Аппликация в младшем дошкольном возрасте - файл n1.doc

Аппликация в младшем дошкольном возрасте
Скачать все файлы (104.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc105kb.27.01.2014 10:43скачать

n1.doc

План

1. Значение аппликации для развития детей дошкольного возраста. Своеобразие и эстетическое достоинство аппликации как вида декоративно-прикладного искусства…………………………………………...



3

2. Сравнительный анализ задач обучения аппликации детей раннего и младшего дошкольного возраста. Усложнение технических приёмов, материалов. Содержание занятий по аппликации в данных возрастных группах……………………………………………………………………………


8

3. Анализ методов и приёмов обучения аппликации детей младшего дошкольного возраста, значение игровых методов и приёмов обучения в группе «Малыши» «Почемучки»……………………………………………….



11

4. Значение анализа детских работ, варианты анализа в зависимости от типа занятия……………………………………………………………………...


16

Список использованных источников…………………………………………...

19


1. Значение аппликации для развития детей дошкольного возраста. Своеобразие и эстетическое достоинство аппликации как вида декоративно-прикладного искусства

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора [1, с. 21].

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга [1, с. 22].

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно [2, с. 15].

Декоративно-прикладное искусство – вид искусства (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенно-эстетическими свойствами, но в тоже время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых древних видов искусства.

Аппликация – наиболеее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений детских садов), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен [3, с. 32].

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией [4, с. 8].

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч – две половинки разного цветам грибок – шляпка и ножка; тележка – прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда – флажки прямоугольной формы и т.д.

По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке) [2, с. 40].

Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

- вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.

Сюжеты аппликаций могут трактоваться по - разному в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают тему «Осень».

Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.

Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух - трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое - где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.

Декоративная аппликация – вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально - лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два – три элемента [5, с. 81].

В центрально - лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д.р.).

Для воспроизведения различных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.
2. Сравнительный анализ задач обучения аппликации детей раннего и младшего дошкольного возраста. Усложнение технических приёмов, материалов. Содержание занятий по аппликации в данных возрастных группах

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

  1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

  2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

  4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

  5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции [4, с. 62].

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого – подержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

  1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвет­ся, разрезается, по разному шуршит.

  2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

  3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

  4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

  5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми [4, с. 62].

Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента – ножниц.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи [4, с. 66]:

- Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

- Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

- Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

- Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

- Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

3. Анализ методов и приёмов обучения аппликации детей младшего дошкольного возраста, значение игровых методов и приёмов обучения в группе «Малыши» «Почемучки»

Младший дошкольный возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии детей и вызывают большой интерес у них.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Дети младшего дошкольного возраста, в изобразительной и конструктивной деятельности могут передать строение предмета из нескольких частей, для этого необходимо их знакомить с обозначением пространственных отношений – выше, ниже, внизу, слева и т. д. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности. С этой целью изготавливаются дидактические игры «Разрезные картинки», разные наборы мозаики: геометрической, сюжетной.

Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи [6, с.115].

Полученный детьми в младшем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Сформированные в младшем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Основные задачи младшего возраста включают обучение приемам выкладывания, вырезывания и наклеивания форм на бумагу. Когда мы говорим об обучении, то знаем что дети, не всегда проявляют интерес именно к учебному содержанию, процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений лишен для ребенка смысла, и он действует без старания и интереса, ребенку во всей его деятельности нужна мотивация [6, с. 118].

Как же сделать обучение детей аппликации интересным, а выполнение детьми изобразительных заданий осмысленным?

Подбирая и анализируя литературу по данной теме, нас заинтересовала методика обучения изобразительной деятельности Г.Г. Григорьевой. В ней наряду с другими методами, особое место в руководстве изобразительной деятельностью занимают игровые приемы [7, с. 65].

То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, З.М.Богуславской и др.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно игру можно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (Л.И.Божович).

Поэтому при обучении детей аппликации важно максимально использовать игровые приемы.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры [8, с. 42].

Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:

- во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;

- во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры [8, с. 43].

Помимо игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста можно отнести информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод [7, с. 86]. После апробирования данных методов в условиях группы был сделан вывод о том, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий.

Информационно-рецептивный метод иногда называют объяснительно-иллюстративный, педагогами он применяется для того, чтобы помочь детям воспринимать предметы и явления окружающего мира, понимать содержание музыкальных и литературных произведений и отражать их в изобразительной деятельности. Для этого организуются наблюдения, обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Репродуктивный метод применяется на самых разных этапах обучения. Для того чтобы знания стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимо организовывать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Например, когда дети только овладевали механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей, они упражнялись в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей. Им предлагается составить матрёшек, найти чайникам крышки или недостающие половинки листиков, подходящие по расцветке и величине. Позже также используется данный метод, но детям предлагается выполнить более сложные задания: составить и выложить фигуры с большим количеством деталей – выложить упрощённые одноцветные силуэтные изображения животных, птиц, окружающих предметов [7, с. 91].

Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказываются занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагается действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствует формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.

Использование исследовательского метода побуждает детей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действуют путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата. Исследовательский метод также применяется, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д. [8, с. 52]

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследуют разные цели, но в каждом из них детям отводится роль активного участника, при этом малыши незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагается. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследует цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.
4. Значение анализа детских работ, варианты анализа в зависимости от типа занятия

Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей. В ходе занятии воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но и главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы [5, с. 131]. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать композицию из двух, трёх узоров, или на основе этих же элементов придумать, свой, новый узор. К концу занятия педагог уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы для анализа следует размещать на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно расположить на доске – стенде, непросохшие рисунки и объёмные работы – на столах.

Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ. В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о её композиции, об использовании определённых приёмов. Предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, строки из стихотворений. Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей в том, что они делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребёнок был уверен: у него может получиться не хуже, чем у других. При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно выполнено задание, а подчеркнуть выразительность решения, гамму цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования и т. д.

Итак, дав детям рассмотреть все работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные его формы. Вывод их зависит от типа занятий. Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство натурой, то анализ будет сравнительный. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части [5, с. 133].

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передать разнообразные позы, движения и др.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т.д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласовано, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже следует рассмотреть отдельные, наиболее интересные работы [5, с. 134].

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

1. Дать общую оценку занятия.

2. Среди отобранных работ выделить две-три лучшие и объяснить, почему они отобраны.

3. Расставить все работы в определённой последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, в рисовании по сказке «Колобок» первая работа – дед просит бабу испечь колобок, вторая – баба замешивает колобок и т.д. Также можно выяснить, какого эпизода нет в рисунках, какая из двух-трёх работ выполнена лучше.

4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5. Рассказать о работе, указанной воспитателем.

6. Предложить найти работу, похожую на образец.

7. Сравнить работу с образцом.

8. Найти две разные работы.

9. Найти похожие работы.

10. Найти работу с ошибкой.

11. Найти работу с определённой ошибкой.

12. Найти работу, в которой проявлено творчество.

13. Найти незаконченную работу.

14. Рассказать о своей работе (самоанализ).

15. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

16. Предложить одному из детей взять в руку натуру, рассмотреть и найти работу по натуре.

17. Предложить найти натуру по работе (рисунок, лепку, аппликацию).

18. Выделить две-три самые аккуратные работы.

19. Найти самый интересный рисунок.

20. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.

21. Найти работы с самыми выразительными образами (хитрая лиса, плачущий зайчик и др.)

Это далеко не весь перечень возможных форм анализа. К каждому конкретному занятию, исходя из его программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные, использовать 2 – 3 разных вида анализа детских работ.

Список использованных источников



  1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С.В. Арапова. – СПб.: КАРО, 2004. – 247 с.

  2. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка») / О.В. Корчикова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 288 с.

  3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

  4. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 1997. – 128 с.

  5. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.

  6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 344 с.

  7. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с.

  8. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г.Якобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.






Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации