Методическое пособие - Как писать диплом - файл n1.doc

Методическое пособие - Как писать диплом
Скачать все файлы (681 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc681kb.10.01.2014 23:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
ПРЕДИСЛОВИЕ

В жизни каждого студента рано или поздно наступает пора, когда от созерцания что-то рассказывающих на лекциях преподавателей нуж­но переходить к собственной творческой активности и подводить итог - вышло ли из тебя хоть что-нибудь «дельное». Реально подтвердить эту надежду в собственных и чужих глазах можно только одним спосо­бом - защитив дипломную работу.

Завершать получение образования таким образом - традиция до­вольно старая. Но такими же старыми являются настойчивые попытки студентов при этом «наломать дров» и доказать экзаменаторам или нынешним членам государственных комиссий прямо противополож­ное их заветным желаниям. Особенно обидно бывает за выпускника, когда из-за случайной ошибки, незначительной недоработки или из-за излишнего волнения «на пустом месте» ставится под удар вся прове­денная работа, снижается оценка, падает профессиональный рейтинг. Ситуации, в которых возникают или проявляются подобные ошибки, лежат в диапазоне от драматических до комических, причем защищаю­щимся и их умудренным оппонентам одна и та же ситуация часто ви­дится в разном свете.

Данная брошюра - не столько методическое пособие и не строгие инструктивные материалы (хотя избавиться от них совсем не удалось), а лишь опирающаяся на опыт попытка помочь тем, кому скоро пред­стоит столкнуться с проблемой написания, а точнее создания диплом­ной работы. Их чтение и рецензирование, формальные и неформаль­ные консультации, некоторый опыт руководства научными исследованиями, да и собственное студенческое прошлое показывают, что типичные недоумения, проблемы и ошибки в подобных случаях каждым новым поколением выпускников воспроизводятся с упрямой закономерностью.

С надеждой на то, что кому-то прочтение этой небольшой брошю­ры позволит улучшить качество дипломной работы, и это, несомнен­но, будет замечено и по достоинству оценено членами Государствен­ной экзаменационной комиссии.

К. пс. и., доцент А. /7. Бизюк

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Давайте разберемся - о чем пойдет речь. По определению - защи­та дипломной работы является «формой итоговой государственной аттестации студента».

Во-первых, дипломная работа - это документ, подвергающийся квалификационной экспертизе, т. е. на его основании с помощью пяти­балльной количественной оценки будет приниматься качественное ре­шение - можно ли данного человека (вас) переводить из одной катего­рии (студента) в другую (специалиста, профессионала). Реально принятая к защите работа обычно удостаивается лишь оценок «отлич­но», «хорошо» и «удовлетворительно». Теоретически возможна и «не­удовлетворительная» оценка, но такие рукописи, как правило, отсеива­ются еще до защиты. Решение по дипломной работе в перспективном плане настолько серьезно, что может определить существенный этап вашей остальной жизни.

Во-вторых, проведенную работу нужно защищать, т. е. всеми дос­тупными из принятых способами отстаивать ту точку зрения (страте­гию поиска, выводы, результаты и др.), которая была выработана в ходе исследования. В качестве «нападающей стороны» прежде всего, выс­тупает рецензент, которому работа отдается для специального анализа - поиска положительных и, конечно, отрицательных ее сторон и выра­ботки рекомендаций о принципиальном допуске к защите. Найти недо­статки в работе - обязанность рецензента и если он человек добросо­вестный - он их найдет. Чем более добросовестный и опытный, тем больше ошибок и дефектов будет обнаружено. Идеальных работ вооб­ще не бывает. Другой, коллективный «нападающий» - члены Государ­ственной аттестационной комиссии (ГАК), которые будут заслушивать ваше выступление, задавать «каверзные» вопросы, ставить под сомне­ние любую вашу мысль и на основе полученных ответов и разъясне­ний делать свои выводы. В качестве первого и доброжелательного кри­тика будет выступать и руководитель диплома.

1.2. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

Самый надежный способ свести критику к минимуму, а оценку привести к максимуму - исполнить дипломную работу так, чтобы она по своему уровню приближалась к требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям. Такая задача требует времени и сил. По­этому - начинайте подготавливать дипломную работу задолго до того, как от вас это потребуется формально.

Работа над дипломным исследованием состоит из нескольких пос­ледовательных этапов:

общая ориентация в проблематике избранной дисциплины;

выбор и утверждение темы;

составление плана (структуры) работы;

изучение научной литературы и других, в том числе официаль­ных документов по теме работы;

проведение экспериментального исследования;

статистическая обработка полученных результатов;

написание и оформление текста работы;

защита дипломной работы.

Дипломная работа, как правило, первое серьезное научное иссле­дование. Поэтому при реализации плана сразу нужно приучать себя систематически работать над темой, продуктивно использовать даже самые небольшие отрезки времени. Регулярная или с небольшими пе­рерывами работа над темой психологически имеет огромное значение. Опыт научно-исследовательской деятельности показывает, что ежеднев­ное внимание к диплому, даже в течение одного-двух часов, а иногда и минут (записать возникшую мысль, просмотреть статью), может дать больший результат, чем работа по несколько суток, но с большими пере­рывами. В последнем случае неизбежно приходится возвращаться к пройденному, чтобы восстановить в памяти, что уже сделано и, что пред­полагалось сделать, а это - потери драгоценного времени.

Исключением из данного правила может являться лишь один слу­чай. Когда вы посчитали дипломную работу в целом, но вчерне выпол­ненной, она должна небольшой срок, допустим недели две-три, а еще лучше месяц «вылежаться», то есть о ней нужно забыть. А после воз­вращения к тексту прочитать его чужими глазами, что позволяет сразу увидеть смысловые и стилистические погрешности, и лишь после их исправления предлагать ее для окончательной правки научному руко­водителю.

1.2.1. Выбор темы

Начало работы над дипломом - выбор темы. Сделать это «с наско­ка» вряд ли удастся, хотя бы потому, что даже на старших курсах всегда остаются определенные недоумение и растерянность, иногда от изо­билия возможностей, а иногда от страха перед необратимыми послед-

5

ствиями выбора. Поэтому, если выбор зависит от вас - при прочих равных условиях надо выбирать то, что интересно. Если это инте­ресно вам, значит вероятнее всего окажется таковым и для других. Вас будут с любопытством читать и слушать.

Помимо этого пожелания, существуют и формальные требования к содержанию планируемой работы, важнейшими из которых являют­ся проблемность и новизна. Совершенно очевидно, что нет смысла на защите в 276-ой раз нудно и многозначительно доказывать то, что для всех присутствующих давно является прописной истиной. А это зна­чит, что формулировка самой темы должна содержать такой текст, в котором оба эти требования будут, хотя и неявно, представлены. Выра­жаясь бытовым языком, тема дипломной работы должна «интриго­вать» и вызывать желание заглянуть в основной текст.

В обязательных требованиях к дипломным работам звучат и такие формулировки, как актуальность (буквально - важность в настоящее время, отвечающая на вопрос - почему именно сегодня для разработки была принята заявленная тема) и профессиональная значимость, кото­рая может трактоваться двояко - и как ожидаемый вклад проведенного, пускай пока скромного, исследования в общую копилку избранной на­уки и как подтверждение понимания защищающимся приоритетов, су­ществующих в рамках того или иного научного направления.

Практических путей решения перечисленных задач три:

выяснить примерную тематику дипломных работ по кафедре, научная направленность которой вам наиболее близка (см. также При­ложение 1);

принять совет или рекомендации научного руководителя, кото­рого вы должны сами выбрать или который назначается вам на заседа­нии соответствующей кафедры;

в результате «мучительных» раздумий предложить свою (сфор­мулированную вами) тему.

В последнем случае, если вы уже работаете в специализирован­ном профильном учреждении и приобрели какой-то опыт, целесооб­разно использовать iy теоретическую базу и тот экспериментальный материал, с которыми Вы имеете дело как практикующий сотрудник этого учреждения. Независимо от предпосылок вашего выбора, окон­чательную формулировку темы предлагайте только после знаком­ства с проработанностью и глубиной ее изложения в уже опублико­ванной научной литературе.

Следует иметь в виду, что наличие в библиотеке значительного количества научных трудов по той или иной теме может, с одной сто­роны, свидетельствовать о ее важности и облегчить работу с соб­ственным материалом, а с другой стороны, затруднить поиск новых неисследованных или слабо изученных аспектов данной проблемы.

Гипотетически возможны следующие виды дипломных работ и соответствующих тем (здесь расположены в порядке приоритетности):

1. Исследовательская работа: самостоятельное, эксперименталь­ное исследование какого-либо конкретного явления. 6

Теоретическая работа: изучение и, главное, анализ той или иной теоретической проблемы с привлечением всей необходимой литера­туры и других материалов.

Историческая работа: углубленное историко-теоретическое изучение какого-либо научного события, процесса, документа; связи этого явления с современностью. К этой же рубрике могут быть отне­сены и работы, посвященные исследованию деятельности какого-то выдающегося ученого прошлого.

Библиографическая работа: систематизация, классификация и анализ публикаций, посвященных какой-либо проблеме и вышедших в различных, в том числе периодических изданиях в течение определен­ного срока.

Перевод с иностранного языка монографии, совокупности учеб­ного материалов или других публикаций по избранной теме с коммен­тарием дипломника.

Формулирование темы - это, прежде всего искусство, ясно мыс­лить. Но не только. Это же и первая содержательная предпосылка для выбора своеобразного вектора дальнейшего научно-исследовательс- кот поведения, основа плана студенческой жизни на месяцы и, порой, годы.

Практика показывает, что не каждое предварительное название темы в неизменном виде доживает до защиты. Следует признать, что в ре­зультате столкновения с экспериментальной реальностью, во многих случаях содержание работы и ее «вывеска» корректируются, уточня­ются и даже радикально пересматриваются. К подобным явлениям нельзя относиться негативно, напротив, это свидетельство совершен­ствования представлений студента и признак более ясного понимания им своей задачи (конечно, речь не идет о беспорядочных метаниях).

Если идея изменения темы принадлежит вам, то это обстоятель­ство: 1) должно быть веско и четко обосновано (большая четкость дос­тигается, когда аргументация и для себя и для других не только прогова­ривается, но и прописывается); 2) должно быть согласовано с руководителем дипломной работы и найти у него поддержку.

В названии темы закладывается суть работы, а не все, что вы по этому поводу можете сказать. Поэтому не превращайте ее в перечень деталей, которые хотя и кажутся вам важными, но вполне могут быть пояснены в дальнейшем тексте; не насыщайте ее причастными и дееп­ричастными оборотами. Порой приходится сталкиваться просто с ку­рьезными случаями, когда студент на защите из-за текстуальной пере­груженности не может без бумаги правильно вспомнить название своей работы. Старайтесь сформулировать название темы так, чтобы оно содержало не более семи слов (предлоги не в счет).

Тема дипломной работы, после ее обсуждения с научным руково­дителем, утверждается на заседании кафедры и оформляется распоря­жением декана факультета или приказом ректора Института.

1.2.2. Планирование

Итак-темаутверждена, руководитель выбран. Дальше начинается наведение порядка в своей голове и в своих делах. Это значит, что вам придется реализовывать два параллельных и согласованных между со­бой плана.

Во-первых: что, в какой последовательности, и в какие сроки вы реально собираетесь делать. К числу того, что должно быть обязатель­но «развешено» по времени здесь относятся:

работа с литературой и посещение с этой целью библиотек;

организация (в том числе поиск места) и проведение эксперимента;

статистическая обработка полученного материала;

теоретическое осмысление полученных результатов;

встречи для консультаций, отчетов и обсуждений полученных результатов с руководителем работы;

написание и предварительное оформление дипломной работы, включая подготовку не только ее текста, но и таблиц и графических материалов;

сроки последнего прочтения и редактирования работы руково­дителем;

окончательное оформление дипломной работы;

сроки передачи дипломной работы рецензенту;

написание доклада и оформление наглядного материала для за­щиты;

и, наконец, дата самой защиты.

Вопреки любимому развлечению студентов начинать готовиться к экзамену за час до него, в отношении дипломной работы усвойте в качестве императива (приказа) правило - все должно быть подго­товлено за две недели до назначенного срока. Это - ваша страховка.

Второй план имеет отношение к структуре самого дипломного исследования как документа. Требуемая структура не является слу­чайностью или чьей-то прихотью. Это - выработанный годами резуль­тат поиска наиболее целесообразного предъявления научных материа­лов, общепринятый и с небольшими вариациями повторяющийся во всех видах научной документации.

Каждая дипломная работа должна иметь:

титульный лист;

содержание (оглавление);

введение;

основную исследовательскую часть, которая в свою очередь, традиционно делится на литературный обзор и экспериментальный раздел с обсуждением полученных материалов;

заключение (обычно с выводами);

рекомендации (возможны, но необязательны);

список литературы;

приложение (при необходимости).

К каждому из указанных разделов предъявляются ряд требований, как по их содержанию, так и оформлению. Они будут рассмотрены ниже.

Кроме того, следует иметь в виду, что к публичной защите допус­каются лишь те дипломные работы, которые имеют следующие обяза­тельные сопроводительные документы:

отзыв научного руководителя (по сути - характеристика выпуск­ника как научного исследователя);

отзыв рецензента, который может содержать рекомендации к за­щите или даже рекомендации по конкретной оценке работы.

1.3. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

1.3.1. Оглавление

Первая ориентация в любой научной работе начинается со знаком­ства с ее оглавлением. Расположенное после титульного листа, оно сразу должно создавать у читающего впечатление о направленности исследова­ния, его логике и его ценности. Смысл рубрикации - деление и классифи­кация вашего материала на главы, параграфы, пункты, подпункты (разде­лы, подразделы) и другие структурные единицы, каждая из которых относительно самостоятельна и несет собственную смысловую нагрузку.

Необходимо учитывать несколько задач, решаемых оглавлением:

во-первых, оно облегчают читающему поиск нужной информа­ции - напротив каждого заголовка (рубрики) должен стоять номер стра­ницы, с которой начинается очередной блок текста, заключающий впол­не определенное содержание;

во-вторых, оно показывает иерархическую структуру диплом­ной работы, то есть связь и взаимозависимость разделов и подразделов (видно равноправие или вхождение одного в другой) -- именно в этом отношении студентами и допускается большинство ошибок;

в-третьих, реализованное в основном тексте диплома, оно психо­логически организует и направляет восприятие исследования, застав­ляя читателя делать паузу и целостно обдумывать прочитанное преж­де, чем перейти к следующему структурному разделу.

Рубрики в оглавлении не должны быть слишком многочисленны­ми. Исходя из сложившейся традиции, оптимальным количеством глав в дипломной работе следует считать 3—5, независимо от общего объе­ма работы. Слишком большое количество глав наводит на размышле­ние о том, что, либо автор не может логично сгруппировать свой мате­риал, либо излагаемое им, не вполне соответствует теме, указанной в названии. Каждая из глав может быть представлена 2—4 параграфами, любой из которых, если в том есть необходимость, может быть еще упорядочен в 2—3 раздела (пункта), а те, в свою очередь в подразделы. Самой мелкой самостоятельной структурной единицей, имеющей соб­ственный заголовок, в дипломной работе может быть кусок текста не менее 2—3 страниц.

Плохо воспринимается и другая крайность, когда в оглавлении при­сутствуют только названия 2—3-х глав без раскрытия их внутреннего «каркаса».

Названия рубрик не должны быть длинными, то есть содержать более 7 слов (исключения возможны), и уж конечно должны пони­маться при однократном прочтении.

Парадокс оглавления заключается в том, что, будучи расположен­ным, в начале дипломной работы, оно окончательно составляется в последнюю очередь, когда все остальные ее части, не только написаны, но и оформлены. Сопоставление основного текста с задуманным ог­лавлением позволяет лишний раз уточнить не только формальную руб­рикацию, но и общую логику изложения материала.

1.3.2. Введение

Первый вопрос, который задается при подготовке дипломной ра­боты - «а что писать во введении?».

Несмотря на свой скромный объем по числу страниц, введение - принципиально важная часть исследования. По существу это его лицо, заявка, по которой будут судить о всей дальнейшей работе, планка, которую выставляет для себя студент и преодоление кото­рой станет предметом оценки на самой защите. Высота этой планки выбирается индивидуально, но уж что точно - она не должна быть низкой. Выражаясь психологическим языком, введение - это тест на уровень притязаний.

Формально введение должно состоять из следующих смысловых элементов:

обоснование выбранной темы (его актуальность);

краткая характеристика состояния проблемы, степени ее изучен­ности и решенности;

выдвигаемая гипотеза;

характеристика объекта исследования;

характеристика предмета исследования;

цель исследования;

задачи исследования;

краткое описание используемых методик;

практическая значимость;

новизна исследования.

1.3.2,1. Актуальность

Актуальность темы исследования является одним из основных кри­териев при его экспертизе и означает, что поставленные в исследова­нии задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответ­ствующей отрасли науки, Здесь своеобразно выпячивается обнаруженное вами противоречие между настоятельной для обще­ства необходимостью теоретически осмыслить или практически спра­виться с некой социально значимой проблемой и отсутствием ее реше­ния в реальности, Подобная проблема выступает как осознание, кон­статация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием новых фактов, связей, законов, обна­ружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов практики, которые требуют выхода за пре­делы уже полученных знаний.

Т.о., в тексте введения, касающегося актуальности избранной вами темы с той или другой степенью внятности должны звучать следую­щие мотивы (разумеется, данный перечень не является буквальным и исчерпывающим):
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации