Демографический анализ - файл n1.docx

Демографический анализ
Скачать все файлы (91.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx92kb.27.01.2014 12:30скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5
Введение

Демографический прогноз – это научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации: численности, возрастно-половой и семейной структуры, рождаемости, смертности, миграции. Необходимость демографического прогнозирования связана с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в целом. Без предварительного демографического прогноза невозможно представить себе перспективы производства и потребления товаров и услуг, жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, пенсионной системы, решение геополитических проблем и т.д.

В связи с демографической ситуацией в России, когда с начала 90-х годов прошлого столетия наша страна вошла в фазу «открытой депопуляции», когда естественный прирост населения сменился его убылью и ежегодно снижается, проблема демографического кризиса с каждым годом становится все более актуальной и привлекает все большее внимание ученых, политиков и общественных деятелей.

Так, например, проблема снижения численности населения России и способов ее решения затрагивается в работах ученых: В. А. Борисова, В. М. Медкова, М. А. Клупта.

В данной работе представлены демографические прогнозы для России, осуществленные А. Вишневским и Е. Андреевым, а также Организацией Объединенных Наций и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. В работе представлены причины демографического кризиса в России пути его решения. А также затрагиваются меры проводимые на сегодняшний день правительством и планируемые на ближайшее десятилетие.

1. Демографический прогноз для России до 2050 г., осуществленный А. Вишневским и Е. Андреевым
Предлагаемый аналитический демографический прогноз для России до 2050 г. был составлен А. Вишневским и Е. Андреевым не для того, чтобы с возможно большей точностью предсказать, как в действительности будут меняться численность и возрастная структура населения в ближайшие 50 лет. Его задача состояла в анализе траектории этих изменений при различных более или менее вероятных сценариях демографического развития. Для реализации этой задачи были использованы 12 различных сценариев, которые разделяются на три группы.

Группа 1 - сценарии с нулевой нетто миграцией. Они позволяют оценить возможности роста численности населения и потенциальные изменения его структуры только за счет процессов естественного движения населения - рождаемости и смертности. Сценарии группы I показывают, что при любых сколько-нибудь реалистических допущениях, касающихся рождаемости и смертности, естественный прирост населения в России в предстоящие 50 лет будет отрицательным, соответственно уменьшится и его численность.

Группа II - сценарии с неизменной численностью населения на протяжении всего периода 2000-2050 годов. Эти сценарии показывают, какой должна быть ежегодная положительная нетто-миграция в Россию, чтобы нейтрализовать последствия отрицательного естественного прироста и обеспечить стабильность численности населения страны до 2050 года.

Группа III - сценарии с растущей численностью населения Они дают возможность оценить, какой должна быть ежегодная положительная нетто миграция в Россию, чтобы на протяжении ближайших 50 лет ее население ежегодно увеличивалось на 0,5%.

Во всех сценариях показатели рождаемости и смертности рассматриваются как независимые, эндогенные переменные, которые изначально задают условия демографической динамики. Поэтому выбор использованных при прогнозировании гипотез рождаемости и смертности нуждаются в обосновании. Миграция там, где она присутствует, то есть в сценариях групп II и III, представляет собой возможный экзогенный ответ на ход событий, предопределенный эндогенным демографическим развитием, и ее величина определяется как результат прогнозных расчетов.
2.2 Гипотезы изменений рождаемости
По-мнению ученых, маловероятно, что в ближайшие 50 лет во всех промышленно развитых странах произойдет поворот к росту рождаемости, и то, что Россия окажется вне общего движения наций с примерно таким же как у нее, уровнем экономического и социального развития. Скорее, можно ожидать, что до 2050 года во всех этих странах сохранится нынешний низкий уровень рождаемости, не исключено и ее дальнейшее падение. Однако, учитывая недостаточность сегодняшних знаний о механизмах, формирующих динамику рождаемости, авторы не исключают полностью и ее повышение.

В их прогнозе учитываются обе возможности: сохранение рождаемости на очень низком уровне и ее довольно значительный рост. В качестве нижней и верхней границ вероятных изменений приняты соответственно коэффициенты суммарной рождаемости (КСР), равные 1,3 и 2,0, причем в первом случае показатель остается неизменным на протяжении всего периода до 2050 года, во втором постепенно увеличивается от 1,3 в 2000 зад году до 2,0 в 2050 году. Не исключается, что принятая прогнозная "вилка" излишне оптимистична: представить себе повышение коэффициента суммарной рождаемости до 2,0 сейчас труднее, чем его падение ниже 1,3.
Таблица 1. Коэффициент суммарной рождаемости в России в I959 - 2000 гг.и прогнозные сценарии до 2050 г.

Годы

Сценарии с неизменной рождаемостью

Сценарии с растущей рождаемостью

1959

2,60

2,60

1975

1,98

1,98

2000

1,30

1,30

2025

1,30

1,50

2050

1,30

2,00


2.3 Гипотезы изменения смертности
Наше нынешнее отставание от большинства западных стран в динамике смертности объясняется главным образом избыточной по сравнению с ними преждевременной смертностью от так называемых внешних причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства и т.д.) и от болезней системы кровообращения. В 1995 году эти два класса причин были ответственны за 85% избыточной смертности в возрасте до 70 лет, в том числе внешние причины - за 46% смертности у мужчин и за 25% у женщин. Как следует из мирового опыта, успехи в борьбе со смертностью от этих причин гораздо более явно и прямо связаны с общей социально-экономической ситуацией, нежели тенденции рождаемости. Хотелось бы надеяться, что изменение этой ситуации, подготавливаемые нынешними реформами, рано или поздно приведет к перелому тенденций в российской смертности, она начнет снижаться, постепенно приближаясь к уровню, типичному для западных стран. Вполне можно допустить, что к 2050 году уровни российской и западной европейской смертности сравняются.

Как и для рождаемости, в прогнозе определены нижняя и верхняя границы вероятных изменений ожидаемой продолжительности жизни (см. табл. 20). Нижняя е0 =59,9 года для мужчин и е0=72,5 года для женщин, неизменные на протяжении всего периода прогноза; верхняя е0 =77,0 года для мужчин и е0=83,0 года для женщин в 2050 году (при постепенном приближении к этим показателям на протяжении всего периода).
Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни России в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г. (лет)

Годы

Сценарии с неизменной смертностью

Сценарии со снижающейся смертностью

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1959

63,2

71,7

63,2

71,7

1975

62,6

73,2

62,6

73,2

2000

59,9

72,5

59,9

72,5

2025

59,9

72,5

68,6

77,9

2050

59,9

75,5

77,0

83,0


Даже если в действительности динамика рождаемости и (или) смертности будет не такой, как предусматривается настоящим прогнозом, высказанные предположения очерчивают весьма широкую область более или менее вероятных прогнозных сценариев. Большинство из реально возможных вариантов развития наверняка будут находиться внутри этой области.
2.4 Изменения численности населения

В худшем (из возможных при принятых гипотезах) случае, то есть при сохранении нынешней низкой рождаемости и высокой смертности, население России в 2050 г. составит всего 86,5 млн. человек. Рост рождаемости до двух детей на одну женщину в 2050 г. при неизменной смертности повысил бы численность примерно на 8 млн. человек - до 94,5 млн., но, как уже отмечалось, такой рост представляется маловероятным.

Более реален эффект снижения смертности и к тому же он был бы существенно большим. Сейчас Россия несет огромные демографические потери из-за высокой смертности. Избыточное число смертей в России по сравнению с США, Великобританией и Францией в 80-90-е годы составляло от 30 до 46 процентов. Если бы в эти года смертность находилась на том же уровне, что и в промышленно развитых странах Запада, ежегодное число смертей в России было бы значительно меньше, чем сейчас, что существенно изменило бы текущий баланс рождений и смертей и отдалило бы появление отрицательного естественного прироста.

Соответственно и в будущем, если бы удалось избежать потерь, которых научились избегать очень многие страны, это замедлило бы и сокращение численности населения России. При неизменной рождаемости снижение смертности принесло бы дополнительно 17 млн. жителей, увеличив население России в 2050 г. до 103,3 млн. человек. Но полностью избежать сокращения численности населения невозможно даже при самой благоприятной эволюции рождаемости и смертности. В лучшем (из возможных при принятых гипотезах) случае население страны в 2050 г. составит около 112 млн. человек. Это не намного больше, чем в 1940 г.

Явная невозможность поддерживать хотя бы постоянную численность населения в России за счёт только баланса рождений и смертей заставляет обратиться к третьему главному фактору демографической динамики - к миграции.

При принятых выше допущениях по рождаемости и смертности, для поддержания неизменной численности населения на протяжении 50 лет совокупный объем миграции в Россию должен составлять от 35 млн. человек (примерно 690 тыс. в год) при наиболее благоприятной эволюции рождаемости и смертности и до 69 млн. (около 1,4 млн. в год) при их неблагоприятной динамике.

Для роста численности населения России в период 2000-2050 гг. на 0,5% в год (порядок величин, близкий к тому, который наблюдался в 70-80-е годы - 0,6-0,7%) совокупная величина нетто миграции должна находиться, при разных сценариях рождаемости и смертности, в интервале от 76 млн. до 118 млн. человек (от 1,5 млн. до 2,4 млн. человек в год).


  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации