Реферат - Теория конфликта К. Маркса - файл n1.docx

Реферат - Теория конфликта К. Маркса
Скачать все файлы (49 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx50kb.28.01.2014 10:32скачать

n1.docx

План
Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Вехи становления мировоззренческих и философских взглядов

К. Маркса…………………………………………………………………………….5

  1. Теория конфликта……………………………………………………………12

    1. Диалектическое учение К. Маркса о противоречии и конфликте………..12

    2. Ключевые тезисы диалектического учения К. Маркса…………………...15

Заключение………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………………………...18
Введение
Конфли́кт (от лат. conflictus) — столкновение или борьба, враждебное отношение; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня. Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Решение рассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему.

Вторая точка зрения на конфликт в обществе, а исторически она первая,

может быть названа классовой: социальный конфликт воспроизводится

обществами с определенной социальной структурой. Мы бы ее назвали

с точки предмета данного исследования теорией активируемого

насилия, когда для решения определенных политических целей предлагается

сначала разжечь пожар, а затем еще и "подлить в уже разгоревшийся

огонь керосину" для достижения целей политической и социальной

революций.

Среди авторов подобных взглядов на конфликт - Карл Маркс, Ф. Энгельс

и их последователи - Герберт Маркузе, С. Райт Миллс, Ленин, Мао

Дзе Дун и другие.

Обратим внимание на роль К. Маркса, который является основателем

как теории конфликта, так и конфликтной теории общества и его

развития. "Маркс, конечно, был как конфликтным теоретиком, так и

теоретиком конфликта" [Schellenberg 1982, 67]. Первым из многих

ныне.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

  1. Вехи становления мировоззренческих и философских взглядов К. Маркса.


Карл Маркс (Karl Marx) (1818-1883), наиболее значительный из всех социалистических мыслителей, создатель системы мысли, называемой марксизмом. Почти непризнанные при жизни, основные социальные и политические идеи Маркса получили широкое распространение после его смерти. Еще в конце 1980-х годов почти половина населения земного шара проживала в странах, режимы которых называли себя марксистскими.

Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 года в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность (1824). Карл был крещен в шестилетнем возрасте. В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет и окунулся в атмосферу романтизма, особенно после помолвки с Женни фон Вестфален, отец которой, барон фон Вестфален, видный гражданин Трира, пробудил у Маркса интерес к литературе романтизма и утопическому социализму последователей Сен-Симона.

Спустя год отец Маркса направил его в более престижный Берлинский университет, где он проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Г. В. Ф. Гегеля, а позднее и Фейербаха. Много времени Маркс проводил в компании левых гегельянцев во главе с Бруно Бауэром, стремившимся обратить мировоззрение Гегеля против религиозного, политического и философского status quo. Представив докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура, Маркс рассчитывал получить место преподавателя в университете (в 1841 году он получил степень доктора в Йенском университете). Но когда Бауэра уволили за неортодоксию (1839), Маркс обратился к журналистике и сотрудничал в кёльнской "Рейнской газете", оппозиционном издании, основанном рейнскими промышленниками-либералами. Вскоре Маркс стал редактором газеты, однако в мае 1843 года она была закрыта властями после публикации статьи о бедственном положении виноделов долины Мозеля, что заставило Маркса (по свидетельству Энгельса) от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму. Летом 1843 года он женился на Женни фон Вестфален. В том же году Маркс написал большую работу с решительной критикой гегелевского оправдания современного немецкого государства. Не найдя работы в Германии, он решил эмигрировать в Париж. Этому способствовали интерес к проблемам социализма и перспектива издания журнала, соединяющего немецкую теорию с французскими политическими идеями ("Немецко-французский ежегодник").

Париж был идеальным местом для начинающего социалиста. Опубликовав две статьи, Маркс вскоре порвал с другом и соредактором журнала А. Руге, увлекшись коммунистическими идеями и общением с немецкими и французскими рабочими. За лето он написал несколько работ, известных как "Экономическо-философские рукописи (1844, опубликована в 1932 году). В сентябре того же года Маркс познакомился с Ф. Энгельсом, который благодаря отцу - компаньону в текстильной фирме в Манчестере - снабжал Маркса практическими сведениями о капиталистическом производстве и оказывал постоянную финансовую поддержку. Прочная дружба с Энгельсом согревала Маркса всю его жизнь.

После высылки из Парижа осенью 1844 года Маркс три года провел в Брюсселе и совместно с Энгельсом написал в 1844 году изданное во Франкфурте-на-Майне "Святое семейство" (1845), содержавшее критику Б. Бауэра, и в 1845-1846 годах трактат "Немецкая идеология" (опубликована в 1932 году). В 1847 году в Брюсселе вышла работа Маркса с критикой взглядов Прудона - "Нищета философии". Там же Маркс организовал международную сеть комитетов для связи между немецкими, французскими и английскими коммунистами и социалистами и обмена информацией. В 1847 году во время поездки в Англию он встретился с лидерами Лиги справедливых, полулегальной группы главным образом немецких эмигрантов-ремесленников, и вступил в члены этой организации. В 1847 году на основе Лиги был образован международный Союз коммунистов, и его 2-й конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить программу Союза.

"Манифест коммунистической партии" (1847-1848) был только-только составлен, как начались революции во Франции, Италии и Австрии. Маркс был выслан из Бельгии и вернулся в Париж по приглашению либерального временного правительства. К марту 1848 года революция достигла Пруссии, и Фридрих Вильгельм IV был вынужден даровать народу парламент, свободную прессу и созвать ассамблею для принятия конституции. Маркс выехал в Кёльн и начал энергичную журналистскую деятельность в "Новой рейнской газете", призывая к конституционной демократии и войне с Россией. После поражения революции Маркс был отдан под суд, а затем выслан из Германии. Он вернулся в Париж, однако в июле 1849 года был вновь выслан и в августе отправился в Англию. Анализ революции был проведен в его блестящей работе "18 брюмера Луи Бонапарта" (1852) и в серии статей, написанных с 1848 по 1849 год (опубликована в 1850 году в "Новой рейнской газете"); расширенное издание было выпущено в 1895 году Энгельсом под названием "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год".

Первые годы в Лондоне были отмечены глубокой хронической бедностью: Маркс не только не имел необходимых средств к существованию, но и не умел распоряжаться деньгами, когда они появлялись. Вскоре после прибытия в Англию у Женни родился четвертый ребенок, а затем еще два малыша. Трое детей в семье умерли, и вырастить удалось только трех дочерей (кроме того, у Маркса был еще незаконнорожденный сын от служанки, что хранилось в тайне вплоть до кончины Энгельса). В 1856 году Маркс писал Энгельсу: "Моя жена больна, моя маленькая Женни больна... я не могу вызвать врача, так как не имею денег на лечение. Восемь дней я кормил семью хлебом и картофелем...". Это было одно из многих писем о помощи. В 1856 году благодаря небольшому наследству семья переехала в новый дом, однако упорное стремление Маркса поддерживать видимость благополучия вскоре вновь привело к финансовым затруднениям. В 1864 году наследство, доставшееся от матери, и деньги, завещанные В. Вольфом, принесли облегчение семье. Однако тогда же ухудшилось здоровье Маркса.

По прибытии в Лондон Маркс присоединился к Союзу коммунистов и возобновил журналистскую деятельность. Изучение экономики убедило его, что "новая революция возможна только вследствие нового кризиса", и он отошел от активной политической деятельности и посвятил себя исследованию "законов движения капиталистического общества". Регулярным источником средств в 1850-х годах (кроме денежных переводов Энгельса) были статьи в "Нью-Йорк трибун", радикальной (фурьеристской) газете, выходившей в США (почти 500 статей). Однако сам он считал главной своей целью исследование экономики. Первой опубликованной работой по экономике была его книга "К критике политической экономии" (1859), вышедшая в Берлине.

Результаты всей работы по исследованию экономических отношений в виде многочисленных рукописей были опубликованы посмертно, но довести до конца удалось лишь опубликованный в Гамбурге первый том "Капитала" (1867), второй и третий тома, отредактированные Энгельсом, были опубликованы в 1885 и 1894 годах, четвертый том. "Теория прибавочной стоимости" - был опубликован К. Каутским в 1902 году. "Капиталу", по признанию Маркса, он принес в жертву здоровье, счастье и семью.

В 1864 году Маркс начал энергичную деятельность в Международном товариществе рабочих (более известном как 1-й Интернационал). В течение восьми лет он был самым влиятельным членом Генерального совета, откликаясь на важнейшие события политической жизни: поддерживал стремление Польши к независимости и идею ирландского Гомруля, призывал к сокращению рабочего дня, выступал за передачу земли в общественную собственность. После кровавого подавления Парижской коммуны Маркс написал опубликованный в Лондоне памфлет "Гражданская война во Франции" (1871).

Раскол в Интернационале между сторонниками Маркса и анархистами во главе с М. Бакуниным (которого Маркс считал русским агентом, а тот в свою очередь называл Маркса "авторитарным коммунистом") привел к ослаблению организации после переезда ее штаб-квартиры в Нью-Йорк (1872), а затем и к роспуску в 1876 году.

Последние десять лет жизни Карлу Марксу уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная Энгельсом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила ему приличное содержание. Однако после того, как в 1873 году с Марксом случился удар, его творческие способности ослабли. Впрочем, он продолжал работать над новым изданием "Капитала" и внимательно следил за развитием немецкой социал-демократии (в частности, за деятельностью Ф. Лассаля). К этому периоду относится его работа "Критика Готской программы" (1875). Смерть жены в 1881 году и старшей дочери в 1883 году лишила его всякого желания продолжать жизнь, и 14 марта 1883 Маркс скончался в Лондоне.

Сам Маркс характеризовал свою концепцию как "материалистическое понимание истории" и утверждал, что ключом к постижению человеческой культуры и истории является производственная деятельность, труд. В "Капитале" суммирован взгляд на труд как инструмент самосозидания человека. Идеи и понятия - политические, философские или религиозные - вторичны. История - не результат случайности, не плод действий великих личностей или влияния сверхъестественных сил; история есть творение человеческой деятельности в целом, и подчиняется вполне определенным законам. Стала классической принадлежащая Марксу краткая формулировка сути исторического материализма: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли, не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому способствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Карл Маркс особенно интересовался переходом от феодализма к капитализму. Некоторые из самых ярких страниц "Капитала" посвящены т.н. первоначальному накоплению, создавшему буржуазию - класс, который монополизировал собственность на общественно значимые средства производства. Ключ к пониманию капиталистической системы, по мнению Маркса, заключается в том, что обмен деньгами и услугами между капиталом и трудом является неравным обменом. Существенно то, что капиталист эксплуатирует рабочих, которые должны работать больше, чем требуется для простого возмещения стоимости жизни - пищи, одежды, жилища для них и их семей. Норма прибыли капиталистов, тем не менее имеет тенденцию к понижению, так как конкуренция вынуждает их заменять человеческий труд машинами, которые обходятся дешевле, но не производят прибавочной стоимости. В результате усиленной эксплуатации доходы рабочих относительно (а возможно, и абсолютно) уменьшаются, а конкуренция постоянно угрожает безработицей. И наконец, предсказывает Маркс: "Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют".

Процесс разрушения капиталистической системы не является, однако, автоматическим, он требует революционного акта, в котором пролетариат свергнет существующее государство и упразднит частную собственность и классы. Существенную роль должна сыграть именно политическая революция, поскольку государство - главный институт капиталистического общества. Политическая власть, по Марксу, - организованная сила одного класса для подавления и угнетения другого. "Современная государственная власть - не что иное, как комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии". В ходе истории каждый способ производства - античный, феодальный и капиталистический - порождает соответствующие политические организации для защиты интересов правящего класса. Крупная промышленность и всеобщая конкуренция современного капитализма создали современное либерально-демократическое государство, позволившее буржуазии наиболее эффективно проводить в жизнь свои классовые интересы.

Сам Маркс ожидал, что пролетарская революция произойдет в индустриализованных странах Западной Европы, хотя в конце жизни предположил, что Россия может миновать капиталистическую стадию развития и построить коммунизм на базе традиционной крестьянской общины. Такая революция должна быть насильственной, хотя некоторые страны (Великобритания или США), по его мнению, могли бы прийти к социализму и мирным путем. Хотя Маркс неоднократно подчеркивал, что не намеревается писать "рецепты для кухни будущего", он все же набросал грубыми штрихами свою концепцию посткапиталистического общества. Коммунизм невозможно осуществить сразу после революции, поскольку "между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата".

После смерти Карла Маркса многие его произведения были подготовлены к печати и опубликованы Ф. Энгельсом. Взгляды основателя марксизма легли в основу социалистического движения и государственной политики многих стран и оставались влиятельными вплоть до конца 20 века.

2.Теория конфликта.

    1. . Диалектическое учение Карла Маркса о противоречии и конфликте.


Карл Маркс считал, что классовый конфликт заложен в самое основание

общества. Классовый конфликт происходит из-за разделения людей

на различные классы в соответствии с их положением в экономической

системе. По Марксу, основными классами общества являются капиталисты

и наемные рабочие. Эти группы людей не объединены общими

ценностями и интересами, более того, в цели капиталистов входит господство

и эксплуатация рабочих. Отсюда постоянная вражда этих двух

классов между собой. Классовая борьба является источником большинства

политических конфликтов.

Конфликт в этом случае видится не как нечто мешающее развитию

общества, а, наоборот, как необходимое столкновение, которое нужно

умел, организовать во имя ускорения динамики общества. Конфликт рассматривается как повивальная бабка истории. Насилие оправдывается

задачами созидания грядущего общества.

История России отчетливая иллюстрация качества рождающегося

в таком пламени общества с освобожденным насилием. Как не согласиться с Р. Дарендорфом, который считал "революции меланхоличными моментами истории. Короткая вспышка надежды остается утопленной в страданиях и разочарованиях" [Dahrendorf 1988, 1]. По Рукавишникову "революция как болезнь, с которой общественный организм может справиться и продолжить созидательную деятельность, но может и не справиться" [Рукавишников 1993, 38].

Данную теорию характеризуют как теорию классового насилия. И

это никакая не натяжка, ибо взгляды авторов этой теории на насилие

хорошо известны, также, как впрочем, и результаты проведенных под

их руководством социальных экспериментов. Читаем Маркса и Энгельса:

"Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды

и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты

лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего

общественного строя..." [К.Маркс..,4, 459].

Теперь приведем пару цитат из Ленина: "...Беспощадности, необходимой для успеха социализма, у нас все еще мало..." [Ленин, 36, 305]. "Мы всегда стояли за применение насилия, как в массовой борьбе, так и в связи с этой

борьбой" [Ленин, 30, 182-183].

К сожалению, в силу исторически сложившихся условий, в России преимущественное развитие получила именно данная теория социального конфликта - теория перманентной социальной революции, основанная на идее классовой борьбы как движущего механизма конфликта. Антагонистические конфликты между классами приводят к революциям, которые являются ускорителями истории. Как писал К. Маркс, "революции-локомотивы истории" [Маркс, 7, 86]. Можно утверждать о том, что Маркс концептуализировал негативную сторону конфликта.

Согласно данной теории общество в целом рассматривается как конфликтное.

Социалистическое общество объявляется обществом, имеющим обостряющийся классовый конфликт [Сталин, Мао Дзедун, Пол-Пот], затем

провозглашается идея освобождения общества от социального конфликта

вообще.

С сегодняшних позиций наиболее уязвимым в этой концепции является

представление о классе и классах, как о носителях антагонистических

противоречий, конфликта. Легко просматриваемое снижение численности

крестьян - фермеров до 1-1,5 % от численности населения, а рабочих до

5-7 % в наиболее развитых странах даже на количественном уровне снимают

вопрос или гипотезу о классовой гегемонии.

Марксизм, делая исключительный акцент на социально - классовом

аспекте эксплуатации и отчуждения, не только освящал насилие, видя

в нем "повивальную бабку истории", но и прошел мимо глубинных истоков агрессивного поведения человека - его биологических, антропологических

и психологических истоков.

Американский социолог Дж. Тернер, который считал Маркса одним из создателей теории конфликтам на основе изучения его работ , сформулировал следующие основные положения Марксовского учения о конфликте:

1. Несмотря на то, что социальные отношения проявляют свойства системы, они все же содержат большое количество конфликтных интересов;

2. Это обстоятельство свидетельствует о том, что социальная система систематически порождает конфликты;

3. Следовательно, конфликт является неизбежным и очень распространенным свойством социальных систем;

4 . Подобные конфликты имеют тенденцию проявляться в полярной противоположности интересов;

5. Конфликты чаще всего происходят из-за недостаточности ресурсов, особенно власти;

6. Конфликт - главный источник изменений социальных систем;

7. Любой конфликт имеет антагонистический характер.

Работы Маркса в направлении конфликтологии так же послужили основой, вместе с трудами других философов, в одном из взглядов на понятие конфликта, таком как Диалектико-созидательная парадигма.

Подобная теория конфликта, несомненно, восходит к работам Гегеля, Маркса, Зиммеля, Дарендорфа, Коузера и целого ряда других исследователей.

Но, в противоположность диалектике насилия, ее следует назвать созидательной.

От Маркса в данной парадигме взята идея позитивности социального

конфликта для общества при достаточно единодушном отрицании насилия как основного метода социального конфликта, даже во имя позитивного будущего.

Так же и вклад Вебера в конфликтологию связан в первую очередь с развитием

ряда идей Маркса и его взгляды скорее дополнительны к Марксовским,

чем противостоят им. Особенно если вести речь о субъектах силы, соотношении конфликта и революции.

Согласно взглядам Маркса, порядок может быть достигнут использованием силы одного класса против другого. Вебер, как и Маркс, считал классовый конфликт чертой, свойственной капиталистическому обществу.

Вместе с тем Вебер в качестве основной задачи для анализа принял

вопрос о том, как сила может привести к эффективному социальному порядку

и социальной интеграции. Вебер признавал важность контроля над

средствами насилия и соглашался с Марксом, что общество состоит из

множества групп со значительно различающимися и конфликтующими

интересами.


    1. . Ключевые тезисы диалектического учения К. Маркса.

1.Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами (социальными группами) системы.

2.Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы, тем более вероятное, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей в настоящее время формы распределения дефицитных ресурсов.

3.Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы, чем больше они сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов тем более вероятное что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы.

4.Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт.

5.Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов.

Эти ключевые тезисы Маркса в интерпретации Тернера поясняют причины и факторы конфликта, и их влияние на особенности развития конфликта.

Маркс развивал теорию социального конфликта общества. Но изложенные тезисы применимы и для теории конфликта социальной группы меньшего уровня - организации трудовой группы. Так согласно названным положениям конфликт - неизбежное и распространенное свойство развития организации.

Одной из основных причин организационного конфликта является дефицит ресурсов и в частности власти, а также неравномерное и несправедливое распределение этих ресурсов.

Более высокий уровень развития организации и следовательно более высокий уровень осознания подчиненными своих групповых мотивационных компонентов (интересов, целей, ценностей) вызывают более частые позитивные открытые конфликтные ситуации. Усиление рассогласованности интересов подчиненных и руководства вызывает более насильственные формы конфликтов.

Насильственные формы организационных конфликтов влекут за собой более кардинальные организационные изменения и перераспределения ресурсов (мирные формы лучше урегулируют межличностные отношениям, но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликтам, а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конфликта).

Слабое проявление руководством своих интересов как администраторов разрозненность административных структура с большей вероятностью вызывает коллективные массовые конфликтные выступления подчиненных.

Подтверждение правильности названных интерпретаций положений учения Маркса применительно к организации можно найти в современных исследованиях конфликта и описаниях практического опыта конфликтных ситуаций.


Заключение

В результате проведённой работы по анализу философии Карла Маркса и его диалектического учения противоречий и конфликтов можно с уверенностью сделать вывод о том, что по концепции Маркса конфликт, как понятие, свойственен всем уровням социальной жизни.

Из работ Карла Маркса мы отчётливо видим прослеживаемую линию убеждённости философа в том, что на уровне политики, социальной жизни, экономике, культуре общества как такового, борьба классов играла важнейшую роль в истории становления самого общества и его путей развития. Причиной такой исторической доктрины, по мнению Маркса, было господство частной собственности, на которой основываются антагонистические общественно-экономические формации.

Основные причины социальных конфликтов Карл Маркс видел в делении общества на антагонистические классы. Марксистский анализ конфликта был сосредоточен на макросоциальном уровне, касающемся фундаментальных противоречий. Разрешения в рамках этой концепции понимается как отрицание одной из конфликтующих сторон, стремление к изменению существующей системы. Несомненно. Маркс рассматривал конфликт и консенсус как альтернативы, абсолютизируя роль конфликта в качестве стержня всего политического процесса.

Таким образом, своим появлением на свет теоретическая конфликтология во многом обязана трудам Карла Маркса. Он стал автором первых систематических описаний, процессов борьбы и конфликтов в обществе, и исследовал закономерности возникновения общественных конфликтов, выделив позитивные функции данных конфликтов. Тем самым Карл Маркс заложил основы конфликтного функционализма.

Исходя из вышеизложенного, считаю тему раскрытой, а цели исследования достигнутыми.


Список использованной литературы


  1. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2001.

  2. Рукавишников В.О. Социальная динамика и политический конфликт в России: весна 1993 года - адаптация к кризису // Социологические

исследования, 1993.

  1. Г. Зиммель «Теория конфликтного функционализма» М. 1993

  2. Р. Дарендорф «Диалектическая теория конфликта» М. 1996

  3. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. М.: Тандем ЭКМОС, 2000.

  4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2000.

  5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон; Общ. Ред. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 2002.

  6. Schellenberg, J. A. The science of conflict. N.Y.: Oxford University Press, 1982.

  7. Dahrendorf, R. The Modern Social Conflict. An Essay on the Politics of

Liberty. N.Y.: Wiedenfeld & Nicolson, 1988.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации