Конспект подгруппового занятия Автоматизация звука л во фразе - файл n1.docx

Конспект подгруппового занятия Автоматизация звука л во фразе
Скачать все файлы (22.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx23kb.04.02.2014 00:13скачать

n1.docx

Тема: Автоматизация звука [л] в фразе.

Цель: Закрепить навык произношения звука [л] в словах и начать автоматизировать во фразе.

Задачи:

Образовательные: научить четко и правильно произносить звук [л] в словах, во фразе.

Коррекционные: развить артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, вырабатывать сильную воздушную струю, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии, желание четко и правильно произносить звук [л], аккуратное обращение с дидактическим материалом.
Оборудование: зеркала, перышки плоскостные фигуры Золушки, Волшебницы, демонстрационный и раздаточный материал, чистые листы бумаги, карандаши.
Лексический материал: речевые разминки, загадки, названия предметов, их признаков и действий, сказка «Золушка».
План:

Вводная часть

1. Орг. момент (1 мин).

Основная часть

1. Сообщение темы (1 мин).

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «лопатка», «маленькие качели», «маляр», «вкусное варенье», «лошадка» (направлена на развитие артикуляционной моторики) (2 мин).

3. Артикуляция звука [л] (1 мин).

4. Упражнение на выработку сильной воздушной струи «Сдуй пушинку» (1 мин).

5. Изолированное произношение звука [л]. Игра «Наполни бокалы» (1 мин).

6. Игра «Ловишки» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха) (1 мин).

7. Произношение звука [л] в словах (1 мин).

8. Загадки (упражнение направленно на развитие логического мышления) (1 мин).

9. Пальчиковая гимнастика «Кулачок» (упражнение направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук) (1 мин).

10. Произношение звука [л] в предложениях (2 мин).

11. Игра «Угощенье на балу». Автоматизация звука в [л] предложениях (2 мин).

12. Развитие связной речи. (2 мин).

13. Игра «Платье для Золушки» (направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук) (2 мин).
Заключительная часть.

Подведения итогов (1 мин).

Регламент занятия: 20 минут.
Ход занятия:

Вводная часть
1. Орг. момент:

Логопед: «Здравствуйте дети! Сегодня к нам в гости пришла сказочная героиня. Послушайте внимательно песню из этого мультфильма и угадайте имя нашей гостьи (звучит песня из мультфильма «Золушка») ».

Дети: «Это Золушка!»

Логопед: «Молодцы! Давайте произнесем вместе слово «Золушка», выделяя звук [л]». Выставляется фигура Золушки (дети по-очереди произносят).
Основная часть
1. Сообщение темы:

Логопед: «Правильно, молодцы. Итак, сегодня мы вспомним сказку «Золушка» и будем учиться правильно произносить звук [л] ».
2. Артикуляционная гимнастика (упражнения направлены на развитие артикуляционной моторики).

Логопед: «Давайте покажем нашей Золушке, как мы играем с язычком».

Выполняются упражнения:

«Лопатка»: Расслабленный, широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5 – 10 секунд.

«Маленькие качели»: Рот открыт, Язык движется внутри рта. Широкий кончик языка прикасается сначала к верхним зубам, затем к нижним. Выполнить 5 – 10 раз, под счет.

«Маляр»: Надо открыть рот и широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед-назад. Движения выполняются под счет «раз – два, раз – два…», в спокойном темпе, 5 – 10 раз.

«Вкусное варенье»: Нужно открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5 – 10 раз под счет.

«Лошадка»: Нужно открыть рот, прижать широкий язык всей поверхностью к небу и присосать его, а затем со щелчком оторвать его. При этом следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Дети выполняют упражнения перед зеркалом.
3. Артикуляция звука [л]:

Логопед: «Итак ребята, давайте вспомним, как правильно произнести звук [л]? Для этого нужно открыть рот, кончик языка слегка поднят и упирается в верхние зубы, горлышко «поет», воздушная струя теплая». Упражнение выполняется перед зеркалом. (Дети произносят звук [л]).
4. Упражнение на выработку сильной воздушной струи «Сдуй пушинку».

Логопед: «Ребята давайте покажем Золушке как сильно дуем! Посоревнуемся: каждому я дам перышки, вам нужно как можно сильнее подуть на перышко, чтобы оно далеко улетело, чье дальше улетит, тот и выиграет». (Дети выполняют упражнение).
5. Изолированное произношение звука [л]. Игра «Наполни бокалы».

Логопед: «Золушка решила угостить вас молоком, помогите ей наполнить бокалы. Ведите пальцем по дорожке и произносите звук [л]». (Дети выполняют упражнение).
6. Игра «Ловишки» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха).

Логопед: «А теперь, немного поиграем. Золушка будет называть слова, хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком [л].

Слова: лодка, рука, ковер, лось, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, лошадь, крыша, ласточка, кран, акула, мыло.
7. Произношение звука [л] в словах.

Логопед: «Ребята давайте вспомним, какой была Золушка»?

Дети: «Ласковой, милой, славной».

Логопед: «Какую работу выполняла Золушка? Золушка полы ...»

Дети: «Мыла, подметала».

Логопед: «Печь ...»

Дети: «Топила».

Логопед: «Грядки ...»

Дети: «Полола».

Логопед: «Посуду ... »

Дети: «Мыла, чистила».

Логопед: « Почему ее называли Золушкой?»

Дети: «Потому что лицо и платье Золушки, испачкано золой».
8. Загадки (упражнение направленно на развитие логического мышления).

Логопед: «А теперь Золушка загадает вам загадки».

Если я пуста бываю,

Про тебя не забываю.

Но когда несу еду

Мимо рта я не пройду.

Дети: «Ложка».
Дуб громадный повалю я,

Говорю не хвастая!

Все, что хочешь, распилю я –

Острая, зубастая.

Дети: «Пила»
Одноглазая старушка

Узоры вышивает.

Дети: «Игла».
На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

Дети: «Ландыш».
Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Дети: «Пчела».
9. Пальчиковая гимнастика «Кулачок» (упражнение направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук).

Логопед: «Золушка немного устала, давайте отдохнем, выполним гимнастику для пальчиков:

(руки положить на стол, ладони прижать к столу)

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

(одновременно сжать два кулака)

Чок-чок, кулочок,

(разжать пальцы правой руки и прижать ее к столу)

Чок-чок, на бочок

(разжать пальцы левой руки и прижать ее к столу)

Логопед: «Молодцы»!
10. Произношение звука [л] в предложениях.

Логопед: «К нам пришла еще одна гостья – волшебница, крестная Золушки. Давайте вспомним, куда послала Волшебница Золушку»?

Дети: «Волшебница послала Золушку в огород».

Логопед: «Что сделала Золушка»?

Дети: «Сорвала большую тыкву».

Логопед: «Во что превратила тыкву Волшебница»?

Дети: «Прикоснулась к ней волшебной палочкой. Тыква превратилась в золоченую карету».

Логопед: «А в чем Золушка пошла на бал»?

Дети: «В бальном платье».

(Выставляется фигура Золушки в бальном платье).
11. Игра «Угощенье на балу». Автоматизация звука в [л] предложениях.

Логопед: «И вот Золушка попала на бал. Давайте подумаем, чем угощала гостей на балу»? (логопед показывает картинки, дети составляют предложения). Картинки: клубника, яблоко, шоколад, голубика.

Дети: «Гостей угощали клубникой и т. д.»

Логопед: «Молодцы».
12. Развитие связной речи.

Логопед: «Расскажите, что случилось дальше, чем закончилась сказка»?

Дети: «Золушка оставила на балу одну туфельку. Принц примерил каждой девушке туфельку и нашел свою Золушку. На следующий день они сыграли свадьбу» (Краткий пересказ детьми).

Логопед: «Молодцы»!
13. Игра «Платье для Золушки» (направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук).

Логопед: «А теперь давайте представим, в каком платье Золушка ходила на бал. Нарисуйте платье для Золушки».

Дети выполняют задание.
Заключительная часть.

Подведения итогов.

Логопед: «Ребята, какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Кто приходил к нам в гости?»
Использованная литература:

1. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.

2. Жукова, С. Н. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2008. – 120 с.: ил.

3. Новиковская, О. А. Речевая гимнастика: 100 упражнений для развития речи дошкольников / О. А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008. – 62 с.: ил.

4. Новиковская, О.А . 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи / о. А. Новиковская – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 256 с.: ил.

5. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96 с.

Конспект
Зачетного подгруппового занятия, проведенного студенткой 5 а группы логопедического отделения факультета педагогики и методики начального образования БГПУ

Прохоровой Натальей Владимировной
в подготовительной к школе группе № 9 для детей с общим недоразвитием речи дошкольного учреждения

№ 59 г. Благовещенска.
Дата проведения: 8.12.2010 г.
Логопед:______________________

Методист:_____________________
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации