Консультация для родителей Когда и как учить ребёнка читать - файл n1.docx

Консультация для родителей Когда и как учить ребёнка читать
Скачать все файлы (31.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx32kb.01.02.2014 02:27скачать

n1.docx

КОГДА И КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?

(Консультация для родителей)

Обучение чтению дошкольников – это идея, которая покоряет все большее количество родителей. Сейчас большинство из нас стремится дать своим детям максимум из того, что может им пригодиться.

И это совершенно правильно. Пока еще задачи обучения можно сочетать с играми, песнями и другими радостями жизни (прогулками, например), не стоит упускать времени.

Зачем учить ребенка читать?


Обучение чтению дошкольников имеет свои преимущества:

- Чтение развивает речь. Читая, малыш лучше узнаёт звуковую структуру слов и существенно расширяет словарный запас.

- Чтение готовит к письму: видя побуквенный состав слова, легче будет его затем написать.

- Чтение даёт ребёнку возможность самостоятельно получать информацию при меньшем участии взрослого.

Многочисленные исследования показывают, что мозг ребёнка готов к восприятию знаковой информации (букв и цифр) не ранее 4 лет. То есть, только к 4,5 или пяти годам ребёнок способен наделить смыслом мелкие значки и научиться собирать их в группы-слова. Но некоторые дети проявляют интерес и способности к обучению чтению в более раннем возрасте – 2-3 года. А есть дети, которые и к 7-8 годам не могут научиться читать или допускают при чтении грубые специфические ошибки.

Что может помешать в обучении чтению?


- Прежде всего, нежелание ребёнка. Обучение чтению дошкольника должно проводиться только тогда, когда оно приятно обеим сторонам.

- Индивидуальные особенности или проблемы развития ребёнка. Это может быть несформированность необходимых зон головного мозга, повышенная активность малыша, строение его артикуляционного аппарата и прочее.

- Нарушения речи. Если ребёнок неверно произносит звуки при чтении, он неверно и запомнит их. И сложнее будет научиться письму. Допустим, как сможет различить звуки «с» и «ш» или «р» и «л» ребёнок, который произносит эти пары одинаково или не произносит совсем?

- Чтение по старому образцу – по буквам («эм», «ка», «бэ»). Звуковое чтение (по звукам) и складам (слогам) гораздо органичнее.

- Привязывание букв к картинкам. Наши старые добрые азбуки могут сослужить недобрую службу: ребёнок привязывает букву к определённой картинке.

Когда и как учить ребенка читать?

Обучение чтению в младенчестве – явление достаточно новое, но некоторые итоги подвести уже можно. Психологи, заметив, что дети, рано научившиеся читать, несколько отстают в социальном развитии. Таким детям сложнее вписаться в детский коллектив и не потому, что они выше интеллектуально. Когда у детей формировались навыки общения, мозг этих детей был занят обучением.

Логопеды отмечают, что многие дети, научившиеся рано читать, не понимают смысла прочитанного. Они прекрасно воспроизводят набор букв и слов, но не могут пересказать прочитанное.

Психологи выделили некоторые физиологические признаки, по которым можно ориентироваться, когда начинать учить ребенка читать. Итак: ребенок должен уметь говорить предложениями, должна быть сформирована пространственная ориентация, у ребенка должен быть хорошо развит фонематический слух. Конечно,  ребенок не должен иметь проблем логопедического характера.

Когда же можно начинать учиться читать?

Современные психологи выделяют несколько физиологических признаков:

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.

Азбуки

В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?

По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?

Кубики Зайцева

Наш соотечественник педагог Н.А.Зайцев придумал при обучении ребенка чтению поместить склады на кубики и таблицы. Плюс этой методики обучения ребенка чтению заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. То же самое касается детишек с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.

Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит, сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.

Это приводит к тому, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву» часто "проглатывают окончания", не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады, и никак иначе).

МИР (система максимально раннего развития) Павла Тюленева

Ее автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать – к двум годам. Для этого МИР предполагает с рождения показывать ребенку карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле его зрения попали  другие предметы. Таким образом, предлагается пропустить в развитии ребенка не одну, а сразу две стадии – сенсорно-моторную и образную. Что нам законы природы? Как говорила героиня одной детской сказки, «я издам новый закон природы». К сожалению или к счастью, это еще никому не удавалось.

Метод целых слов

Этот метод обучения ребенка чтению придумал американский ученый Глен Доман. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены слова и предложения. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась. Ребенок при обучении чтению таким образом запоминал слово целиком.

Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского языка с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово «стол», то форму «стола», «столом» и пр. придется запоминать отдельно.

Буквари

Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.

«Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.

Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).

Лучше всего начинать обучение чтению этим методом после 4-5 лет, поскольку до этого возраста малышам довольно трудно уловить и запомнить логические связи между звуками, буквами и словами.

Начинать учить следует с букв, затем слогов, слов и постепенно переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся не по логическим законам. Это в математике есть логика, а в чтении ее нет. И если взрослому понятно, что буква М и А вместе будут читаться "МА", то ребенку этого не понять, он может только запомнить.

Ребенок просто запоминает (а не понимает, как принято считать), как пишутся буквы, читаются слоги, слова и предложения. Поэтому если вы хотите обучить ребенка чтению, окружите его буквами в кубиках, на магнитных карточках и так далее. Чем чаще ребенок будет видеть буквы, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Когда же ребенок выучит буквы, можно приступать к обучению чтению. Готовность к обучению можно определить, предложив ребенку собрать из букв какое-нибудь слово, например, "кукла" или "машина" по образцу, то есть, показав, как это слово пишется на бумаге. Если ребенок может собирать слова из букв по образцам, значит, к обучению чтению он готов.

Обучать чтению ребенка-дошкольника легче всего по букварю Жуковой. Сначала взрослый читает и водит своим пальцем или указкой по тексту, чтобы ребенок видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. Затем можно читать, показывая пальчиком ребенка, то есть, двигая по тексту его руку.

На этот этап можно потратить от недели до месяца. И только после этого, приступаем непосредственно к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить ребенка. Когда ребенок научится читать простые слоги, можно приступать к словам: сначала прочитываем ему слово вслух, а затем попросим ребенка повторить. Именно так, не торопясь и не торопя, можно безболезненно и с удовольствием обучить чтению ребенка, который учиться чтению не хочет.

Для обучения чтению можно воспользоваться и компьютерными играми. Главное — правильно выбрать.

Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам:

- Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности своего ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одной и той же буквой, звуком, а другие за один день могут запомнить пол-алфавита или научиться правильно расставлять ударения.

- Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.

- Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.

- Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.

Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Помните, что вы играете со своим ребенком. Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.

Хвалите ребенка за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания.

Тест "Готов ли Ваш ребенок обучению чтению"

Данный тест поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.

  1. Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?

  2. Способен ли он их пересказать?

  3. Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?

  4. Содержание сказки интересует вашего ребенка больше, чем картинки в книге?

  5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?

  6. Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?

  7. Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

  8. Когда Вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?

  9. Он аккуратно хранит свои любимые книги?

  10. У вашего ребенка богатый словарный запас?

  11. Читать книги ему нравится больше, чем смотреть телевизор?

  12. Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?

  13. Если Ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?

  14. У Вашего малыша нет логопедических проблем?

  15. Спросите ребенка, одно и то же ли слово ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки?

  16. Обычно он говорит развернутыми предложениями?

  17. Ваш малыш с удовольствием учится читать?

  18. Он знает много стихов и песен?

Результаты теста:

От 0 до 5 очков

Если Вашему малышу меньше пяти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?

От 6 до 12 очков

На сей момент можно говорить о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

От 13 до 18 очков

Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг. 

Приятного Вам обучения чтению!

Правила, обязательные для успешного обучения чтению

• Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

• Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с физическими разминками.

• Нежелание ребенка заниматься знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

• Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

• Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

• Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.10

• Ваши указания и инструкции должны быте короткими, но емкими — ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

• Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

Игры, способствующие обучению чтению (сайты):
http://games-for-kids.ru/index.php

http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/32/

http://www.logozavr.ru/1835/ http://xn--80aa6acj0ctx.xn--p1ai/rost-i-razvitie-rebenka/obuchajushie-programmy/56-obuchenie-chteniju

http://planetadetstva.net/detyam/razvivayushhie-kompyuternye-igry/govoryashhaya-azbuka-dlya-detej.html

http://detskieigri.ucoz.ru/stuff/kategorii_igr/obuchalki/40

http://www.poskladam.ru/k/key_detskie_komputerniye_igriy.html

http://otlichnica.com/load/4-1-0-483 Баба Яга учится читать. скачать

http://www.hundzor.org/flash/alphabet_4.swf

http://hepe.chat.ru/download.htm

http://www.bomoonlight.ru/azbuka/azbooka_02.html

http://www.bayun-school.com/school/s3-5/read_s/letter/

http://www.novyedeti.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=19&Itemid=41 методика целыми словами

http://www.chitaypoy.ru/game-slogi1/

http://xn----8sbajyvfd4a8f2ae.xn--p1ai/chitalki.html

http://www.kreades.ru/?showcase=26

rebusmetod.net 

gamesforbaby.org

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации