Ситковская О.Д. Психологический комментарий к отдельным статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации - файл n1.doc
Ситковская О.Д. Психологический комментарий к отдельным статьям Уголовного Кодекса Российской ФедерацииДоступные файлы (1):
n1.doc
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО.Д. Ситковская Психологический комментарий к отдельным статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации (части Общая и Особенная) М. 2009 ?
О.Д. Ситковская. Психологический комментарий к отдельным статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации. М., 2009. С.182
Психологический комментарий к Уголовному Кодексу ? явление принципиально новое. Необходимость в нем обусловлена широким использованием в УК РФ данных психологии для регламентации важнейших для уголовной ответственности и наказания понятий. Термины, воспринятые законодателем из психологической науки, требуют обязательной интерпретации их содержания с учетом положений общей и юридической психологии.
Работа представляет собой профессиональное психологическое комментирование, разъяснение, интерпретацию ряда норм и институтов Уголовного Закона. Психологические знания, вводимые в практический оборот, изложены в необходимых пределах, четко и доступно.
Для студентов, аспирантов, преподавателей права и психологии, а также работников правоохранительных органов ? прокуроров, следователей, судей и адвокатов.
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ………………………………......…....….....….……… 5
ОБЩАЯ ЧАСТЬГлава 4. Лица, подлежащие уголовной ответственности….......10
Статья 19. Общие условия уголовной ответственности.…….……10
Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность…………………………….…….…......…..….…….14
Статья 21. Невменяемость…………………….…...........….……….26
Статья 22. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости…………………...36
Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения……....….…......…..…………43
Глава 5. Вина…………………………………………......…....…….45
Статья 24. Формы вины
Статья 25. Преступление, совершенное умышленно
Статья 26. Преступления, совершенные по неосторожности
Статья 27. Невиновное причинение вреда
Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния………………………………………………………...……….61
Статья 41. Обоснованный риск ………………………........….……61
Глава 10. Назначение наказания……………..….......……………72
Статья 60. Общие начала назначения наказания..…………..……..72
Статья 61. Обстоятельства, смягчающие наказание…….......…….88
Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание..……....……..98
Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних…....…..........….…...…...…......…………….106
Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних…..106
Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему……….107
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 16. Преступления против жизни и здоровья…………...120
Статья 105. Убийство…………………...….........….......….………120
Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта……...130
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта….…..……….....…...…........……131
Статья 110. Доведение до самоубийства……...….............………150
Глава 18. Преступления против половой неприкосновенности половой свободы личности……………………………………….154
Статья 131. Изнасилование ……………….........…....…....………154
Глава 24. Преступления против общественной безопасности.......................................................................................165
Статья 214. Вандализм…………………….…..….................……..165
Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА………….168
Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……...................................................................................168
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств..……...…..…....….…………176
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Уголовный кодекс 1996г. является новым этапом в развитии Российского уголовного законодательства. Его принципиальные отличия связаны, в частности, с ориентацией дефиниций, норм и институтов на приоритетную защиту личности, ее прав и свобод (при сохранении должного внимания к защите интересов общества и государства). Прямая опора на конституционные положения и международно-правовые обязательства, последовательная линия на обеспечение справедливости путем дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания предполагали качественное усиление начал личностного подхода при конструировании Общей и Особенной его частей.
В новом УК РФ последовательно проведена идея соответствия уголовно-правовых последствий преступления характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Уточнено и детализировано, по сравнению с предыдущим УК, использование понятий и терминов, относящихся к сфере психологии, что вполне понятно, так как речь идет о разновидности произвольного (управляемого) поведения. Главную цель включения психологических знаний в процесс законотворчества и правоприменение в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью можно определить как:
а) создание гарантий против объективного вменения;
б) обеспечение учета особенностей и состояний личности в соответствии с принципом справедливости.
Расширение личностного подхода, предусмотренное УК РФ, является системным ? он в своей совокупности определяет условия уголовной ответственности за преступление, как определенный вид человеческого поведения, требует детального анализа большого объема психологических свойств и состояний личности виновного и в определенной степени потерпевшего, либо психологических свойств и состояний субъектов общественно полезных действий, лишь внешне сходных с преступными.
Сказанное, как представляется, объясняет значительную актуализацию проблем использования профессиональных психологических познаний при разъяснении, интерпретации, комментировании для следственной, прокурорской, экспертной, судебной практики положений нового закона.
Использование психологических знаний необходимо, в частности, для:
адекватного применения новых положений закона об условиях (предпосылках) уголовной ответственности;
содержательного раскрытия ряда понятий, характеризующих субъективную сторону преступлений;
формирования оптимальной практики применения предусмотренного законом ряда новых обстоятельств, исключающих преступность деяния;
разработки и применения перечня обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность и наказание;
выделения в отдельных составах преступления квалифицированных или наоборот привилегированных случаев;
решения вопроса о границах уголовной ответственности и ее пределах в ситуациях, влекущих уменьшенную избирательность поведения;
оценки случаев, когда деяние совершается лицами с психическими аномалиями или кратковременными расстройствами психической деятельности в рамках вменяемости;
разработки и применения понятий «вменяемость», «невменяемость», «возрастной порог уголовной ответственности», то есть базовых характеристик субъекта преступления;
правильной квалификации деяний по ряду статей Особенной части, имеющих существенный психологический аспект и др.
Опыт прошлого показывает, что игнорирование комментаторами задачи использования психологических знаний либо попытки «любительского», а не профессионального подхода неизменно приводили к неполноте или поверхностности даваемых разъяснений и как следствие ? к серьезным ошибкам, связанным, прежде всего с объективным вменением или деиндивидуализацией, обезличиванием выбора мер воздействия.
Причем с принятием нового УК потребность в использовании профессиональных психологических знаний (разумеется, во взаимодействии с правовыми и, исходя из приоритета уголовно-правовых и процессуальных дефиниций) существенно актуализировалась. Так, в УК РФ значительно расширены предусмотренные законом задачи и пределы исследования по уголовному делу личности обвиняемых и потерпевших (с выделением особенностей такого изучения применительно к некоторым категориям личностей ? несовершеннолетним, рецидивистам и проч.). В этой связи законодатель счел необходимым значительно углубить психологические характеристики ряда базовых дефиниций, норм и институтов УК (как и основывающихся на них составов преступлений).
«Психологизация» соответствующих положений закона достигла такого уровня, когда использование профессиональных психологических знаний необходимо и для обеспечения их правильного применения при формировании стабильной следственной, судебной, прокурорской, экспертной практики.
Законодатель достаточно смело использовал данные психологии и для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, применяя непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки. Это, например, «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» (как обстоятельство, устраняющее уголовную ответственность); «уровень психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего» (как обстоятельство, индивидуализирующее наказание); «обоснованный риск» (как обстоятельство, устраняющее преступность деяния); «садизм» (как обстоятельство, отягчающее наказание) и др.
Как уже указывалось, в новом УК использованы базовые для уголовной ответственности и наказания понятия, требующие обязательной интерпретации их содержания с учетом положений общей и юридической психологии. Например, вменяемость, возраст, с которого наступает уголовная ответственность, невменяемость, уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, разграничение неосторожной вины и казуса, мотив преступления, аффект, личность, психотравмирующая ситуация и др.
Представляется, что речь здесь идет не о разрозненных нормах и институтах Общей части УК, но о системе взаимодополняющих, взаимосвязанных и взаимоподкрепляющих положений, которые:
в своей совокупности определяют условия (предпосылки) уголовной ответственности за преступление как определенный вид человеческого поведения;
реализуют личностный подход в уголовно-правовом регулировании;
требуют непосредственного использования профессиональных психологических знаний;
требуют детального анализа психологических свойств и состояний личности виновного и потерпевшего либо психологических свойств и состояний субъектов общественно полезных действий, лишь внешне сходных с преступными.
Уже эта краткая характеристика новелл в УК РФ, связанных с углублением психологической характеристики ряда его дефиниций, норм и институтов, указывает на сложности, с которыми столкнется практика при их применении. Между тем, предупреждение и преодоление этих сложностей необходимо, если мы хотим избежать объективного вменения, связанного с игнорированием или неправильной трактовкой положений УК РФ, основанных на применении психологических понятий.
Применительно к Особенной части УК РФ можно констатировать значительно более широкое и корректное использование положений общей и юридической психологии для обеспечения точной формулировки составов преступлений, единства или сопоставимости используемых понятий и терминов. Так, в целом, использование понятия «мотив» адекватно базовым положениям психологии (в частности устранено смешение мотива и цели, чем грешил УК РСФСР), использована более современная научная терминология при описании аффективных преступлений; для создания дополнительных гарантий от объективного вменения введен, при описании ряда квалифицирующих обстоятельств, признак «заведомость», согласующийся с психологической моделью произвольного поведения.
Новшеством при этом явилось то, что учет положений психологии осуществлялся не только в опосредованной форме – путем использования разработчиками соответствующих источников, но и непосредственно путем привлечения психологов к подготовке и обсуждению ряда формулировок проекта УК РФ. Представляется, что эта форма взаимодействия на законопроектном уровне юристов и представителей других отраслей знания имеет большое значение. Ведь регулируются путем запретов, дозволений, предписаний конкретные виды человеческого поведения. Структура этого поведения должна, поэтому описываться в нормативных актах непротиворечиво по отношению к базовой модели поведения, которую дает психология. Если же заимствованным из психологии понятиям и терминам придается иное значение (вспомним хотя бы о попытках обосновать наличие юридического понятия «мотив», не соответствующего психологическому), то эта многозначность может привести к разнобою в практике и существенным ошибкам.
Сказанным объясняется идея создания психологического комментария к Общей и Особенной частям УК, задачей которого является формирование правильного понимания соответствующих дефиниций, норм и институтов. Отсюда и некоторые особенности такого комментария:
? он не заменяет, а дополняет, детализирует обычные комментарии;
? он охватывает лишь те дефиниции, нормы и институты УК РФ, правильная трактовка которых требует комментирования с позиций не только уголовного права, но и юридической психологии. Там же, где психологические элементы соответствующих положений УК РФ можно раскрыть на уровне здравого смысла, опирающегося на уголовно-правовые знания, профессионального психологического комментария не требуется.
Комментарий строится преимущественно в прикладном плане. Давая для следователя, прокурора, судьи содержательную характеристику соответствующих психологических понятий или их аспектов, использованных законодателем, особое внимание уделяется показу необходимых и достаточных пределов применения данных психологии. Например, о личности, мотивах, эмоциональных состояниях и проч. Избранный ракурс комментирования обязывает ориентироваться и на ряд процессуальных дефиниций (предмет доказывания, обязательные случаи назначения экспертизы и др.), показывая их совместимость с материально-правовыми положениями именно в психологическом плане.
С позиции прикладного характера комментария внимание предполагается уделить рекомендациям о формах использования психологических знаний. При этом наряду с возможностями психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы, при решении вопросов, связанных с применением соответствующих норм и институтов УК РФ, в настоящей работе указывается и на иные формы использования психологических знаний: консультирование, подготовка справок по делу, подготовка для прокуроров мнений специалистов, необходимых для вынесения протестов или обсуждения кассационных и надзорных жалоб. По мере возможности даются и некоторые рекомендации по самостоятельному использованию следователем и прокурором справочной литературы, предотвращению ошибок, связанных с отождествлением бытовой и психологической терминологии и пр.
Решение возникающих по уголовным делам вопросов психологического содержания на уровне современного научного знания, расширение сферы применения данных психологии в уголовном процессе может способствовать всестороннему и полному расследованию преступлений, установлению объективной истины по уголовным делам.