Типология конфликта - файл n1.doc

Типология конфликта
Скачать все файлы (73.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc74kb.01.02.2014 07:17скачать

n1.doc

Введение.

Типология (классификация) конфликтов — одна из широко обсуждаемых зарубежными и отечественными учеными проблем. Актуальность ее объясняется как теоретическим, так и, в особенности, прикладным значением. Что касается теоретического аспекта, то классификация изучаемых явлений в любой отрасли социального знания всегда рассматривалась одним из важных исследовательских методов. Прикладной аспект связан с практикой управления конфликтами. Классифицируя конфликты, мы тем самым получаем возможность конкретней раскрыть их особенности, отследить показатели конфликтности в той или иной сфере общественных отношений и деятельности, специфику развития конфликтов различных типов, а на этой основе разработать методику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.

Задачей работы является обозначение и описание основных приемов классификации конфликтов. В этом мне помогла книга Ю. Запрудского «Социальный конфликт: политологический анализ».


1. Основная классификация конфликтов.

 

Известно, что проблема классификации (типологии) возникает во многих науках. Оценивая труды ученых, приходится констатировать тот факт, что произошел отказ от поиска единой типологии конфликта, что предполагает признание множества типологий. Рассмотрим некоторые варианты. Речь пойдет о конфликтах, возникающих в процессе человеческой деятельности и поведения людей.

Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:

  1. внутриличностные,

  2. межличностные,

  3. между личностью и группой,

  4. межгрупповые,

5.     межгосударственные.
1.1. Внутриличностный конфликт.

Носитель внутриличностного конфликта - отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Эти конфликты по своей природе являются во многом психологическими и вызываются противоречиями интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительные, так и отрицательные последствия для личности. [1]

Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Не может быть такого человека, который считает себя всегда правым и у которого всегда "спокойная совесть". И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека - это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

Внутриличностный конфликт – конфликт, который личность постоянно производит внутри себя. Ситуация внутриличностного напряжения не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Следует также добавить, что, как показал З. Фрейд, внутриличностный конфликт может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.




Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.

1.  Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины.

2.     Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример - ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой - ему грозит наказание, если он его не сделает.

3.  На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили.   

Три типа внутриличностных конфликтов.

1. Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

2. Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.

3. Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм. В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом. [1]

В общем плане можно выделить следующие отрицательные последствия внутриличностного конфликта, касающиеся состояния самой личности:

·  прекращение развития личности, начало деградации;

·  психическая и физиологическая дезорганизация личности;

· снижение активности и эффективности деятельности;

· состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;

· появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;

· разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.

·  повышенная чувствительность к критике.

Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта более конкретно, то можно выделить следующие:

·  конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

· конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;

·   внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;

·   преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное "Я" хотя бы на немного приближает к своему идеальному "Я".

1.2. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой.

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе; противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической и т.д.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. [1]

Функции межличностного конфликта.

К конструктивным функциям относят:

· познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношении и проявления возникших противоречий);

·   функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

·  инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

·  перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с :

·  разрушением существующей совместной деятельности;

·  ухудшением или развалом отношений;

·  негативным самочувствием участников;

·  низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Конфликты в организации.

Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.

Организация - это не только производственно-технологическое объединение людей и средств производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, принимают активное участие в решении социально-экономических проблем. Организация - это такая совокупность людей, в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями.

Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. Конфликты в организации развиваются, как правило, через конфронтацию частных и общих интересов.         

Конфликт может вытекать как из реально противоположных объективных интересов, так и из иллюзорного представления об их противоположности. Конфликт на искусственной почве может возникнуть в случае, когда его участники принимают различие интересов за их противоположность.

1.3. Межгосударственный конфликт.

Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Известное изречение видного английского политика Пальмерстона: «У нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны, для нас только интересы» — тому подтверждение. Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях – опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами.

Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед другими международными организациями. Одна из важнейших задач ООН – предотвращение всеми имеющимися у нее средствами вооруженных конфликтов и защита гражданского населения от гибели в тех горячих точках планеты, где эти конфликты все-таки произошли.
2. Другие способы классификации конфликтов.

Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям.

1. В зависимости от сферы возникновения:

·        экономические;

·        правовые;

·        этнические;

·        трудовые;

·        социально-психологические;

·        нравственные;

·        семейные.

2. По отношению к иерархической структуре:

·        конфликты "по вертикали" (начальник - подчиненный, вышестоящая организация - нижестоящая организация);

·        конфликты "по горизонтали" (между руководителями одного ранга, между коллегами).

3. В зависимости от количества конфликтующих сторон:

·        монополярные, когда конфликтуют с самим собой.

·        биполярные, когда две стороны конфликтуют между собой;

·        многополярные, когда рассматривается конфликт между тремя и более сторонами по разной линии противостояния.

4. В зависимости от причин возникновения:

·        объективные;

·        субъективные.

5. В зависимости от отношений субъектов друг к другу:

·        антагонистические, когда стороны занимают непримиримую в отношении друг к другу позицию;

·        компромиссные, когда стороны склонны к достижению согласия.

6. По последствиям:

·        конструктивные, приводящие к укреплению системы;

·        деструктивные, нарушающие стабильности развития системы;

·        нейтральные, не затрагивающие, в целом стабильности системы.

7. По отношению к объекту конфликта:

·        эмоциональные, когда объект отсутствует и конфликт возникает и развивается по причине неприязни, зависти и прочих отрицательных эмоциональных состояний конфликтующих в отношении друг к другу;

·        деловые, когда конфликт строго зависит от объекта и на него ориентированы конфликтующие стороны.

8. По степени управляемости:

·        организованные, когда возникновение конфликта предусмотрено заранее и есть возможности направить его в определенное русло;

·        стихийные, конфликты не поддающиеся управлению и развивающиеся хаотично.

9. По степени осознанности сторонами ситуации как конфликтной:

·        сознательные;

·        бессознательные.

Заключение.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что основания для типологии конфликтов могут быть весьма различными. Выбор таковых зависит прежде всего от задачи и характера исследования, а также методологического подхода к проблеме типологии. Таким образом, количество типов конфликтных ситуаций может быть довольно большим. В своей работе я рассмотрел только самые часто возникающие из них, такие как внутриличностные и межличностные, а также межгосударственные конфликты.

Библиография.


  1. Запрудский Ю. Социальный конфликт: политологический анализ. Ростов-на- Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1992

  2. Василенко И.А. Политология.- М.: Гардарики- 2004

  3. Желтов В.В. Политология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

  4. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов- Ростов-на-Дону, 2001

  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов- М.: Аспект Пресс, 2005



Содержание.
Введение……………………………………………………………………...3

  1. Основная классификация конфликтов………………………………..4

1.1. Внутриличностный конфликт………………………………………4

1.2. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой……………………………………………………………………7

1.3. Межгосударственный конфликт……………………………………9

2. Другие способы классификации конфликтов………………………….10

Заключение…………………………………………………………………12

Библиография………………………………………………………………13

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации