Калюжный Е.А. и др. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - файл n1.doc

Калюжный Е.А. и др. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Скачать все файлы (2420 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc2420kb.31.01.2014 23:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара»

ОСНОВЫ

МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

И

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ
Учебное пособие




Арзамас

АГПИ - 2009
УДК 613,0 (075,8)

ББК 51,204,0 я73

О75


Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»


Рецензент

Ю.И.ГОРШКОВ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.


Калюжный Е.А., Маслова В.Ю., Михайлова С.В., Напреев С.Г., Ниретин Н.И.,

Пищаева М.В.

О75 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2009 – 284 с.

Учебное пособие составлено согласно государственному образовательному стандарту 2005 года по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

В пособии раскрыты основные принципы формирования здоровья человека: компоненты здоровья, модели организации здравоохранения, инфекционные болезни и их профилактика, способы оказания первой медицинской помощи, основные принципы формирования здорового образа жизни и здоровьесберегающие функции учебно-воспитательного процесса.

Данное учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов, изучающих дисциплину «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

УДК 613,0 (075,8)

ББК 51,204,0 я73
© Калюжный Е.А., 2009.

© Маслова В.Ю., 2009.

© Михайлова С.В., 2009.

© Напреев С..Г., 2009.

© Ниретин Н.И., 2009.

© Пищаева М.В., 2009.

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2009.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для студентов пе­дагогических вузов и составлено в соответствии с учебной программой обучения дисциплине «Основы меди­цинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы обучения будущих педагогов основам медицинских знаний и ЗОЖ про­диктована значительным снижением уровня здоровья в России не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него может вывести Россию из сложившегося тупика.

Глубинной основой мотивации всех сторон жизне­деятельности человека является стремление к дости­жению удовольствия, удовлетворения — пищевого, физического, сексуального, эстетического, творческо­го, морального и т. д. В процессе воспитания и обуче­ния формируются привычные пути достижения удов­летворения. Мы любим то, к чему привыкли, не заду­мываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привыч­ки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено.

Прочно усвоенные навыки становятся привычкой, «второй натурой» и в определенный момент переста­ют контролироваться сознанием, переходят в подсо­знание. Человек уже не задумывается, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его по­ведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражатель­ной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоро­вью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным.

Поэтому стратегической задачей является обеспечение детей здоровыми навыками и условиями именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников. В образо­вательной среде навыки наращиваются и по возмож­ности корригируются.

В этом плане воспитывать — значит вооружать воспитуемого способами удовлетворения потребностей, которые наиболее благоприятны для здоровья, устой­чивы в конкуренции мотивов и вызывают положитель­ные эмоции.

Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лечения, то основным средством обучения здоровью является педагогика. Помимо семьи эту проблему ре­шают воспитатели и преподаватели. Однако исходное анкетирование и опросы по основам здоро­вья среди учителей и врачей выявляет недостаточный уровень их знаний. Поэтому надо начинать с себя! Примеры поучи­тельнее правил. Просветительско-догматические ме­тоды воздействия малоэффективны, особенно на сло­жившуюся семейно-бытовую среду. Существенные положительные изменения возможны только при мак­симальной мотивации через самих учащихся. Это до­стижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели физического развития, силы, выносливос­ти, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная активность и за­каливание, полнота гигиенических навыков, наличие дурных привычек).

Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» и данного учебного пособия — выработать у будущих педагогов сознательное отношение к свое­му здоровью и воспитать ответственность за свое здо­ровье и здоровье учащихся.

Задачи:

1. Формирование знаний и практических умений у студентов оценки количества и качест­ва здоровья человека.

2. Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и меди­цинского обслуживания школьников.

3. Формирование представления о наиболее распро­страненных инфекционных болезнях и возможностях их преду­преждения.

4. Ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практичес­ких навыков оказания доврачебной помощи.

5. Формирование системы знаний о влиянии наследственных и экологи­ческих факторов на здоровье человека.

6. Развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА:

содержание учебной программы по дисциплине

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

▪ Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.

▪ Основные признаки нарушения здоровья ребенка.

▪ Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.

▪ Меры профилактики инфекционных заболеваний.

▪ Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие.

▪ Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных

состояниях.

▪ Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее применению,

критерии эффективности.

▪ Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и

первая помощь при них.

▪ Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.

▪ Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся.

▪ Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

▪ Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.

▪ Профилактика вредных привычек.

▪ Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса.

▪ Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике

заболеваний.

▪ Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и

здорового образа жизни учащихся.

1. ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Учебные вопросы:

1. Определение понятия «здоровье».

2. Компоненты здоровья.

3. Концепции здоровья.

4. Оздоровительные доктрины мира.

1.1. Определение понятия «здоровье»

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разно­му. Здоровье — одно из основных условий оптимиза­ции человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (ис­ходное положение, допущение, принимаемое без до­казательств): «Здоровье человека — это главная цен­ность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сбе­регать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка».

В большой медицинской энцикло­педии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутст­вуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм — система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило оп­ределение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального бла­гополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсо­лютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имею­щих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. Со вре­мени основания ВОЗ эта концепция не подвергалась пересмотру и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это оп­ределение критикуют:

1) за идеальность цели, которую никогда не достичь;

2) за то, что неопределенное понятие «здоровье» оп­ределяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие мо­жет оказывать существенное влияние на показате­ли здоровья, но не является его признаком;

3) за статичность — здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

4) за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосыл­кой нездоровья, чем сущностью здоровья.

Основатель валеологии — на­уки об индивидуальном здоровье человека - И.И.Брехман (1990), определяет здоровье как «способность человека сохранять соот­ветствующую возрасту устойчивость в условиях рез­ких изменений количественных и качественных пара­метров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Также существуют и другие определения здоровья, кото­рые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллек­тивные параметры здоровья. По мнению В.П.Казначеева (1991), здоровье индивида — это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной про­должительности жизни.

Необходимость количественной оценки здоровья подчеркивал Н.М.Амосов (1987): «Здоровье — это максимальная производительность органов при сохра­нении качественных пределов их функций».

Более детально здоровье — это способность:

  1. приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;

  2. противостоять внешним и внутренним возмущени­ям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

  3. сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

  4. расширять свои возможности, условия и ареал оби­тания, объем и разнообразие доступной экологичес­кой, интеллектуальной и морально-этической среды;

  5. увеличивать длительность полноценной жизнедея­тельности;

  6. улучшать возможности, свойства и способности сво­его организма, качество жизни и среды обитания;

  7. производить, поддерживать и сохранять себе по­добных, а также культурные и материальные цен­ности;

  8. созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, чело­вечеству, добру и злу.


1.2. Компоненты здоровья

Человек являет собой отражение двух ипостасей — биологической и социальной. Они находятся в диалек­тическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от со­циального, а социальное, в свою очередь, — от биоло­гического. В настоящее время принято выделять не­сколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связа­но с организмом и зависит от динамического равнове­сия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в орга­низме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологиче­ском уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье — текущее состояние орга­нов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуаль­ного развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составля­ют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень — психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-во­левой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здо­рового образа жизни. Психическое здоровье — это со­стояние общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психичес­кое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и пове­дения, познавательные функции).

К компонентам пси­хического здоровья относят нравственное здоровье — комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность чело­века. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоро­вый дух».

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в це­лом и зависит от места и роли человека в межличност­ных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составля­ющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает со­циальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоро­вьем условно, психические качества личности не существуют вне системы общественных отно­шений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом общест­ве. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблаго­приятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознани­ем и самосознанием может противостоять воздейст­вию внешних условий, бороться с трудностями и оста­ваться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психичес­кое здоровье является творческая компонента здоро­вья. Присутствие элементов творчества в работе рас­сматривают как источник здоровья. Чем больше в тру­довой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и зна­ния, тем больше приносит она удовлетворение, тем за­метнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержани­ем и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмо­ций, он может стать источником различных заболева­ний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового. Работа может быть источником укрепления здоровья, т.к. она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, близким, к работе, к отдыху — является стратегичес­ким изменением образа жизни по направлению к ин­дивидуальному здоровью.

1.3. Концепции здоровья

Концепция — это набор основных идей, составляю­щих понятие. Например, концепция педагогики — ко­го учить, чему учить и зачем учить. Концепций поня­тия здоровья существует несколько, из которых наи­больший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

Концепцию баланса здоровья предложил Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, ко­торое поддерживается, несмотря на внешние пробле­мы (результат факторов среды или поведения). В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенци­ал здоровья.

Потенциал здоровья — это способность взаимо­действия с окружением для поддержания или восста­новления равновесия. Он может означать иммуноло­гическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные зна­ния о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Баланс здоровья — выражение моментального со­стояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.

Кроме того, вводится ресурс здоровья — сумма до­ступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья — силы, направленные на улуч­шение системы баланса.

Однако, потенциал здоровья неизвестен до внеш­него воздействия. Только воздействие определяет воз­можности организма. Поэтому более жизненна адап­тационная концепция здоровья: способность к адап­тации себя и среды.

Адаптация — составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение усло­вий среды существования. При адаптации система пе­рестраивает, изменяет свои структурные связи для со­хранения функций, обеспечивающих ее существова­ние как целого в условиях изменяющейся среды. Способность к адаптации — одно из свойств и усло­вий развития здорового человека. Как универсальное фундаментальное свойство живых организмов, адап­тация является тем «китом», который вместе с саморе­гуляцией поддерживает постоянство внутренней сре­ды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: сроч­ные и кумулятивные (долговременные).

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превыша­ют физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается изменения­ми, возникающими в ответ на длительные, повторяю­щиеся внешние и внутренние воздействия.

Исходы адаптивного поведения могут быть пред­ставлены как стадии:

1. Состояние удовлетворительной адаптации.

2. Состояние неполной или частичной адаптации.

3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.

4. Состояние неудовлетворительной адаптации.

5. Состояние полома адаптационных механизмов.

Понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья. Неслучай­на поэтому связь, которую проводят многие авто­ры между этими двумя понятиями.

Формирование жестких механизмов адаптации со­провождается не уменьшением, а возрастанием соци­ально-психологических возмущающих факторов. По­этому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды. Помимо возрастного ограничения пределов и жестко­сти адаптации, на развитие дезадаптивных процессов оказывают влияние два фактора: отсутствие трени­ровки механизмов адаптации естественными факто­рами и невостребованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями жизнедеятельнос­ти. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реа­лизация. С этих позиций, здоровье следует рассмат­ривать как понятие динамическое, характеризующее­ся индивидуальным, возрастным и историческим ас­пектами.

Возрастной аспект определяется характерными для каждого этапа возрастного развития человека специ­фическими особенностями биологической и социальной адаптации. Для каждого возрастного этапа долж­ны существовать свои критерии здоровья, свойствен­ные этому возрасту, его морфофункциональной орга­низации и социальной роли.

В историческом аспекте развитие производства и производственных отношений, культуры и религии ведет к тому, что меняется во времени сама обстанов­ка, место человека и его роль в социуме. В связи с рос­том качества жизни и комфортности для поддержания своей жизни человек все меньше использует свои функциональные резервы и все больше — достижения своего разума, что от поколения к поколению приво­дит к снижению функционального резерва, резерва адаптации индивида.
1.4. Оздоровительные доктрины мира

В эволюции человеческой цивилизации мож­но выделить 3 доктрины:

Доктрина Соломона. Здоровье — есть мудрость жизни. Около 80% причин всех болезней лежит в нару­шении человеком меры жизни (переедание, гиподина­мия, вредные привычки, эмоциональные стрессы и пр.).

Доктрина Сократа. В ее основе лежит рационализм в отношении к своему здоровью: «Человек! Познай са­мого себя», «Здоровье не все, но все без здоровья — ничто». Эта доктрина ориентирована на физическое совершенство человека, она возникла и получила своё развитие в Европе.

Доктрина Конфуция (восточная доктрина): «Ты хо­чешь быть здоровым — сотвори себе здоровье». Эта доктрина подчеркивает духовную силу человека, кото­рый силой своей воли может совершенствовать себя.

Объединив все три доктрины мож­но вывести правило: «Человек познай, сотвори и из­мени себя». В основе этого правила лежит рациона­лизм, самопознание и совершенствование.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Учебные вопросы:

1. Предболезнь, болезнь.

2. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.

3. Общественное здоровье.

4. Критерии оценки индивидуального здоровья.

5. Модели организации здравоохранения.

6. Основные принципы российской системы здра­воохранения.

7. Охрана здоровья женщин и детей.

8. Контроль за состоянием здоровья школьников.
2.1. Предболезнь, болезнь

Переход от здоровья к болезни не является внезап­ным. Между этими состояниями имеется ряд переход­ных стадий, которые не вызывают у человека выра­женного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Современный врач-клиницист, как правило, фикси­рует болезнь или ее отсутствие. Однако уже Гален ука­зывал на существование трех состояний: здоровье, пере­ходное состояние и болезнь.

Здоровье — это динамичес­кий процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) — состояние, при котором возможно развитие патологиче­ского процесса без изменения силы действующего фак­тора вследствие снижения резервов адаптации.

Предболезнь — это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности ор­ганизма к развитию определенного заболевания.

«Тело здоровое, но не до предела; тело не здоро­вое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоро­вье. В логико-диалектическом рассмотрении третье состояние, по сути, вмещает в себе и выдерживает единство противоположности здоровья и болезни.

Авиценна выделял шесть таких переходных состояний. И.И. Брехман определил третье состояние, ха­рактеризуя его как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе). Тре­тье состояние — это не обязательно угроза перехода в болезнь, а скорее подаренная человеку природой в процессе микроэволю­ции возможность, время, шанс для восстановления возможно­стей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции.

Выделяют четыре состояния организма:

▪ с достаточными адаптационными возможностями;

▪ донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;

▪ преморбидное со снижением функциональных резервов;

▪ срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма — это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз. К сожалению, состояния 2 и 3, когда организм борется за пе­реход в состояние 1, медиков не интересуют (скорее всего, в силу загруженности состоянием 4 и, возможно, потому, что врач не имеет представления о том, что надо делать с человеком в первых трех состояниях).

Существует и более конкретная классификация переходных состояний здоровья:

▪ условное здоровье;

▪ функциональные отклонения;

▪ пограничные состояния;

▪ хронические заболевания;

▪ инвалидность;

▪ полная утрата функций;

▪ смертельный исход.

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недо­могание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менстру­ального цикла, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области серд­ца, мышечные судороги, обмороки, повышенная пот­ливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей сла­бости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нор­мативные границы адаптации продолжает усиливать­ся, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптаци­онных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному измене­нию, которое называется болезнью.

Болезнь — это жизнь, нарушенная в своем тече­нии повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Бо­лезнь характеризуется снижением приспособляемос­ти к среде и ограничением свободы жизнедеятельно­сти больного.

Согласно другому определению болезнь — это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвы­чайных для данного организма раздражителей внеш­ней и внутренней среды организма.

Если здоровье и болезнь организмов животного ми­ра имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека включает в себя и со­циальный аспект. Социальный аспект здоровья и бо­лезни человека проявляется в нарушении саморегуля­ции поведения.

Болезнь — манифестационный про­цесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Таким образом, бо­леть не только вредно для здоровья, но и дорого с точ­ки зрения экономики. «Болезнь — стесненная в своей свободе жизнь» (К.Маркс).

По продолжительности течения болезни разделя­ются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжи­тельный промежуток времени и затягиваются на мно­гие месяцы, годы, десятилетия. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение. Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Все болезни также подразделяются на инфекцион­ные (заразные) и неинфекционные (незаразные).
2.2. Факторы, определяющие здоровье и болезнь

Причин нездоровья (третьего состояния) и болез­ней много. На человека постоянно и одновременно действуют три потока информации: сенсорной, вос­принимаемой органами чувств через первую сигналь­ную систему, вербальной (устное или письменное сло­во), воспринимаемой через вторую сигнальную систе­му, и структурной (компоненты пищи и воздуха), поступающей через желудочно-кишечный тракт и ды­хательную систему. Информация может быть необхо­димой, индифферентной и вредной. Орга­низм, с учетом адаптации, имеет определенную пропу­скную способность восприятия информации.

Последние десятилетия резко снизился объем дви­гательной активности людей всех возрастов. Доля фи­зического труда в производстве с 90% снизилась до 10%. Физической культурой и спортом занимается не­большая часть людей, особенно регулярно и в течение всей жизни. На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и раз­нообразные виды излучений не только на производст­ве, но и дома, и в местах отдыха. В то же время, чело­век лишил себя многих ощущений непосредственного общения с природой. Очень много стало удобств, детренирующих организм. Поток вербальной информа­ции многократно увеличился, что само по себе не безразлично для организма. В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека значительно менее разнообразна по набору природных продуктов. Поток структурной информации (включая химичес­кое загрязнение вдыхаемого воздуха) претерпел са­мые большие изменения. В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых дефицитом необходимой (полезной) и воздействием на организм вредной информации, возникает хрони­ческий стресс, понижение общей неспецифической устойчивости организма, развитие так называемого третьего состояния (промежуточное состояние между здоровьем и болезнью).

Таким образом, заболевания возникают в резуль­тате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособи­тельно-компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бациллоно­сителя, или больного животного здоровому.

Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была сделана попытка ранжиро­вать все факторы в порядке их значимости для здоро­вья. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физи­ческие, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Однако наибольшее значение в развитии самых распростра­ненных болезней, являющихся основной причиной смерти населения являются: гиподинамия (недоста­ток движения), неправильное питание (прежде все­го переедание), психоэмоциональное напряжение и вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химиче­ских веществ). Неблагоприятная экологическая об­становка во многих странах также является причи­ной многих современных болезней. Если первые три фактора зависят непосредственно от самого челове­ка, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от сов­местных усилий многих стран.

В 1994 году Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ опреде­лила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (табл.1).
Таблица 1

Факторы, влияющие на здоровье (в скобках – данные ВОЗ)

Сфера

влияния

факторов

Факторы, укрепляющие

Здоровье

Факторы, ухудшающие

здоровье


Генетические — 15-20%

(20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфо-

функциональных предпосылок возникновения заболевания

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к

заболеваниям.


Состояние

окружающей среды — 20-25%

(20%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия,

экологически благоприятная среда обитания

Вреднее условия быта и

производства,

неблагоприятные

климатические условия,

нарушение экологической

обстановки


Медицинское

обеспечение — 10-15%

(8%)

Медицинский

скрининг, высокий уровень профилактических

мероприятий,

своевременная и

полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики некачественное медицинское обслуживание


Условия и

образ жизни — 50-55%

(52%)

Рациональная организация жизнедеятельности:

оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность

Отсутствие рационального

режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации