Картотека Народные игры - файл n1.doc

Картотека Народные игры
Скачать все файлы (81 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc81kb.28.01.2014 08:23скачать

n1.doc

ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ (К)

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом – друг против друга. По сигналу ведущего: «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те – убегают от мяча.

Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После 4-5 повторений подсчитывается общее число пойманных оленей.
Правила игры:

Игру начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается только прямое попадание, а не после отскока.

ЮРТА (Б)

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который подвешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы веселые ребята – соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок!»

На мелодию без слов дети переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головами в виде шатра (крыши). Получается юрта.
Правила игры:

По окончании музыки необходимо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первая построившая юрту.
УГАДАЙ И ДОГОНИ (Р)

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд, впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку ему на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать – кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда его окликает другой игрок.
Правила игры:

В случае, если водящий не поймет товарища, можно повторить игру с ним еще раз. Как только поймают игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.

ТИМЕРБАЙ (Т)

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга и говорит:

«Пять детей у Тимербая – дружно, весело играют!

В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались!

Хорошенечко отмылись и красиво нарядились!

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер побежали!

Друг на друга поглядели – вместе сделали вот так…»

С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Водящий выбирает лучшее движение, этот игрок становится водящим.

Правила игры:

Движения, которые уже показывали повторять нельзя. Показанные движения необходимо повторять как можно более точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

МЕДНЫЙ ПЕНЬ (Б)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни сидят на стульях.. Дети – хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию играющий – покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно ygf детей, сидящих на стульях, как - бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около ближайшей пары и спрашивает у хозяина: «Я хочу у вас спросить – можно ль мне ваш пень купить?». Хозяин пня отвечает: «Коль джигит ты удалой, медный пень тот будет твой!». После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем, друг к другу спиной и на слова «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры:

Бежать можно только после сигнала. Прибежавший первым становится хозяином.

СТОЙ, ОЛЕНЬ (К)

Играющие находятся в разных концах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится посередине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается. Когда пастух поймает пять оленей.
Правила игры:

Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные олени отходят в сторону, осаливать нужно осторожно.

МЯЧ ПО КРУГУ (Т)

Играющие садятся, образуя круг. Водящий стоит за кругом с мячом диаметром 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу, от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, у которого был пойман мяч.
Правила игры:

Передача мяча осуществляется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении мяч передается тому, кто остался вне игры.
ОХОТА НА ЛОСЯ (У)

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 метров от лосиных рогов. Их количество соответствует числу участников в команде. В руках у каждого игрока – аркан. Все стараются набросить аркан на рога – заарканить лося. Выигрывают те охотники, кто поймал больше всего лосей., т.е. большее число раз успешно набросил аркан.
Правила игры:

Начинать игру следует только после указания ведущего, поочередно в обеих командах. Прежде чем организовывать игру с детьми необходимо научиться определенному способу набрасывания аркана. Счет вести до десяти очков.

ВОДЯНОЙ (У)

Очерчивается круг – это пруд (озеро, река). Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет. А людей то много!». Водяной бегает по озеру (по кругу) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры:

Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали – они становятся помощниками водяного.
ЛИПКИЕ ПЕНЬКИ (Б)

Три - четыре игрока садятся на корточки, как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не приближаться к пенькам слишком близко. Пеньки же стараются осалить пробегающих мимо детей. Осаленные игроки сами становятся пеньками.
Правила игры:

Пеньки не должны вставать со своих мест.


ДОГОНЯЛКИ (У)

Играющие образуют круг, один из игроков произносит считалку «Пять бород, шесть бород – седьмой дед с бородой!». Тот, кто выходит, начинает догонять остальных игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись убегающего рукой. Ведущий говорит слово «тябык». Пойманный выходит их игры.
Правила игры:

Когда осалены 3-4 игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

СЕРЫЙ ВОЛК (Т)

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки. Серый волк прячется за чертой в одном конце площадки – в кустах, в густой траве. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30 метров. По сигналу все идут в лес собирать грибы и ягоды. Навстречу им выходит ведущий (взрослый) и спрашивает, дети ему хором отвечают:

Вы друзья куда спешите? – В лес дремучий мы идем!

Что вы делать там хотите? – Там малины наберем!

Вам зачем малина, дети? – Мы варенье приготовим!

Если волк в лесу вас встретит? – Серый волк нас не догонит!

После переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк и хором говорят: «Соберу я ягоды и сварю варенье. Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много – всю и не собрать. А волков, медведей – вовсе не видать».

После этих слов волк быстро встает, а дети убегают за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.
Правила игры:

Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова: «не видать!». Ловить убегающих можно только до черты дома.


ХИЩНИК В МОРЕ (Ч)

В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные – рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра. На одном конце ее делают петлю и надевают ее на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям – рыбкам нужно через нее перепрыгивать.
Правила игры:

Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника. Начинает бег только по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

ЛОВИШКИ (Т)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого поймает ловишка – становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, а затем втроем, вчетвером и т.д. они ловят убегающих, пока не поймают всех.
Правила игры:

Пойманным считается тот, кого водящий (или его помощники) коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, не расцепляя рук.

ЛУНА ИЛИ СОЛНЦЕ (Ч)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто – солнце. К ним по очереди подходят остальные игроки. До этого стоящие в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в две колонны – игроки за своим капитаном, обхватив впереди стоящего за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело и эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры:

Проигравшей считается команда, капитан которой переступил через черту при перетягивании.

БАБУШКА МАЛАНЬЯ (Р)

В этой игре играющий должен проявить самостоятельность, творческую активность – придумать и показать остальным какое-нибудь смешное движение. При этом он, а не взрослый, становится образцом для подражания, что повышает внимание и интерес детей друг к другу. Вначале главную роль выполняет взрослый. Он предлагает детям поиграть в смешную игру – «бабушка Маланья». Взрослый становится перед детьми и просит повторять за ним текст, сопровождая его выразительными движениями:

«У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке –

Семь сыновей – все без бровей, вот с такими ушами, вот с такими глазами!

Вот с такими носами, вот с такой головой, вот с такой бородой!

Ничего не ели. Целый день сидели… Делали вот так ….»

Ведущий показывает какое-нибудь смешное движение, которое может развеселить ребят и какое легко можно повторить. Когда дети усвоят текст, взрослый предлагает любому ребенку занять место ведущего и попытаться развеселить всех других – проявив находчивость, изобретательность, организованность.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК (Р)

Игра построена на простых движениях и действиях, которые дети выполняют одновременно, получая от этого удовольствие. Общее положительно-окрашенное настроение обеспечивает естественную связь между детьми, их общность. Игра эта, в то же время, прекрасно организует. Но это не вынужденная организованность, и даже не послушание взрослому, а своеобразная завороженность общими действиями, которая возникает благодаря детской подражательности.

Ход игры:

У каждого участника свой домик – повернутые спинками вперед стулья. Называя каждого ребенка по имени, воспитатель предлагает ему выглянуть в окошко: «Какая хорошая погода, сейчас пойдем гулять!». Малыши выбегают из домиков, собираются вокруг воспитателя. Вместе они отправляются гулять, радуются хорошей погоде. Бегают. Танцуют, поют песенку про солнышко. Воспитатель говорит: «Посмотрите, туча надвигается! Сейчас будет дождик! Скорее домой!». Дети спешат в свои домики – на стульчики. Воспитатель продолжает: «Послушайте, как барабанит дождь по крыше!» (предлагает детям постучать кончиками пальцев по спинке стула, изображая шум дождя). Давайте почитаем дождику стихи: «Дождик, дождик пуще. Будет травка гуще. Дождик, дождик веселей. Огород ты наш полей.». (или «Дождик, дождик, веселей. Капай, капай, не жалей. Только нас не замочи, зря в окошко не стучи!»). Дождик прекращается и воспитатель опять зовет малышей на прогулку: «Кончился дождик! Солнышко светит! Выходите гулять!»
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ (Ч)

Сбивают или связывают накрест две тонкие палочки или щепочки. Получается вертушка – летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются ее поймать при падении еще в воздухе или схватить ее на земле.
Правила игры:

Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Каждый бросок капитана прибавляет команде одно очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будет набрано определенное количество очков.


СПУТАННЫЕ КОНИ (Т)

Играющие делятся на 3-4 команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки и стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, оббегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые игроки и т.д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила игры:

Расстояние от линии до флажков и стоек должно быть не более 20 метров. Прыгать следует правильно. Отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бегать только в указанном направлении (справа или слева).
ХЛОПУШКИ (Т)

На противоположных концах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 метров. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе. Правая - вытянута вперед, ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: «Хлоп – да – хлоп, сигнал такой, я бегу – а вы за мной!». С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу, кто быстрее добежит, тот остается в новом городе, а оставшийся становится водящим.
Правила игры:

Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

СТРЕЛОК (Б)

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 метров друг от друга. В середине, между ними, чертится круг диаметром 2 метра. Один игрок – стрелок, с мячом в руках стоит в центре круга. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в низ мячом. Тот, в кого попали, становится стрелком.
Правила игры:

В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч. Брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, это не считается попаданием.

ПАЛКА – КИДАЛКА (Б)

Чертится круг диаметром 1,5 метра. В центр кладут палку – кидалку длинной 50 сантиметров. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух убегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха он берет палку и вновь кидает ее вдаль, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже – он становится пленником. Выручить его может только игрок, назвавший его имя, и взявший палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кого первого обнаружили.
Правила игры:

Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

ПОДАРКИ (Р)

В этой игре каждый ребенок выбирает себе в подарок какой-либо предмет, а остальные дети при помощи движений и жестов стараются его изобразить.
Ход игры:

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они подарки и предлагает преподнести подарки друг другу. Один из детей выходит в центр. Остальные играющие произносят слова:

«Принесли мы всем подарки,

Кто захочет – тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет».

Воспитатель спрашивает ребенка, какой из перечисленных предметов, он хотел бы получить. В зависимости от выбранного подарка дети имитируют движения (скачут как лошадки, летают как самолеты, кружатся как волчки, танцуют как куклы).
ЛИСИЧКИ И КУРОЧКИ (Т)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Петухи (от 3 до 5 игроков) и курочки (остальные дети) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых и зернышки. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи громко кричат «Ку-ка-ре-ку!». По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка и старается запятнать кого-нибудь из игроков.
Правила игры:

Если водящему не удается запятнать кого-нибудь из игроков, то он снова водит.
ЖМУРКИ (Т)

Чертят большой круг. Вокруг него, на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки – норки по числу участников игры минус одна. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках – норках. Водящий с завязанными глазами приближается к игроку, стараясь поймать его. Тот, не выбираясь из своей норки, старается увернуться от водящего, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрок по имени. Если имя названо правильно. Остальные участники игры говорят хором «Открой глаза!» и водящим становится пойманный. Если имя игрока названо неправильно, остальные участники, не говоря ни слова, несколько раз хлопают в ладоши, давая этим понять, что водящий ошибся. Игра продолжается дальше. Игроки могут поменяться норками, передвигаясь на одной ноге.
Правила игры:

Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

СКОК – ПЕРЕСКОК (Т)

На земле чертят большой круг, диаметром 20-25 метров. Внутри него маленькие кружочки – диаметром 30-35 сантиметров – для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит «Перескок!». После этих слов игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, также прыгая на одной ноге. Тот, кто остался без места, становится водящим.
Правила игры:

Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше в него вступил.

ПРОДАЕМ ГОРШКИ (Т)

Играющие разделяются на две группы. Дети – горшки. Встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Потом он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор.

«Эй, дружок, продай горшок!» - «Покупай!»

«Сколько дать тебе рублей?» - «Три отдай»

Водящий три раза (или столько, за сколько хозяин согласился продать горшок) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг оббегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного горшка, тот и становится его хозяином. Оставшийся становится водящим.

Правила игры:

Бегать разрешается только по кругу, не перескакивая его. Бегущие нее имеют право задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении, хозяин горшка должен бежать в противоположную сторону.

В ПЕРСТНИ (Р)

Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий складывает ладони лодочкой и вкладывает их в ладони каждого из участников игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» (камушек, орех, колечко), который был зажат у него между ладонями. При этом водящий приговаривает: «Я по лавочке иду. Золот перстень хороню – в матушкин теремок. Под батюшкин замок. Вам не отгадать, не отгадать! Мне вам не сказать, не сказать!». Сидящие отвечают: «Мы давно уже гадали, перстень мы давно искали – все за крепкими замками, за дубовыми дверями.». Затем один из играющих старается отгадать у кого спрятан «перстень». Ему приговаривают: «Покатилось колечко, с красного крылечка – по овинам, по клетям, по амбарам. По сеням. Найди золотое колечко!». Если он найдет - у кого из играющих спрятан перстень, они одновременно с ним бегут в разные стороны, оббегая скамейку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он снова прячет «перстень».
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации