Ангелова Е., Тёмкина А. Отец, участвующий в родах: гендерное партнерство или ситуативный контроль? - файл n1.doc

Ангелова Е., Тёмкина А. Отец, участвующий в родах: гендерное партнерство или ситуативный контроль?
Скачать все файлы (204 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc204kb.10.01.2014 23:47скачать

n1.doc

  1   2
Ангелова Е., Тёмкина А. Отец, участвующий в родах: гендерное партнерство ли ситуативный контроль? // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. Коллективная монография / Под ред. Здравомысловой Е., Роткирх А., Тёмкиной А. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - 524 с. С.473-507.
Евгения Ангелова, Анна Тёмкина

ОТЕЦ, УЧАСТВУЮЩИЙ В РОДАХ:

ГЕНДЕРНОЕ ПАРТНЕРСТВО ИЛИ СИТУАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ?

473 В России за последние десять лет все большее распространение получает присутствие отца при рождении ребенка. Мы называем этот феномен участием отца в родах. Отцы, ожидая рождения ребенка, посещают консультации вместе с женами или подругами, ходят на курсы по подготовке к родам, принимают решение о выборе роддома, присутствуют на родах, активно участвуют в уходе за новорожденным, — т. е. все более вовлекаются в те практики, которые ранее считались исключительно или преимущественно женскими. В настоящее время появились новые институциональные возможности, позволяющие обеспечивать более активное вовлечение отца в эти процессы.

473 В данной статье мы исходим из социально-культурной вариативности понятий «отцовство», «материнство», «родительство». Как по­казывает феминистская исследовательница Н. Ходоров, нуклеарная семья среднего класса второй половины XX в. характеризовалась асимметричной структурой родительства, при которой женщины осу­ществляют особые практики «материнства» — т. е. повседневной за­боты о детях (mothering).

473 Однако, как полагает Ходоров, при изме­нении структуры родительства отец может быть гораздо активнее включен в него (Ходоров, 2000).

473 В современных гендерных и феми­нистских исследованиях изменяются интерпретации «материнства» и «отцовства». Они более не считаются фиксированными, биологи­чески заданными ролями, поэтому анализ смещается в сторону ин­ституциональных условий и практик их осуществления (в терминах «parenting», «mothering», «fathering» — см.: Гурко, 1997; Михеева, 2001).

473 Исследователи фиксируют ослабление поляризации отцовских

474 и материнских ролей, увеличение многообразия конкретных практик родительства и постепенное формирование модели «сознательного родительства» или партнерства (Гурко, 1997, 2000).

474 К новым прак­тикам, конституирующим родительские роли, относится активное включение отца в осуществление заботы, которое начинается уже на стадии беременности и родов. Такие практики по-разному влияют на родительские роли, связанные с социально-культурным контекстом и конкретными институциональными условиями. Здесь мы рассмат­риваем процесс включения отца в роды в современной образованной российской городской среде.

474 Постсоветские гендерные роли, практики и идентичности имеют высокую степень преемственности по отношению к советскому пе­риоду, который исследователи описывают как «этакратический гендерный порядок» (Здравомыслова, Тёмкина, 2004). Этот порядок подразумевал поддержку государством роли женщины-матери и обе­спечение ее необходимыми ресурсами (декретные отпуска, пособия на ребенка, бесплатные ясли, детские сады, больницы и т. д.). Доми­нирующим гендерным контрактом был контракт «работающая мать», при котором материнство вменялось в гражданскую обязанность каждой женщине. Ответственность за воспитание детей распределя­лось между государством и семьей, а повседневная забота о детях в основном осуществлялась женщинами, в том числе старших поколе­ний (Тёмкина, Роткирх, 2002). «Только матери "имеют" детей в рос­сийском обществе. Отцы не принимаются в расчет ни социальными институтами, ни обществом в целом. Дискриминация отцов как роди­телей — типичное явление» (Zdravomyslova, 1996: 46).

474 Модель советского отцовства предполагала прежде всего выполнение им инстру­ментальной роли.

474 И хотя повседневные практики отцовства могли осуществляться и без структурной и политической поддержки, они, как правило, не предполагали постоянной заботы и эмоциональной включенности в воспитание. Считалось, что присмотр за детьми от­влекал мужчину от настоящей работы (Kukhterin, 2000).

474 Государ­ственная политика поддерживала и воспроизводила асимметричную структуру родительства, отождествляя его с материнством и отчуж­дая отцов от приватной сферы.

474 Отец, как правило, включался в воспитание ребенка по достиже­нии им возраста двух-трех лет.

474 Предшествующие стадии — беремен­ность, роды и уход за новорожденным — считались исключительно женскими практиками, в которых мужчины не принимали активного

475 участия.1

1 В традиционных культурах, в том числе в русской, роды считались исключительно женским событием — никто из посторонних, даже отец, не мог присутствовать при них. Согласно православным канонам, роды загрязняют и оскверняют женщину, ребенка, а также присутствующих при них и помещение, в которых они проходили (Levin, 1991).

475 Социолог Т. Бараулина выделяет три вида стратегии мужчин в отношении к беременности и деторождению. Во-первых, это отстра­нение и непричастность, во-вторых, это «сила последнего слова», означающая принятие окончательного решения, и, в-третьих, это аб­страктное морализирование по поводу происходящего (Бараулина, 2002: 384).

475 Во всех случаях, по мнению исследовательницы, муж­чина исключен из сферы ответственности за потенциальное материнство/родительство: он либо вообще не участвует в принятии решения, либо, когда его ставят в известность, реагирует на событие. Такие практики мужчин во многом сохраняются и в постсоветском обществе.

475 Однако происходят и значительные изменения, которые будут рассмотрены далее.

475 В данной статье сначала описываются новые институциональные возможности организации родовспомогательной деятельности, допускающие присутствие отца.

475 Затем рассматриваются проблемы недоверия к системе родовспоможения и стратегии его преодоления, одной из которых является выполнение отцом роли посредника между беременной женщиной и медицинским персоналом.

475 После этого реконструируются основные модели участия отца в родах. Эти модели различаются в зависимости от интерпретации участниками «совместных родов», от степени подготовленности будущего отца к родам и степени его вовлеченности, от способа взаимодействия супругов во время родов, от разделения их гендерных ролей и пр.

475 На основании эмпирического материала выделены модель сознательного участия (мужчина тридцати лет говорит — «я как будто сам родил») и модель ситуативного присутствия, когда мужчина оказался на ме­сте событий либо случайно, либо исключительно по инициативе жены (мужчина двадцати девяти лет говорит: «[я] просто на месте собы­тий был»).

475 Эмпирическое исследование было осуществлено Е. Ангеловой в 2005 г. в Санкт-Петербурге. В качестве метода использовалось полуструктурированное интервью.

475 Было проведено двенадцать интервью с мужчинами и женщинами в возрасте от 24 до 34 лет, которые «ро-476-жали вместе» (шесть женщин и шесть мужчин, среди них — четыре супружеские пары).

476 Большинство информантов — люди с высшим образованием.

476 Используются также два интервью с акушерками, принимавшими участие в «совместных родах» (см. Приложение 1) и анализ документов — сайтов роддомов (см. Приложение 2).

476 Рассмотрим далее новые возможности организации родов, допу­скающих присутствие отца и его подготовку к родам.
Семейные роды —

новые институциональные возможности репродуктивной медицины

476 В советский период не существовало институциональных условий, позволяющих будущим отцам принимать участие в родах и готовить­ся к ним вместе с беременными женщинами. Гинекологи и акушерки рассказывают, что на базе женских консультаций были организованы занятия по подготовке беременных женщин к родам, но они не поль­зовались спросом, а будущие отцы до 1990-х гг. в принципе не имели доступа к таким занятиям. Не существовало и документов, регламен­тирующих присутствие отцов при родах.

476 Участие «третьих лиц» было регламентировано приказом Минздрава РФ № 345 от 26.11.1997 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских ста­ционарах» (Министерство здравоохранения Российской Федера­ции, г. Москва, п. 3.10). В соответствии с ним, «присутствие мужа (близких родственников) при родах возможно при наличии условий (индивидуальные родзалы), отсутствии у посещаемого лица инфек­ционного заболевания (ОРЗ и др.), с разрешения дежурного врача с учетом состояния женщины. Родственники, присутствующие при родах, должны быть в сменной одежде, халате, бахилах, маске (в род-зале)». Приказ не регламентирует оплату присутствия мужа, однако необходимым условием является наличие индивидуального родиль­ного зала, который, как правило, является платным. Рассказывает акушерка высшей категории:

476 Вообще-то мы обязаны, на самом деле, есть некое правило пускать мужчин бесплатно на роды, если они этого хотят... 345-й приказ по роддомам. Дело в том, что для этого должен быть индивидуальный

477 родзал, но мы не всегда можем их себе позволить... Во-вторых, это способ, на самом деле, зарабатывания денег. То есть у народа в созна­нии, что если ты заплатишь деньги, то мужа пустят, и роддома этим успешно пользуются (Л.Ш., акушерка, 44 года).

477 Бесплатное присутствие отца затруднено из-за дефицита индиви­дуальных родильных залов. Поэтому пары, собирающиеся «рожать вместе», как правило, должны оплатить услуги, заключив договор с роддомом, или сделать это неофициально. Типовой договор с род­домом предполагает обеспечение индивидуальным родзалом и веде­ние родов конкретным акушером, выбранным парой заранее (для вы­бора широко используются ресурсы Интернета и социальные сети). В договоре такой тип родов имеет название «семейные роды», на ко­торых допускается присутствие любого третьего лица (мужа, род­ственника, знакомого). Договор может также включать предоставле­ние послеродовой палаты, где отец имеет возможность находиться вместе с матерью и ребенком. Цена услуг в обычном петербургском роддоме на отделении платных родов в 2005 г. составляла от двухсот до трехсот долларов. Договор может быть заключен официально, или деньги за ведение родов могут быть заплачены непосредственно аку­шерке, с которой имеется личная договоренность.

Теоретически все рожают в отдельных специальных палатах, спе­циально оборудованных. Но реально народу раза в два больше, поэтому в отдельных палатах рожают те, кто платно договорился с акушер­ками, акушерка им находит места. А те, которые бесплатно, — те, как придется [усмехается]... Те, которые платно с акушерками, аку­шерки как-то ищут пути, стараются, чтобы сразу в палату женщи­на попала (Екатерина, 24 года).

По свидетельству информантов, практика неформальных догово­ренностей является широко распространенной:

477 Мои все знакомые неофициально рожали... Я говорю [акушерке]: «Можно я Вам после родов отдам деньги?» — «Конечно, конечно, у нас полное доверие». Мол, без вопросов. Видимо, всегда так и дела­ется. И уже потом через, там, дня два мама моя принесла деньги... неофициально, но у них такая практика есть, потому что вообще,

478 по-моему, пятьдесят процентов, кого я спрашивала, пятьдесят про­центов рожали платно и многие из них вот именно так, как и я (Ека­терина, 24 года).

478 В обоих случаях — официальной и неофициальной оплаты — допускается присутствие мужей при родах.

478 Семейные роды, как правило, предполагают улучшенные условия индивидуальных родзалов. Предоставляется широкий спектр услуг и разнообразное специализированное оборудование.2

2 Например, отделение «Семейные роды» в родильном доме № 18 (http:// www.rody.sp.ru/hospital/struct/). Аналогичный сервис предоставляют и некоторые другие роддома.

478 Медперсонал (акушерки, врачи, медсестры) владеет различными методиками под­готовки и ведения родов. Семейные роды проходят в комфортабель­ных индивидуальных родильных залах. Помимо необходимого меди­цинского оборудования, в родзале имеются различные приспособле­ния, позволяющие уменьшить усталость и болевые ощущения, снять напряжение — мячи, пуфы, канаты. Женщина может выбирать поло­жение тела во время родов (при отсутствии медицинских противо­показаний). Возможно использование музыкального и визуального сопровождения родов для релаксации роженицы. В родзалах имеются гидромассажные ванны, в которых может протекать первый период родов. Разрешается фото- и видеосъемка. Предоставляется возмож­ность присутствия психолога, который помогает женщине управлять своим состоянием в период схваток и потуг.

478 В дородовый период мужчинам предлагается пройти соответству­ющую подготовку, посещая групповые занятия вместе с беременны­ми женщинами. На занятиях будущим отцам рассказывают об осо­бенностях протекания беременности, о самих родах, о послеродовом периоде, о роли отца в воспитании ребенка. Рассмотрим, как органи­зованы такие курсы на примере центра активных естественных родов «Радуга» при роддоме № 15 Санкт-Петербурга.3

3 Центр активных естественных родов «Радуга» широко известен в городе, информанты часто ссылаются на него или упоминают данный центр как нечто уникальное. Он был организован в 1997 г. акушеркой Ириной Иванькович на базе родильного дома № 15. Помощь в создании центра оказали коллеги из американского медицинского колледжа города Ныо-Рошель. Основную идею центра «Радуга» его сотрудники видят в «под­готовке семьи к родам и проведение родов в комфортной обстановке ро-479-дильного дома с теми специалистами, которые готовили семью в течение беременности». Также центр пытается показать, что «при тщательной под­готовке семьи к родам, сознательном отношении родителей к предстоя­щему событию, использовании естественных методов профилактики и индивидуальном подходе специалистов необходимость в медицинских вмешательствах сводится к минимуму». В данный момент в центре ра­ботают пять акушерок, которые ведут акушерскую историю беременности и родов каждой пары (http://raduga-birth.spb.ru/).
479 Центр «Радуга» принимает на обучение пары, ожидающие ребен­ка. Посещение курсов по подготовке к родам является необходимым условием родов в этом центре. На курсы допускаются женщины с пятнадцати до двадцати пяти недель беременности и их мужья. Аку­шерка набирает группу, занятия в которой проходят три месяца. Предполагается, что эта акушерка будет принимать роды. Именно поэтому важно за время обучения достигнуть взаимопонимания и установить доверительные отношения:

...акушерка наблюдает женщину, и если женщина выполняет ре­комендации акушерки, они друг другу нравятся, только тогда они могут говорить о родах у нас (Л.Ш., акушерка, 44 года).

Занятия проходят раз в неделю, их продолжительность — около пяти часов, стоимость составляет триста рублей (около десяти дол­ларов), независимо от того, участвует женщина одна или с мужем (или с кем-то из близких). Кроме того, супруги посещают бани, бас­сейны, арендованные этим центром, занимаются гимнастикой. В среднем, учитывая посещение курсов, бассейна, бани, пара занима­ется два-три раза в неделю. Общая цена всех услуг, включая роды, около тысячи долларов.

Будущие отцы допускаются на все занятия, однако есть темы, на которые их приглашают специально: на организационное занятие, где оговариваются требования и условия оплаты, на занятие по пред­вестникам родов, на лекцию по обезболиванию родов, где их учат массажу, использованию душа или ванны, помогающим уменьшить болевые ощущения при родах. Супруги слушают лекции по купанию и гимнастике новорожденного. Мужчин также просят прийти на за­нятие по контрацепции, а затем выполнить контрольную работу. Акушерки считают, что роды требуют планирования и организаци­онной подготовки.

479 Особо подчеркивается то, что у мужа и родствен-480-ников не должна быть разрушена повседневная жизнь, их профессио­нальная деятельность также не должна пострадать.

480 [Необходимо,] чтобы папы были готовы, что если роды слабые, чтоб они на работу шли... Вот идея есть, в частности, чтобы человек получил удовольствие, чтобы это был праздник для семьи, а не такая работа безумная, после которой все дышат, и все порушено, все планы порушены, все родственники на рогах стоят, — это абсолютно не то. То есть хочется сделать праздник. Поэтому вот у нас лекция по пред­вестникам, мы говорим, что, как реально... чтоб человек мог заплани­ровать свою жизнь... То есть эти вещи должны быть рассчитаны на мужской такой ум (Л.Ш., акушерка, 44 года).

Акушерка Л.Ш. на основании своего опыта описывает нефор­мальные практики отношения к будущему отцу со стороны медпер­сонала. Она считает, что для мужчин, участвующих в родах, нужно создавать специальные, хорошо продуманные условия, учитывающие фактор стресса, специфику мужской роли, особенности «мужской природы» и пр. Во-первых, им необходимо «найти занятие», «дать конкретное дело».

Занимать — это значит, что ему нужно придумывать дело, если он сам его не может себе придумать. Значит, если он сидит в углу и смотрит, как человек дышит, его надо послать за минеральной водой, на улицу, да, или за фотопленкой. Куда-нибудь его послать, что-нибудь ему придумать, да... Некоторые папы, например, им сказать надо, где что массировать... Можно поставить ее под душ и дать ему в руки насадку и говорить поливай ее сверху... При этом ему надо дать возможность обязательно покурить, сказать, где туалет, где он сможет поговорить по телефону, потому что у него дела, и ему звонят с работы, он должен иметь возможность жить в это время нормальной жизнью (Л.Ш., акушерка, 44 года).

480 Во-вторых, необходимо определить место мужчины в родз'але с учетом его желания:

...его нужно ставить... это уже искусство акушерки, но обычно они сами говорят, на что он готов смотреть. Если он готов смотреть на, ну там, промежности, ягодицы и так далее, то — ради бога! (Л.Ш., акушерка, 44 года).

481 В-третьих, мужчину необходимо поддерживать физически, в пер­вую очередь кормить:

Третье правило ~ кормить. Обязательно. Даже если папа на родах успел побывать полчаса... им надо обязательно дать в зубы хоть что-нибудь... И дело в том, что у них на стрессе меняется обмен веществ... и все эти разговоры, что папы падают в обморок, они никогда не упа­дут в обморок сытые, никогда!Вот тысячи человеку нас было, ни один еще не упал. Потому что им надо сахар усиленно восполнять... Это за­дача акушерки — проследить... (Л.Ш., акушерка, 44 года).

Мужчина репрезентируется медперсоналом как участник родов, по отношению к которому необходимо выстраивать специальные стратегии, «чтобы от него был толк». Ответственность за «правиль­ное поведение» отца возлагается прежде всего на акушерку. Итак, будущий отец должен быть обучен, его действия необходимо контро­лировать, ему необходимо помогать и заботиться о нем.

Необходимо отметить, что не во всех роддомах от будущих отцов требуется обязательная подготовка к родам. Часто мужчины прихо­дят непосредственно на сами роды, не пройдя специальных курсов, имея при этом оплаченный договор:

К нам приходят люди извне. Они, как правило, все, ну девяносто процентов, неподготовленные к родам. Они просто зашли в наш центр, купили полис, приехали к нам на роды и ничегошенъки не знают о том, что с ними будет происходить — что с папой, что с мамой, что с ре­бенком (И.Б., акушерка с 25-летним стажем, 46 лет).

Будучи не подготовленными к родам, такие мужья, по мнению акушерок, только создают помехи и дополнительные проблемы:

Бывают мужья совершенно не подготовленные ни к родам, ни к виду крови, ни к рождению ребенка вот в этих условиях... Есть такие, кто падают в обморок, мамы кричат... И откачиваем мы уже папу (И.Б., акушерка, 46 лет).

481 В этом случае от мужчин не требуется компетентности, по отношению к ним не выстраиваются специальные стратегии и оплата услуг является единственным условием их участия в родах.

482 Итак, в одних роддомах выстраивается целенаправленная поли­тика в отношении семейных родов, в том числе подготовка к ним отца, в других — реализуется преимущественно коммерческий инте­рес, в том числе связанный с присутствием отца при родах. В первом случае медперсонал следует стратегии создания комфортных усло­вий, повышения информированности и готовности участников. Во втором случае специальная подготовка не осуществляется, отец не является информированным и компетентным участником событий.

С чем же связан растущий спрос на участие российских отцов в родах? Это мода или насущная потребность молодых пар? Ответить на этот вопрос поможет анализ отношения клиентов к системе родо­вспоможения.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации