Конспект логопедического занятия в 4-м классе - файл n1.docx
Конспект логопедического занятия в 4-м классеДоступные файлы (1):
n1.docx
Обогащение словарного запаса Тема: Слова – «приятели» Цель: Уточнение и расширение словарного запаса.
Задачи Образовательные: - Обогащение словарного запаса путём введения слов-синонимов;
- слов относящихся к различным частям речи
Коррекционные: - Формирование языкового чутья, мышления, устойчивого внимания, памяти, связной речи.
Воспитательные: - Формировать чувство ответственности, уверенности в себе.
- Воспитание любви к русской речи.
Оснащение: картинки, таблицы, тексты.
Ход занятия Организационный момент Л: Каждый день – всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Л: Бураны, вьюги и метели.....
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели нам они.
(См
презентацию слайд №1)
Л: - Прочитайте это стихотворение, про себя.
- Прочитайте его «птичьим базаром».
- Прочитайте выразительно.
- Прочитайте первую строчку.
- Похожи ли эти слова внешне?
Д: Нет.
Л: Правильно, в этих словах мы наблюдаем разный набор звуков.
- Что такое метель?
- Что такое вьюга?
- Что такое бураны?
(ответы детей)
Л: Все эти слова имеют одно и то же значение. А называть мы их будем словами – «приятелями» или синонимами. Синонимы – это слова, которые называют по-разному один и тот же предмет (См презентацию слайд №2)
Слова – «приятели» синонимы
Л: Скажите, на какой вопрос отвечают слова «бураны», «вьюги», «метели»?
Д: На вопрос «Что?»
Л: Что они обозначают?
Д: Предметы.
Л: Верно, слова – «приятели» могут обозначать разные предметы.
А сейчас мы будем смотреть телевизор и подбирать слова - "приятели" к разным предметам. Вы должны правильно назвать предмет, и подобрать к нему синоним.
Игра: "Телевизор" (собака, конь, пиджак, ученик, врач, дом) (См презентацию слайд №2,3,4,5,6,7,8,9)
Л: А сейчас послушайте сказку.
На поляне рос дуб. Он был большой, огромный, громадный, гигантский. (См презентацию слайд №10)
Дуб большой огромный громадный гигантский Возле дуба любили собираться звери. Трусливый, боязливый, несмелый – заяц. (См презентацию слайд №11)
Заяц трусливый боязливый несмелый Хитрая, лукавая, плутоватая – лиса. (См презентацию слайд №12)
Лиса хитрая лукавая плутоватая Злой, сердитый, коварный – волк. (См презентацию слайд №13)
Волк злой сердитый коварный Неуклюжий, неловкий, косолапый – медведь. (См презентацию слайд №14)
Медведь неуклюжий неловкий косолапый Они были разные, но дружные. И вот однажды они решили посадить у дуба цветы. Но у них нечего не получилось, ведь они не знали слов – «приятелей». Давайте им поможем. (Выставляются на доску сердцевинки цветов, на которых написаны слова.)
Маленькая смелый морозное
Детям раздаются лепестки ромашки, на которых написаны слова.
Крошечная | ледяное | небольшая |
Храбрый | мужественный | холодное |
Неустрашимый | отважный | карликовая |
Бесстрашный | мёрзлое | |
Детям необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е. правильно подобрать синонимы.
Л: Поляна получилась красивая, чудесная, прекрасная, живописная. (Вывешивает таблицу.)
Поляна красивая чудесная живописная прекрасная Л: На какой вопрос отвечают эти слова?
Д: Какая? Какое? Какой?
Л: Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы?
Д: Признаки.
Л: Слова – «приятели» могут обозначать и признак предмета
ФИЗ. МИНУТКА Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко ...
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе - шалунишке.
Но закончилась игра
И учится нам пора.
Работа с текстом Л: Зверям очень понравилась поляна, и они стали радоваться. (Вывешивается текст.)
Звери
радовались. Радовался заяц
. Радовалась лиса. Медведь
радовался. Волк
радовался. Все были
рады. Л: Прочитайте текст. Понравилось ли вам, когда повторяется одно и тоже слово. Неинтересно! Попробуйте, заменить выделенные слова на синонимы, пользуясь словами для справок. (Вывешивается таблица).
ликовал торжествовала веселился восхищался на седьмом небе от счастья Л: Прочитайте получившийся рассказ.
Звери радовались.
Ликовал заяц.
Торжествовала лиса. Волк
веселился. Медведь
восхищался. Все были
на седьмом небе от радости. На какой вопрос отвечают слова «радовался», «веселился» и т.д.?
Д: Что делал?
Л: Что обозначают слова, отвечающие на вопрос: «Что делал?», «Что делает?».
Д: Действия.
Л: Значит слова – «приятели» могут обозначать действия предметов.
ИГРА "Вычеркни лишнее слово" 1.
дом, солдат, боец;
2. конь,
собака, лошадь;
3. дом,
улица, здание;
4. грустный, печальный,
глубокий; 5. храбрый,
звонкий, смелый;
6.
весёлый, крепкий, прочный;
7. думать,
ехать, соображать;
8. торопиться, спешить,
ползти;
9. взять, схватить,
идти. «Проверь себя» (См презентацию слайд №15)
Работа в тетрадях Подберите к словам из левой колонки, синонимы из правой.
Запишите их парами в тетрадь.
Алфавит | аккуратный |
Красный | пламя |
Огонь | скакать |
Шалун | печальный |
Конь | азбука |
Чистый | озорник |
Грустный | алый |
Прыгать | лошадь |
Итог занятия Л: С какими словами мы сегодня познакомились?