Бухучет расчетов по социальному страхованию - файл n1.doc

Бухучет расчетов по социальному страхованию
Скачать все файлы (245.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc246kb.01.02.2014 03:57скачать

n1.doc

  1   2   3
Содержание


Введение

Глава I. Общая характеристика расчетов по социальному страхованию. Значение и задачи учета

Глава II. Общая характеристика экономической деятельности ООО «СМУ-56»

Глава Ш. Учет расчетов по социальному страхованию

Глава IV. Отчетность по ЕСН

Глава V. Автоматизация и совершенствование учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

3
5
8

13

27
35

38

41


Введение
Федеральным законом от 16 июля 1999 года 165-Ф3 в Российской Федерации приняты основы обязательного социального страхования, определяющие отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования.

Именно данный нормативный правовой акт заложил основы реформирования системы обязательного социального страхования, которая продолжается в настоящее время.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, в связи с формирующимися в России реформами бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, происходят изменения по страховым взносам в пенсионное страхование, а также расчет больничных листов. В связи с этим обретает вопрос правильного и достоверного учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, поскольку достоверный учет повышает экономическую эффективность деятельности предприятий.

Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, методика его составления.

В соответствии с этим ставятся следующие задачи:

- изучить характеристики расчетов по социальному страхованию, а именно рассмотреть значение и задачи учета;

- изучить учет расчетов по социальному страхованию;

- изучить отчетность по ЕСН

- ознакомиться с автоматизацией и совершенствование учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения

Методологической основой для написания данной работы послужили законодательные и нормативные акты по учету финансовых результатов, специальная экономическая литература.

Объектом исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «СМУ-56».

Глава I. Общая характеристика расчетов по социальному

страхованию. Значение и задачи учета
Фонд социального страхования РФ (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента от 07.08.92 г., Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1202.94 г., и управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подле жат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении — правлением ФСС и его председателем.

Основные задачи ФСС включают в себя:

- обеспечение гарантированных государством пособий но временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, юта погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

-разработку совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организацию работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Механизм формирования и использования преобладающей части средств Фон да позволяет около 70% оставлять в распоряжении плательщиков.

Средства ФСС образуются за счет:

- сумм единого социального налога, доля которых в структуре всех доходов превышает 90%;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в лик- видные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.

В рамках каждого из данных платежей действующим законодательством установлены несколько различающиеся правила их исчисления, уплаты, учета и отчетности, а также ответственности за несвоевременную уплату.

Основными задачами организации учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению являются:

1) установить в какие фонды (иные адреса) и по каким тарифам должны быть начислены и уплачены платежи;

2) правильно определить расчетную базу (в отношении ЕСН — объект налогообложения и налоговую базу), учитываемую при начислении обязательных платежей;

3) исключить из облагаемой базы выплаты, на которые в соответствии с действующим законодательством платежи на обязательное социальное страхование не начисляются;

4) правильно и своевременно исчислить причитающиеся к уплате сум- мы обязательных, и отразить их в бухгалтерском учете;

5) правильно произвести начисление расходов, финансируемых (покрываемых) за счет начисленных обязательных платежей, и отразить их в бухгалтерском учете;

7) своевременно о правильно произвести уплату причитающихся к перечислению по принадлежности сумм обязательных платежей;

8) в случае несвоевременной уплаты взносов произвести начислений, отразить их в бухгалтерском учете;

9) обеспечить ведение индивидуальных регистров учета полученных каждым физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, подлежащих учету при начислении обязательных платежей, правильно заполнить установленную отчетность и своевременно представить ее по принадлежности.

Глава II. Общая характеристика экономической деятельности

ООО «СМУ-56»
Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано Постановлением Главы администрации Московского района г. Чебоксары от 24.1297г. как «Общество с ограниченной ответственностью «СМУ-5». Общество является коммерческой организацией. Общество создано в соответствии с действующим законодательством и действует на основании части первой Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», настоящего устава и учредительного договора.

Общество является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество может на добровольных началах вступать в союзы, ассоциации на условиях, не противоречащих действующему на территории РФ законодательству и настоящему Уставу.

Место нахождения Общества 428000, Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Урукова, дом 19.

Целями деятельности Общества являются:

- удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах и услугах Общества;

- получение прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- выполнение строительно - монтажных работ;

- научно-внедренческие работы;

- производство строительных конструкций, изделий и материалов;

- прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и проектные работы;

- оказание автотранспортных услуг;

- оптовая и розничная торговля, посреднические услуги;

- дизайнерские работы;

-консультационные, информационные, рекламные, маркетинговые, представительские услуги;

- организация и проведение семинаров, выставок, конференций; внешнеэкономическая деятельность в установленном законодательством порядке;

- а также осуществляет любую иную хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли и не запрещенную действующим законодательством.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется действующим законодательством, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) и сопутствующие виды деятельности.

Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, которые представлены в табл. 1 (Приложение 1).

Выручка от продажи СМР в ООО «СМУ-56» за 9 месяцев 2004г. составила 85920757 руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она увеличился на 82,6 %. Такие темпы увеличения оборотов, свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятия.

Строительной организацией за 9 месяцев 2004 г. было получено прибыль от продаж на сумму 2146012 руб., что больше 9 месяцев 2003г. на 83732 руб. или 4,1%.

Таблица 1

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

ООО «СМУ-56» за 9 месяцев 2003-2004 гг.


Показатели

Ед. изм.

9 месяцев

Отклоне- ние,

(+; -)

Темп роста,

%

2003

2004

А

1

2

3

4

5

1.Выручка от продажи СМР

руб.

47049383

85920757

+38871374

182,6

2. Себестоимость проданных СМР

руб.

-44987103

-83774745

-38787642

186,2

3.Прибыль от продаж

руб.

2062280

2146012

+83732

104,1

4.Прочие операционные расходы

руб.

-144283

-82643

+61640

57,3

5.Прибыль до налогообложения


руб.

1917997

2063369

+145372

107,6

6. Налог на прибыль

руб.

-476856

-502638

-25782

105,4

7. Чистая прибыль

руб.

1441141

1560731

+119590

108,3

8. Рентабельность от продаж

%

4,4

2,4

-2,0

54,5



Издержки обращения за 9 месяцев 2004г. по сравнению с 9 месяцами 2003г. увеличились на 38787642 руб. Увеличение издержек обращения связано с повышением тарифов на коммунальные услуги и услуги сторонних организаций.

Рентабельность предприятия за 9 месяцев 2004 г. по сравнению с 9 месяцами 2003 г. уменьшилась на 54,5 %, вследствие увеличения себестоимости проданной продукции.

Таким образом, основываясь на полученных показателях можно сделать вывод о том, что деятельность ООО «СМУ-56» является достаточно эффективной, так как наблюдается увеличение прибыли.

Рассмотрим учетную политику ООО «СМУ -56», которая разработана во исполнение Федерального Закона РФ от 21.11.96г. № 129 –ФЗ «О бухгалтерском учете».

Где сказано, что бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением общества. Первичный учет осуществляется с использованием типовых самостоятельно разработанных форм первичной учетной документации. Не исключается применяемые учетные регистры бухгалтерского учета приспосабливать к специфике своей деятельности при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета при условии наличия всех обязательных реквизитов. Технология обработки учетной информации - автоматизированная система учета.

Товарно-материальные ценности и производственные запасы отражаются в учете по их фактической себестоимости методом непрерывного учета с применением счета 10 «Материалы» и счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».

При оценке материалов при их списании применяется метол средневзвешенной себестоимости единицы каждого вида материалов.

Амортизацию основных средств начислять линейным методом. Срок эксплуатации каждого объекта определяется при принятии его к учету. По основным средствам, бывших в употреблении, срок полезного использования определяется с учетом времени эксплуатации имущества предыдущим собственником. По временным не титульным сооружениям износ начисляется ежемесячно исходя из предполагаемого срока службы.

Основные средства стоимостью менее десяти тысяч рублей за единицу списываются на затраты по мере отпуска в эксплуатацию.

Накладные расходы ежемесячно распределяются пропорционально объему выполненных работ собственными силами на счета учета строительных работ - в дебет счета 20 «Основное производство».

Сдача отчетов по хозяйственным и командировочным расходам производится в течение квартала. Выдача наличных денежных средств под отчет производится по мере необходимости без ограничения суммы.

Бухгалтерский учет ведется в денежных измерителях — рублях и копейках.

Учетная политика для целей налогообложения

Выручка от реализации для расчета налога на прибыль определяется по мере сдачи заказчику строительных работ и отгрузки товарно- материальных ценностей.

Для целей исчисления налога на добавленную стоимость дата реализации СМР, товаров работ, услуг определяется по «оплате»

Уплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль осуществляется в размере 1/3 от суммы налога за прошлый квартал 1 5 числа.

Резерв по сомнительным долгам создается по любой задолженности, за исключением процентов по заемным средствам


Глава III. Учет расчетов по социальному страхованию
В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Россий­ской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования российской Федерации и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и со­циальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения ООО «СМУ-56» для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодате­лями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаг­раждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной по­мощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков.

ООО «СМУ–56» уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налоговая база по единому налогу ООО «СМУ–56» определяется и учитывается по каждому физическому лицу с нарастающим итогом с начала года согласно пункта 2 статьи 237 НК РФ.

Учет налоговой базы организуется, согласно календарных месяцев, за которые получены налогооблагаемые выплаты. При этом распределение начисленных и выплаченных в пользу физических лиц доходов производится в порядке, установленном статьей 242 НК РФ.

Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьше­нию налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, преду­смотренные законодательством Российской Федерации.

ООО «СМУ–56» является страхователем - плательщиком единого социального налога, который осуществляет расходы на цели обязательного социального страхования в счет сумм начисленных страхователями, а также налоговыми органами пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога, сумм штрафов за совершение налоговых правонарушений, касающихся уплаты единого социального налога.

ООО «СМУ–56» согласно инструкции по применению Плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94, ведет бухгалтерский учет на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчет 1 «Расчеты по социальному страхованию», который предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию работников организации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

Бухгалтер ООО «СМУ–56» ведет учет:

начисленного единого социального налога в Фонд;

начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности;

произведенных расходов по обязательному социальному страхованию и по иным показателям согласно установленной отчетности;

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, ООО «СМУ–56» представляет в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республики отчетность по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации от 01.12.2003 №130 расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ), которая заполняется с нарастающим итогом (Приложение ).

Начисление единого социального налога в Фонд ООО «СМУ-56» ведет согласно ставки единого социального налога. Если налоговая база на каждого отдельного работника с нарастающим итогом с начала года составляет до 100000 руб., то в фонд социального страхования отчисляется 4%, От 100001 руб. до 300000 руб. - 4000 руб. +2,2 %, от 300001 руб. до 600000 руб.- 8400 руб.+1,1%, свыше 600000 руб.-11700 руб.

Бухгалтер отражает проводкой:

-отчисления в фонд социального страхования по оплате труда персонала основного производства:

Дт 20 «Основное производство»

Кт 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

-отчисления в фонд социального страхования по оплате труда работников вспомогательного производства:

Дт 23 «Вспомогательное производство»

Кт 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

-отчисления в фонд социального страхования по оплате труда работников обслуживающего производства:

Дт 25 « Общепроизводственные расходы»

Кт 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

-отчисления в фонд социального страхования по оплате труда работников обслуживающего производства:

Дт 26 « Общехозяйственные расходы»

Кт 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

-отчисления в фонд социального страхования по выплатам работникам за счет нераспределенной прибыли прошлых лет:

Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кт 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

- начислены платежи в фонд социального страхования по оплате труда работников, участвующих в хозяйственных операциях, затраты по которым относятся к будущим периодам:

Дт 97 «Расходы будущих периодов»

Кт 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию» отражают начисленные суммы пеней за несвоевременную уплату отчислений:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию».

Если вместе с тем имеются суммы превышения соответствующих расходов над отчислениями, то они возвращаются предприятию, что отражается проводкой:

Дт 51 «Расчетные счета»

Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Согласно законодательству Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации выплачиваются:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- пособие при усыновлении ребенка;

- оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

- пособие на погребение.

Правом на получение указанных пособий обладают те, на кого распространяется государственное социальное страхование. Граждане, работающие по договорам гражданско-правового характера, не получают эти пособия, так как в соответствии с п. З ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации единый социальный налог в части сумм, подлежащих уплате в ФСС РФ, не начисляется на выплаты по указанным договорам.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при болез­ни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, карантине и протезирова­нии. В зависимости от непрерывного стажа от 5 лет положено оплатить 60% среднего заработка, от 5 до 8 лет -80%, свыше 8 лет- 100%. Работникам, имеющих трех иждивенцев до 16 лет, инвалидам войны, в случае профзаболеваний и профессиональных травм, по беременности и родам -100% независимо от стажа. Об этом сказано в постановлении Президиума ВЦСПС СССР от 12 ноября 1984г. № 13-6.

С 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхо­вания РФ на 2004 год». Этот Закон изменил порядок расчета больничных, а также пособий по бере­менности и родам на 2004г. С 1 января 2004г. пособия исчисляется исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев, предшествую­щих месяцу, в котором человек заболел. Между тем раньше раз­мер пособий определяли с помощью так называемого фактическо­го заработка. А в расчет брали два календарных месяца перед месяцем, в котором сотрудник заболел (если речь шла о сдельщи­ках), или месяц, в котором сотрудник был на больничном (если в организации установлена повременная оплата труда).

С 2004 г. сотрудник, который за по­следние 12 календарных месяцев проработал меньше трех меся­цев, может рассчитывать лишь на пособие, которое не превыша­ет МРОТ за каждый полный календарный месяц. Кроме того, Закон № 166-ФЗ не устанавливает минимального размера посо­бия. Напомним: в прошлом году величина пособия за полный ка­лендарный месяц не могла быть ниже 1 МРОТ. Получается, что в 2004 году за месяц болезни можно заплатить меньше «мини-малки».

Эти изменения вызвали у бухгалтеров столько трудностей, что Минтруду России пришлось по согласованию с Фондом социаль­ного страхования РФ выпустить постановление от 24 декабря 2003 г. № 89 (зарегистрировано Минюстом России 15 января 2004 года).

Прежде чем рассчитывать пособие, нужно узнать, сколько чело­век фактически отработал за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором он заболел. Это надо знать для того, чтобы определить, имеет он право, на расчет пособия ис­ходя из средней заработной платы или нет. Выясняя данный мо­мент, нужно учесть, то, что если человек трудился в течение этих 12 месяцев - в нашей организации или на другом предприятии - значения не имеет. Однако если сотрудник отработал на нашей фирме менее трех месяцев, то надо посмотреть его трудовую книжку или по­требовать от него копию трудового договора со старого места рабо­ты. При этом весь период работы у предыдущего работодателя принимают за фактически отработанный.

Определяя время фактической работы за последние 12 кален­дарных месяцев, из расчета нужно исключить дни, когда сотрудник фактически не работал. То есть не нужно учиты­вать время:

- болезни работника;

- простоя по причине, не зависящей от работника, и по вине работодателя;

- забастовки, в которой человек не участвовал, но в связи с этим не мог работать;

- дополнительных оплачиваемых выходных для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

- освобождения от работы в других случаях в соответствии с законодательством РФ.

Дни, когда работник находился в командировке или был переведен на нижеоплачиваемую работу, в расчет периода фактиче­ской работы за последние 12 календарных месяцев включить нужно. Если сотрудник проработал меньше трех месяцев, то за каждый полный календарный месяц ему нель­зя выплатить пособие больше 1 МРОТ. В 2004г. МРОТ составлял 600 руб.

Если же человек трудится дольше, его пособия надо рассчиты­вать исходя из среднего заработка. О том, как его определить, сказа­но в Положении об особенностях порядка исчисления средней зара­ботной платы, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213. Рассчитав средний заработок, надо посмотреть, каков непрерывный трудовой стаж человека. Когда стаж меньше пяти лет, пособие равно 60 про­центам заработка. Стаж составляет от пяти до восьми лет - нужно взять 80 процентов. Свыше восьми лет - 100 процентов заработка.

Максимальный размер пособия, который организация выплачивает работнику за счет средств ФСС России, составляет 11700 руб. в месяц. Если же предприятие решило вы­платить своему работнику больше, то сделать это можно лишь за счет собственных средств.

Еще один важный момент. Для тех, кто работает в районах, где установлен районный коэффициент, максимальный и мини­мальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом районных коэффициентов. Такой порядок су­ществовал и раньше, однако законодательно закреплен не был. Теперь он четко прописан в статье 17 Закона № 166-ФЗ.

Если перед тем как заболеть сотрудник отработал мень­ше трех месяцев, то максимальный размер его пособия будет ра­вен 1 МРОТ за полный календарный месяц. В таком случае про­должительность непрерывного стажа значения не имеет.

Менеджер ООО «СМУ–56» Журавлев А.Н. была принята на работу 8 января 2003 года. Однако с 9 января 2003 года она взяла отпуск по уходу за ребенком и вышла на работу только 5 января 2004 года.

А с 12 по 15 января 2004 года (четыре рабочих дня) Журавлева А.Н. была на больничном, что подтверждает листок нетрудоспособности. За период с 5 по 11 января 2004 года ей начислили 1200 руб. Расчетный период для ис­числения пособия - январь-декабрь 2003 года. В январе 2004 года 19 рабо­чих дней.

Непрерывный трудовой стаж Журавлевой А.Н. - 4 года. Так как менеджер фирмы ООО «СМУ–56» фактически в 2003 году (расчетном периоде) не отработала трех месяцев, то претендовать на то, чтобы пособие ей выпла­тили исходя из средней зарплаты, она не может. В этом случае размер посо­бия не должен быть больше 600 руб. за полный календарный месяц.

Определим средний дневной заработок исходя из 1 МРОТ. Продолжи­тельность непрерывного трудового стажа при этом не учитывается. Он бу­дет таким:

600руб. : 19 дн. = 31,58 руб.

Получается, что пособие по временной нетрудоспособности за день не должно превышать 31,58 руб. То есть за время болезни Журавлевой А.Н. вы­платят 126,32руб. (31,58руб. х 4дн.).

Сотрудник проработал три месяца и более в этом случае, пособие по временной нетрудоспособности определяют ис­ходя из среднего заработка человека. В пункте 2 Положения при­веден перечень выплат, которые надо включить в расчет среднего заработка. В нем упомянута основная зарплата по тарифным став­кам или сдельным расценкам, а также различные надбавки, скажем, за работу в выходные и праздники.

Впрочем, это примерный перечень. Если какая-то выплата в нем не названа, это не значит, что она не берется в расчет. А как определить тогда, нужно ее включать или нет? Все зависит от то­го, предусмотрена ли данная сумма системой оплаты труда, при­нятой на предприятии. Если она прописана в коллективном дого­воре или положении об оплате труда, то в расчет среднего заработка включить ее следует. В противном случае выплата в расчет не войдет.

Премии, которые выплачивают раз в год, на­пример, с вознаграждением по итогам работы за год или за вы­слугу лет на момент, когда подсчитыва­ют больничные, подобные премии еще не начислены. Тогда расчеты производятся без учета этих выплат. А в дальнейшем, когда бухгалтер начислит эти суммы, он сделает перерасчет.

Средняя зарплата при расчете посо­бий по временной нетрудоспособности подсчитывается исходя из сумм, на которые начисляют ЕСН и страховые взносы. На это так­же обращено внимание в комментируемом постановлении Минтруда России.

Если последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором сотрудник заболел, отработаны полностью, то средний заработок определяют так. Берут зарплату работника за указанный период. А затем полученную сумму делят на время, которое было отработано за эти 12 месяцев.

Если работник отработал больше трех, но меньше 12 месяцев, то все расчеты надо вести исходя из заработной платы, начисленной за фактически отработанное время.

Здесь логика такая. Если человек - на нашей фирме или на любой другой - отработал больше трех месяцев, то больничный рассчитывается исходя из среднего заработка. При этом, конечно, возможна ситуация, что человек на нашем предприятии работает меньше года. Тогда для расчета больничных берется период, ко­торый человек проработал именно на нашей фирме.

Например, человек был принят на работу в сентябре 2003 го­да, а в январе 2004-го заболел. Тогда пособие ему рассчитают исходя из его зарплаты за четыре месяца (с сентября по декабрь).

Но даже если сотрудник отработал на фирме все послед­ние 12 месяцев, из расчета надо исключить дни и начисленные суммы, когда он фактически не работал. Скажем, работник был в отпуске или болел. На этом настаивает пункт 4 Положе­ния.

Если в расчетном периоде повышали зарплату, то в этом случае действует особый порядок, прописанный в пунк­те 1 статьи 8 Закона № 166-ФЗ.

А именно: если в расчетном периоде была увеличена тарифная ставка или должностной оклад, то при расчете средней зарплаты та­кое повышение учитывается с момента, когда выросла зарплата.

Другими словами, пересчитывать зарплату за время, которое предшествовало этим изменениям, не нужно. На этот момент нужно обратить особое внимание.

В связи с тем, что с 1 января 2004 года применяется но­вый порядок расчета больничных, ФСС России ввел новый бланк этого документа. Форма утверждена письмом ФСС России от 15 декабря 2003 г. № 02-18/05-8139. Изменения коснулись лишь оборотной стороны бланка, где как раз и рассчитывают по­собие по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам.

С 1 января 2005г. порядок выплаты больничных изменился. Нововведения зафиксированы в Федеральном законе № 202-ФЗ, который Президент РФ подписал 29 декабря 2004 года. Этот Закон вступил в силу с 1 января 2005 года. Изменения касаются только организаций, которые платят обычные налоги.

Во-первых, теперь за счет ФСС России пособие выплачивается начиная с третьего дня болезни. Это означает, что больничные за первые два дня временной нетрудоспособности оплачивает предприятие. Причем эти суммы можно включить в расходы при расчете валового на прибыль. До 2005 года вся сумма больничных в пределах установленного лимита начислялась за счет соцстраха. За первые два дня временной нетрудоспособности работодатель должен выплатить пособие за свой счет только в том случае, если заболел или получил травму сам работник. Это следует из статьи 8 Федерального закона № 202 - ФЗ.

Во-вторых, пособие за первые два дня работодатель оплачивает только в том случае, если заболел или получил травму сам сотрудник организации. То есть пособия по беременности и родам, по уходу за заболевшим членом семьи или при карантине по-прежнему полностью выплачиваются за счет ФСС России с первого дня. Кроме того, нововведения не касаются больничных, выплачиваемых в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеваний.

В-третьих, изменился максимальный размер пособия. Теперь вместо 11700 руб. за полный календарный месяц он составляет 12480 руб. (ст. 8 Федерального закона № 202-ФЗ).

Как и в 2004 г., основа для расчета пособий зависит от того, сколько человек фактически отработал за последние 12 календарных месяцев перед тем, как заболеть или уйти в отпуск по беременности в родам, поскольку действие статьи 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-Ф3, продлена и на 2005г.

Если сотрудник отработал больше трех месяцев, то больничные определяются исходя из его средней заработной платы. В противном случае за каждый полный календарный месяц ему нельзя выплатить пособие больше МРОТ. С 1 января 2005 года размер «минималки» также изменился. Теперь он составляет 720 руб.

Весь период предыдущей работы в другой организации принимается за фактически отработанный. Для работодателя не важно, когда на прошлом месте работы сотрудник был в отпуске или болел.

Трехмесячный период фактической работы определяют в календарных, не в рабочих днях. Кроме того, не имеет значения, трудился работник непрерывно в течение последних трех месяцев или его стаж прерывался. То есть время фактической работы может состоять из нескольких отдельных периодов. Получается, что считать пособие исходя из среднего заработка можно, если в общей сложности сотрудник отработал 90 календарных дней. То есть минимальное пособие не больше 720 руб. в месяц получат лишь, те люди у которых общее время работы менее трех месяцев из последних двенадцати.

Следует разделять период фактической работы и расчетный период. Первый используют, когда решается вопрос о том, как определять сумму пособия: исходя из МРОТ или средней зарплаты. Второй нужен для расчета среднего заработка.

В Федеральном законе № 202-ФЗ не совсем ясно сформулировано, исходя, из какого показателя рассчитывать пособие за первые два рабочих дня болезни. Его выплачивает организация. Нужно корректировать дневной заработок на процент в зависимости от непрерывного стажа работника и учитывать максимальную сумму пособия.

Часть больничных, которые платит фирма, тоже являются пособием. Поэтому при подсчете суммы, причитающейся работнику за дни его болезни, нужно учитывать и его не прерывный трудовой стаж, и ограничение по размеру месячного пособия в 12480 руб.

По собственной инициативе фирма может выплатить своему работнику и больше указанной величины. Однако это уже будет считаться не пособием, а доплатой к нему. Сумму превышения фактически выплаченного пособия над его максимальным размером можно учесть при налогообложении прибыли.

Первые два дня оплачивает, повторим, работодатель. Сумму больничных, которые платит фирма из своего кармана, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль. Это возможно благодаря изменениям, которые были внесены в главу 25 Налогового кодекса РФ. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 204-Ф3 дополнил пункт 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ подпунктом 48.1.

Начиная с третьего дня болезни пособие платится уже за счет ФСС России. Эту сумму пособия при расчете налога на прибыль не учитывают.

Таким образом, теперь пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия, выплачиваемого в связи с несчастным случаем или профзаболеванием), а также по беременности и родам выплачивается за счет двух источников: денег фирмы и средства соцстраха.

Если перед тем, как заболеть, сотрудник отработал меньше трех месяцев, то максимальный размер его пособия будет равен 1 МРОТ за полный календарный месяц.

Если сотрудник проработал три месяца и более, в этом случае пособие по временной нетрудоспособности определяют исходя из среднего заработка человека в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213).

При определении суммы пособия берут время и начисленную за него зарплату только в организации, выплачивающей пособие, без учета времени и начислений у предыдущего работодателя. В расчет средней зарплаты при расчете пособий по временной нетрудоспособности включают только те выплаты, на которые начисляют ЕСН и страховые взносы.

Если сотрудник заболел в декабре 2004 г., то есть когда действовал еще прежний порядок выплат больничных. А вышел на работу уже в январе 2005 года, то пособие определяется по тому порядку и нормам, которые действовали в 2004 году, поскольку страховой случай наступил в декабре, когда больничные полностью выплачивались за счет ФСС России (в пределах максимальной величины за полный календарный месяц в 11700 руб.). Поэтому в данном случае действует порядок, закрепленный в статье 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166 - ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год».

Начисленные пособия бухгалтер фиксируется записью:

Дт 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

По дебету счета 69-1 «ООО СМУ-59» бухгалтер проводит также оплаченные суммы, что фиксируются проводкой:

- выплаты из кассы работникам за счет фонда социального страхования:

Д 69 -«Расчеты по социальному страхованию»

К 50 «Касса»;

- выплаты с расчетного счета работникам за счет фонда социального страхования:

Д 69 -«Расчеты по социальному страхованию»

К 51 «Расчетный счет»;

- перечислены расчетного счета взносы в фонд социального страхования, в том числе пени, штрафы, недоимки:

Д 69 -«Расчеты по социальному страхованию»

К 51 «Расчетный счет».

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ все работодатели обязаны страховать своих сотрудников, работающих по трудовым договорам, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Причем страховать сотрудников, с которыми заключен гражданско-правовой договор, необходимо только в случаях, когда это прямо указано в договоре. Застрахованный работник, пострадавший в результате несчастного случая, имеет право на страховое обеспечение.

ООО «СМУ-56» уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска равен 1,2%.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний используется счет 69 -1 «Расчеты по социальному страхованию» к субсчету открывают субсчет 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Учет в ООО «СМУ-56» автоматизирован, все обороты по счету собираются в оборотной ведомости.


  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации