Воспитание у детей любви, бережного и заботливого отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста на материале игровых обучающих ситуаций - файл n1.docx

Воспитание у детей любви, бережного и заботливого отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста на материале игровых обучающих ситуаций
Скачать все файлы (45.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx46kb.28.01.2014 11:28скачать

n1.docx

Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования
Контрольная работа

По курсу теория и методика экологического образования детей

Тема: «Воспитание у детей любви, бережного и заботливого отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста на материале игровых обучающих ситуаций».
Выполнила: студентка группы 6509

заочного отделения

Копылова Т.П.

№ зачётной книжки 05150

Проверила: Партыка Н.В.
Сыктывкар 2010

Содержание.

Введение……………………………………………………………… 3

  1. Теоретическая часть…………………………………………… 5

    1. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………… 5

    2. Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей………………….. 6

    3. Игровые обучающие ситуации, их типы………….. 9

ИОС с игрушками-аналогами…………………. 10

ИОС с литературными персонажами…. 15

ИОС типа путешествий………………………… 21

  1. Практическая часть…………………………………………… 25

Вывод………………………………………………………………….

Библиографический список………………………………………

Введение.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях детей. Среди последних, важными являются повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным. А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Игра – самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных [1, С.27].

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

В дошкольной педагогике всегда подчёркивалось, что игра имеет большое значение при ознакомлении с природой (Дрязгунова; Комарова; Кулибанов; Шулакова; Миннекаева; Саморукова и др.). в последние годы разработан ряд ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом образовании (Цветаева. Кондратьева; Молодова, Комарова. Николаева; мамаева; Егоренков)[7, С.142 ].

Актуальность данной работы заключается в том, что игровые обучающие ситуации являются эффективным средством формирования экологических представлений у дошкольников.

Цель данной работы – изучить роль игровых обучающих ситуаций в воспитании у детей любви, бережного и заботливого отношения к природе.
1. Теоретическая часть.

    1. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Дети пятого года жизни сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идёт становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Они любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребёнка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы [3, С.4 ].

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей психическими и физическими возможностями: они увереннее во всех направлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать её в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности [4, С.139 ].

Дети данного возраста любопытны, задают много вопросов, с интересом знакомятся с разными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой. Учит ребят видеть характерные свойства в предметах, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями [2, С.94 ].

Таким образом, экологическое образование определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира.

    1. Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей.

На сегодняшний день актуальна проблема бережного и заботливого отношения к живым объектам природы. Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе - вопрос малоисследованный в науке и неупорядоченный в практике.

Многие педагоги и психологи на протяжении уже нескольких десятков лет уделяют игре особое внимание. Игра занимает первое место в жизни ребенка, но все же главная ее функция - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Д.Б.Элькониным раскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психическим развитием дошкольников, ее положительное влияние на интеллектуальное и нравствено-волевое развитие. По мнению Д.Б.Эльконина и А.В.Запорожца, многие аспекты игровой деятельности дошкольников до сих пор не исследованы, не выявлены возможности ее использования в воспитании детей.

Идея включения игры в обучающие занятия всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д.Ушинский отмечал легкое усвоение материала детьми в процессе игр, и рекомендовал педагогам включать в занятия как можно больше игровых ситуаций, делать их наиболее увлекательными.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А.С.Макаренко, У.П.Усова, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Е.И.Тихеева и др.).

Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Дети эмоционально реагируют на игру, а такое состояние активизирует их мышление, повышает интерес к познавательной деятельности.

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В.Запорожца, ИГРА - ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НЕ ТОЛЬКО НА УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, которая показала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства [5, С.181].

С.Л.Рубинштейн считает, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. Экологические знания, вызывающие положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности. Исследования многих исследователей показали, что оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой - это игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни. Своеобразными игровыми элементами в обучении детей на экологических занятиях могут являться игрушки, которые изображают животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских передач и мультфильмов. Обучающая ситуация должна быть тесно связана с ходом экологического занятия.

1.3. Игровые обучающие ситуации, их типы.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Исследование И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений [5, С.182].

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

  1. она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

  2. оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

  3. в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

  4. игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

  5. воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель [5, С.188 ].

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.

Основная характеристика этого типа ИОС – использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Следует отметить существование огромного разнообразия игрушек-животных и очень ограниченного количества игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек – сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, способствует осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игрушку и не могут – живую рыбку, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников [5, С.183].

Создание игровых ситуаций игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным параметрам: внешнему облику, условиям жизни. Способу функционирования (поведение), способу взаимодействия с ним.

При параллельное использовании игрушки и живого объекта, игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) концентрирует на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создаёт благоприятные условия для нахождения различий.

Разнообразные ИОС, включаемые в занятия, показали, что игрушка-аналог может быть использована в дидактических целях при формировании реалистических представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Важен при этом способ включения её в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо животному, реалистически изображённому на картине. Момент противопоставления обеспечивает разведение сказочно-игрушечных и реалистических тенденций в знаниях о данном виде животных. При этом важно, чтобы использование игрушки на занятии полностью соответствовало её функциональным назначениям: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Использование игрушек-аналогов может быть в одних случаях более, в других – менее успешным. Присутствие их уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знаний. Особенно эффективны игрушки-аналоги, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знаний. Особенно эффективны игрушки-аналоги, когда с животными невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которую можно погладить, взять за лапу.

Таким образом, материалы показывают, что образная игрушка может выполнять определённую дидактическую функцию в экологообразовательном процессе детского сада. Она становится важным атрибутом занятий. На которых дети усваивают знания о животных и растениях. Требования к ней следующие. Игрушка должна быть опознаваема – независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видотипичные признаки строения животного, растения, главным образом форма отдельных частей объекта, по которым идёт узнавание конкретного вида. Игрушка должна быть эстетична – отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребёнка положительные эмоции. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут использовать подходящие игрушки как демонстрационный и раздаточный материал.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Например, в беседе по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, ее приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная! белочка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это ее «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые: белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучение белочки - дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно - через игру - обучает дошкольников.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого [4, С. 127].

Старший воспитатель, заботясь о широком внедрении ИОС в практику экологического воспитания детей, должен иметь в методкабинете комплекты игрушек, которые выполняют дидактическую функцию в этом процессе. Необходимо собрать 20-25 рыбок, самых различных по форме, окраске, материалу. С их помощью хорошо происходит сопоставление игрушечной и живой рыбки, живущей в аквариуме. Этот приём позволяет понять главные особенности живого существа – потребность в питании, способность к движению. Возможность жить только в воде. Игрушечные птички, их нужно иметь в том же количестве, позволяют провести аналогичное сопоставление с птицей в клетке или теми птицами, что посещают участок. В обоих случаях игрушки являются раздаточным материалом на занятии – каждый ребёнок получает рыбку или птичку, которую он рассматривает, поворачивает, а потом играет с ней [6, С.99].

Необходимо собирать красивые, яркие, привлекательные («сутеевского облика»), правдоподобные по форме, чтобы животное можно было узнать, и декоративные по окраске. Игрушка – это не муляж, не чучело, и поэтому ей необязательно имитировать все натуральные признаки. В оценке игрушки приемлем экологический подход: игрушечный зайчик «живёт» на полке с игрушками, а не в лесу, как заяц-беляк, которому нужно быть незаметным и зимой, и летом, чтобы оставаться в живых. Старший воспитатель собирает по одной-две игрушки тех видов животных (растений), которые являются программными. В настоящее время в продаже имеется много красивых мягких, крупных и лёгких игрушек, которые ДОУ может приобрести для педагогического процесса.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения[4, С.127 ].

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

Чипполино дети симпатизируют, он нравится им за смелость, находчивость. Его сходство с луковицей помогает им глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Главная особенность Чипполино: он много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Игрушка может быть использована во всех занятиях фруктово-овощной тематики, при выращивании лука на окне и создании календаря наблюдений за ним, во время беседы по календарю.

Карлсон знаком детям по книге Линдгрен и по мультфильму как большой хвастунишка, баловник, весельчак, любитель вкусно поесть. Его особенность - живет на крыше, имеет пропеллер и везде летает, хочет дружить с мальчиком. С помощью куклы Карлсона можно придумать ряд ИОС. Например, летая по округе и замечая, что происходит на деревьях, крышах домов, Карлсон может сообщить много нового и интересного о жизни птиц, об осенне-весенних явлениях в природе. В зависимости от того, что воспитатель хочет - сообщить новые знания или уточнить уже имеющиеся у них представления, - он вкладывает в уста куклы либо правильные сведения о событиях в природе, либо неверные предположения и «глупые» вопросы [4, С. 128].

С этой куклой может быть построена интересная проблемная ситуация: живя на крыше, Карлсон увидел в окно, как ребята в детском саду в зимнее время сажают! овес, решил сделать подарок соседке-воробьихе к 8-му марта тоже вырастить зелень. Дети снабжают куклу коробочкой с посевом семян, дают напутствие, закрепляя при этом знания о том, как надо ухаживать за посадкой, чтобы семена проросли. Через две недели, когда на окне у детей овес зеленеет во всю, Карлсон прилетает с обледенелой коробочкой и со слезами сообщает, что он регулярно поливал, но почему-то у него только лед появился. Дети удивлены не меньше куклы, ситуацию помогает распутать воспитатель: задает вопросы Карлсону и выясняет, что на крыше так же холодно, как и на улице, предлагает детям самим объяснить, почему вместо зелени появился лед.

Герой сказки Н. Носова знаменитый Незнайка может часто «приходить» к детям и участвовать в самых различных мероприятиях, но во всех случаях он попадает впросак, делает неверные предположения, дает неправильные советы. Его учат дети и воспитатель; дети при этом уточняют и закрепляют то, что знают, а взрослый исподволь дает новые знания - исправляя Незнайку, учит детей.

С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. В каждом детском саду имеется кукла Айболит со знаменитым чемоданчиком с принадлежностями для лечения болезней. Этот персонаж может быть включен в разнообразные ИОС с детьми любой возрастной группы. Совершая игровые действия «врача-специалиста», Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию - делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей с целью оценки состояния их здоровья. Осматривая своих пациентов (именно как врач), он демонстрирует, как это надо делать, как и по каким признакам выявлять неблагополучное состояние обитателей уголка природы, как замечать недостаток каких-либо необходимых условий жизни.

Еще одна важная особенность Айболита - давать рекомендации, назначать лечение пациентам. Так, осматривая аквариум с рыбами, Айболит рекомендует долить воды или заменить часть ее свежей, включать по чаще рефлектор, чтобы растения не были такими хилыми, дает советы, как разнообразить корм для рыб. Осматривая ранней весной комнатные растения, доктор прописывает им «лекарство» от истощения (удобрение), пересадку, подрезку, дополнительный полив и пр., т.е. то, что действительно необходимо сделать с ними весной.

Большую роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпаке, желательны очки и борода, символизирующие ученость и доброту. Чемоданчик доктора заполняется предметами, необходимыми для осмотра пациентов: это традиционный набор, если он осматривает детей; набор меняется, если пациентами становятся растения (бумажки-рецепты, палочки для постукивания по горшку и рыхления, пакетики с удобрениями, пластмассовые ножницы для обрезания сухих листьев и стеблей, опрыскиватель). При Айболите должна быть машина скорой помощи (кукольный грузовик с крестом), которая выполняет важную роль: на машине он едет и везет свой чемоданчик, крупногабаритные атрибуты для лечения и профилактики (мешочки с хорошей землей для растений, термос с настоем шиповника или фрукты для детей, если он намерен их осматривать, новый корм для птиц или рыб и т.д.). На машине Айболит может увозить с собой для лечения в стационаре тяжело больных пациентов (растения, которые находятся в плохом состоянии).

ИОС с Айболитом очень эффективны - в рамках игры совершается реальное общение с живыми объектами и осмотр среды их обитания. Реализуется настоящее право врача выяснить состояние пациентов, условий, при которых возникла болезнь или плохое самочувствие одних, отметить, наоборот, отличное состояние других, похвалить детей за здоровый образ жизни [4, С. 129]. .

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.). Именно поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сделать управляемыми.

Айболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает словами, возгласами, оценкой - именно из них становятся понятными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа. К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем лучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и дидактическая задача.

Использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии – это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников [5, С.87].

Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Еще один тип ИОС так же имеет важное значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия, Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней [4, С.132 ].

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара. (При этом сам руководитель изображает, как он надевает на себя головной убор, ветровку, проверяет, как сделали то же самое туристы.) Проверьте, у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне, наверняка захочется пить». Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно). Отправляясь в зимний лес, воспитатель просит всех потеплее одеться, получше завязать шапки, чтобы не замерзнуть. Во время воображаемого похода напоминает, чтобы не снимали варежки, просит растереть щеки, чтобы их не отморозить, постучать ногами, чтобы разогреть их.

Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети - роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли - это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк; контролер, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и пр.

Атрибутикой в этой игре являются руль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы, пиджак и очки директора (для его солидности). Если все это будет подготовлено, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной - программное содержание занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания) воспитателю в роли директора нетрудно реализовать.

В ИОС такого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. «Оптические приборы», ограничивая объективом пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения, для рассматривания новых объектов. Фотографировать, смотреть в бинокль или подзорную трубу - это игровые действия, которые помогают удерживать детей в пространстве игры. Фотоаппарат обладает еще одним игровым преимуществом: дети не только фотографируют объекты наблюдения, но и «проявляют» потом фотографии -рисуют и тем самым отражают свои впечатления от экскурсии, что ценно как в познавательном, так и в эмоциональном плане.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект [4, С.133].

Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приёмов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Даже если обучение с использованием ИОС в ряде случаев выходит за рамки отведённого времени, дети не утомляются, так как хорошее исполнение игры, создавая положительный эмоциональный настрой, обеспечивает максимальный развивающий эффект [5, С. 188 ].

Заключение.

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей осознанно – правильного отношения к объектам природы, с которым они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов.

Одним из эффективных средств воспитания экологической культуры является игра. Игровые обучающие ситуации создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Включение их в процесс обучения способствует освоению экологических представлений, воспитанию у детей любви, бережного отношения к природе.
Библиографический список.

  1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994;

  2. Как знакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983;

  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада. – М.: Просвещение, 2000;

  4. Николаева С.Н. Методика экологического образования дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001;

  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издательский центр «Академия», 2002;

  6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез;

  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – Издательский центр Академии профессионального образования, 1999.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации