Широкова Г.А. Практикум для детского психолога - файл n1.doc

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога
Скачать все файлы (3361 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc3361kb.01.02.2014 05:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
УДК 159,922,7(076) ВБК 88.8я7 КТК 0130 Ш64

Широкова Г. А.

Ш64 Практикум для детского психолога / Г.А. Широко­ва, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Фе­никс, 2006. — 314, [1] с.: ил. — (Психологический практикум). 18ВМ 5-222-10194-0

В книге дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по проблемам развития детей-дошкольников (гиперактивность, агрессивность, застен­чивость, ранний детский аутизм, задержка психического развития и т.д.). Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии коррекционной работы помо­гут специалистам выстроить индивидуальную програм­му. Предлагаемые рекомендации будут способствовать оптимизации общения родителей и детей.

Приведены подвижные и дидактические игры, кото­рые могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе с детьми-дошкольниками.

Книга имеет практическую направленность и адресо­вана детским психологам, а также может быть полезна заинтересованным родителям.

УДК 159.922.7(076) ББК 88.8я7 ISBN 5-222-10194-0

© Широкова Г. А.,

Жадько Е. Г., 2004 © Изд-во «Феникс», оформление, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Во взаимосвязанной системе деятельности детского практического психолога коррекция тех или иных нару­шений является наиболее востребованной со стороны ро­дителей и педагогов. Часто такая ситуация обуславлива­ется желанием переложить ответственность за свои ошиб­ки на кого-то другого. При благоприятных обстоятель­ствах психолог может переориентировать родителей и пе­дагогов с поисков виновного на поиски конструктивного выхода из сложившегося положения. Но главным ориен­тиром в его деятельности должна быть защита прав ре­бенка, особенно ребенка, имеющего какие-то проблемы в развитии.

В рамках отечественной психологической науки осо­бое место отводится среде как источнику развития лич­ности. В соответствии со взглядами Л. С. Выготского1, человек не может полноценно развиваться в отрыве от других людей, наполняющих средовое воздействие либо позитивными, либо негативными стимулами. Таким об­разом, одно из ведущих мест в жизни человека отводится семье, образовательному учреждению и т. д. Поэтому в книге рассматриваются вопросы влияния детско-роди-тельских отношений и стиля воспитания на развитие личности ребенка-дошкольника, а их нарушение — как фактор, опосредующий появление проблем и деформаций.

Проблемы развития детей-дошкольников, представлен­ные в книге, разнообразны по глубине и распространен­ности. Это:

1 Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1984.

Достижение результатов в ходе коррекционной рабо­ты возможно при условии знания спектра причин воз­никновения нарушения у конкретного ребенка. В книге предлагается обзор отечественных и зарубежных иссле­дований по указанным проблемам, включающий описа­ние особенностей проявления симптомокомплекса у детей дошкольного возраста. Комплекс диагностических мето­дик и описание общей стратегии коррекционной работы помогут специалистам выстроить индивидуальную про­грамму. Оптимизации процесса общения родителей и де­тей будут способствовать предлагаемые рекомендации.

Во второй части имеется обзор подвижных и дидакти­ческих игр, которые могут использоваться как в индиви­дуальной, так и в групповой работе с детьми-дошкольни­ками. Каждая игра сопровождается небольшим коммен­тарием, содержащим рекомендации по ее оптимальной организации или возможности коррекционно-развиваю-щего эффекта. Включены как авторские, так и ставшие народными игры.

Словарь терминов поможет в осмыслении теоретиче­ского материала.

Книга имеет практическую направленность и адресо­вана детским психологам. Она представляет собой обоб­щение современных подходов к оказанию помощи детям-дошкольникам и их родителям.

Часть 1

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ ВРАЗВИТИИ

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Данное направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно вклю­чает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

С точки зрения И. В. Дубровиной1, основной целью коррекционной работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В.Дубровиной. М„ 1998.




Построение индивидуальных образовательных программ должно основываться на знании возрастных норм и воз­можностей конкретного ребенка.

В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка или взрослых в дефицитар-ной1 функции. Необходимо с первых этапов работы ори­ентироваться на возможные достижения в процессе кор­рекции. В этом и заключается единство коррекции и раз­вития.

Залог успеха коррекционно-развивающей деятельно­сти — правильно выявленная причина той или иной про­блемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой.

Виды нарушений развития ребенка-дошкольника2:

  1. Нарушения, вызванные негативным воздействием на ребенка (единичные случаи).

  2. Нарушения, вызванные систематическим негатив­ным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонен­тов психики.

  3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики.

4. Глобальное отставание всех сфер и процессов.
Такая классификация деятельности в рамках коррек-

ционно-развивающего направления требует учитывать ряд важных моментов. В работе с детьми дошкольного возра­ста невозможно полноценное психотерапевтическое воз­действие, в связи с чем практический психолог ДОУ впра­ве использовать лишь элементы различных технологий. Тем более, что концептуальными основаниями деятель­ности психологической службы являются достижения оте­чественной психологической школы, а большинство тех-

1 Дефицитарная функция.— определенная область какой-либо
из сфер личности, характеризующаяся низким уровнем раз­
вития.

2 На основе классификации Е. И. Рогова.



ник разработано в зарубежной. При выборе средств кор-рекционного воздействия необходима уверенность в при­чинах того или иного нарушения. Кроме того, как и в вы­боре диагностических методик, в коррекционно-развива-ющем направлении ориентиром являются прежде всего возрастные особенности детей-дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэтому построение занятий должно пре­дусматривать приоритет игровой формы, а целевая уста­новка должна варьироваться в различных сочетаниях, как показано на схеме 1.

Такой спектр проблем требует наличия обширного ба­гажа средств (схема 2).

В процессе подготовки детей к школе необходимо де­лать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения. По возможности, на это необходимо ориентировать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить не­стандартные творческие решения, грамотно и связно раз­говаривать, удерживать необходимое время свое внима­ние и т. д. Приоритет в развитии операциональных на­выков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к уче­бе, нарушение деятельности мозговых структур и т. д.).

1 Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000.

Данное направление включает и работу со взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую их актив­ное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.

§ 2. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Дошкольный возраст является предметом присталь­ного внимания ученых и практиков как важный и ответ­ственный период в жизни человека, как момент рожде­ния личности. В этот период происходит ускоренное раз­витие психических процессов, свойств личности, малень­кий человек активно осваивает широкий спектр различ­ных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, про­исходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчи­нение. И именно в этот период наиболее важным являет­ся влияние семьи на развитие личности ребенка, влия­ние существующей в ней системы внутрисемейных, а так­же детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множе­ство сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на кли­мат внутри семьи влияет множество факторов: и полити­ческие, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необхо­димости поиска дополнительных источников дохода, пси­хологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у ро­дителей раздралсительности, агрессивности, синдрома хро­нической усталости. Многие родители, находясь под прес­сом возникающих проблем, считают возможным выплес­нуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, ко­торый не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полнос­тью зависимыми от настроения, эмоций и физического




состояния родителей. Это далеко не лучшим образом ска­зывается на их психическом здоровье, установках в об­щении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные дет-ско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязаннос­тями и повсеместным проявлением жестокости и в физи­ческом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее пол­ную картину отношений между детьми и родителями. Это:

—. реальное взаимодействие родителя с ребенком;

Данное триединство находится под влиянием ряда фак­торов:

  1. Особенности личности родителей и форм их пове­дения.

  2. Психолого-педагогическая компетентность родите­лей, уровень их образования.

  3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

  4. Диапазон средств воспитательного воздействия.

  5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.

  6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

В своем многолетнем исследовании М. Ю. Синягина1 выделила группы семей по типу родительского отноше­ния (табл. 1).

Интересным представляется взгляд американского пси­хоаналитика Дж. Боулби2 на характерные особенности

1 Синягина М. Ю. Психолого-педагогическая коррекция дет­
ско-родительских отношений. М., 2001.

2 Там же.

патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следую­щие ситуации:

В одном из своих исследований А. С. Спиваковская1 выделила несколько типов неблагополучных семей, ис­пользующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья — санаторий». Мелочная опека, жесткий кон­троль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В ре­зультате — чрезмерные перегрузки нервной системы ре­бенка, при которых возникают нервные срывы, форми­руются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание реши­тельного изменения ситуации.

«Семья — крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безы­нициативности. Во многих случаях фиксируется концен­трация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изо­ляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребенка к посто­янному внутриличностному конфликту, следовательно,

1 Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

к перенапряжению нервной системы и повышенному рис­ку невротических заболеваний.

«Семья — третий лишний». В такой семье эмоцио­нально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чув­ство неполноценности, фиксируя внимание на недостат­ках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ре­бенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоро­вье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Именно в таких семьях получил распространение син­дром опасного обращения с детьми (СООД), включаю­щий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД — это «поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением фи­зической, психической и нравственной травмы».

Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при посещении ребенком детского сада и становятся предме­том внимания педагогов и психологов.

Одним из важнейших направлений психологической помощи является консультативная работа. Работа пси­холога-практика в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспи­тателям.

В течение пяти лет (с 1999 по 2004 гг.) нами изуча­лись запросы родителей при обращении к психологу. Ос­новными декларируемыми родителями на консультатив­ных встречах, были проблемы, связанные, в основном, с трудностями в обучении, умственным недоразвитием, с точки зрения родителей, детей-дошкольников. Другую группу консультативных запросов составили жалобы ро­дителей на упрямство, негативизм, капризы и непослу-

шание детей. Анализ показал, что большая часть дан­ных претензий является необоснованной и свидетельствует

0 психологической некомпетентности родителей. Многие
родители, например, сталкиваясь с характерными пси­-
хологическими особенностями детей 3—4-х лет, склонны
считать их проявлением своенравия и непослушания.
Частично претензии можно связать с неблагоприятными
личностными особенностями самих родителей и выбран­-
ными ими моделями воспитания. Такие родители часто
характеризуются излишней требовательностью, принци-­
пиальностью, нетерпимостью, завышенным уровнем при­-
тязаний в отношении близких эмоциональных связей со
своими детьми, выдвигают большое количество мораль­-
ных предписаний и требований к ребенку. Осуществляя
консультативный прием, психологу необходимо уметь
классифицировать запросы родителей, разглядеть истин-­
ные мотивы обращений.

Работая с родителями, психолог должен составить для себя как можно более полное представление о субъектив­ных условиях жизнедеятельности семьи. К этим услови­ям относят ценностные ориентации, установки и ожида­ния супругов. Кроме того, В. В. Юстицкий и Э. Г. Эйде-миллер1 выделили три группы семейно-необходимых ка­честв. Во-первых, это потребности, обусловливающие желание человека жить в семье, преодолевать трудно­сти и решать в ней возникающие проблемы. К ним отно­сят: потребности в материнстве и отцовстве; потребнос­ти, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотноше­ний (любовь, сексуально-эротические потребности, хозяй­ственно-бытовые и т. д.). Во-вторых, это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для под­держания супружеских отношений и воспитания детей (например, способность понять другого). В-третьих, это качества, необходимые для регуляции своих эмоциональ­ных состояний, умение подчинять желания данного мо-

1 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотера-

пия семьи. СПб., 1999.

мента целям будущего. Авторы считают, что совокупное наличие вышеперечисленных качеств у супругов помога­ют ребенку решать возникающие в ходе семейной жизни проблемы.

В исследовании Э. К. Гульянц и Т. П. Скрипкиной1, изучавших в 1990-е гг. возможности организации рабо­ты с родителями в рамках психологической службы, от­мечалось, что это — один из основных и наиболее слож­ных аспектов деятельности психолога в дошкольном об­разовательном учреждении. Особенности положения в общей иерархии педагогических работников не позво­ляют психологу постоянно взаимодействовать с родите­лями воспитанников. Сами же родители часто проявля­ют интерес к работе психолога лишь в тех случаях, ког­да поведение ребенка становится неконтролируемым, а от педагогов группы начинают поступать постоянные жа­лобы. Чтобы предупредить данную ситуацию, психологу необходимо выстроить четкую систему взаимодействия с родителями.

Начинать нужно с момента поступления ребенка в дет­ский сад. В процессе первых консультаций и сбора ин­формации о ребенке психолог имеет хорошую возмож­ность для налаживания перспективных контактов с ро­дителями. Ему необходимо раскрыть аспекты своей рабо­ты и рассказать о случаях, в которых родители могут обратиться за помощью.

Построение позитивного взаимодействия с воспитате­лями групп также будет способствовать повышению ко­личества обращений к психологу. В непосредственных беседах в случае возникновения затруднений педагоги могут посоветовать родителям обратиться за профессио­нальной помощью к психологу.

Также необходимо использовать возможности «угол­ков для родителей», имеющихся в каждой группе. В них

Скрипкина Т. П., Гульянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. Ростов-на-Дону, 1993.

психолог может помещать информацию о возможнос­ти ознакомления родителей с результатами диагнос­тики развития их детей. Именно такие объявления часто помогают родителям найти время для консуль­тации с психологом и осознать необходимость даль­нейших встреч с ним.

Во многих дошкольных образовательных учреждени­ях существует такая форма связи с родителями, как «по­чта надежды». С ее помощью родители могут выразить свои сомнения, пожелания, задать вопросы. Письма ро­дителей рассматриваются по мере поступления. Ответы на свои вопросы родители получают в виде информации в «уголках для родителей».

При осуществлении непосредственного консультатив­ного приема психолог должен собрать и проанализиро­вать информацию об особенностях взаимоотношений ро­дителей и детей. Для этого в его арсенале должны быть различные диагностические средства.

В настоящее время в зарубежной и отечественной пси­хологии имеется значительный опыт диагностики детско-родительских отношений. Однако, как справедливо ука­зывают А. Г. Лидере, О. А. Карабанова, А. С. Спиваков-ская и многие другие психологи, занимающиеся изучени­ем психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагно­стики детско-родительских отношений и со стороны ро­дителей, и со стороны детей.

Очень удачной, по мнению многих психологов, явля­ется методика «Родительское сочинение» (автор В. В. Сто-лин, адаптация А. И. Тащевой). Данная методика ис­пользуется в качестве как основного, так и вспомога­тельного инструментария для изучения характера детс­ко-родительских отношений, для изучения особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (са­мого автора). С ее помощью констатируются возможные психолого-педагогические рекомендации по психологиче­ской коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации