Профессия - менеджер - файл n1.doc

Профессия - менеджер
Скачать все файлы (268.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc269kb.01.02.2014 05:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4


КИРОВСКЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ


Менеджемент


КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Профессия - менеджер.

Выполнил студентка группы 3М Останина С.Н.
Преподаватель Раентова И.И.


Дата допуска

Дата защиты


Киров 2006

План:

30


Введение
Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

Термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, « управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского management  - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:
-изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;
-производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
-управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Ведь основная функция менеджмента, я считаю, это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.


  1. Менеджмент – наука и практика

1. Становление профессии менеджер
Термин «менеджмент», как правило практикуется очень широко. Поэтому любое его определение будет неполным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но и вредными для другой. Многовариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходится делать упор не на стандартные приёмы (хотя их тоже надо знать), а на способность быстро и правильно оценивать реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший, если не единственный выход.

Менеджмент не даёт унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приёмы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, коллективным, акционерным обществом.

Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности, который во многих случаях оказывается гораздо более действенным, чем дополнительные финансовые «инъекции» или создание новых производственных мощностей.

Строго говоря, в таких условиях, в которых находится ныне наша экономика, практически всё, что содержится в современном менеджменте, может принести пользу, если восприятие будет творческим, с максимальным учётом специфики и конкретных обстоятельств. Например, аксиомой менеджмента становится обеспечение социальной защищённости персонала. Подобный подход – объективное следствие изменения характера производства. Для него, как никогда ранее, становится неотъемлемым творческий характер труда. На создание инициативы и поиска направляют менеджеры все свои усилия. Сегодня коммерческий успех реален не только на основе наукоёмких технологий, нестандартного подхода к каждому звену и элементу производства, системе реализации товаров. Подлинное же творчество каждого работника возможно не только в условиях существенной демократизации отношений на производстве, реальной, а не мнимой заботы о людях.

Существует немало различных мнений об облике современного управляющего. Невозможно дать обобщённый портрет руководителя. Статистика, однако, утверждает, что чаще всего эту должность занимают люди с экономическим образованием, специалисты в области маркетинга и финансов. В последнее время в их число входят и инженеры, в деталях знающие производство. Но и от них требуются глубокие экономические знания. И конечно он должны уметь работать с коллективом.

Бесспорно, что наряду с глубокими познаниями в экономике, финансах и организации производства менеджер обязан в полной мере быть вооружённым знаниями в области человеческих отношений. На западе сегодня убеждены, что именно профессиональная подготовка, эффективность труда человека, его отношение к работе, психологический комфорт, настроение становятся главными движущими факторами экономики.

Для иллюстрации того, как всесторонне и глубоко готовят к работе современного руководителя, приведём программу повышения квалификации менеджеров одной из крупнейших американских фирм. Она включает изучение следующих тем:

1. Исследование рынков

2. Прогнозирование (техника, методы, концепция)

3. Маркетинговое планирование (планирование спроса и сбыта)

4. Цены и ценообразование

5. Бюджет (техника разработки, способы использования, концепция формирования)

6. Каналы товаропродвижения (техника, характеристики, тактика использования)

7. Товары фирмы

8. Рынок и покупатели, характеристика потребителей товаров фирмы.

9. Формирование спроса на продукцию фирмы и стимулирование сбыта

10. Бухгалтерский анализ

11. Финансы (деньги, банковские учреждения, финансовый инструментарий, методы финансирования, инвестиции, формирование капитала, отчётность, рыночная деятельность)

12. Внешняя торговля

13. Трудовое законодательство

14. Использования ЭВМ и основ информатики

15. Технология производства

16. Макро- и микроэкономика

17. Социальная ответственность за рыночную деятельность фирмы

18. Материально – техническое снабжение (источники транспортировка, обеспечение)

19. Фирма (история, структура, политика, кадры, принципы деятельности, способы управления)

Таким образом менеджер должен знать и уметь делать практически всё. А поскольку это невозможно, для каждой сферы экономики нужны свои специалисты менеджеры, для которых широкая многоплановая общая подготовка органически увязывается с детальным познанием особенностей и специфики конкретной отрасли.

Менеджер обязан быть предприимчивым человеком, т.е. способным добиваться конкретных экономических и социальных целей, благодаря нахождению и практической реализации оригинальных нестандартных решений, как правило связанных с немалым хозяйственным риском. По В.И.Далю, предприимчивый означает «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый решительный, отважный на дело такого рода». Вместе с тем Даль предупреждает, что «безрассудная предприимчивость опасна, неразумна». Менеджеру необходимы такие качества, как новаторство и оригинальность в достижении поставленных целей, деловитость и практичность, смелость и изобретательность, нацеленность на максимально эффективное использование всех имеющихся возможностей.

По мнению финских специалистов по управлению, менеджер должен обладать напористостью, включающей в себя известную агрессивность (в положительном смысле слова), целеустремлённость, стремления обязательно добиваться достижения поставленных целей, доведение начатого дела до конца.

Чего же как минимум должен уметь делать менеджер?

  1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции

  2. Принимать правильные нестандартные управленческие решения

  3. Руководить коллективом на уровне современных требований (быть лидером)

  4. Общаться, контактировать с людьми

  5. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчинённого

  6. Находить выход из конфликтных ситуаций

  7. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий

  8. Подбирать, отбирать и обучать работников

  9. Уметь подчинятся и соблюдать субординацию

  10. Вести деловые переговоры

Конечно, для того чтобы быть способным выполнять столь разносторонние и многоплановые обязанности, менеджеру необходимо обладать соответствующими качествами и быть основательно подготовленным. Кроме того, менеджер должен постоянно пополнять свой багаж знаний.

Итак, менеджмент – наш путь в будущее. Это подтверждает весь огроиный накопленный опыт. Обратимся к нему.
2.Функции и обязанности менеджера

В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена.

Основные задачи высших руководителей организации состоят в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стан­дартов деятельности, формировании структуры и системы управ­ления, представительстве на переговорах с государственными ор­ганами и главными контрагентами.

Функции высших руководителей чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналити­ческих способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора. Поскольку сегодня каждый человек в отдельности та­ким критериям отвечать уже не в состоянии, высшее руководство реализует их в составе команды, о которой уже говорилось, где первое лицо является уже не "боссом", а первым среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

Команда высшего руководства обычно подбирается первым ру­ководителем или по-другому главным администратором, зани­мающим свою должность на основании контракта с собственни­ком (государством, акционерами, пайщиками) и являющимся его доверенным лицом, и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

С юридической точки зрения в обязанности первого руководи­теля входит организация работы в рамках, определяемых законо­дательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специаль­ной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных до­говоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.

Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым руководителем или его за­местителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им под­разделений. Через подчиненных руководителей они управляют их деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осу­ществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совер­шенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудо­вой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично — са­мостоятельно, частично — выходя с предложениями к руководст­ву организации), поощрять или наказывать своих подчиненных.

В то же время руководители среднего звена представляют со­бой наиболее бюрократизированную прослойку менеджеров, чис­ло представителей которой стремительно растет, увеличивая "этажность" управленческих структур. Считается, что данная прослойка создает "эффект одеяла" между высшим и низовым уровнями управления, тормозит внедрение новых форм и методов работы. Отношение к представителям среднего звена управления в целом на Западе негативное и при любой возможности с ними ве­дется решительная борьба, иногда даже имеющая некоторые успе­хи. Например, за счет ликвидации целиком некоторых промежу­точных управленческих структур, число этого слоя менеджеров удается сократить на 30—40%.

Руководители низового звенабригад, участков, групп и пр. работают уже непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управле­ния персоналом. В их обязанности входит организация и коорди­нация труда подчиненных; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием обо­рудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплины, техники безопасности; содействие рационализатор­ству, изобретательству, внедрению передовых методов работы. Руководители низового звена имеют право в установленном по­рядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинар­ную ответственность, делать соответствующие представления ру­ководству подразделений и организации.

Как считают западные специалисты, помимо официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, ру­ководители несут по отношению к своим подчиненным обязаннос­ти неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи.

Все это очень важно, поскольку на практике не только подчи­ненные зависят от руководителя, но сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы.

Помимо подчиненных, руководитель зависит также от своих коллег, начальников, деловых партнеров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.1

3.Зарубежный опыт: Взять лучшее на вооружение

Сейчас, пожалуй, уже мало кто сомневается в необходимости изучения зарубежного опыта и не в целях его критики, а чтобы вооружится тем, что западная наука в этой области знаний давно прошла.

Многое из японского опыта в области менеджмента стремятся применять в других странах. Вместе с тем, скажем, в США имеются серьёзные отличия от японской практики. Сравним обе модели управления.

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия

Индивидуальный характер принятия решений

Ответственность коллектива

Ответственность индивидуальная

Нестандартная, гибкая система управления

Строго формализованная структура управления

Неформальная организация контроля

Чётко формализованная процедура контроля

Коллективный контроль

Индивидуальный контроль руководителя

Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост

Быстрая оценка результата труда, ускорённое продвижение по службе

Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль

Главные качества руководителя – профессионализм и инициатива

Ориентация управления на группу

Ориентация управления на отдельную личность

Оценка управления по достижению гармонии а коллективе и по количественному результату

Оценка управления по индивидуальному результату

Личные неформальные отношения с подчинёнными

Формальные отношения с подчинёнными

Продвижение по службе по старшинству и стажу работы

Деловая карьера обуславливается личными результатами

Подготовка руководителей универсального типа

Подготовка узкоспециализированных руководителей

Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д.

Оплата труда по служебным достижениям

Долгосрочная занятость руководителя на фирме

Найм на работу на короткий период


3. Концепция управления персоналом в Японии и США
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей

управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждым

предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным

развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами

выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является

отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а

также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для

выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или

отделы технического обучения.

Однако, отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни

координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами

организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники

безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют

функции управления персоналом. Для решения социальных проблем в организациях

создаются службы социального исследования и обслуживания.

Службы управления персоналом, пока имеют низкий организационный статус, являются

слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд

задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы.

Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи

рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на

первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

Создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и политической

систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для

каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень

неопределенности в жизнь практически каждого человека.

Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно

позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к

внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления

персоналом организации. В целом можно выделить три фактора, оказывающие

Для того чтобы модель управления персоналом была более эффективной, она должна

определяться своим стилем управления (он должен быть обобщен. То есть либо

демократический, либо автократический), модель мотивации (кнут или пряник),

подход к компетенции, организация зарплаты, повышение квалификации, создание

социальной программы, традиции корпоративной культуры (где каждый себя чувствует

  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации