Политология - файл n1.docx

Политология
Скачать все файлы (54 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx55kb.01.02.2014 02:55скачать

n1.docx

  1   2   3
1 Политология как наука и учебная дисциплина

Политология (от гр. рolitikе ? государственные и общественные дела, logos — учение) – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти. Как самостоятельная область знания политика складывается в эпоху Возрождения, но это ещё не наука. Как наука политология возникает во ?? пол. 19-20 вв. в Англии, Франции, США. В 20 в. В Европе политологию начинают преподавать в университетах. В 1948 г. ЮНЕСКО приняла документ, в котором рекомендовала в вузах всех стран изучать политологию.

Политология как наука изучает: политические процессы и явления; политическую систему общества; государство, политические партии, общественно-политические объединения; политическая культура, политическое сознание, политическую психологию и др.

Политология, как учебная дисциплина является неотъемлемой частью получения высшего образования. Она дает нам возможность лучше разбираться в политике, эффективнее использовать в своей деятельности результаты политических исследований, грамотно и ответственно подходить к принятию общественно значимых решений.
5 Политическая власть: понятие, структура

Власть — это отношения между субъектами политики, проявляющиеся в способности и возможности одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим.Структура политической власти:Субъект власти — субъект, добивающийся от др. субъектов осуществления действий, соответствующих его воле.Объект власти — субъект, который готов к подчинению субъекту.Процесс властвования, т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. Средства властного воздействия — ресурсы, используемые субъектом властвования для реализации своей воли. Социальные нормы - механизмы регулирования, обеспечивающие соответствие между целями субъектов и средствами их достижения.

Процесс властвования включает две фазы: волевая фаза состоит в постановке цели властвующего субъекта ;инструментальная фаза практические действия.

Функции власти:1. Интеграционно-регулятивные, связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики.2. Функции руководства и управления.
10 Политические институты. Государственные и негосударственные.

Политические институты — объективные элементысоциальной структуры государства и общества, важнейшие структурные образования политической системы. Институты государства это прежде всего властные органы, внутреннее устройство власти, приводящие ее в действие и поддерживающие ее функционирование. Это сами действующие органы власти, составляющие ее систему, регулирующие отношения политической власти в обществе.

В Беларуси действуют институты гражданского общества -политические партии, общественные организации. В Республике Беларусь отсутствуют этнические и религиозные конфликты, в мире и согласии живут представители разных национальностей и вероисповеданий. К негосударственным политическим институтам относятся общественные объединения и организации, не следующие курсу сложившейся в стране политики. Например оппозиции. Главная задача, которую может ставить перед собой оппозиция, – достижение политического результата в виде повышения рейтинга, мобилизация прежних и новых сторонников.


11 Государство как политический институт

Основным институтом политической системы общества является государство — организация, образуемая социальной общностью на определенной территории и располагающая монопольным правом на применение легитимного принуждения.

Как универсальная организация общества государство обладает тремя основными элементами:

Территория — это материальная основа государства. В нее входят: земля, недра, воздушное пространство, территориальные воды. Население — это люди, человеческое сообщество, живущее на территории государства. Власть – является определяющим признаком государства. Особенность государственной власти заключается в том, что она суверенно, т.е. независима, неделима и распространяется на все население и общественные структуры на его территории.

Государственный суверенитет является формой выражения и обеспечения национального (народного) суверенитета.

Власть государства обеспечивает выполнение ей своих монопольных прав и функций.
12 Правовое государство и гражданское общество

Понятие правового государства утвердилось в начале XIX (Клауса Т. Велькера, Роберта фон Моля).

Правовым является такое государство, в котором присутствует: верховенство конституции и правового закона;

разделение государственной власти на исполнитель¬ную, законодательную, судебную;

политический плюрализм, взаимная ответ¬ственность государства и гражданина. Различные концепции правового государства содержат три общих компонента.Правовой компонент основополагающим принципом его является правовое равенство.

Индивидуально-правовой компонент заключается в неотчуждаемости прав и свобод человека.Институционально-властный компонент правового государства состоит в принципе разде¬ления властей.Политическое развитие XX в. привело к возникновению социального государства. Социальное государство — это государство, стремящееся обеспечить всем гражданам достойные условия существования, социальную защищенность, а в идеале — примерно равные возможности для самореализации.
27 Роль выборов в политической системе общества. Избирательный процесс.

Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством голосования. Выборы дают возможность: выразить интересы граждан; разрешить назревшие в обществе конфликты; обновить состав политической элиты; повлиять на политику государства, определить направление дальнейшего пути общественного развития; Выполнение выборами своих функций в политической системе зависит от избирательного процесса. Избирательного процесс включает: а)назначение выборов;

б)образование избирательных участков; в)регистрацию избирателей; г)выдвижение кандидатов и проведение предвыборной агитации;

д)проведение голосования;

е)подсчет голосов и определение результатов голосования;

ж)вступление в должность избранных должностных лиц.

В ходе избирательного процесса реализуются нормы законодательства о выборах, испытывается эффективность различного рода политических структур, выявляются ценности политической культуры общества, идеологические предпочтения различных социальных групп, обсуждаются самые насущные проблемы общества и государства.

28 Избирательная система РБ. Абсентизм и его причины

Избирательная система в широком смысле слова означает порядок формирования выборных (пред-ставительных) органов государства.

Избирательная система в узком смысле слова — это порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Избирательная система РБ является мажоритарной. Выборы Президента и депутатов парламента проводятся по системе абсолютного большинства.

Принципы выборов РБ:

Всеобщность выборов означает, что голосовать имеют право все граждане, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста.

Свобода выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Равенство примерно одинаковое количество избирателей в разных округах; наличие у каждого избирателя только одного голоса.

Прямые выборы депутаты избираются гражданами непосредственно. Тайное голосование запрет контроля за волеизъявлением избирателей.

Абсентизм (лат. absent, absentis - отсутствующий) - 1. Проявление равнодушного отношения населения к общественной жизни, уклонение от участия в ней. Абсентеизм политический - а) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах; б) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность.
2 Этапы становления и развития политической науки

Первые формы осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре-имущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму.

Одним из основателей политологии является Макиавелли. В 16 в. он сформулировал предмет и метод политологии, поставил в центр изучение проблемы государства и власти. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была открыта Высшая школа политической науки.

В 1903 г. была основана Американская ассоциация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в университетах.Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.
6. Государственная власть. Легитимность и легальность власти.

Государственная власть – это верховная (доминирующая) власть, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами.Государственная власть в РБ разделена назаконодательную, исполнительную и судебную. Они самостоятельны, но взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.Легитимность (от лат.– законный, правомерный) термин ввел М. Вебер. Легитимность – общественное признание власти, доверие к ней граждан, их согласие подчинятся ее установлениям и требованиям. Типы легитимности:

Традиционная (основа традиции), харизматическая (основа авторитет), рационально-легальная (основа закон).Гражданское неповиновение, ограничение прав и свобод, наличие попыток свержения руководства говорит о падении легитимности. Легальность власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам

13 Конституция-правовая основа политической системы белорусского общества

«Конституция» лат. «constitution» - установление, устройство.

Конституция - это Основной Закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция РБ принята15 марта 1994. Внесены изменения и дополнения: 24 ноября 1996г, 17 октября 2004г.Содержит преамбулу, 8 глав, 9 разделов.

Конституция обладает высшей юридической силы. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией РБ. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция .Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом .В соответствии с конституцией политической основой РБ является: унитарным, демократическим, социальным и правовым государством.
14 Основные институты власти: Президент, парламент, правительство, суды

Система органов государственной власти Республики Беларусь включает:

1.Президент -Глава государства, он гарант Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство народа, обеспечивает реализацию основных направлений внутренней и внешней политики. 2.Исполнительная власть (Совет, Кабинет, Совет или Кабинет Министров)— это аппарат государственного управления по руководству и осуществлению исполнительной и распорядительной деятельности.

3.Законодательная власть - система прав и возможностей издавать имеющие высшую юридическую силу акты государственного значения и представлять интересы различных общностей людей. Законодательная власть воплощена, сосредоточена в парламенте.4.Судебная власть - призвана следить за строгим соблюдением Конституции и других законов гражданами, физическими и юридическими лицами, Президентом.
15 Понятие парламента, структура, полномочия. Развитие парламентаризма в РБ

Высшим органом законодательной власти является парламент (от лат. «parlare» — говорить).

До референдума 24 ноября 1996 г. высшим представительным и законодательным органом власти в РБ. Был Верховный Совет (260 депутатов на 5 лет). В результате изменений и дополнений, внесенных в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание (численность 174 чел., срок полномочий – 4 года) и разделен на две палаты — Палату представителей и Совет Республики. Палата представителей (ПП) состоит депутатов рассматривает проекты законов, назначает выборы Президента, принимает его отставку и др. (СТ.97 КРБ).

Совет Республики (CP) является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов. Национальное собрание РБ работает в сессионном порядке. Заседания открытые. Любой законопроект рассматривается вначале в ПП, а затем в СР.

Полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно:

-при отказе в доверии правительству;-в случае вотума недоверия правительству;-при двукратном отказе дать согласие на назначение Премьер-министра.
32 Политическая культура. особенности политической культуры в РБ

Полит. культура – совокупность исторически сложившихся в обществе знаний, ценностей, убеждений, ощущений, представлений, норм и моделей поведения, которые используют субъекты политики в своей политической деятельности.

: информационная, воспитательная, нормативно-ценностная, интеграционная, прогностическая, коммуникативная. Типы политической культуры: авторитарная, тоталитарная и демократическая .Особенности политической культуры РБ:

Самое ценное качество белорусов – толерантность (от лат. tolerantia – терпение)Для современной РБ характерны два типа политической культуры: традиционный (восточный) и инновационный (западный). Политическая культура РБ формируется на традиционных для белорусов ценностях. К ним можно отнести порядок и стабильность общественной жизни, ориентацию на социальную справедливость и равенство. Это и способность трудиться для блага общества, ориентация внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на традиционные направления, признание доминирующей роли в обществе власти и главы государства, неприятие инакомыслия и оппозиции.
33 Политическая социализация личности

Политическая социализация-формирование полити¬ческих ориентаций личности.

По форме бывает явная и скрытая.

По стадиям первичная и вторичная.

4 этапа политической социализации: Восприятие (ребенок перенимает эмоциональные ориентации от родителей и близких).

Персонализация (ребенок отождествляет политику с такими фигурами, как полицейский, президент, чиновник).Идеализация (приписывание политическим фигурам положительных качеств).

Институционализация (человек понимает как действуют институты политической власти).4 модели политической социализации:

Системная (гармоническая) формирует позитивное отношение к власти (семья, школа).

Гегемонистская вырабатывает в личности враждебные установки в отношении «чужих» культур (СМИ).

Плюралистическая склонность к активному участию в общественных делах. Конфликтная враждебность по отношению к другим группам.
34 Роль СМИ и массовой коммуникации в современном политическом процессе

СМИ - сложный и многогранный институт по сбору, обработке, анализу социально значимых сообщений о событиях и явлениях в природе и обществе и их доведению до общественности.

К ним относятся печатные органы (пресса), электронные средства (радио, ТВ и сеть Интернет).

В структуре СМИ различают государственные, общественные, частные (коммерческие) масс-медиа. Место и роль СМИ в структуре власти и обществе зависят от содержания и направления государственно-информационной политики, ресурсов масс-медиа, от того, в чьих руках они находятся, от состояния общества, степени развития его гражданских, правовых институтов, остроты социальных и других конфликтов. Чем развитее общество, тем независимее СМИ.

Современные СМИ активно используются для политического манипулирования — скрытого рационального и иррационального воздействия на социальное сознание и поведение людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.
35 Политические технологии и антитехнологии

Политические технологии играют огромную роль в политическом процессе.

Они включают:

Технологическое знание – это разновидность научно-прикладных знаний, которые отражают политическую реальность. Приёмы, процедуры и методы действий – это технологии поведения субъектов политики, которые разрабатываются и используются для достижения социально-политических целей. Они могут быть нормативными (отвечают нормам), девиантными (отклоняющие нормы),

Технико-ресурсные компоненты – это финансовые, технические, информационные, научно-аналитические, административно-организационные. Смысл антитехнологий заключаются в прорыве к власти, к механизмам управления обществом за счет циничной эксплуатации недовольства масс. На многих митингах, собраниях, диспутах можно встретить претендентов на политические роли, которые срывают аплодисменты и обретают популярность за счет лишь солидаризации с недовольством присутствующих, а то и подстегивания этого недовольства.

Такие политические уловки, рано или поздно показывают свою неплодотворность.
36 Политические кризисы и конфликты

Политический конфликт (лат. столкновение) — это противоборство двух или более субъектов при реализации их политических интересов и целей.

Субъекты: индивиды, социальные общности, партии, госу¬дарства, от региона до ми¬рового сообщества в целом. Объекты: государственная власть, сохранение или свержение власти, распределение господства и подчинения. Причины: борьба за власть (конфликты интересов); расхождение субъектов политики во взглядах при оценке прошлого, настоящего и будущего развития страны (конфликты ценностей); принадлежность граждан к той или иной общности, национальные, территориальные и другие претензии (конфликты идентификации). Политический кризис - крайняя форма политического конфликта — потеря политической системой стабильности и эффективности с ее полной или частичной неспособностью к выполнению своих функций. Политический кризис может быть с позитивным или негативным исходом. Это может быть кризис правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический, общенациональный.
46 Политическое прогнозирование и его роль в управлении политическими событиями

Термин «прогноз» греч. предвидение

Политический прогноз-получение информации о будущем состоянии политических объектов. Объекты: политическая система и политический процесс. Политическое прогнозирование имеет давнюю историю —все мыслители прошлого пытались создать картину идеального общества, что также можно назвать прогнозом («Государство» Платона, «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Левиафан» Т. Гоббса, либеральная модель политической системы Ш. Монтескье и Дж. Локк).

Виды: Поисковые (основной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем).

Нормативные (показывается то состояние политической системы, которого следует достичь, — а потом ведется поиск путей реализации этой задачи).

Краткосрочные (от месяца до года); Среднесрочные (свыше одного года). На современном этапе политические прогнозы носят научный, вероятностный характер и показывают пути возможных изменений политических систем вместе с причинами, их обуславливающими.

3. Институциализация политической науки в Беларуси.

Древность: Е.Полоцкая - введение христианских принципов в государственную жизнь, государственная помощь обездоленным, образование. К.Туровский - идея единения восточнославянских земель, люди должны следовать моральным и правовым нормам.Возрождение: Ф.Скорина - власть закона, культ права, монархическая власть, идеи «вечного мира». Н.Гусовский - «Песня о зубре», идея национального патриотизма, раннебуржуазные идеалы. С.Будны - сторонник частной собственности, мирное существование различных социальных групп, К.Лыщинский - утопический социализм, справедливое законодательство.

17-18 вв, соединение с Россией: Симеон Полоцкий - сильное государство с просвещенным монархом, вечный мир, в центре внимания Человек. Конец 18в-1917г: национальное возрождение (Бобровский, Данилович).

К.Калиновский-соединение идей революционного демократизма и утопического социализма, парламентская республика.

19-20вв- Луцкевич против самодержавия, развитие белорусской культуры
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации