Рабочая программа - Культура речи - файл n1.doc

Рабочая программа - Культура речи
Скачать все файлы (122.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc123kb.27.01.2014 10:31скачать

n1.doc

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омский государственный технический университет

Кафедра дизайн и технологии медиаиндустрии


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

___________А.В.Мышлявцев

«____» ____________ 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Культура речи»
для специальности 032401 – «Реклама»
(очная форма обучения)


Омск - 2010

Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и стандартом ОмГТУ.


Программу составила: ст. преподаватель Е.В. Азарова

Обсуждена на заседании кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии»
Заведующая кафедрой ДТМ Л.М. Дмитриева

«___»_______________ 2010 г.

Начальник УМУ Е.В. Васильев

«___»_______________ 2010 г.


Год набора 2009


  1. Цели и задачи данной дисциплины.


Дисциплина «Культура речи» является специфической в силу своей синтетичности и занимает важное место в обучении студентов специальности «Реклама». Дисциплина предполагает изучение речи и ее норм как реализации общенародного языка в определенной ситуации общения. Поэтому дисциплина, наряду с изучением общих проблем языкознания, включает в себя психологические аспекты речевого воздействия и восприятия, логические основы построения речи.

Основная цель дисциплины – раскрыть основы современной теоретической концепции культуры речи, рассмотрев единство трех ее аспектов: нормативного, коммуникативного, этического. Речевая деятельность и речевая коммуникация зависит от конкретного культурного поля, в котором действует адресант речи, поэтому о культуре речи и этикетных нормах речевой коммуникации необходимо говорить с позиций культурологических, философских, мировоззренческих.

Задача дисциплины – развить коммуникативные навыки студента, в частности: умение построить грамотную речь, в соответствии с нормами литературного языка, способность видеть и исправлять речевые ошибки, умение выбирать из множества представленных в узусе вариантов те языковые средства, которые необходимы в определенной коммуникативной ситуации и др.
2. Студент, завершивший изучение данной дисциплины, должен:

- владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста;




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы в часах.




Вид занятий

Всего

(час.)

1

с

2

е

3

м

4

е

5

с

6

т

7

р

8

ы

9

10

Всего аудиторных

занятий:

34










34



















Лекции

17










17



















Практические

занятия (семинары)

17










17



















Самостоятельная

работа:

36










36



















Проработка лекций

6










6



















Домашнее занятие

30










30



















Всего по курсу

70










70



















Вид итогового

контроля (экзамен)

зачет










зачет






















  1. Содержание дисциплины по разделам:

    1. Понятие о культуре речи.

    2. Нормативный аспект культуры речи.

    3. Коммуникативный аспект культуры речи.




  1. Содержание разделов данной дисциплины по видам учебных занятий.




    1. Содержание курса лекций.

разд.

Содержание курса лекций

Часы

4.1

Лекция 1. Язык и речь.

Язык как знаковая система, функции языка, русский язык как язык русской нации, место и роль русского языка в мире, своеобразие русской языковой системы; общение, его структура и средства (вербальные, невербальные), язык как основное средство общения, речь; невербальная коммуникация; структура речевого взаимодействия, устная и письменная речь, виды речевой деятельности.

Лекция 2. Современная теоретическая концепция культуры речи.

Понятие о культуре речи, качества речи и их нарушения, нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи, культура речи как наука и учебная дисциплина в России и за рубежом, культура речи в профессиональном и повседневном общении, понятие о речевом этикете, этикетные формулы.


2


2


4.2

Лекция 3. Нормы литературного языка.

Литературный язык и нелитературные варианты языка (диалект, жаргон, просторечие), языковая норма как главный признак литературного языка, типы норм, нарушения норм, речевые ошибки, кодификация, типы словарей.

2

4.3

Лекция 4. Классификация функциональных стилей современного русского языка.

Принципы классификации функциональных стилей литературного языка, традиционная и современная классификации стилей, краткая характеристика книжной и разговорной речи; художественный стиль; виды стилистической окраски.

Лекция 5. Научный стиль литературного языка.

Сфера применения, коммуникативные функции, общестилевые черты, языковые особенности научного стиля, деление на подстили, первичные и вторичные научные жанры, краткая характеристика некоторых жанров (статья, тезисы, реферат, аннотация), правила оформления ссылок и сносок в тексте, правила библиографического описания.

Лекция 6. Официально-деловой стиль.

Сфера применения, коммуникативные функции, общестилевые черты, языковые особенности делового стиля, деление на подстили, основные типы документов, приемы унификации языка служебных документов, устные жанры делового общения.

Лекция 7. Публицистический стиль.

Сфера применения, коммуникативные функции публицистического стиля, особенности коммуникации посредством СМИ, общестилевые черты публицистических текстов, деление на подстили, языковые особенности газетного текста, выразительные средства языка, тропы и фигуры речи, основные газетные жанры.

Лекция 8. Рекламный текст в разных стилях.

Реклама в деловой речи, рекламный текст как образец публицистики.

Лекция 9. Ораторское искусство. Полемика.

Подготовка публичного выступления, оратор и аудитория, устные публичные выступления в разных сферах общественной жизни. Искусство спора, полемика, уловки в споре.

2


2


2

2


1
2




Итого

17




    1. Содержание курса практических занятий.

Практические занятия предполагают теоретическое вводное слово преподавателя, обсуждение теоретических вопросов темы студентами, выполнение практических заданий по данной теме, работу над совершенствованием навыков устной и письменной речи студентов.

разд.

Содержание курса практических занятий

Часы

4.1

Практическое занятие 1. Культура речи как наука и учебная дисциплина.

Языковая культура современной России, культура речи в обыденном и научном понимании, связь с риторикой и стилистикой, культура речи как наука, предмет и задачи культуры речи как учебной дисциплины.

Практическое занятие 2. Речевое взаимодействие.

Структура речевого взаимодействия, вербальные и невербальные средства общения, язык как основное средство общения, формы речи и виды речевой деятельности, условия успешного общения и причины коммуникативных неудач, основные направления совершенствования письма, чтения, говорения и слушания.

Практическое занятие 3. Качества речи и речевые ошибки, их нарушающие.

Качества речи, вербальный и кинетический имидж специалиста по рекламе, нарушения точности, логичности, понятности речи, правильность и искусность рекламного текста.

2

2


2


4.2

Практическое занятие 4. Основные типы норм литературного языка.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, динамичность и историческая изменчивость норм языка, основные типы языковых норм, система правил орфографии и пунктуации как нормы письменной речи, стилистическая норма; речевые ошибки, типичные ошибки рекламных текстов, кодификация, типы словарей и принципы работы с ними.

2

4.3

Практическое занятие 5. Функциональные стили литературного языка.

Принципы классификации функциональных стилей литературного языка; разговорный стиль; художественный стиль; виды стилистической окраски.

Практическое занятие 6. Научный стиль.

Особенности научного стиля, первичные и вторичные научные жанры в учебной деятельности, характеристика жанров статьи, тезисов, реферата, реферативного сообщения, конспекта, аннотации, правила оформления ссылок и сносок в тексте, правила библиографического описания.

Практическое занятие 7. Официально-деловой стиль.

Особенности делового стиля, основные типы документов, правила составления заявления, служебной, резюме, устные жанры делового общения: телефонный разговор, беседа, переговоры, реклама в деловой речи.

Практическое занятие 8. Публицистический стиль.

Особенности коммуникации посредством СМИ, черты публицистических текстов, языковые особенности газетного текста, основные газетные жанры, выразительные средства языка, тропы и фигуры речи, рекламный текст как образец публицистики.

Практическое занятие 9. Ораторское искусство.

Подготовка публичного выступления, оратор и аудитория, устные публичные выступления в разных сферах общественной жизни. Устная речь в рекламной деятельности, презентация как жанр, приемы ораторского искусства в презентационной речи.

2

2

2


2

1





Итого

17


5.3 Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение домашних заданий и проработку теоретических вопросов лекционного курса.
5.3.1. Домашние задания.

5.3.1.1. Качества речи и речевые ошибки, их нарушающие (выполнение домашней контрольной работы по обнаружению речевых ошибок и их литературному редактированию).

5.3.1.2. Нормы литературного языка (выполнение упражнений по освоению основных орфоэпических, лексических и грамматических правил русского языка).

5.3.1.3. Речевые ошибки в рекламе (творческая работа по сбору не менее 20примеров рекламных текстов с речевыми ошибками, описанию и исправлению ошибок).

5.3.1.4. Рекламная терминология (творческая работа: составление словарика заимствованных терминов-неологизмов рекламной деятельности (не менее 20) на букву фамилии студента).

5.3.1.5. Жанры научного стиля: реферат (творческая работа: написание реферата небольшого объема с целью освоения формы данного жанра по предложенной тематике).

5.3.1.6. Устная публичная речь (творческая работа: написание и произнесение перед аудиторией речи одного из предложенных типов на одну из предложенных тем – на выбор студента).
5.3.2. Самостоятельная проработка отдельных тем лекционного (теоретического) курса.

5.3.2.1. Невербальные средства общения.

5.3.2.2. Из истории русского языка: реформы русского языка, развитие письменности у славян, становление русского национального литературного языка.

5.3.2.3. Культура повседневного речевого общения специалиста по рекламе; вербальный и кинетический имидж специалиста по рекламе.

5.3.2.4. Функциональные стили русского литературного языка: особенности разговорной речи; своеобразие языка художественной литературы; язык радио; язык телевидения; устные научные жанры (дискуссия, доклад); устные жанры делового общения (переговоры, деловая беседа, деловой телефонный разговор); типы документов; организационно-распорядительная документация; жанр делового письма.

5.3.2.5. Ораторское искусство: подготовка и построение разных типов речей (презентационной, поздравительной, хвалебной, благодарственной, агитационной); приемы полемики; организация и проведение дебатов; уловки в споре; вербальные и невербальные приемы ораторского искусства.

5.3.2.6. Русский речевой этикет; эволюция русских формул речевого этикета; сопоставление русского и иностранного речевого этикета (иная нация – на выбор студента).
5.5. Контрольные вопросы по дисциплине.

5.5.1. Культура речи как наука и учебная дисциплина: цели и задачи, связь с другими науками.

      1. Культура речи как совокупность ее качеств. Условия успешного общения.

      2. Современная теоретическая концепция культуры речи как совокупность нормативного, коммуникативного и этического аспектов.

      3. Язык как знаковая система. Язык и речь. Формы речи.

      4. Функции языка как отражение его связи с мышлением носителя языка, а также с обществом, его историей и культурой.

      5. Русский язык как язык русской нации, история его формирования, его официальные статусы и роль в мировом сообществе.

      6. Формы общенародного языка. Литературный язык как нормированная и кодифицированная форма национального языка.

      7. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

      8. Типы норм. Речевые ошибки.

      9. Понятие о кодификации. Типы ортологических словарей и принципы работы с ними.

      10. Понятие о речевом этикете, условия выбора этикетной формулы, своеобразие русского речевого этикета.

      11. Речевое взаимодействие: структура, единицы и средства (вербальные и невербальные) общения.

      12. Виды речевой деятельности. Основные направления совершенствования чтения, говорения, слушания, письма (один из видов речевой деятельности по выбору студента).

      13. Виды стилистической окраски.

      14. Функциональные стили современного русского литературного языка: принципы выделение стилей, взаимодействие функциональных стилей.

      15. Научный стиль речи: общие особенности и языковое своеобразие. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы научной и учебной сфер деятельности.

      16. Основные подстили и жанры научного стиля; специфика реферата, аннотации, тезисов, сообщения и других жанров учебно-научной сферы (2 жанра на выбор студента).

      17. Официально-деловой стиль: сфера функционирования, коммуникативные задачи, особенности, подстили. Языковые формулы официальных документов.

      18. Типы документов, приемы унификации языка служебных документов. Правила оформления документации различных групп (на выбор студента – организационно-распорядительные, инструктивно-методические, частные, информационно-справочные документы).

      19. Устные жанры делового общения: композиция, специфика организации и проведения деловых бесед, переговоров, телефонного разговора, совещаний, собраний (1 жанр на выбор студента), итоговые документы.

      20. Коммуникативные задачи, сфера функционирования и общие особенности публицистического стиля.

      21. Языковые особенности публицистического текста, приемы выразительности, тропы и фигуры речи.

      22. Языковое своеобразие разных средств массовой информации: радио, телевидения, печати.

      23. Газетные жанры: информационные, аналитические, художественно-публицистические; подробная характеристика статьи, заметки, репортажа (один из жанров на выбор студента).

      24. Особенности устной публичной речи: этапы подготовки публичного выступления, оратор и аудитория, приемы ораторского искусства.

      25. Типы речей; композиционные особенности презентационной или агитационной речи (на выбор студента).

      26. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка: условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

      27. Художественный стиль в системе функциональных стилей.

      28. Рекламный текст в деловом и публицистическом стилях. Специфика языка и стиля рекламного сообщения.

      29. Искусство спора, организация споров, правила спора, уловки в споре.




  1. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ.

    1. Технические средства обучения и контроля.

Использование мультимедийного оборудования при чтении лекций (использование презентаций).


    1. Использование ЭВМ.

Возможно прохождение рубежного или текущего контроля по системе компьютерного тестирования.
7. Материальное обеспечение дисциплины.

Кафедра «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства» имеет компьютерные классы, мультимедийное оборудование.
8. Основная и дополнительная литература.


    1. Литература к лекциям.

      1. Азарова Е.В., Матвеева Е.А. Стилистика: учеб. пособ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 84 с.

      2. Азарова Е.В., Никонова М. Н. Культурология, русский язык, культура речи. Ч. 2. Русский язык: Учеб. пособие для студентов всех специальностей дистационной формы обучения. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80 с.

      3. Бернадская Ю.С. Культура речи: Учебное пособие. – Омск: ОмГТУ, 2006. – 144 с.




    1. Литература по практическим занятиям.

8.2.1. Культура речи: МУ к практ. занят. и самост. раб. студ. спец-ти «Реклама» / сост. Е.В. Азарова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 44 с.

8.2.2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка- 2-е издание, исправленное и дополненное - М., 1981.

8.2.3. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык для технических вузов- Ростов н/ Д: Феникс, 2001.

8.2.4. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000.

8.2.5. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1997.

8.2.6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – М., 2001

8.2.7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Н. Словарь трудностей русского языка. – М., 1985.

8.2.8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык для студентов – нефилологов: Учебное пособие. - 5-е издание. - М.: Флинта, Наука, 2001.
8.3. Литература по выполнению домашних заданий.


      1. Акишина А.А., Формановская И.И. Русский речевой этикет. – М., 1983.

      2. Аллан Пиз. Язык жестов. Самюэль Данкелл. Позы спящего: Nonfiction/ Деловой бестселлер/ Пер. с англ. Н.Е. Котляра, Л. Островского/ Сост. В.В. Шарпило. – Мн.: ПАРАДОКС, 1995.

      3. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. – М., 1995.

      4. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М.: Издатпельство МГУ, 1969.

      5. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М.: УРАО, 2000.

      6. Введенская Л.А., Дыбина Т.В., Щеболева И.И. Современный русский литературный язык. – Ростов н/Дону; РЩ, 1968.

      7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.

      8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

      9. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки- М., ИВЦ Маркетинг, 1993.

      10. Гермогенова Л. Эффективная реклама в России. - М., 2000

      11. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник- М., 1997.

      12. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник- 2-е издание, исправленное - М., 1988.

      13. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2000.

      14. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.. 2002

      15. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка- 2-е издание, исправленное и дополненное - М., 1981.

      16. Гордеева О.И., Калиткина Г.В. Практическая стилистика и культура речи: Учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2000.

      17. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык для технических вузов- Ростов н/ Д: Феникс, 2001.

      18. Ефимов А. И. О языке художественных произведений. - М., 1954.

      19. Зарва М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. - М., 1977.

      20. Земская Е. А. Русская разговорная речь. - М., 1979.

      21. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. -М., 1988.

      22. Каневский Е. М. Эффект рекламы. - М., 1980.

      23. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. – М.: ВШ, 1982.

      24. Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. – М.: Дело, 1998.

      25. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М.: Флинта, Наука, 1997.

      26. Лексические трудности русского языка: Слов.-справ. / Сост.: А.А. Семенюк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1999.

      27. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1997.

      28. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер?- М.: Дало, 1998.

      29. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие- 4-е издание, исправленное - М.: Высшая школа: ИФРА-М, 1998.

      30. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – М., 2001

      31. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Н. Словарь трудностей русского языка. – М., 1985.

      32. Рубанов В.Г. Риторика и основы деловой речи: Учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2000.

      33. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. проф. Максимова В.И.- М.: Гардарики, 2000.

      34. Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БРЭ, Дрофа, 1997.

      35. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык для студентов – нефилологов: Учебное пособие. - 5-е издание. - М.: Флинта, Наука, 2001.

      36. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

      37. Черемисин П.Г. К вопросам о классификации речевых ошибок. М., 1973.


8.6. Периодическая литература.

8.6.1. Русская речь: научно-популярный журнал / Академия наук РФ, Институт русского языка им. акад. В.В. Виноградова. - М.: Наука. - Выходит 6 раз в год.

8.6.2. Русский язык в школе: научно-методический журнал / Министерство образования РФ. - М.: Редакция журнала «Русский язык в школе». – Выходит 6 раз в год.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации