Шпоры по идеологии государства - файл n1.doc

Шпоры по идеологии государства
Скачать все файлы (165 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc165kb.31.01.2014 23:14скачать

n1.doc

  1   2   3

1.Понятие

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Де-стют де Траси. Объем идеологии есть идеи, природа их происхождения, истинность способа функционирования, реализации. На протяжении всего периода существования термин "идеология" наполнялся разным содержанием, обусловленными социальными интересами. К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Марксизм рассматривал идеологию как часть "надстройки" над экономическим базисом опосредованным социальной структурой общества. Из-за социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Идеология в мар­ксистском понимании - это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призм - классовые интересы, отсюда следует и искаженный взгляд на окружающую действительность. Политическая идеология - это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретического осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Маркс и Энгельс подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Ленин ввел такую категорию как научная идеология. С точки зрения как научного оценивания как научную не научную, истинную не истинную и т.д. Идеология есть отражение бытия преломленного через социальные групповые интересы. Это преломление может отражать или искажать бытие. Это наука о ценностях конкретного потребления. Мангейм разрабатывал методологию социологии знания. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления. Мангейм отмечает, что с точки зрения социологии знания, идеология не может быть отделена ни от психологических корней эмоциональных и жизненных импульсов. Мангейм рассматривает идеологию как разновидность охранительного фактора. Он считал, что идеология консервативна. Мангейм разделил идеологии на тотальные частичные. Тотальные идеологии - это идеологии эпохи или всего народа. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне.

4. Идеологическая модель белорусского государства

Идеология белорусского государства- система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути развития. Идеология белорусского народа включает в себя элементы идеологии:

1.коммунистические: коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, престиж образования, моральное поощрение человека

2.консервативной: уважительное отношение к своему прошлому, в том и числе и советскому периоду жизни, недопустимость разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, сохранение преемственности поколений, культурных обычаев и традиций

3.либеральной: традиции восточно-европейского либерализма, признание двух моментов

*определенной роли государства в развитии общества

•необходимость активной социальной политики
4.социально-демократической специфика идеологической ситуации в РБ в современном периоде заключается в том, что

оформление идеологических предпочтений белорусского народа было осуществлено инициативой президента на исторических референдумах 95-96 гг. стратегический курс развития РБ получил адекватную государственную символику, национальную внутреннюю политику. национальная идея - важнейшая часть идеологии белорусского государства, выполняет консолидирующую функцию. Национальными идеями нашего народ является идея лидерства Беларуси в славянском мире. Общечеловеческие ценности - важнейшая составляющая часть мировоззренческой основы идеологии белорусского государства - совокупность понятий, являющихся общими для социального философского учения о человеке.

Национализм - государственное самосознание – тоже важнейшая часть мировоззренческой основы идеологии бг. - совокупность взглядов, оценок, мнение членов общественности о своей истории, государственности, современном положении.

Патриотизм - важнейший компонент идеологии бг. связан с чувствами, мнениями и действиями человека, направленный на служение интересам общества, готовность защищать ее от врагов. Т.е идеология бг опирается на национальную идея, общечеловеческие ценности, национальное государственное самосознание, патриотизм, и сочетает в себе элементы различных идеологических направлений.

8. Коммунизм

Коммунистические идеи зародились в глубокой древности, они явились результатом выделения человека из животного мира и возникновения новых социальных отношений. Коммунизм -социально-философское учение о совершенном и справедливом обшесвенно-политическом устройстве и социально-политическом движении, призванном реализовать это учение на практике. Теоретическое обоснование коммунистических идей уже имеется в трудах древнегреческого философа Платона. Коммунистические идеи широко были распространены в Средневековье. В этот период существовало множество мелких коммунистических общин, построенных на толковании христианского учения с его принципами коллективной собственности, равенством в распределении материальных благ среди членов общества. Эти же коммунистические идеи теоретически обосновывались социалистами-утопистами Т. Мором и Т. Кампанеллой. Разработка коммунистической идеологии в современном смысле слова связана с основоположниками марксизма - К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Лениным, которые видели в коммунизме высшую общественно-экономическую формацию, наступающую после капитализма. Основными элементами коммунистической идеологии являются: коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком. Практическая реализация коммунистических идей связана с Октябрьской революцией. С коммунистической идеологией Беларусь прошла почти весь 20в. Все величайшие события 20в. прошли под влиянием коммунистических идей. Для современной Беларуси характерны такие коммунистические принципы, как патриотизм, высокий престиж образования, общественно полезный труд, коллективизм, социальная справедливость, моральное поощрение человека, которые могут найти своё отражение в идеологии Беларуси, белорусского общества.

12.Раэвитие белорусской нации в 20-21 в,

Идеология белорусского государства прошла несколько этапов:

  • первый этап - первая половина 90-х гг. XX века — деидеологизация (развенчание ценности коммунистической идеологии; признание идеологии пережитком авторитарного режима, существовавшего в СССР);

  • второй этап — середина 90-х гг. XX века — реидеологизация (начало восстановления идеологии в ее прежних правах);

  • третий этап — вторая половина 90-х гг. XX века — начало XXI в. - идеологизация (создание идеологии белорусского государства и распространение ее в обществе).

Основы идеологии белорусского государства были заложены референдумами 1995 и 1996 годов. Это касается государственного двуязычия, государственной символики, экономической интеграции с Россией, недопущения свободной купли-продажи земли и т.д. Воля народа, вы­раженная на данных референдумах, стала идейным основанием идеологии белорусского государства.

Идеология белорусского государства, которая должна была сплотить, консолидировать белорусское общество в достижении поставленных перед ним целей и в решении задач, стоящих перед государством; обосновать избранный республикой самостоятельный путь социально-экономического и политического развития; дать веру в будущее, в возможность построить сильное, самостоятельное, процветающее государство. Фундаментальную цель белорусской идеологии —построение сильной и процветающей Беларуси.

19. Особенности белорусского национального менталитета

Особенностей менталитета белорусского народа, таких его качеств, как: соборность; стремление жить и в известной степени быть растворенным в коллективе; хорошее понимание себе подобных и стремление в любую минуту прийти им на помощь; приверженность идее равенства людей; наличие желания самостоятельно распоряжаться своей судьбой и в то же время отсутствие ярко выраженного стремления властвовать над другими; общечеловеческий славянский дух; чуткость к мнению других и способность прислушиваться к своему внутреннему голосу; духовная независимость при мягкости и податливости характера и др. Свойствен дух свободы, хотя это стремление к свободе обусловлено умением и привычкой славянских народов повиноваться, наличием у них уважения и доверия к власти, и в основном, отсутствием властолюбия.
17.Национальные и общечеловеческие ценности в идеологии бг

Национальные и общечеловеческие ценности в идеологии белорусского государства.

Среди ценностных ориентиров, составляющих основу идеологии белорусского государства, можно выделить общечеловеческие ценности: права человека, справедливость, свободу, равенство. Они являются важнейшим условием для всестороннего развития личности и применения ее творческих сил и способностей. Именно эти ценности делают нас людьми. Права человека – это воплощение в специфической форме высоких идеалов человеческой свободы и равенства, таких общепринятых нравственных принципов, как справедливость, милосердие, гуманность. Суть прав человека заключается в проявлении свободы во всех сферах бытия и жизнедеятельности, направленной на обеспечение независимости и достоинства человеческой личности. Когда говорят о правах человека, то речь идет прежде всего о его личных правах: на жизнь, свободу, равенство, безопасность, развитие, уважение человеческого достоинства, личную неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь, собственность, участие в решении общественных вопросов, борьбу с угнетением и несправедливостью. Представление о правах человека закреплено в международных документах и в конституциях большинства государств-членов ООН, в т.ч. и в Конституции РБ. Права и свободы человека в РБ закреплены в следующих законах: Законе о правах ребенка, Законе о свободе вероисповедания и религиозных организациях, Законе о национальных меньшинствах, Законе об общественных организациях и др. В Беларуси принята программа действий по защите прав и свобод граждан. Эта программа определяет основные цели гос-ва по созданию гарантий обеспечения прав и свобод граждан в РБ, содержит необходимые меры правового, соц-экономического и организационного характера, направленные на дальнейшее укрепление и защиту прав и свобод граждан РБ, защищает национальные интересы белорусского гос-ва во внешней политике. В системе национальных ценностей значительную роль играют славянские традиции духовной культуры, сложившиеся исторически. В иерархии духовных традиций и ценностей славянства можно выделить: общеславянские ценности; ценности восточного славянства; духовные ценности национально славянства. Формированию некоторых общих духовных ценностей славянства способствовала соответствующая природная среда, географическое положение. Духовные ценности белорусов формировались в контексте восточнославянского менталитета. Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальных традиций, обычаев, справедливости, соблюдения прав человека.

26. Субъекты и институты реализации идеологии БГ.

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего. из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.

Функции: 1.гарантийная функция. Президент – гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. 2.Конституция стремится поставить президента над ветвями власти, над другими государственными институтами не в качестве лица, сосредоточившего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними.3. контрольная функция. Одними из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах являются парламенты. парламентаризм-сложный социально-политический, государственно-правовой и идеологический феномен современного общества. Парламентаризм является основой приоритетных общественных ценностей и идеалов, знаний и убеждений, и, прежде всего, представительной демократии, способом их организации, инструментом их эффективного функционирования. Функции: законотворческая, идеологическая, контроль за деятельностью исполнит. власти.
27.СМИ – как важнейший инструмент реализации идеол БГ

Идеология в большей мере, чем другие теории, науки, нуждается в особых средствах информационного обеспечения. Наиболее оперативно идеологический материал подаётся через СМИ, которые пропагандируют идеологические концепции, способствуют ориентации человека в идеологическом пространстве.

СМИ – сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по сбору, обработке, анализу информации о происходящих событиях и явлениях в жизни человечества и доведению её с помощью специальной техники до различных общностей людей и индивидов.

К СМИ относятся:- печатные органы (пресса, массовые справочники); - электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись, Internet)

В структуре СМИ выделяют: - правительственные; - оппозиционные; - независимые.

Монополия СМИ со стороны государства запрещена.

Функции СМИ:-информирование; - образование; - социализация; - научно-культурное просветительство; - контроль над социальной сферой; - корреляция общественных отношений;

- распространение господствующих в обществе приоритетов и ценностей; - мобилизация; -реклама;

- развлечение

Выполнение функций позволяет СМИ оказывать влияние на все сферы и институты общества и государства. По своим возможностям СМИ – орудие всемирного, повсеместного и непрерывного воздействия на человека, общество и государство. СМИ – четвёртая власть.

Современная действительность характеризуется всё более растущим проникновением СМИ в идеологическую сферу, превращаясь в важный инструмент идеологического процесса. Обладание способностью прямо обращаться к обществу, задают тон в публичных дискуссиях и спорах. Являясь важным инструментом пропаганды, оказывают воздействие на общество.

СМИ проявляет себя как инструмент для объективного и оперативного информирования граждан, так и для манипулирования общественным мнением в интересах тех или иных групп людей, как следствие идеологизация самих СМИ. Вместо содействия в решении реальных политических, социально-культурных проблем, СМИ осуществляет корректировку общественного сознания путём замалчивания этих проблем. Наряду с умолчанием, СМИ используют перестановку, подтасовку фактов, распространение лжи, подбор цитат, монтаж.

СМИ породили социальный идиотизм.

Сегодня СМИ рекламируют не высоко нравственные ценности, духовное богатство, а массовый культ и псевдоценности. В РБ стоит задача в создании нормативно-правовой базы деятельности СМИ в сфере информации.

Вопрос о месте, структуре, статусе и функции СМИ остаётся открытым; вопрос о власти, контроле СМИ, об экономической самостоятельности, свободе слова, повышении профессиональной деятельности СМИ.

28. Институализация идеологии БГ в отдельных трудовых коллективах, профсо-в, политических партий и других общ объед

2008 г в Б насчит. 5 парт 4-х типов: партии левого толка(ПКБ, КПБ)(ориент на социальн путь разв, постр бесклассов общ-ва, утв соц справедл-ти, за рег роль гос в ък, КПБ за през, ПКБнет), парт левого центра(аграрн и либ-демокр направл-ть - дем гражд общ-во, правое гос-во, рын эк со всеми ф собств), парт прав центра(бел соц дем грамада, бел соц дем парт,Нар грамада,бел христ демокр союз ),правые партии(БНФ,объедин гражд партия, бел крест парти). На 1 янв 2006г в РБ было зарегестр 41 профсоюз, 2247 обществ объединений(239 межнар, 724 республ, 1284 местных). А так же 16 союзов общ объедин.В числе общ др объд:500спортивных примерно, благотв 360,околоЗОО просветительск хар-ра, молод 160. Ветер 140, научно-техн 112, творч 42, жен 38, нац-культ около 100,. Наиб массов профессиональн движение(более 4 млн членов).


2.Современное понимание и категории идеологии

В современном мире идеология отличается от религии и философии. Понятие "идеология" является

более узким, так как идеология фиксирует только социальные действия. Идеология самым тесным образом связана с политикой. В Новое время идеология выступает детерминантой политики. Идеологи; - это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей. Исходным пунктом

идеологии является идея. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирования их поведения путем воздействия на сознание.

Политическая идеология призывает защищать эти интересы с помощью политической власти..

Выделение различных типов идеологий может быть осуществлено по нескольким критериям:

— в зависимости от степени распространения в пространственном отношении и масштабов влияния на социальные общности людей выделяют глобальные (все человеческое общество. К ним относят:
либерализм, консерватизм, социал-демократизм, национализм и другие идеологии), локальные (формируются и имеют вес в одном или нескольких сопредельных государствах, которые обладают некими схожими чертами в плане культуры, языка, религии, характера и менталитета их народов (примером может служить исламский фундаментализм) и частичные (вплетены в идеологическую картину отдельного государства и в своем содержании, формах проявления, выражают интересы и ценностные ориентации отдельных социальных групп и общностей (к примеру, партийные идеологии) идеологии; — по содержанию распространяемых теорий, принципов, взглядов, идей идеологии подразделяются на научные, религиозные, политические,

—от направленности предлагаемых идеалов, ценностных установок, целей, средств их достижения идеологии относят к революционным, контрреволюционным, реакционным, прогрессивным.

  • по отношению к социальному прогрессу выделяют модернистские (предлагают решение проблем человечества в рамках «мифа о прогрессе»); контрмодернистские (отвергают идею прогресса, к примеру, консерватизм) и смешанные (для них характерен синтез модернизма и контр модернизма, например, неоконсерватизм) идеологии;

  • по отношению к изменениям в обществе принято различать: консервативные (охранительные) идейно- политические концепции; идеологии, стремтциеся к радикальным общественным преобразованиям; идеологии, которые сочетают а себе две тенденции. на основе системного подхода выделяют: су пер идеологии или социальные философии (либерализм, консерватизм, социализм, национализм); политические доктрины, которые в свою очередь делятся на ортодоксальные (либеральная демократия, коммунистическая идеология, консерватизм) и смешанные, питающиеся от двух су пер идеологи и (социал демократизм, неоконсерватизм, национал-демократизм, христианская демократия, национал-социализм и др.); субидеологии /идеологии-чувству, в составе которых можно назвать: охранительные идеологии (связаны с чувствами самосохранения политической системы), эгалитизм и национализм масс (основан на идее сильной власти и стремлении народа к более высокому уровню жизни), реформизм среднего класса (ему свойственен конформистский подход к действительности, стремление к постепенным и мирным изменениям жизни в лучшую сторону)

10. Формирование белорусского этноса и гос-сти в 6-16 в.

Белорусская государственность была представлена феодальными княжествами: Полоцким, Туровским.

Формирование белорусского этноса шло в 7-8 веках, его основа: дриговичи, кривичи, древляне.

В середине 11-12 веко была единая древнерусская народность и одно государство киевская Русь, в 13 веке Киевская Русь распалась в результате раздробленности и внешних нашествий, в 13-16 веках существовало такое государственное образование как ВКЛ в к. 14 века древнерусская народность распалась на три: русскую, белорусскую и украинскую. ослабление белорусской народности привело к основанию самостоятельного белорусского языка, который сложился в к. 14 века.

В процессе развития ВКЛ (15-16 вв.) все больше проявляется его белорусская сущность, т.к. основную массу населения составляли белорусы, а управляли государством литовские князья, в этот период формируется самосознание белорусов, белорусского языка (государственный язык ВКЛ), письменность, социально-политические мысли, творчество, национальные обычаи, приверженность населения к православию.

Согласно Люблинской унии 1569 г. ВКЛ вошло в состав РП, которая не была заинтересована в развитии белорусов, стирались этнические особенности, это привело к борьбе белорусского народа за освобождение.


9. Социал-демократизм

социал-демократизм зародился во второй половине 19 века, цель социал-демократов -настроение социализма.

Утверждают: 1)для настроения социального общества нужны не революции, а эволюционные меры, реформы, они проводятся, чтобы заменить капитализм социализмом.2)общество в своем развитии постоянно будет идти по пути социализма, каким бы совершенным оно не становилось, социализм - непрерывный процесс вперед.3)постепенное реформирование буржуазного общества в социализме осуществляются на основе социального партнерства, социальное партнерство предусматривает наличие государственных и общественных механизмов для решения социальных конфликтов, 4)социализм базируется на многоукладности экономики, равные права на существование имеют общественная и частная собственность на средства производства, чрезмерное огосударствление собственности приводит к росту бюрократии, не стимулирует труд работника. 5)переход к социализму не осуществляется через диктатуру ни одного класса . ни одной партии. 6)в строительстве социализма принимают участие все слои общества без дискриминации и неравенства. 7)вся власть должна исходить от народа. 8)государственной формой социализма может быть только демократия (предполагает равное участие всех в принятии решений) Социал-демократы - сторонники эффективного государства, государственного регулирования политической, экономической и социальной жизни в интерес всего общества, государственное вмешательство в экономику нужно, чтобы нейтрализовать негативные последствия капитализма, такие утвердившиеся в жизни социальные ценности, как фактическое равенство граждан, социальные гарантии, роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, государственное регулирование экономики стали достижением всей мировой цивилизации.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации