Сравнительная характеристика рыночной и командно-административной системы хозяйства - файл n1.doc

Сравнительная характеристика рыночной и командно-административной системы хозяйства
Скачать все файлы (182 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc182kb.01.02.2014 01:26скачать

n1.doc

Содержание

Ведение 3

  1. Рыночная система хозяйства 5

    1. Рынок, его виды и структура, роль в развитии хозяйства 5

    2. Общие проблемы организации рыночной экономики 11

    3. Важнейшие экономические инструменты

рыночного механизма 12

  1. Командно-административная система хозяйства 14

    1. Сущность командно-административной системы 14

Заключение 22

Список литературы 23


Введение
В экономической системе в целом и в экономических законах не может быть жесткой, однозначно детерминированной модели ее функционирования. Но не в силу разнонаправленности действий факторов системы, а совсем по другой причине. Важнейшие элементы экономической системы и одновременно действующие лица - индивиды, субъекты, люди, ради которых, в конечном счете, функционируют и развиваются национальные хозяйства рыночного типа.

Потребности субъектов никогда не были и не будут постоянными и однозначными. Они изменяются постоянно во времени в функции многих переменных (цены, доходы, мода, спектр товаров и услуг, имеющихся на рынке, желания людей и т.п.).

Важнейшее отличие современной экономической теории от марксистско-ленинской политической экономии состоит в ином предмете экономической науки. Предметом экономической теории Маркса и Ленина являются экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением на различных ступенях развития производства. Предметом современной экономической теории является поведение, деятельность человека, субъекта с целью максимизации прибыли в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Конечно, современная экономическая наука несравненно более трудна для изучения, чем традиционная политическая экономия. Но это не аргумент для создания эклектичных учебников и учебных пособий «переходного типа».

Высшим критерием истинности любой теории во всех без исключения областях знания является практика. В экономической области это практика более эффективного хозяйствования, дающая возможность сделать жизнь людей богаче материально и духовно, обеспечить более высокие темпы общественного прогресса. В настоящее время истинность современной экономической теории испытывается в ходе экономической реформы в России и других государствах, ставших на путь формирования смешанной регулируемой рыночной экономики.

Экономическая реформа - это переход от административно-командной экономики с жестким централизованным планированием «всего и вся» к рыночной организации общественного хозяйства при определенном воздействии государства на экономику.

Так как экономическая реформа представляет собой переход от социалистического пути развития к рыночному, необходимо ответить на два принципиальных вопроса. Во-первых, что представляет собой социалистический путь экономического развития? И во-вторых, каков характер этого перехода? В экономическом аспекте социалистический путь развития многие экономисты совершенно справедливо считают тупиковым. За 70 лет в нашей стране и в соответствующие периоды развития в других социалистических странах так и не проявились провозглашенные преимущества государственной собственности на средства производства сравнительно с частнокапиталистической. Государственные предприятия машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и других отраслей экономики в социалистических странах оказались менее эффективными, чем аналогичные капиталистические. Не были доказаны и широко провозглашенные преимущества колхозов и совхозов перед частным хозяйством. За все годы советской власти в нашей стране так и не была решена проблема производства в необходимом количестве зерна, мяса и молока.

Общественная собственность, и прежде всего так называемая «общенародная», не обеспечила подлинной мотивации труда. Помимо этого, важнейшим элементом социалистической системы хозяйствования всегда считалось жесткое централизованное планирование. Его принципиальная неэффективность особенно четко впервые проявилась в период разрушения нэп, когда очень быстро ухудшились важнейшие показатели народного хозяйства СССР.

Итак, наша страна оказалась перед выбором: капитализм или социализм? Но может быть, существует еще один (третий) путь развития? Нет, история не знает «третьего» пути, она знает лишь рыночный или нерыночный. Как говорится, третьего не дано. В ходе реформы наша страна преодолела «критическую рыночную массу». В национальном хозяйстве России удельный вес продукции негосударственного сектора составляет примерно половину, но это не главное. Главное в том, что характер деятельности государственных и частных предприятий подчинен законам рынка, что поведение экономических агентов - рыночное.


  1. Рыночная система хозяйства




    1. Рынок, его виды и структура, роль в развитии хозяйства

Рынок, если дать самое общее его определение, представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются между его субъектами в сфере обмена по поводу купли-продажи товаров. Он выступает в качестве важнейшего экономического связующего звена между товаропроизводителями, продавцами и покупателями, между производством и потреблением в процессе общественного воспроизводства. На рынке происходят сложные взаимосвязанные процессы формирования спроса и предложения, конкуренции и ценообразования. Объективной основой колебания цен под влиянием соотношения спроса и предложения является стоимость товаров. Формой стоимости, наиболее полно отражающей проявление общественного характера труда, являются деньги. Именно в процессе обмена на рынке своего товара на деньги каждый частный товаропроизводитель, работающий на уровне микроэкономики, узнает, насколько его труд необходим обществу, включился в систему общественного разделения труда. Если продукт труда обменивается на деньги, то тем самым признается общественный характер труда производителя. Если же нет, то это будет означать, что его труд носит лишь частный характер, а продукт, по существу, не является товаром.

Необходимость рыночных отношений проистекает из общественного разделения труда и экономического обособления производителей, которые, работая друг для друга, обладают вместе с тем самостоятельностью. С этим связана естественная ограниченность производственных возможностей человека в сравнении с его все растущими потребностями.

Рынок — категория историческая, присущая тем социально-экономическим системам, где имеются товарное производство и обмен. Но его границы, функция и роль в системе хозяйственных связей, воспроизводстве материальных благ во многом зависят от господствующего экономического уклада. Возникнув много ве­ков назад, рынок достиг высокого уровня развития, стал цивилизованным. Вместе с тем современный рынок сохраняет черты, которые были характерны для него в древности.

В период разложения первобытнообщинного строя рыночные связи носили случайный характер, локализуясь на местных рынках, местах соприкосновения («на стыке») общин. Но постепенно эти отношения стали проникать внутрь общин, способствуя разложению первобытнообщинного строя, возникновению и развитию рабства. Данный процесс был тесно связан с крупными общественными разделениями труда: отделением скотоводства и ремесла от земледелия; появлением класса купцов.

При рабовладельческом строе рынок способствовал установлению и развитию экономических связей между ранее изолиро­ванными производителями на микроуровне, стимулировал развитие хозяйства (деятельности эргастерий в Древней Греции, латифундий в Древнем Риме, основанных на применении труда больших масс рабов, расширению слоя частных специализированных товаропроизводителей). На рынок поступали в основном продовольствие и другие предметы потребления, рабы и предметы роскоши для рабовладельцев. Это в целом соответствовало экономической системе в основном натурального хозяйства, в котором преобладало сельскохозяйственное производство.

В эпоху феодализма сфера рыночных отношений значительно расширилась в результате роста городов, деятельности купеческого капитала (Ганзейского торгового союза, осуществлявшего посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, Ост-Индской компании для торговли с Юго-Восточной Азией и др.), великих географических открытий, расширивших рынки и приток золота в Европу, смягчение цеховой регламентации ремесленного производства, перехода в деревне от барщины к оброку и денежной ренте. Развитие рыночных отношений расшатывало устои феодального производства, основанного на внеэкономическом принуждении к труду крепостных крестьян и рутинной технике, содействовало зарождению капиталистических мануфактур.

Процесс первоначального накопления капитала ознаменовался отделением непосредственных работников (крестьян, ремесленников и др.) от средств производства и превращением их в пролетариев, которые теснее связаны с рынком, чем мелкотоварные производители. Они продавали свой товар — рабочую силу, приобретали на заработную плату предметы потребления. Капиталисты же покупали не только рабочую силу, но и средства производства, предметы потребления и предметы роскоши. Погоня за прибылью, конкурентная борьба, быстрый рост производительных сил - все это стимулировало развитие рыночных отношений, образование внутреннего и внешнего рынков для крупной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики.

В эпоху домонополистического капитализма, для которой была характерна свободная конкуренция, рыночные цены под влиянием внутриотраслевой конкуренции следовали за снижением издержек производства на микроуровне, изменениями в объеме и структуре общественных потребностей. Капиталы относительно свободно (в соответствии со стихийно складывающейся рыночной конъюнктурой) переливались в ходе межотраслевой конкурентной борьбы из одной отрасли в другую, более прибыльную. В результате образовывались общая средняя прибыли и цена производства. Возникающие в процессе расширенного воспроизводства диспропорции и трудности сбыта товаров временно разрешались в форме периодических экономических кризисов перепроизводства.

Смена свободной конкуренции господством монополий внесла изменения в масштабы, характер и формы функционирования рынка, его социальные последствия. Высокий уровень обобществления производства и сбыта, развитие монополий, в том числе государственно-монополистических форм, усиление воздействия государства на экономику — все это лишает рынок роли единственного и всеобъемлющего регулятора воспроизводственных процессов и пропорций. Растущее значение приобретает государственное регулирование экономики, в том числе на микроуровне, обусловливает переход к несовершенной конкуренции. Широкое развитие получают менеджмент и маркетинг, позволяющие рационализировать производство, изучать и регулировать рынок, прогнозировать динамику спроса.

В аграрной сфере под воздействием монополий сложился агропромышленный комплекс (АПК), осуществляющий производственную и рыночную деятельность в форме агробизнеса. Монополистические объединения в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и банков функционируют не помимо рынка, а через рынок, оказывая на него модифицирующее воздействие. Все большая часть общественного продукта реализуется в сфере внутрифирменного оборота на микроуровне, расширяется государственный рынок товаров и услуг, особенно военного назначения по линии военно-промышленного комплекса (ВПК). Государственный рынок товаров и услуг, являясь заранее фиксированным и гарантированным, придает монопольным ценам относительную устойчивость по отношению к краткосрочным колебаниям спроса и предложения. Однако элементы частичной планомерности в условиях монополизации рынка не устраняют противоречия между возможностями экономического роста и относительно ограниченным платежеспособным спросом городского и сельского населения, не избавляют от кризисов, стихии и анархии, отрицательных последствий несовершенной или монополистической конкуренции.

Эффективное функционирование рынка предполагает реализацию многообразных форм собственности (частной, корпоративной, государственной и др.) и хозяйствования, формирование развитой рыночной инфраструктуры. Сложились три основных вида рынка, связанных между собой: 1) рынок товаров и услуг; 2) рынок ресурсов; 3) финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг, включающий продукты питания, промышленные товары, различные услуги, требует создания товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций. Так, оптовые сделки с зерном, металлом, нефтью и другими обычно осуществляют товарные биржи и торговые дома. Для доведения товара до потребителя имеется широкая сеть предприятий розничной торговли. При развитом рынке в отличие от ранних этапов товарного обмена не обязательно наличие специального места в городе, где осуществлялась бы купля-продажа. При современных средствах транспорта и связи торговец, используя маркетинговые операции, имеет возможность дать рекламу товаров по радио, телевидению и другим средствам массовой информации, собрать заказы от клиентов и доставить товары покупателям, не входя с ними в непосредственный контакт. Расширяется рынок услуг, представляющий собой полезную деятельность предприятий и организаций, направленную на удовлетворение культурно-бытовых и других потребностей населения и общества.

Рынок ресурсов охватывает куплю-продажу земли, капитала и рабочей силы. Включение в рыночный оборот земли означает, что продается и покупается не только сама земля, используемая крестьянами и предпринимателями, но и добываемые из недр земли полезные ископаемые, выращенные сельскохозяйственные продукты. На рынке других средств производства предприниматели находят элементы основного и оборотного капитала, а крестьяне (фермеры) — сельскохозяйственные машины, минеральные удобрения, концентрированные корма и др.

Рынок рабочей силы, включающий наемный труд рабочих, специалистов, управляющих и других, связан с развитием бирж труда. Они формируют спрос на рабочую силу, занимаются трудоустройством, подготовкой и переподготовкой безработных, организацией общественных работ и др.

Финансовый рынок отражает спрос и предложение финансовых средств (денег, акций, облигаций, чеков и др.). Функционирование этого рынка обеспечивают фондовые биржи, представляющие собой рынок ценных бумаг, на котором их владельцы совершают при помощи (посредничестве) членов биржи сделки купли-продажи. Членами фондовой биржи могут быть как индивидуальные торговцы ценными бумагами, так и различные кредитно-финансовые организации.

Современный рынок имеет весьма сложную структуру. Рассмотренные выше три основных вида рынка, в свою очередь, подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Последние можно квалифицировать по следующим признакам: 1) экономическому назначению объектов рынка - рынок потребительских товаров и услуг, рынок рабочей силы, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок вторсырья и т.п.; 2) географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой; 3) степени ограничения и видам конкуренции - монополистиче­ский, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный; 4) отраслям производства — продовольственный, автомобильный, компьютерный, нефтяной, книжный и др.; 5) характеру продаж — мелко- и крупнооптовый, розничный и др.

Благодаря рынку многообразные товары и услуги образуют огромную общую массу, из которой товаропроизводитель может выбрать и купить нужное количество различных товаров, изготовленных другими товаропроизводителями. В этой связи встает вопрос о количественных пропорциях при купле-продаже товаров. На данный вопрос отвечает трудовая теория стоимости. Закон стоимости — объективный экономический закон товарного производства. Его сущность состоит в том, что производство и обмен товаров совершаются в соответствии с количеством вложенного в них общественно необходимого труда.

В современных условиях глобализации все большее значение приобретает мировой рынок. Он представляет собой совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом устойчивыми торгово-экономическими отношениями. Следует заметить, что международная торговля зародилась в глубокой древности.

Для мирового рынка, сложившегося в период свободной конкуренции, была характерна относительно свободная международная торговля в условиях, когда ведущие страны придерживались политики фритредерства («свободной торговли»). Господствовал Золотой стандарт, т. е. валюта разных стран обменивалась на золото и конвертировалась. Торговля велась со многими странами, мировые цены на товары были в значительной мере одинаковыми.

Формирование рынка - закономерный процесс, отражающий индустриальное развитие экономики и растущее международное разделение труда, интернационализацию хозяйственной жизни.

Развивается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. Сфера мировой торговли охватывает достижения НТР, что, в частности, привело к формированию мирового рынка лицензий и ноу-хау (не обеспеченных патентной защитой технологических знаний, практического опыта технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, представляющих ценность). К данному рынку примыкает мировой рынок инжиниринговых услуг по проектированию и консультированию при строительстве объектов за рубежом, содействию в использовании новой наукоемкой техники, в которой велика доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В последние годы наблюдается бурный рост мирового рынка средств информации, программ математического обеспечения компьютерных систем.

Мировой рынок в широком смысле слова включает не только рынок товаров и услуг, но и рынок капиталов, рабочей силы и валют. Мировой рынок капиталов складывается в процессе миграции капитала, который ищет надежного и прибыльного применения. Его составной частью является мировой рынок ценных бумаг, в формировании которого участвуют фондовые и валютные биржи. На мировом валютном рынке идет котировка валют, определяются плавающие курсы валют отдельных стран в отношении друг к другу, к международной «корзине валют». Мировой рынок рабочей силы складывается в ходе ее международной миграции. Он оказывает большое влияние на направление миграционных потоков, условия и формы привлечения к труду специалистов, ученых, рабочих и других мигрантов.

Объем, структура и тенденции развития торговли на мировом рынке формируются под влиянием конкуренции, ориентируются на интернациональную стоимость и мировые цены. Это позволяет передовым предприятиям в индустриальных странах, имеющих низкие издержки производства, получать дополнительную прибыль, тогда как экономически отсталые аграрные страны, где издержки производства на предприятиях выше, при реализации товаров терпят убыток. На базе этого неэквивалентного обмена складывается экономический механизм эксплуатации аграрных стран промышленно развитыми.

С выходом на мировую арену мощных монополий (транснациональных, межнациональных и др.) усилилась связь экспорта товаров с вывозом капитала.


    1. Общие проблемы организации рыночной экономики

Для того чтобы существовать и развиваться в условиях ограниченности ресурсов, общество должно решать проблемы организации экономики на микро- и макроуровне.

Во-первых, что должно производиться, т. е. какие взаимоисключающие друг друга товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве?

Во-вторых, как будут производиться товары, т. е. кем, с помощью каких ресурсов, какой техники и технологии?

В-третьих, для кого предназначаются производимые товары и услуги, т. е. кто должен ими распоряжаться, получать от них пользу?

Если бы экономические ресурсы были неограниченны, то решение триединой задачи (что, как, для кого) не представляло бы проблемы. Товар можно было бы производить в неограниченном количестве. При полном удовлетворении потребностей перепроизводство тех или иных товаров не играло бы большой роли. Однако экономические ресурсы (факторы производства) обладают следующим общим коренным признаком: они имеются в ограниченном количестве или редки. Поэтому приходится каждый раз решать проблему выбора в экономике, принимать решение о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. При этом необходимо добиваться наиболее целесообразного и эффективного использования ограниченных и редких ресурсов, возможно более полного удовлетворения по­требностей людей и общества.

Экономическая эффективность находит свое выражение в отношении между эффектом (результатом) производства и факторами его создания. При этом повышение экономической эффективности проявляется в уменьшении затрат (факторов производства) на единицу эффекта или в увеличении эффекта на прежнюю величину затрат. Это связано с проблемой «затраты — выпуск», при которой устанавливается связь между количеством единиц редких ресурсов (факторов), применяемых в процессе производства, и количеством продукта. Причем меньший объем продукта, получаемый от данного количества затрат, означает снижение эффективности, а большее количество продукта от данных затрат свидетельствует о повышении эффективности.


    1. Важнейшие экономические инструменты рыночного механизма

Среди экономических инструментов рыночного механизма важная роль принадлежит спросу и предложению. Спрос выражает необходимость и возможность покупать товары на рынке в пределах платежеспособности населения. Предложение товаров — это то их количество, которое находится в продаже при данной цене. От соотношения спроса и предложения зависят цены на товары и услуги, т. е. конъюнктура рынка.

Между спросом, предложением и ценами на товары существуют сложные причинно-следственные и функциональные связи, которые формируются под воздействием экономических, социальных, политических, психологических и других факторов. При этом цены на товары не только зависят от спроса и предложения, но и сами, в свою очередь, воздействуют на спрос и предложение товаров в сторону их уменьшения или увеличения, на соотношение между ними. Спрос на различные товары по-разному реагирует на такие факторы, как цена, объем и структура предложения товаров, уровень доходов.

Особую функцию в экономическом механизме рынка выполняет цена товара. Уровень и динамика цен служат важным экономическим ориентиром для товаропроизводителя в отношении объемов и структуры продукта, технологии и издержек производства товара, возможности их продажи. Цены в значительной мере определяют, для кого предназначаются товары, кто будет их потреблять и в каком количестве. Механизм рыночных цен, являющихся денежным выражением стоимости товара, позволяет стимулировать рациональное использование ограниченных и редких ресурсов, эффективное хозяйствование, в том числе на микроуровне экономики. С помощью механизма рыночных цен осуществляются следующие процессы: формируются объем и структурные пропорции производства самых разнообразных товаров и услуг; обеспечивается рациональное распределение и использование ограниченных и редких факторов производства (труда, земли, техники, сырья), информации и т.д.; вырабатываются наиболее интенсивные технологические способы производства, достигаются минимизация издержек и высокое конкурентное качество продукции, максимизация прибыли; осуществляется распределение и обмен национального дохода между классами, социальными группами общества и гражданами в соответствии с полученными доходами.

Являясь необходимым элементом рыночного механизма, конкуренция активно участвует в решении триединой экономической проблемы: что, как, для кого производить? Ведь цель предпринимателя - максимизация прибыли, а это требует увеличения масштабов производства и снижения его издержек, расширения сбыта товаров. Поэтому предприниматели конкурируют за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получения большей прибыли. При этом конкуренция между продавцами тем сильнее, чем предложение товаров больше спроса.



  1. Командно-административная система хозяйства


В мире нет ни одной страны, которая бы строила экономику по модели командно-административной системы и смогла достигнуть главного-обеспечить высокий жизненный уровень населения и широкий спектр гражданских и политических свобод, достойных развития цивилизации кануна XXIв.

Исторический парадокс заключается в том, что основные концепции марксизма, призванные определить лучшее будущее для человека, будучи воплощенными на практике, привели к формированию общества, получившего в научной литературе название командно-административной системы, и не имевшего ничего общего с условиями для всестороннего развития свободной личности.


    1. Сущность командно-административной системы

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает название «командно-административность». Попытаемся в основных чертах раскрыть ее сущность.

Экономической основой анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.

Общую схему взаимодействия государства и экономики в командной системе можно рассмотреть на основании рис.1.



Рис. 1.

Как видно из схемы, в такой системе хозяйства отсутствует обратная связь между потребителем и производителем (все стрелки от государственных предприятий идут к полю сверху вниз), что на практике хорошо отражено поговоркой «Бери, что дают».

Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.

Руководящий центр является; безраздельным, т. е. абсолютно монопольным собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату — производители могут работать, невзирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра (см. рис. 1). Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль, земельная рента) выполняют роль стимулов, способствующих наиболее эффективному распределению ресурсов.

В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат — отсутствие стимула к производительному труду (механизм установления заработной платы будет рассмотрен далее в связи с мотивацией труда и принуждением).

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а следовательно, неизбежно расточительное их использование..

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние предельной фирмы, а также нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные — переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель — выполнение плановой директивы.

В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-административной управленческой элите, то картина социалистической экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.

Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Бюджетные ограничения возникают как на предприятии, так к в учреждении или в домашнем хозяйстве.

Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

  1. Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.

  2. .Жесткая система налогообложения. Это означает непросто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.

  3. Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.

  4. Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается (сравним это жесткое условие с практикой взаимных неплатежей, или «сидением на картотеке» в российской экономике 1992-1993 гг.

  5. Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

Предприятия в любой хозяйственной системе стремятся смягчить жесткое бюджетное ограничение. Отчасти это удается сделать и в условиях рыночной экономике: монопольная власть на рынке позволяет фирме в той или иной степени диктовать цены (пункт 1); обращение к кредиту позволяет смягчить условия пункта 4 и т. д., но заметим, что и в этих обстоятельствах бюджетное ограничение рыночной фирмы остается почти жестким: кредит всегда предоставляется на жестких условиях и только в том случае, если есть гарантии его возврата, да и в области ценообразования монополии всегда ограничены платежеспособным спросом покупателей.

В командной экономике предприятие действует в условиях мягкого бюджетного ограничения. Достаточно обратиться к указанным пяти пунктам и увидеть, что, во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей — ведь в такой системе господствуют фирмы-монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.). В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет государственной казны. Использовать заемные средства яри по­мощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

В нерыночном хозяйстве происходит административное установление заработной платы.

Каждый индивидуум в командной системе имеет в соответствии со своей специальностью зарплату одного уровня, до всей стране. Предприятию диктуются и количество занятых, и специализация. Патернализм власти, хотя и формально выглядит гарантом занятости и обеспеченности, в реальной экономической жизни приводит к отрыву материальных доходов от результатов труда. Цель подобной экономики абсурда — не удовлетворение потребностей потребителя, а воспроизводство производителей, содержащих властный центр, и поэтому выдача зарплаты без учета результатов труда превращается из экономической бессмыслицы в рассчитанную политику по консервации политически индифферентного человека и социально-политического статус-кво.

Если материальные стимулы не работают, нужно принуждение к труду. Важнейшей из мер принуждения в командной системе является идеология.

Эта мера на практике работает в совокупности с другими, и следующая из них -политические репрессии. Этот вид принуждения имел целью искоренение инакомыслия в стране, в том числе и экономического. Еще один вид принуждения — через аграрную систему. Практически лагерный труд на селе приводил к потенциальному разрушению сельскохозяйственного производства.

Таким образом, все меры принуждения к труду — идеологизация общества, политические репрессии, огосударствление сельской экономики использовались для создания и упрочения командно-административной системы. Идеологи тоталитаризма утверждают, что без этого, в частности, невозможно было провести индустриализацию советских республик.

Колхозный сектор, созданный как результат насильственной коллективизации, был абсолютно неэффективен в экономическом плане. Сталин в 1929 г. обещал, что наша страна станет «одной из самых хлебных стран, если не самой хлебной страной в мире» через каких-нибудь три года.

Таким образом, экономика командно-административной системы сталинского периода представляла собой «лагерную экономику».

Продлил существование командно-административной системы, основанной на внеэкономическом принуждении, и такой фактор, как природный. Не оцененные рынком бесплатные природные ресурсы фактически отбирались у будущих поколений для поддержания функционирования системы.

Командно-административная, т. е. социалистическая экономика ввиду имманентно присущего ей хронического дефицита не может функционировать без «черного рынка», олицетворяемого теневой экономикой.

Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг. Она включает в себя все неучтенные, нерегламентированные, отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования виды экономической деятельности.

Основной причиной существования в таких масштабах теневой экономики является отсутствие частной собственности на средства производства и существовавшие десятилетиями командно-административные методы управления. Одним из главных факторов, питающих теневую экономику, является разрыв между ценами спроса потребления и административными ценами, с которыми связаны дефицит и государственное распределение товарных ресурсов.

Цены в течение десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 по 1940 год вырос в 6,5 раза.

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики—подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывает за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

Заключение

В предыдущей главе мы выяснили, какое наследство оставила командно-административная система к началу 1992 г., т. е. времени, когда экономическая реформа в России стала делать первые шаги:

Каковы основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период? Это — приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно — социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами.

Как известно, рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этим важнейшими целями в переходный период являются:

Цель первая — развитие рынка товаров и услуг.

Цель вторая — формирование финансового рынка.

Цель третья — создание и регулирование рынка труда.

Итак, рыночная экономика — это экономика, в которой взаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны.

Список литературы


  1. Ильенкова С.Д. Микроэкономическая статистика: Уч. М.: «Финансы и статистика», 2004.-544с.;

  2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Уч. М.:Экономистъ, 2006.-861с.;

  3. Камаев В.Д. Экономическая теория: Уч.-10-е изд., перераб.и доп.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-592с.;

  4. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Уч.-метод.пос.-Владивосток: ВГУЭС, 1999.-227с.;

  5. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: Уч.пос. Изд. «АСА», Киров, 1995.-624с.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации