Политическая культура - файл n1.doc

Политическая культура
Скачать все файлы (112 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc112kb.01.02.2014 05:45скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»
Кафедра социологии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


.

Владимир 2009

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.Понятие политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Структура политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

3. Функции политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

4. Типология политических культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

5. Особенности политической культуры России . . . . . . . . . . . . 14

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Введение
Политика одна из важнейших сфер жизни общества, она носит всепроникающий характер, довлеет над иными сферами жизни. Это обуславливает необходимость тщательного изучения политических процессов, элементов политики.

Несмотря на очевидную значимость политической культуры для понимания мира политического, в нашей обществоведческой литературе она еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия "политическая культура". Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции и т.д.

Политическую культуру часто путают с политической системой и политическим поведением. В настоящее время определений политической культуры насчитывается несколько десятков. Это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозможность ее сведения к какому-либо четко очерченному, раз и навсегда установившемуся феномену. Поэтому тема « Политическая культура» весьма актуальна.

Тема данной работы актуальна еще и потому, что современные политические процессы носят многоуровневый и разносторонний характер, а политическая культура будучи компонентом политической системы активно влияет на ее функцию - политический процесс, во многом предопределяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику целей социального развития, путей их достижения, степень устойчивого развития общества.

Цель работы – рассмотреть сущность и особенности явлений политической культуры.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения.

Понятие политической культуры
Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса, и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Классическое определение политической культуры сформулировано Г.Алмондом и звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение»1

Политическая культура – является частью общей культуры, совокупным показателем политического опыта, качества политических знаний и предпочтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика образа и стиля политической жизни общества.

Понятие «политическая культура» родилось давно. Но считают, что первым, кто употребил его, был немецкий историк, просветитель 18 века И. Гердер. Категориальный статус это понятие стало приобретать лишь во второй половине 20 века. Но до сих пор трактовка политической культуры отличается широким спектором мнений, формулировок, разного рода определений:

Психологический подход (школа Г. Алмонда). Политическая

культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально – политические объекты и процессы.

Комплексный подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Дитмер). В политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политическим отношением, но своего содержания не имеет.

Объективистская (нормативная) трактовка (Д. Пол). Политическая

культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.

Эвристическая концепция (С. Хантингтон). Политическая культура

понимается как гипотетическая нормативная модель желательного

поведения.

Социологический подход (Р. Карр, Д. Гарджер, Ю. Тихомиров).

Политическая культура определяется как установочная поведенческая матрица, в пределах которой функционирует политическая система.

Аксиологическая трактовка. Политическая культура представляется

как совокупность ценностей определенного порядка. 2 варианта:

· «бинарный» вариант данной трактовки включает в политическую культуру как положительные, так и отрицательные ценности.

· «прогрессистский» вариант характеризует политическую культуру только как совокупность положительных политических ценностей.1

«Политическая культура – это комплекс представлений той или иной национально-культурной или социально-профессиональной общности или группы о мире политики, политических взаимоотношениях, законах и правилах их функционирования.»2

Политическая культура включает: ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов; характер участия людей в политике; уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений; оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, собственной политической позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля); образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации; религиозно-политические ориентации и оценки.

Основными характеристиками политической культуры являются:

- «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в форме традиций, обрядов, обычаев;

- обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организаций общества;

- координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государства и его граждан.1
Структура политической культуры
В структуре политической культуры целесообразно выделять следующие элементы:

Познавательный элемент, который включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.

Нравственно – оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.

Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности и политического поведения.

Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества.

Также выделяется следующая структура политической культуры:

1)Культура политического сознания, которая включает в себя:

политические представления и убеждения;

политические ценности, традиции, обычаи, нормы;

политические установки.

2)Культура политического поведения:

культура политического участия;

культура политической деятельности.

3)Культура функционирования политических институтов это:

культура электорального процесса;

культура принятия и реализации политических решений;

культура восприятия и урегулирования социально-политических конфликтов.

Выделяется 3 основных уровня политической культуры:

1. Мировоззренческий уровень – является базовым. На этом уровне

происходит самоопределение человека в мире политики.

2. Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро» политической

культуры. Данный уровень характеризует отношения людей к власти, как к

господствующему центру в обществе. На основе восприятия власти, человек

определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.

3. Политический уровень. На данном уровне окончательно проясняется

взаимоотношение человека и политики, определяется роль политики в его жизни, ценностные ориентации материализуется в политическое (либо аполитическое) поведение.

Можно сказать, что политическая культура – это широко распространенные представления о политике, управлении и правительстве, образцы ориентации по отношению к политическим объектам. Внутри политической культуры выделяются как когнитивные ориентации (знания о политике), так и аффективные ориентации (чувства и эмоции по поводу политики).В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентации, установок; второй – на основе разнообразных рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются прежде всего социально-культурными и социопсихологическими факторами.

Политическая культура – это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т.д.
Функции политической культуры
Политическая культура как составная часть общей культуры выполняет в обществе жизненно-важные функции:

- функцию идентификации, реализуя потребность человека в понимании групповой принадлежности;

- функцию ориентации, объясняя смысл политических явлений;

- функции адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;

- функцию коммуникации, осуществляю взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.

Основные функции политической культуры:

• познавательная – усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений;

• коммуникативная – передача политических знаний, ценностей, опыта;

• воспитательная – формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;

• интегративная – формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;

• регулятивная – обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс;

• нормативно-ценностная – закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм.

«К основным направлениям и путям формирования политической культуры следует отнести целеустремленную духовно-идеологическую, политико-просветительскую деятельность государства, политических партий церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций и движений; восприятие на уровне обыденного сознания политических ценностей через семью, школу, трудовой коллектив, друзей и коллег; вовлечение граждан в практику общественно-политической жизни общества.»1
Типология политических культур
В политической науке существуют многочисленные типологизации политической культуры.

Первое глубокое исследование типов политической культуры было осуществлено Г. Алмондом и С. Вербой, которые на основе сравнительного анализа США, Великобритании, Италии, Германии и Мексики с 1958 по 1962 гг. выделили несколько типов политической культуры и участия в политике, в зависимости от уровня развития общества: “приходскую” или “традиционную” (parochial) – политическую культуру экономически отсталых обществ; “подданническую” (subject) – политическую культуру в индустриальных, авторитарных обществах; “партисипаторную” (participant) – культуру участия в демократических обществах.1

Приходская политическая культура характерна для экономически отсталых обществ – африканских племен, местных автономных общин и т.д., где обычно не существует специализированных политических ролей, политические ориентации не отделены от религиозных или экономических, отношение к правительству мало определяется какими-либо нормами, политическое знание практически отсутствует, массы населения неграмотны. В обществе, где преобладает подданническая политическая культура, люди знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают к ним определенные чувства, могут оценивать их и ориентироваться по отношению к ним, однако это отношение носит в целом весьма пассивный характер. В условиях партисипаторной политической культуры, или культуры участия, члены общества внутренне сориентированы на существующую политическую систему и все ее основные структуры, на осознанное и активное участие в политической жизни.

«Особую разновидность политической культуры по данной типологии представляет так называемая гражданская культура, которая характерна для США и Великобритании.»2 Этот тип политической культуры характеризуется консенсусом легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, терпимостью к плюрализму интересов, компетентностью и взаимным доверием большинства граждан.

В политологии широко распространена социально-классовая типологизация политической культуры. В ее основе лежит связь политических культур с характером властвования в обществе, его политической системы. В соответствии с этим подходом выделяют демократическую, авторитарную и тоталитарную политическую культуру, а также ее переходные состояния.

Для демократической политической культуры характерна ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык.

Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления, контроля за политической жизнью и участия в ней. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: “единая идеология”, “политический порядок”, “поддержка государственной политики”, “политическое единство”. Политический язык стандартизирован.

Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы. Политический язык формализован и идеологически жестко определен.

Кроме того, существуют и переходные модели политической культуры: от авторитарной к демократической.

Выделяют господствующую (официальную) и оппозиционную разновидности политической культуры, общую и региональные субкультуры, политическую культуру общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина, члена общества.

С точки зрения отношения к преобразованиям можно выделить два типа культуры: замкнутый, нацеленный на воссоздание по образцу, установленному традициями, и открытый, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые элементы.

Многие национальные политические культуры заключают в себе более или менее автономные структурированные образования, обозначаемые «субкультурами». О политической субкультуре можно говорить тогда, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от национальной политической культуры. Политические субкультуры формируются на разных базах. Можно выделить национально-этнические политические субкультуры, которые характерны для районов компактного проживания этнических меньшинств. Не менее важно выделять и религиозно-политические субкультуры. Целесообразно также анализировать политические субкультуры: рабочих, крестьян, среднего класса, предпринимателей, интеллигенции, элит, лидеров и т.д.

Политическая культура любого общества влияет на характер политического участия.

Политическую культуру можно анализировать: по форме правления и организации общества, выделяя демократическую, авторитарную и тоталитарную; по цивилизационным характеристикам: западную, восточную, арабскую, африканскую, российскую и др.; по характеру политического участия: приходскую, подданическую, партисипаторную и гражданскую. Необходимо также учитывать особенности политического развития каждой страны.

1) В зависимости от субъекта политики политическая культура бывает:

-общечеловеческая;

- политическая культура народа, этноса, цивилизации;

-национальная, региональная, субкультура;

-политическая культура социальной общности; рабочих, крестьян, буржуазии, интеллигенции, элиты, бюрократии, лидеров;

-политическая культура половозрастных, профессиональных, социально-демографических, религиозных и других групп;

-политическая культура личности.

2) В зависимости от сфер политического процесса:

-политическая культура властвования, управления;

-политическая культура политического участия;

-политическая культура политической оппозиции.

3) В зависимости от форм и методов осуществления власти:

- демократическая политическая культура;

- авторитарная политическая культура;

- тоталитарная политическая культура;

- политические культуры переходных типов.

4) В зависимости от характера участия в политике:

- гражданственная, демократическая;

- подданническая;

- приходская.

5) В зависимости от места в политической системе:

- доминирующая или периферийная политическая культура (субкультура).

По степени распространения:

- массовая или элитарная политическая культура.

6) Континентальный подход к типологизации политической культуры:

- Англо-американский тип политической культуры, характеризующийся светским, прагматическим характером, пониманием политики, как процесса столкновения интересов, которые всегда можно примирить, тяготение электората к политическому центру.

- Континентально-европейский тип политической культуры, характеризующийся поляризованным, многопартийным спектром.

- Авторитарно-патриархальный тип политической культуры, характеризующийся архетипом “большой семьи” во главе с традиционно авторитарным лидером (авторитарные общества в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америке, отдельные государства Восточной Европы).

- Тоталитарная политическая культура – полный контроль власти за политикой и культурой (тоталитарные общества).
Особенности политической культуры России
Политическая культура России имеет свои характерные черты и особенности. Главное, пожалуй, состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей. «Не случайно, еще Н. Бердяев обращал внимание на то, что “противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. «Евразийцы» (Н. Трубецкой, В. Ильин, Л. Карсавин) и другие исследователи рассматривают и анализируют Россию как Евразию, особое географическое и культурное пространств. “Весь смысл и пафос наших утверждений, – отмечали они, – сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности”»1.

Может быть, «евразийцы» и переоценивали особенности России по сравнению с другими странами, но они были, безусловно, правы в том, что ее культурная традиция имеет специфику, которую необходимо изучать и знать.

Истоки российской политической культуры коренятся в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, архаических обычаях верноподданничества, конформизма и непротивление насилию, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя. Восточный («азиатский») способ производства (деспотизм + община), разработанный К. Марксом на примере обществ Востока, имел место и России, оказал влияние на формирование ее культуры и политики. Россия – это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь – царь – император – монарх – генеральный секретарь – президент.
Власть монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась как большая царская вотчина, функционирующая под строгим надзором и по предписаниям помазанника божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической справедливости. Не уважение к законам, а страх перед наказанием побуждал многих людей подчиняться велениям правовых норм. Исторически в России был прав тот, у кого была власть и сила.

Характерная черта русского характера, его неотъемлемое политико-культурное качество – максимализм, склонность к крайностям в мышлении и поведении, поскольку практика и опыт свободного политического участия были недостаточны. Отсюда прочные традиции авторитарно-патриархальной политической культуры.

В русской истории существует и другая – демократическая традиция. Она связана с общинным управлением, соборностью, эпизодическими республиканскими формами правления, опытом либеральных реформ, а также парламентаризма и многопартийности в XX в.

В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.
Можно выделить ряд национальных черт русских (россиян), отражающихся и в политической культуре общества: простодушие; вера в идеал; мечтательность; «обломовщина»; идея мессианства («Москва – третий Рим», «Русь – птица тройка», «советский народ – первопроходец социализма»); идея соборности; идея общинности; стремление всех сделать счастливыми (в том числе и насильно); стремление во всем дойти «до конца»; самоотверженность, бескорыстие; черты фанатизма; тяга к пророчеству; любовь к Родине, справедливости и свободе; широта русской души.1

Социологические исследования последних лет показывают, что русские люди больше всего ценят: готовность к защите Отечества любой ценой; готовность переносить трудности и испытания; славное прошлое, героическую историю; волю к свободе, независимости; национальное единство, сплоченность. Сами русские считают устойчивыми признаками русского человека: говорить и думать на родном языке; считать себя русским; любить Россию, считать ее Родиной; любить русскую культуру и обычаи; иметь русский характер; иметь русских родителей, российское гражданство; существенна ориентация на православную веру. В характере русского народа выделяются такие качества, как патриотизм, воля, свободолюбие, доброта, даровитость, способность к разработке сложнейших теоретических и прикладных вопросов развития науки, техники, искусства.

Целесообразно проанализировать наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из евразийских культурно - цивилизационных приоритетов и особенностей развития России.

Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.

Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации.

В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка.

В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации.

В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.

В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях.

В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.

В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привилегий.

В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых.1
В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарной, “подданническо-партисипаторной” к демократической, гражданской культуре.

« Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората. Известные российские политологи В.П. Пугачев и А.И. Соловьев отмечали, что “одна из насущных задач реформирования российского государства и общества – преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти. При этом, несомненно, нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых демократических доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для .проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими.»1 Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти.
Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов - в Государственную Думу (декабрь 1995) и на президентских выборах 1996 г. (до 70% избирателей) – позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества. Присущие российской политической традиции коллективизм, соборность, непосредственный (вечевой, общинный) и парламентский демократизм, высокое чувство справедливости в той или иной степени получат развитие и в дальнейшем политическом генезисе страны.


Заключение
Политическая культура – это не только один из важнейших элементов политической сферы жизни общества, составляющих общественное сознание. Это одновременно и система ценностей, формирующих идентичность нации, единство российского государства, это феномен, влияющий на все сферы государственного и гражданского бытия.

Политическая культура является чрезвычайно многообразным и крайне сложным явлением , ее нельзя сводить лишь к политическому поведению людей и обществу в целом.

Осваивать политическую культуру - означает учиться политике, так как политика и есть проявление культуры, становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением.

Политическая культура формируется десятилетиями и столетиями. Она - результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. Поэтому без четкого представления о ее сущности и структуре анализ специфики политической культуры невозможен.

Список используемой литературы:
1) Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. - 1992. - № 4. - С. 122–123.
2) Паршев А.П. Почему Россия не Америка. – М.: Форум, 2003. - 410 с.

ISBN 5-89747-017-0
3) Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977-368с.
4) Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с. ISBN 5-7975-0159-7.
5) Панарин А.С. Политология. - М.: Гардарики,2004. - 480 с.

ISBN 5 – 8297 - 0056 - 5
6) Радугин А.А.Политология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997. - 224 с.

ISBN 5-88860-014-8
7)Лекция по политологии на тему политическая культура http://works.tarefer.ru/66/100297/index.html
8) http://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_культура
9) http://www.uvauga.ru/HSD_chair/Political_science/T2_8.htm


1. Панарин А.С. Политология. - М.: Гардарики, 2004. - С. 363

1Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. - С. 339

2 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С. 281

1 Радугин А.А. Политология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997. - С. 173

1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С. 289


1 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. - 1992. - № 4. -С. 122-123

2 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С. 292


1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С. 295

1 Паршев А.П. Почему Россия не Америка. – М.: Форум, 2003. - С. 37

1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С. 297


1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С. 299


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации