективным существованием. Она отказывалась от претензии на раскрытие причин и сущностей этого мира. Отвечая на вопрос «как», а не на вопрос «почему», социология должна лишь, опираясь на естественнонаучный метод, описывать фиксируемые явления, или, говоря иначе, «фабриковать факты».

Социологическим доктринам, претендовавшим на позитивное освоение социального мира, в той или иной степени свойственны также следующие идеи [8, С. 54]:

Несмотря на то, что не всеми социологами эти идеи поддерживались, в целом, в общественном сознании XIX в. социология чаще всего ассоциировалась именно с позитивизмом.

Конец XIX — начало XX вв. характеризуется кризисом эволюционизма и натурализма, и позитивистские теории оказываются под огнем критики именно по этим направлениям. Позитивистскую социологию обвиняли в механицизме, схематизме, недооценке «человеческого» фактора, непонимании многообразия форм и вариантов социального развития. Совершившаяся на рубеже XX в. революция в физике и кризис в математике нанесли удар по механицизму и основополагающему тезису позитивизма об единственности мира. Важным фактором усиления антипозитивистских настроений было и то, что к концу XIX в. философская мысль осознала растущее несоответствие между научно-техническим прогрессом и развитием духовных, этических и эстетических ценностей. Тем самым логика прогресса, исповедуемая позитивистами, также подвергалась критике.

Не объяснить общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, но понять смысл социального ставили своей задачей родоначальники антипозитивизма (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт, Вильгельм Дильтей). Антипозитивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а субъективное понимание социальных фактов. Философской основой такого понимания они избрали неокантианство, которое главным достижением гносеологии считало субъективность мира и существование «вещей-в-себе», а главным заблуждением — объективный характер мира [5, С. 41].

На место объективной истины антипозитивисты неокантианского толка ставили трансцендентальные ценности. Другими словами, антипозитивисты, в отличие от позитивистов, признавших мир как объективную реальность, утверждали, что законы, по которым развивается природа и общество, различны, что дойти до сути общественных законов невозможно, что сущность, лежащая в основе социальных процессов и явлений, в принципе непознаваема.

Противостояние позитивизма и антипозитивизма в последующий, современный период развития социологии утратило свою остроту. На первый план вышло противостояние объективизма — субъективизма и реализма — номинализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бачинин В.А. История западной социологии: учебник. / В.А. Бачинин. — СПб.: Лань, 2002.- 384с.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х т./ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: Инфра-М, 2007. – 624с.

  3. Общая социология: учебное пособие / А.Г.Эфендиев [и др.]; под общ. ред. А.Г.Эфендиева — М.: Инфра-М, 2007.- 652с.

  4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. / А.А. Радугин, К.А. Радугин. — М.: Центр, 2009. – 192с.

  5. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 367с.

  6. Социология: Учебное пособие/А.Н. Елсуков и др. - Минск: Тетрасистема, 2007. – 544с.

  7. Тощенко Ж.Т. Общий курс социологии: Учеб. пособие для ВУЗов / Ж. Т. Тощенко.— 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: 2008.- 512с.

  8. Фролов С.С. Социология: учеб. для высших учебных заведений. / С.С. Фролов. — М.: Норма, 2009. – 256с.



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации