Саенко Ю.В. Методическое пособие по социальной психологии - файл n1.doc

Саенко Ю.В. Методическое пособие по социальной психологии
Скачать все файлы (609.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc610kb.11.01.2014 00:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ю.В. САЕНКО
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Таганрог 2004
УДК 301.085: 15

ББК 88.5

С 14

Саенко Ю.В. Методическое пособие по социальной психологии. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004. 124 с.

Методическое пособие содержит основные сведения по отдельным разделам социальной психологии, темы творческих заданий для самостоятельной работы студентов, а также список литературы.

Методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Психология».

Рецензенты:


Саенко ЮВ., 2004

ТИУиЭ, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое пособие предназначено для ориентирования студентов в социально-психологической проблематике, а также может служить отправной точкой для выполнения творческих работ по дисциплине «Социальная психология». Содержание предлагаемого методического пособия соответствует государственному стандарту и учебной программе по курсу «Социальная психология». В большей степени это касается прикладных социально-психологических исследовательских направлений и в меньшей - теоретических.

Пособие предназначено для студентов, занимающихся самостоятельной исследовательской деятельностью в области социально-психологических проблем, и предоставляет им возможность ознакомиться с некоторыми из них в первом приближении.

В конце каждой темы предлагаются темы творческих заданий. Их выполнение предусматривает самостоятельное проведение студентом небольшого научного исследования с постановкой цели, задач, выдвижением гипотезы, требующей поиска доказательств в ходе изучения избранного социально-психологического феномена. Выполнение творческого задания требует предварительного ознакомления с научными литературными источниками, характеризующими изучаемую проблему. Если материал по данному вопросу является достаточно обширным, студент вправе выбрать наиболее интересный, с его точки зрения, аспект этой темы и исследовать его более досконально.

В конце пособия содержится рекомендуемый список литературы. предлагаемый перечень не ограничивает студентов в самостоятельном поиске литературных источников, в том числе и в научных журналах, монографиях и Интернете.

1. ФУНКЦИИ И ТИПЫ ОБЩЕНИЯ

Общение – процесс обмена информацией, взаимовосприятия, взаимодействия между людьми. В общении выделяются три взаимосвязанных стороны:

1. Коммуникативная – обмен информацией между общающимися (идеями, чувствами, установками и т.п.).

2. Интерактивная – организация взаимодействия между общающимися или обмен действиями.

3. Перцептивная - процесс восприятия общающимися друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.

Функции общения:

1. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Опосредствуемые общением со взрослым человеком, внешние психические явления становятся внутренними психическими процессами ребенка. Ребенок активно перерабатывает чужой опыт, используя его для построения картины мира. Формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами. Общение способствует осознанию человеком своего внутреннего мира, уточняет его представление о себе.

2. Трансляционная. Общение насыщает человека знаниями о мире вещей и явлений, о других людях, о способах деятельности.

3. Прагматическая. Общение является инструментом передачи информации в процессе взаимодействия людей и управления их совместной деятельностью.

4. Функция подтверждения. В общении человек самоутверждает себя, свои жизненные позиции, представления о мире. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет опоры в других людях, боясь остаться незамеченным, предоставленным самому себе. Человек получает подтверждение благодаря именованиям, приветствиям, ритуалам, оказанию различных знаков внимания, знакомствам.

5. Синдикативная. Общение – средство объединения людей, организации и поддержания межличностных отношений.

6. Экспрессивная. Проявляется в понимании людьми переживаний и эмоциональных состояний друг друга. Общение дает разрядку эмоционального напряжения и заряжает духовной энергией.

7. Функция социального контроля. С помощью общения регламентируется поведение и деятельность людей.

8. Внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой – через внутреннюю речь как способ мышления человека.

Типы общения выделяются на основе различных критериев.


I. Критерий соотношения позиций общающихся. На основе этого критерия выделяются: императивное, манипулятивное и диалогическое общение.

Императивное (авторитарное, директивное) общение. Это субъкт-объектное общение (SO). Оно неравноправно: субъект активен, инициативен, может воздействовать, влиять на партнера по общению; объект пассивен и сам подвергается воздействию, но влиять не может – данный партнер выступает в качестве объекта воздействия. Императивное общение монологично, т.е. человек по сути дела общается сам с собой, ориентируется только на свои цели, игнорируя и не видя истинного собеседника.

Целью императивного общения является достижение контроля над поведением, мыслями, установками партнера и принуждение его к определенным действиям. Цель – достижение своих интересов и намерений без учета интересов и намерений партнера. Цель императивного общения не скрывается. Средствами влияния являются приказы, предписания, требования. Императивное общение эффективно в военных уставных отношениях, отношениях «начальник-подчиненный», в экстремальных ситуациях, в работе при чрезвычайных обстоятельствах. Неуместно в интимно-личностных и супружеских отношениях, ограничено в детско-родительских и педагогических отношениях.

Манипулятивное общение. Так же, как и императивное общение, является субъект-объектным, монологическим, преследует те же цели. Цель при манипулятивном общении скрывается. Средствами влияния являются обман, сокрытие как самих преследуемых целей, так и факта наличия иных, кроме декларируемых, интересов. Скрывается информация, расходящаяся с желаниями манипулятора. Так же, как и при императивном общении, партнер воспринимается не как уникальная, целостная личность, а как носитель определенных, нужных субъекту свойств и качеств. Ему не предоставляется возможность самостоятельного и свободного выбора.

Манипуляция- это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. Основные характеристики манипуляции6 тайный характер воздействия, опора на автоматизмы (привычные схемы действия и принятия решения), эксплуатация личностных (мотиваационных0 структур человека, деструктивность воздействия (расщепление личности на изолированные части ради облегчения управления ею).

Сферой разрешенной манипуляции являются деловые отношения и, в частности, бизнес. Широко распространены манипуляции в области пропаганды (телереклама, предвыборная кампания). Например, концепция Д. Карнеги является символом манипулятивного общения. Манипулятивное общение недопустимо в отношениях, построенных на любви, дружбе, привязанности. Исход (результат) манипулятивного общения желателен для манипулятора и нежелателен для его партнера, т.е. выигрыш всегда является односторонним. Этим манипуляция отличается от внешне сходных с ней приемов косвенного воздействия, используемых в психотерапии и воспитании.

Диалогическое общение. Это субъект-субъектное общение (SS), т.е. равноправное, когда оба участника общения являются активными, оба могут влиять и воздействовать друг на друга. В отличие от предыдущих типов общения, в диалогическом общении человек ориентируется также и на цели и интересы своего партнера, а не только на свои. Цель диалогического общения – взаимопознание и самопознание партнеров. Средствами влияния являются сообщения, предложения. Партнер воспринимается как равный, имеющий право на собственные мнения и решения. Характерно безоценочное восприятие личности партнера по общению, априорное доверие к его намерениям. Содержанием диалогического общения являются проблемы и нерешенные вопросы, а не прописные истины и догмы. Для диалогического общения характерно ведение разговора от своего имени, презентация своих истинных чувств и желаний без ссылок на мнения авторитетов (персонификация). Характерен принцип «здесь и теперь» - настрой на актуальное психическое состояние собеседника и собственное актуальное психическое состояние.

По мнению Э. Шострома, манипулятора (человека, постоянно использующего манипуляции в общении) характеризуют лживость, примитивность чувств, апатия, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Профессии психолога и педагога относятся к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции – необходимо мотивировать учащихся, привлекать их внимание и т.д.

II. Критерий представленности личности в общении. На основании этого критерия выделяется личностное и ролевое общение.

Личностное общение. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т.е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Пример личностного общения – разговор по душам.

Ролевое общение. Участники общения предстают друг перед другом как носители ролей, представители определенных социальных категорий. Например, покупатель- продавец, пассажир- кондуктор. Их отношения регламентированы установившимися правилами поведения. Они не открываются друг перед другом как личности, т.е. характерна личная анонимность. Личная анонимность обеспечивается титулованием при обращении: граждане пассажиры, товарищ сержант, больной. Фамилии, имена и отчества используются в качестве ярлыков.

III. Критерий наличия предмета общения. В соответствии с этим критерием различают деловое и светское общение.

Деловое общение включено в совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Это процесс выдвижения и разрешения проблем путем сопоставления предметных позиций. Цель делового общения – успешное выполнение совместной деятельности.

В основе делового партнерского общения лежит несколько правил ведения разговор, соблюдение которых делает его эффективным (кодекс Грайса): а) правило необходимости и достаточности информации «Говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; б) правило качества информации «Старайся, чтобы твои высказывания соответствовали истине»; в) правило соответствия «Не отклоняйся от темы»; г) правило стиля «Выражайся ясно».

Светское общение беспредметно, т.е. партнеры говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Точки зрения участников светской беседы не имеют никакого значения, поскольку она ведется только, чтобы показать другим и самим убедиться, что партнеры знают правила приличия. Другая цель – структурирование времени. Большинство разговоров, ведущихся людьми, регулируется не только правилами кодекса кооперативности, но и правилами кодекса вежливости, которые лежат в основе светского общения: а) правилом великодушия «Будь великодушным, не затрудняй собеседников»; б) правилом согласия «Соглашайся, избегай возражений»; в) правилом симпатии «Высказывай доброжелательность»; г) правилом такта «Будь тактичным, соблюдай интересы других»; д) правилом одобрения «Не порицай других»; е) правилом скромности «Будь скромным, не принимай похвалу».

IV. Критерий степени открытости точек зрения партнеров. На основании этого критерия выделяют открытое, закрытое, полузакрытое, полуоткрытое общение.

Открытое общение предполагает открытые позиции собеседников на какой-то обсуждаемый предмет (точку зрения на тот или иной вопрос). Партнеры имеют возможность выразить свою точку зрения на предмет и готовы учесть позицию другого. Не тождественно душевному стриптизу, т.к. открывает только предметную позицию.

Закрытое общение. Партнеры скрывают свою точку зрения и не интересуются точкой зрения другого человека. Предельный случай закрытого общения – светская беседа.

Полузакрытое общение («одностороннее выспрашивание»). Один из партнеров пытается выяснить позицию другого, в то же время не раскрывая своей. Законченная форма – допрос, экзамен, интервью.

Полуоткрытое общение. Один из собеседников рассказывает партнеру о себе (открывает свою позицию), не интересуясь его точкой зрения, его возможностями и желанием слушать («входить в чужие обстоятельства»). Пример: приставание пьяного мужичка к попутчикам с рассказом о своей жизни, высказыванием политических воззрений, и т.п.

Творческие задания:

  1. Манипулятивное общение и способы его преодоления.

  2. Диалогическое общение и его формирование.

  3. Императивное общение.

  4. Деловое общении и его формирование.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ

Основная цель коммуникации – выработка согласия и единой точки зрения по поводу различных ситуаций и проблем. Функции коммуникации:

1)Управленческая - воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения, влияния на его мысли, чувства, мотивы. Побудительные сообщения могут реализоваться в убеждении, внушении, просьбе, приказе.

2) Информативная – передача реальных или вымышленных сведений, эмоциональных переживаний (обмен идеями, представлениями, настроениями и т.п.).

3) Фатическая - установление и поддержание контакта.

Коммуникация – не просто передача информации от коммуникатора реципиенту. Так как они оба являются активными субъектами, информация не просто принимается, но и понимается, осмысливается. Сначала у коммуникатора возникает определенный замысел высказывания, затем он посредством кодирования воплощает его в систему знаков и осуществляет высказывание. Получая сообщение, реципиент осуществляет его декодирование. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Коммуникация может быть вербальной (письменная и устная речь), невербальной (жесты, мимика, интонация и др.), вещественно - знаковой (продукты производства, изобразительного искусства и др.).

Условия коммуникативного влияния (воздействия на партнера):

1) Коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодирования или декодирования информации, т.е. знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны всем участникам коммуникации. Необходимо одинаковое понимание ситуации общения.

2) Наличие обратной связи, смены коммуникативных ролей между коммуникатором и реципиентом. Обратная связь содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. О том, насколько хорошо его поняли, коммуникатор узнает при смене коммуникативных ролей, т.е. когда реципиент превращается в коммуникатора и своим высказыванием дает понять, как он раскрыл смысл услышанного.

3) Отсутствие коммуникативных барьеров (психологических препятствий на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению).

Коммуникативные барьеры:

1. Барьеры понимания (возникают в канале передачи информации):

- Фонетический барьер порождается быстрой речью-скороговоркой, речью с большим количеством звуков-паразитов.

- Семантический барьер связан с различием в системах значений участников общения (общающиеся по-разному понимают значения одних и тех же слов).

- Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора ситуации общения или актуальному состоянию реципиента.

- Логический барьер возникает, когда логика рассуждений коммуникатора слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств.

2. Барьеры социально-культурных различий. Это барьеры социальные, барьеры между партнерами по общению. Это социальные, политич4еские, религиозные, профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации понятий и к различному мировоззрению, миропониманию.

3. Барьеры психологического происхождения:

- Барьеры индивидуальных особенностей партнеров – чрезмерная застенчивость, скрытность, некоммуникабельность общающихся.

- Барьеры отношения – сложившиеся между общающимися отношения неприязни и недоверия переносятся и на передаваемую ими информацию.

Г. Лассауэлл создал модель коммуникации для изучения убеждающего воздействия в СМИ. Компоненты коммуникативного процесса: 1. Кто передает сообщение? Коммуникатор. 2. Что передается? Сообщение. 3. Как осуществляется передача? Канал. 4. Кому направлено сообщение? Аудитория. 5. С каким эффектом? Эффективность

Коммуникатор. Одно и то же сообщение, сделанное разными людьми, может восприниматься по-разному. Например, лидеры разных партий, делая сходные по содержанию сообщения, имеют наибольший успех именно у своих сторонников. Эффективность коммуникации зависит от таких характеристик коммуникатора, как возраст, профессия, пол, внешность, интонация, мимика, речь, уровень квалификации, честность, искренность, уважение к аудитории и т.д. Важнейшими характеристиками коммуникатора являются: кредитность, привлекательность и сходство с аудиторией.

Кредитность – компетентность, надежность, способность вызывать доверие аудитории. Пример использования свойства «кредитность» в телерекламе: лекарства и зубные пасты рекламируют люди в белых халатах.

Чтобы быть кредитным, коммуникатору необходимо соблюдать следующие условия:

- Быть представленным аудитории в качестве человека, осведомленного в данном вопросе, т.е. в качестве «эксперта».

- Говорить уверенно. Прямые, уверенные ответы воспринимаются как компетентные, заслуживающие доверия в отличие от неуверенных.

- Смотреть в глаза, а не в пол.

- Не пытаться манипулировать аудиторией, открыто излагать свою точку зрения и не пытаться скрыть ее.

- Отстаивать свои позиции, поступаясь своими личными интересами. Готовность пострадать за свои убеждения говорит об искренности коммуникатора.

- Говорить быстро. В некоторых культурах, в частности американской, быстрая речь означает влиятельность и компетентность. Быстрая речь отсекает любые нежелательные мысли и сомнения и может стать средством манипулирования аудиторией.

Привлекательность – физические и психические свойства, очаровывающие аудиторию. Красота может сделать аргументы более действенными. Пример использования привлекательности в телерекламе: отзывы знаменитых спортсменов, артистов, певцов или моделей о товаре.

Сходство с аудиторией. Коммуникатор, похожий на свою аудиторию, являющийся членом той же группы, вызывает у нее большую симпатию. Пример использования сходства с аудиторией в телерекламе – реклама моющих средств домохозяйками.

Сообщение. Различают два типа сообщения: а) одностороннее сообщение; содержит только аргументы коммуникатора; б) двустороннее сообщение; содержит как аргументы коммуникатора, так и его оппонентов. Одностороннее сообщение более эффективно, если аудитория согласна с коммуникатором, если у нее низкий уровень образования, если она не подвергается воздействию контраргументов. Двустороннее сообщение ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок, склонных к самостоятельному мышлению, используется при несогласии аудитории с коммуникатором. Неумелое использование двустороннего сообщения может дать отрицательные результаты – «эффект бумеранга».

Содержание сообщения может быть в большей степени рациональным или эмоциональным. Какому типу сообщения отдать предпочтение, зависит от аудитории. Аудитория высокообразованная, думающая, с аналитическим складом ума более восприимчива к рассудочным аргументам. Люди менее образованные, менее аналитичные, подверженные воздействию эмоциональных факторов более восприимчивы к эмоциональным аргументам.

Порядок расположения аргументов тоже имеет значение. В большинстве случаев наиболее действенным считают расположение «сильных аргументов» (информация, непосредственно ориентированная на изменение установки) в середине текста сообщения. «Сильные» аргументы могут также располагаться в начале или в конце сообщения. Если аудитория проявляет значительный интерес к теме сообщения (положительная установка), «сильные» аргументы лучше расположить в конце сообщения. Если аудитория относится к теме сообщения безразлично, то лучше расположить их в начале текста, чтобы сразу привлечь необходимое внимание.

Канал. Информация может распространяться как по официальным каналам, так и с помощью слухов. Во втором случае сообщение встречает меньшую критическую защиту. Существуют также активный и пассивный пути передачи информации. Активный путь: аудитория активно перерабатывает сообщение, лично переживает его в собственном опыте, осмысливает и т.п.; это более эффективный способ. Пассивный путь не всегда бесполезен. Простая информация, не требующая сложной переработки, легко усваивается после нескольких повторений, когда она становится узнаваемой. Используется в рекламе и политической пропаганде. Например, люди гораздо чаще покупают рекламируемый аспирин, чем не рекламируемый, но стоящий втрое дешевле. Кандидат в президенты или депутаты может получить больше голосов только благодаря постоянному повторению своего образа и сообщения.

Аудитория. Существует ошибочная точка зрения, предполагающая, что логически и фактически обоснованная информация автоматически изменяет поведение аудитории. Эффективность воздействия на аудиторию зависит от следующих ее характеристик:

а) отношение к коммуникатору предполагаемой информации. Если аудитория доверяет коммуникатору, настроена по отношению к нему доброжелательно, она не склонна подыскивать контраргументы. Если аудитория не доверяет источнику информации, не хочет подвергнуться его влиянию, она склонна защищаться, подготавливать контраргументы, отрицать «неудобное» для нее сообщение;

б) уровень подготовленности к восприятию сообщения;

в) возраст. Например, установки молодой части аудитории менее стабильны, на них легче влиять.

В процессе воздействия на аудиторию имеет значение занимаемая ею позиция, которая может быть: а) открытой – готовность принять информацию; б) закрытой (готовность к отторжению информации); в) отстраненной – ориентация на нейтральное принятие. Отношение аудитории к информации может быть пассивным или активным. Чтобы изменить закрытую позицию аудитории и сделать ее более пассивной (подавить возможные возражения), может быть использован манипулятивный прием, заключающийся в отвлечении внимания аудитории. Например, в политической рекламе зрительный образ кандидата может отвлекать внимание аудитории от смысла сообщения, пьющая и жующая аудитория становится более податливой воздействию, быстрая речь может стать более убедительной, т. к. оставляет меньше времени на возражения.

Эффективность. Результатом передачи сообщения может стать принятие или отторжение информации, внешнее или внутренне ее принятие, полное или частичное принятие, осознанное или неосознанное принятие, устойчивый или неустойчивый эффект, непосредственный или отсроченный эффект.

Творческие задания:

  1. Коммуникативные барьеры и их преодоление.

  2. Роль коммуникатора в коммуникативном влиянии.

  3. Роль сообщения в коммуникативном влиянии.

  4. Роль аудитории в коммуникативном влиянии.

  5. Роль канала в коммуникативном влиянии.


3. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Невербальные средства общения являются не менее значимыми, чем речевые. Соотношение вербальных и невербальных средств общения может быть различным в зависимости от содержания и цели общения, особенностей культуры, характера общения (деловое или неформальное). По этому вопросу приводятся различные данные. К. Бёрдвистл считает, что словесное общение несет в себе 35 % информации, а невербальное общение – 65 %. А. Меграбян считает, что только 7 % содержания сообщения передается смыслом слов, 38 % информации передается интонацией и 55 % информации – выражением лица. Отечественные исследователи считают, что не менее 15 % информации передается невербально. Невербальная коммуникация выполняет следующие функции: а) экономия речевого высказывания, б) создание образа партнера по общению, в) замещение речевого высказывания, г) разрядка, облегчение, регуляция возбуждения, д) уточнение вербального сообщения, усиление эмоциональной насыщенности сказанного, е) демонстрация актуальных психических состояний личности.

Нередко вербальные и невербальные аспекты сообщения противоречат друг другу. Дети очень быстро постигают это явление. По мнению Д. Бейтсона, шизофреники не способны различать вербальные и невербальные стороны общения, из-за чего они не могут общаться на невербальном уровне и понимать невербальный язык. Возможно, этим объясняется их неадекватное поведение.

Компоненты невербальной коммуникации:

1. Кинесика, оптико-кинетическая система знаков. Включает жесты, мимику, пантомимику. Стереотип о выразительности глаз неверен. Выражение лица больше всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей, сморщивание лба. Поэтому, чтобы определить состояние человека, нужно смотреть на его губы и брови. Эмоциональное состояние человека лучше всего отражается на левой стороне его лица, поэтому лучше садиться слева от собеседника – легче наблюдать за его реакцией и скрывать свои чувства.

Телесные проявления не всегда могут быть прочтены однозначно. Факторы, затрудняющие однозначную интерпретацию движений человека:

1) Мимические и телесные движения могут быть реакцией на внешние физические раздражители, а не отражать внутренние психические состояния (прищуривание в ответ на солнечный свет).

2) Нельзя судить об эмоциональном состоянии другого человека только по одной детали его поведения, нужно анализировать поведение в целом.

3) Выразительные движения могут быть проявлением привычки, а не показателем актуального внутреннего состояния.

4) Человек может подсознательно демонстрировать реакцию, выражающую состояние, обратное переживаемому в данный момент (защитная реакция). Например, беспомощность может маскироваться агрессивными жестами.

5) Телесные проявления могут быть следствием физических недостатков, а не показателем внутренних психических состояний (прищуривание может свидетельствовать о близорукости, а не о презрении).

2. Паралингвистика. Это система вокализации: качество, высота, громкость голоса, его диапазон, тональность, ударения, тембр. Например, взвинченный голос воспринимается как признак агрессивности, спокойный, солидный голос вызывает интерес. Если собеседник говорит гладко, громко и быстро, это свидетельствует о его уверенности в себе. Интенсивность или громкость голоса человека свидетельствует о его власти и влиянии. Основной компонент паралингвистики – интонация. Это ритмико-мелодическая структура речи. Основные ее элементы – мелодии речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, фразовые и логические ударения, паузы. Пауза группирует слова по логическим требованиям. Ударение – тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. Мелодия в звучащей речи – изменение высоты голоса, его тональное повышение или понижение. Огромное влияние на слушателя могут оказывать тщательно рассчитанные паузы, ровный и спокойный голос, постепенное повышение или понижение голоса.

3. Экстралингвистика. Это различные включения в речь: паузы, покашливание, смех, плач, шепот, вздохи, темп речи. Скорость речи является особенно действенным невербальным средством изменения мнения слушателя. Быстрая речь создает впечатление, что говорящий заслуживает доверия и является знающим человеком. Кроме того, быстрая речь затрудняет систематическую обработку получаемой слушателем информации.

4. Проксемика – пространственная и временная организация общения: расстояние до собеседника, угол поворота, личное пространство, время общения. Например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта. Что касается времени общения, наибольшее количество информации об общающихся индивидах передается в первые 20 минут. И даже больше того – основа отношения к собеседнику закладывается в первые 15 секунд общения с ним. Время общения свидетельствует о социальных статусах общающихся, о сложившейся системе отношений. Например, подчиненный, который дольше обычного пробыл на приеме у руководителя, вызывает интерес у окружающих, они пытаются установить на основе этого факта форму и содержание общения.

Личное пространство – невидимое пространство, окружающее человека и охраняемое им, вторжение в которое вызывает состояние дискомфорта. Человек защищает свое личное пространство, отходя в сторону, отводя глаза, отворачивая голову. Человек склонен столбить пространство, которое считает своим. Границы личного пространства могут меняться под влиянием следующих факторов:

1) Границы личного пространства различны в разных культурах. Жители Северной Европы нуждаются в большем обособлении, чем представители африканских, арабских или южноамериканских сообществ.

2) Личное пространство способно уменьшаться под влиянием ситуационной обезличенности (взаимодействия людей в рамках некоторых ролевых отношений): врач и больной, поездка в общественном транспорте, парные танцы. Если вторжение в границы личного пространства является постоянным (характерно для городов с высокой плотностью населения), у людей рождается чувство одиночества, собственной безликости, уход в себя, апатия, склонность к агрессивным действиям. В Японии, Китае, Индии, несмотря на значительную перенаселенность, подобные проблемы переживаются реже, т.к. существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение.

3) Тесное знакомство и симпатия сокращают дистанцию общения.

4) Люди проявляют склонность подходить ближе к равным по статусу партнерам, нежели к лицам с более высоким или низким статусом.

5) Дети и старики общаются на более близком расстоянии, чем подростки и люди среднего возраста.

6) Женщины стремятся располагаться ближе к собеседнику, чем мужчины.

7) Уверенный, уравновешенный человек располагается ближе к собеседнику, чем беспокойный, нервный.

Для западных сообществ, по мнению Э. Холла, характерны следующие виды межличностной дистанции:

1) Интимная дистанция – от 0 до 40 см от тела партнера. На этом расстоянии общаются самые близкие люди – влюбленные, супруги, родители и дети. Предполагает возможность физического контакта.

2) Личная дистанция – от 40 см до 120 см. позволяет людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки. На этом настоянии общаются люди, хорошо знакомые и доверяющие друг другу. Предполагает возможность прикосновений.

3) Социальная дистанция – от 120 до 350 см. физическое соприкосновение в этом случае невозможно. Его заменяет голосовой контакт. На этом расстоянии общаются с посторонними, которых не очень хорошо знают. До 2 м – неформальное, товарищеское общение, от 2 м – деловые, официальные отношения.

4) Публичная дистанция – более 350 см (до 750). Устанавливается на публичных собраниях, в аудиториях, суде. Это общение с большой группой людей.

В проксемике как области социальной психологии описаны такие социально-психологические феномены, как хронотоп «больничной палаты» и хронотоп «вагонного попутчика». Это специфические наборы пространственных и временных характеристик общения (общение ограничено во времени и пространстве, нарушается личное пространство человека, человек лишен своей территории). Специфическая пространственно-временная организация общения вызывает откровенность человека по отношению к первому встречному. Объясняется это тем, что человеку гарантирована конфиденциальность, т.к. он никогда больше не встретится со своим попутчиком или соседом по палате и переданная информация сокровенного характера не будет использована ему во вред.

Один из компонентов проксемики – ориентация и угол общения. Ориентация – расположение партнеров по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу. Скажем, место, занимаемое партнерами за столом, определяется характером общения.

Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив друг друга. В свою очередь, описанная позиция способствует соперничеству, оппозиции.

Если общение «кооперативное», партнеры предпочитают размещение за одной стороной стола. Соответствующая позиция создает возможность сотрудничества, соавторства.

Обычная беседа и, особенно случайная, дает позицию «наискосок» - через угол. Угловое расположение партнеров за столом создает возможность непринужденного общения. Отсутствует давление, есть контакт глаз, жестов. При этом существует такая закономерность – если собеседники несимпатичны друг другу, то угол между ними в процессе общения постепенно увеличивается.

Независимая позиция создает отсутствие заинтересованности, желания взаимодействовать. Если необходима откровенная беседа, следует избегать такого положения.

Лица, воспринимающие себя как высокостатусных членов группы, чаще занимают место во главе стола. Соответственно, лица, занимающие позиции во главе стола, как правило, активнее участвуют в дискуссии. Сидя за круглым, квадратным или прямоугольным столом, члены группы чаще обмениваются информацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели с соседями. Поэтому пассивных участников лучше усаживать напротив активных для их активизации. В группе с сильным директивным руководителем, жестко контролирующим коммуникативные потоки, наоборот, большая часть информации адресуется соседям. При проведении групповой дискуссии с целью получения наибольшего эффекта взаимодействия участников следует размещать за небольшим круглым столом. Близость расположения усиливает коммуникацию и аттракцию.

Правда, близость расположения, в свою очередь, является результатом влияния других факторов. Так, люди располагаются ближе к тем, кто вызывает у них симпатию и желание общаться, и предпочитают держаться на расстоянии от тех, кто им не симпатичен и не вызывает желания общаться.

Пространство можно организовать также и в вертикальном измерении. Например, способом повышения статуса коммуникатора является возвышение стоящего учителя над сидящими детьми. Человек стоящий воспринимается сидящими как доминантное лицо. Установлению равностатусных, равноправных отношений способствует нахождение партнеров на одном уровне – оба сидят или оба стоят. Ребенок всегда ниже взрослого по статусу, поэтому учитель, желающий расположить ребенка к себе, помочь ему, наладить кооперативное взаимодействие, может сесть рядом с ним за парту, тем самым, выровняв вертикальный уровень общения (плюс позиция делового взаимодействия – рядом).

Стол, трибуна могут быть барьерами в общении, увеличивать расстояние.

Пространство можно программировать – устанавливать связь по типу условного рефлекса между точкой пространства и определенной эмоцией. Например, о чем-то приятном говорится у окна, о неприятном – у двери, о том, что нужно запомнить – в центре. В дальнейшем все, что будет говориться в этих точках пространства, будет вызывать у слушателей пережитые эмоции. Например, если учитель хочет вызвать у учеников негативное отношение к чему-то, он может говорить об этом в той точке пространства, где раньше рассказывал о чем-то неприятном для детей. Таким же образом можно запрограммировать и квартиру. Например, в спальне, где спят супруги – только супружеские отношения и доверительные разговоры; в кухне – обсуждение бытовых проблем, и совсем в другом месте – выяснение отношений.

5. Такесика. Это тактильные средства общения – прикосновения, рукопожатия, объятия, поцелуи, подзатыльники, пинки, похлопывания, поглаживания и т.п. Прикосновения могут иметь различное значение для представителей разных культур. Они – обязательный компонент общения в Африке, Латинской Америке, Среднем Востоке. Наблюдения показали, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за 1 час совершает в среднем 110 взаимных прикосновений, а в Лондоне – ни одного. В США прикосновения могут иметь особое значение: женщина, выпрашивающая у прохожих монетки по 25 центов, набрала их гораздо больше, когда дотрагивалась при этом до их руки, нежели тогда, когда выражала свою просьбу только словами.

Прикосновения, совершаемые даже с целью вызвать положительные эмоции, могут достичь обратного эффекта и вызвать гнев или раздражение. Связь между прикосновением к человеку и его эмоциональным состоянием называется кинестетическим якорем. Это условно-рефлекторная связь между прикосновением и негативными (позитивными) эмоциями, испытываемыми человеком в данный момент. Например: неудовлетворенность женщины супружеской жизнью в связи с прикосновениями мужа в состоянии опьянения и во время домашних скандалов. Таким же образом можно вызвать и хорошее настроение. Если во время разговора класть свою руку на руку собеседника (прикасаться к одному и тому же месту) в те моменты, когда он говорит о чем-то приятном для него, и в конце беседы снова воспользоваться этим прикосновением, то можно закрепить расположение партнера к себе. Не стоит прикасаться к собеседнику, если он в плохом настроении или обсуждается неприятный для него вопрос. Нельзя использовать высокомерно-фамильярные движения (похлопывание по плечу, щеке, потрепывание по голове), т.к. взрослые люди воспринимают их особенно болезненно. Вообще, следует использовать прикосновения осторожно, т.к. они связаны с вторжением в чужое пространство.

Значение прикосновений в жизни человека зависит от возраста:

1) Наибольшее значение они имеют в детстве (особенно в младенчестве). Прикосновения подтверждают ребенку любовь родителей и обеспечивают сенсорную стимуляцию. Подтверждением служит эксперимент Харлоу с обезьянками, случаи сенсорной и эмоциональной депривации, синдром госпитализма. Ребенку важно получить ласковое прикосновение после порицания, чтобы убедиться в том, что любовь родителей не потеряна.

2) Подростков раздражают прикосновения взрослых, когда они стремятся к независимости, ревностно охраняют границы личного пространства, хотят избавиться от «телячьих нежностей» как символа детства.

3) Для взрослых особенно желанны прикосновения близких. Особенно важны они для стариков, остро нуждающихся во внимании.

6. Визуальный контакт – контакт глаз. Имеют значение частота, продолжительность, напряженность, неожиданность, избегание взгляда, направленность. Взгляд может активизировать партнера, служить средством поддержки (демонстрация внимания), может свидетельствовать о скуке, страхе или чувстве вины (бегающий взгляд). Пристальный взгляд, устремленный прямо в глаза собеседника, часто воспринимается как признак агрессивности. Функции взгляда зависят от типа культуры. В африканских и восточных странах опускание глаз слушающим служит знаком уважения к говорящему. В европейской культуре общающиеся смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы. Причем чаще смотрит слушающий, нежели говорящий. Но обладающий властью, доминирующий человек больше времени смотрит на собеседника, когда говорит сам, чем когда слушает. Взгляд длится примерно 2-10 сек. Частота зрительных контактов зависит о нескольких факторов:

- От степени знакомства. Только что познакомившиеся смотрят друг на друга чаще, чем те, кто знаком дольше.

- От темы разговора. При обсуждении неприятной проблемы частота зрительных контактов снижается.

- От типа мышления. Люди с абстрактным мышлением стремятся к большему количеству визуальных контактов в отличие от людей с конкретно-понятийным и образным мышлением.

- От расстояния между собеседниками. Вблизи количество контактов сокращается.

- От отношения к собеседнику. Чаще смотрят на близких и тех, кому симпатизируют.

Чем чаще оратор смотрит на аудиторию, тем более квалифицированным, осведомленным и опытным, а также более честным, дружелюбным и добрым его считают.

7. Кожные реакции – побледнение, покраснение, «гусиная кожа», которые могут свидетельствовать об определенном эмоционально-психическом состоянии человека.

8. Запахи (ольфакторные средства) – приятные и неприятные, искусственные и естественные, запахи самого человека и запахи окружающей среды. Роль запахов в общении между людьми иллюстрируется следующими экспериментами и набюдениями. Присутствие в воздухе феромона (полового гормона, выделенного из мужского пота) приводило к тому, что испытуемые находили изображенных на фотографиях людей более привлекательными. Женщины в зале ожидания или в театре чаще садились на те места, которые были пропитаны этим запахом. На Филиппинах любовники, которым предстоит долгая разлука, традиционно обмениваются ношеной одеждой, чтобы как можно дольше чувствовать запах любимого человека. Роль естественных запахов снижается регулярным приемом ванны, душа, употреблением дезодорантов.

9. Вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения, преобразование природного телосложения с помощью одежды, прически, косметики, очков, украшений, татуировки, усов, бороды и т.п. С помощью украшений (одежды, татуировки, прически, косметики и т.п.) напоказ выставляют социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, личностные особенности и т.п. Украшения могут свидетельствовать о претензиях человека на престиж. Одежда может быть ухоженной или неряшливой, элегантной, следовать определенному стилю. Все это может говорить об индивидуальных особенностях ее носителя. Членский значок указывает на принадлежность к организациям, ношение трофеев – на победы, обручальное кольцо – на семейное положение, одежда белого цвета в европейской культуре является символом чистоты и невинности, связывается с радостью и торжеством, а на востоке символизирует горе и является знаком траура.

Творческие задания:

  1. Кинесика и такесика.

  2. Паралингвистика, экстралингвистика, визуальный контакт.

  3. Проксемика.

  4. Ольфакторные и вспомогательные средства общения.


4. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Заражение – передача эмоционально-психического настроя от одного человека к другому. Это самый древний механизм воздействия (присутствует и у животных). Апеллирует к бессознательной сфере человека (человек бессознательно принимает какие-то образцы поведения). Заражение интегрирует большие массы людей. Осуществляется как цепная реакция. Общающиеся люди многократно взаимно усиливают воздействие друг на друга. Наиболее известные формы заражения – реакции спортивных болельщиков, групповой религиозный экстаз, паника, агрессивные действия толпы.

Факторы заражения:

1. Степень заражаемости зависит от интенсивности эмоционального состояния воздействующего индивида (оратора). Зависимость здесь прямо пропорциональная.

2. Степень заражаемости зависит от количества слушателей (заражаемых). Наличие большого числа людей способствует чувству единства с толпой.

3. Степень заражаемости зависит от уровня развития самосознания индивидов. В высокоразвитых обществах механизм заражения действует слабее, чем в примитивных. Легче всего заражаются настроением окружающих дети. Если окружающие веселятся, маленький ребенок начинает смеяться, не понимая и не зная причин веселья взрослых.

Внушение (суггестия) – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггеренда). Внушение предполагает некритичное восприятие внушаемым передаваемой ему информации, информация передается в готовом виде, не подвергается осмыслению внушаемым. Внушение, так же как и заражение, воздействует на эмоционально-бессознательную сферу человека.

Отличия внушения от заражения:

1. В отличие от заражения, при осуществлении внушения сам воздействующий не находится в состоянии эмоционального транса (т.е. не чувствует того же, что и внушаемые). Он рассудочен, уверен в себе.

2. Внушение почти всегда преднамеренно, а заражение носит спонтанный характер. Внушающий очень хорошо знает, чего он хочет добиться от других.

3. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, а заражение невозможно без невербальных средств – крики, жесты, музыкальные ритмы.

Факторы эффективности внушения:

1. Авторитетность воздействующего. Если внушающий не является авторитетным, внушение не произойдет. Авторитетность компенсирует отсутствие аргументов. Источники авторитетности суггестора: а) опыт, прежние заслуги; б) представления окружающих о суггесторе как высоконравственной личности; в) обладание тем или иным видом власти; г) престиж используемых источников информации; д) ореол известности, магия имени суггестора; е) таинственность, недосказанность образа суггестора при том, что ему приписываются особые способности или возможности. Средства для повышения и поддержания авторитета суггестора: а) компетентность, уверенность, самообладание; б) поддержание дистантных отношений; в) грамоты, дипломы, призы, причастность к разного рода событиям, знакомства; г) играние роли избавителя, ангела-хранителя; д) уверенный тон речи, ссылки на авторитеты.

2. Характер вербального сообщения. Сообщение должно иметь сокращенный, усиленно экспрессивный, адресный и императивный характер. Средства для повышения эффективности внушающего воздействия – конкретность выразительных средств (использование слов, смысл которых конкретен, усиливает внушающее воздействие; слова с абстрактным смыслом уменьшают силу внушающего воздействия).

3. Интонация голоса и другие невербальные средства. Интонация голоса должна выражать убедительность, авторитетность, значительность слов. Приемы, повышающие внушающее воздействие речи – мягкость и сила голоса, использование эффекта неожиданности сообщения. Музыка (особенно ритмическая) обладает большим внушающим воздействием.

4. Заданная или сложившаяся до внушения установка. Усиливает внушающее воздействие доверие суггеренда суггестору.

5. Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию информации. Внушаемость – безотчетная подчиняемость требованиям других людей без опоры на логику или сознательные мотивы. Факторы внушаемости:

- Возраст. Дети более внушаемы, чем взрослые. Дети 7-10 лет особенно восприимчивы к внушению.

- Пол. Женщины чаще всего более внушаемы.

- Физическое состояние организма. Внушаемость выше при переутомлении, во время и после заболеваний в состоянии физической ослабленности, умственной отсталости, астении, наркомании, импотенции. Внушаемость выше у лиц, находящихся под действием психотропных средств. Внушаемость выше в состоянии сонливости.

- Эмоциональное состояние. Внушаемость выше в состоянии стресса, сильного эмоционального возбуждения, безысходности, расслабленности.

- Интеллект. С повышением уровня образования внушаемость обычно снижается. Высокая внушаемость связана со слабым логическим мышлением.

- Индивидуальные особенности. Высокий уровень внушаемости связан со слабым типом нервной системы, тревожностью, доверчивостью, несамостоятельностью, неуверенностью, низкой самооценкой, неразвитым чувством ответственности, несформированностью волевых качеств, отсутствием собственных убеждений, низким уровнем компетентности.

- Дефицит времени для принятия решения.

Виды внушения:

1. По форме различают гипнотическое внушение (в состоянии гипноза), внушение в состоянии релаксации (мышечной и психической расслабленности), внушение в состоянии бодрствования, внушение в состоянии физиологического сна.

2. По способу осуществления различают прямое внушение (внушение с конкретной, четко обозначенной целью, например, людей призывают к совершению определенных действий), косвенное внушение (характеризуется замаскированностью цели либо не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия).

3. По целевому критерию выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение.

4. По объекту воздействия выделяют внушение (воздействие со стороны) и самовнушение (объединение в одном лице суггестора и суггеренда).

Способы внушающего воздействия направлены на снижение критичности при приеме информации:

1. «Приклеивание ярлыков». Используется для того, чтобы опорочить какую-то идею, личность или явление посредством оскорбительных эпитетов или метафор, вызывающих негативное отношение. Часто используется в отношении политических деятелей или других общеизвестных лиц.

2. «Сияющее обобщение». Заключается в обозначении конкретной идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель – побудить объект воздействия принять и одобрить преподносимое понятие или суждение.

3. «Перенос (трансфер)». Суть его – вызвать через преподносимый образ ассоциацию с чем-либо или кем-либо, имеющим в глазах объекта бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание воздействия приемлемым. Возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается.

4. «Свидетельство». Заключается в цитировании высказываний личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит объект воздействия. Высказывание, как правило, содержит положительную оценку преподносимой идеи и ставит своей целью побуждение объекта воздействия к принятию навязываемого ему положительного или отрицательного мнения по этому поводу.

5. «Перетасовка фактов». Заключается в тенденциозном подборе только положительных или только отрицательных реальных фактов для доказательства справедливости позитивной либо негативной оценки какой-то идеи. Объекту воздействия преподносят в определенной последовательности такие факты, осмысление которых неизбежно ведет к нужным выводам.

6. «Общая платформа». Этот способ заключается в побуждении объекта воздействия принять содержащуюся в информации идею на том основании, что якобы большинство представителей данной социальной группы разделяют ее.

7. «Игра в простонародность». Основана на побуждении объекта внушения к отождествлению субъекта и преподносимых им идей с позитивными ценностями вследствие «народности» этих идей либо вследствие принадлежности источника информации к так называемым «простым людям».

Убеждение – словесное воздействие, основанное на логических приемах доказательств (выдвижение аргументов для доказательства истинности выдвигаемой оратором мысли – тезиса). Убеждение апеллирует к логике и разуму человека.

Отличия убеждения от внушения:

1. Убеждение основано на осмысленном принятии человеком идей или сведений, на их анализе и оценке. Т.е. информация воспринимается критично.

2. При убеждении заключение (выводы) не воспринимаются в готовом виде, как при внушении. Оно может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим.

3. Как правило, убеждение требует больше затрат времени, использования разнообразных средств и ораторских приемов. Внушение может происходить практически мгновенно.

4. Убеждение предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления в отличие от внушения.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

1. Аргументированность, доказательность выдвигаемых положений, последовательность и логичность.

2. Глубокая убежденность самого оратора в правильности своих слов, готовность защищать свои взгляды.

3. Авторитетность убеждающего, обеспечивающая силу воздействия. Убеждать тем легче, чем лучше относится аудитория к оратору.

4. Учет в процессе убеждения индивидуальных особенностей слушателей (уровень возрастного развития, типа нервной системы, эмоционального состояния, интеллектуального уровня, интересов).

5. Убеждение должно содержать как обобщающие положения (принципы, правила), так и конкретные факты, примеры. Необходимо анализировать факты, известные слушателям.

6. Соответствие слова и дела самого убеждающего.

Убеждение может быть неэффективным, если установки оратора и слушателя значительно отличаются друг от друга. Тогда могут быть использованы следующие стратегии убеждения:

- Вначале оратор сообщает об элементах сходства со взглядами слушателей, в результате устанавливается лучшее понимание и создаются предпосылки для убеждения.

- Вначале оратор сообщает о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чужие взгляды.

«Эффект бумеранга» возникает, когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям оратора. Причины «эффекта бумеранга»:

1. Установки оратора и слушателей значительно отличаются, и с самого начала оратор это показывает, но не может переубедить аудиторию (нет веских аргументов, должной авторитетности).

2. Идеологическая перегрузка, обилие информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу. У аудитории создается эмоциональный барьер, который отвергает все убеждающие доводы, хотя внешне она может делать вид, что соглашается. Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, т.к. оно воспринимается как покушение на их право свободного выбора.

Подражание – воспроизведение индивидом поведения, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:

1. Наличие положительных эмоциональных отношений, восхищения или уважения к объекту подражания.

2. Меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении.

3. Ясность, выразительность, привлекательность образца.

4. Доступность образца.

5. Сознательная направленность желания и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Творческие задания:

  1. Условия и способы эффективного внушения.

  2. Условия и способы эффективного убеждения.

  3. Условия и способы эффективного заражения и подражания.


5. ИНТЕРАКТИВНАЯ И ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации