Беликова Е.О. Религиозная ситуация в Волгоградской области: социологический анализ - файл n1.doc

Беликова Е.О. Религиозная ситуация в Волгоградской области: социологический анализ
Скачать все файлы (148.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc149kb.27.01.2014 10:05скачать

n1.doc

  1   2

На правах рукописи



Беликова Екатерина Олеговна


Религиозная ситуация в Волгоградской области: социологический анализ

Специальность 22.00.04 –

социальная структура, социальные институты и процессы


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук
Волгоград - 2007

Работа выполнена на кафедре социологии и политологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Сгибнева Ольга Ивановна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Стризое Александр Леонидович

кандидат социологических наук

Смирнова Наталья Алексеевна
Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте РФ
Защита состоится «16» февраля 2007 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.06 по присуждению ученой степени доктора и кандидата наук при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, Волгоград, проспект Университетский 100, ауд. 2-05 В.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.
Автореферат разослан «__» января 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат политических наук, доцент С.А. Панкратов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В 90-е годы ХХ века российское общество столкнулось с противоречивой и неоднозначно развивающейся ситуацией в сфере вероисповедной политики. В этот период в России коренным образом изменилась роль религии и ее институтов, усилилось воздействие религиозных организаций на социальную жизнь населения. С одной стороны, появились тенденции возрождения веры, восстановления статуса дискриминированных религиозных организаций и групп; с другой – переплетение межэтнических противоречий с межрелигиозными, миграционные процессы, распространение новых для российского конфессионального пространства религиозных движений усложнили общественную ситуацию.

Реальностью государственной вероисповедной политики стала реализация принципа свободы совести, невмешательство государственных институтов в культовую практику. Рост численности религиозных объединений, усиление их влияния на социальную жизнь общества, укрепление авторитета религиозных лидеров, возникновение нетрадиционных для России конфессиональных структур создали принципиально новую обстановку в духовной сфере. Все эти процессы имеют и региональную специфику, которую нельзя не учитывать при выработке сбалансированной, научно обоснованной и адаптированной к условиям конкретных регионов государственной вероисповедной политики. Особое место среди регионов России занимает Волгоградская область, ставшая в последние два десятилетия пограничной, традиционно характеризующаяся этническим и религиозным многообразием.

Историческое и географическое положение области, ее потенциальные экономические возможности, относительная самостоятельность, большая территория и численность населения создают особые условия для распространения и развития деятельности религиозных организаций.

В этой связи актуальной становится проблема изучения религиозной ситуации, информация о которой на настоящий момент является недостаточной. Данные об истоках, состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации в Волгоградской области позволят выявить условия и перспективы стабилизации социально-духовной сферы, формирования толерантного сознания, что поможет предотвратить возникновение социального напряжения и межрелигиозных противоречий в таком поликонфессиональном регионе, как Волгоградская область.

Степень разработанности темы. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных направлений современной социологии, политологии, религиоведения, философии, правоведения, психологии. В различных научных направлениях имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по изучению различных аспектов религиозной сферы жизни общества, социальных функций религии, религиозной ситуации.

Изначально понятие «ситуация» было предметом дискуссий таких философов-экзистенционалистов, как О. фон Больнов, М. Хайдеггер, К. Ясперс, феноменологов Э. Гуссерля и А. Щютца. Этими учеными был внесен огромный вклад в смыслополагание понятия ситуации и понимание ее как конкретной действительности, ценностно-определенной по отношению к субъекту. Такой смысл дефиниции лег в основу появления в науке ситуативной методологии и ситуативного подхода. Приверженцы ситуативной методологии (Л. Витгенштейн, М. Дуглас, А. Койре, К. Манхейм) разрабатывали такого рода исследования как альтернативу методу рациональной реконструкции истории науки К. Поппера. Основные положения социологической интерпретации понятия «ситуация» и ее структуры представлены в работах Г. Блумера, Т. Лукмана.

Проблемы взаимоотношений государства, общества и религии, осмысление социальных функций религии нашли отражение в трудах социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона, П.А. Сорокина.

Роль религии в современном мире, проблемы динамики религиозной ситуации исследовались Р. Беллом, Г. Зиммелем, Дж.М. Йингером, Т. Парсонсом.

Психологический подход к изучению ситуации представлен в трудах отечественных ученых С.В. Ковалева, Н.Г. Михайлова, А.В. Филиппова. Сторонники этого научного направления рассматривают ситуацию как некую объективную совокупность элементов среды (событий, условий, обстоятельств), оказывающую стимулирующее, обусловливающее и корректирующее воздействие на субъект, т.е. детерминирующую его активность и, одновременно, задающую пространственно-временные границы реализации.

Большое внимание проблемам изучения религиозной ситуации, ее содержания и структуры уделено в работах зарубежных исследователей Дж. Вильсона, Ч. Глока, У. Джеймса, А. Нудельмана, Г. Оллпорта, Р. Старка. В их трудах нашли отражение вопросы типологизации религиозности, осмысление структуры религиозной ситуации, ее динамики.

В отечественной социологической, философской, религиоведческой и политологической литературе сложилась традиция рассмотрения религии как социального явления, что является необходимой методологической предпосылкой для изучения религиозной ситуации. В работах Л.А. Андреева, В.И. Гараджи, В.И. Веремчука, В.С. Глаголева, Т.А. Кудриной, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, Л.А. Нуруллаева, А.Д. Сухова, Н.А. Трофимчука, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова всесторонне рассмотрены взаимосвязь религии и общества, религии и культуры, специфика религиозного сознания. Их труды стали теоретической основой для исследования религиозной ситуации в России.

Осмыслению современной вероисповедной политики, государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в Российской Федераций, которые диссертант рассматривает в качестве важных составляющих религиозной ситуации, посвящены работы Л.А. Баширова, О.Ю. Васильевой, А.В. Залужного, Ю.П. Зуева, С.И. Иваненко, И.Я. Кантерова, В.В. Кравчук, Г.П. Лупарева, М.И. Одинцова, А.Е. Себенцова, О.Н. Федяевой, М.О. Шахова и др. Глубокое раскрытие эти вопросы получили в коллективных трудах, изданных кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в информационно-аналитическом бюллетене «Государство, религия, церковь в России и за рубежом».

Проблемам религиозности и религиозной ситуации на региональном уровне посвящены работы Г.А. Выдриной, Ю.В. Попкова, Е.А. Тюгашева (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра), И.В. Симонова, Г.С. Широкаловой, Н.Г.Ярыгина (Нижегородская область), Г. Гудим-Левковича (г. Архангельск), Ю.Ю. Синелиной (Ярославская область), О.М. Хомушки (Республика Тыва) и др.

Религиозные организации, межконфессиональные отношения, истоки и тенденции развития религиозной ситуации в Волгоградской области стали предметам изучения религиоведов, социологов, философов, историков Н.Д. Барабанова, О.Ю. Редькиной, О.И. Сгибневой, Н.Н. Станкова, И.О. Тюменцева.

Подводя итог обзору научной литературы, отметим, что при наличии определенного теоретического материала по теме исследования, с разной степенью полноты изучены отдельные стороны проблемы, тогда как в целом социологический анализ религиозной ситуации на территории Волгоградской области пока не осуществлялся. Настоящая диссертация призвана в определенной степени восполнить этот пробел.

Объектом исследования выступает религиозная ситуация в регионе (Волгоградской области).

Предмет исследования – структурные составляющие религиозной ситуации, параметры, факторы, влияющие на ее развитие.

Цель диссертационного исследования - выявить истоки, определить состояние и обосновать тенденции развития религиозной ситуации в регионе с учетом общероссийской вероисповедной политики.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- выработать теоретические и методологические подходы к изучению религиозной ситуации как части социальной ситуации;

- рассмотреть религиозную ситуацию и составляющие ее элементы для выявления наиболее важных эмпирических индикаторов, характеризующих ее состояние;

- осуществить анализ религиозной ситуации в России на основе вторичного анализа социологических исследований и выявить общероссийские тенденции ее развития;

- выявить истоки и состояние современной религиозной ситуации в Волгоградской области, механизмы и факторы ее становления и развития;

- осуществить анализ религиозной ситуации в регионе на основе проведенного социологического исследования;

- определить тенденции, характеризующие дальнейшее развитие религиозной ситуации на территории региона.

Методологические и теоретические основы исследования. В качестве методологических и теоретических основ исследования были использованы работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших проблемы вероисповедной политики (Л.А. Баширов, М.И. Одинцов, М.О. Шахов), исследовавших религиозную ситуацию (Ч. Глок, Г. Оллпорт), уровень и степень религиозности населения (В.И. Гараджа, В.И. Веремчук, Р. Лопаткин). Теоретической и методологической базой данной работы послужили структурный функционализм (Т. Парсонс), феноменология (А. Щютц), принципы историзма, системности. В диссертации использовались методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных институтов: конкретно-исторический подход, диалектический метод, а также системный анализ, синтез, опрос, статистический анализ, сравнительный анализ, анализ письменных источников, исторических и правовых документов.

Эмпирическая основа диссертации. В целях сравнения региональной религиозной ситуации с общероссийской был проведен вторичный анализ результатов исследований таких социологических центров, как ВЦИОМ, РОМИТ, Фонд «Общественное мнение», Институт социально-политических исследований РАН, Центр «Религия и общество».

Эмпирическую основу составляют материалы социологического исследования «Религиозная ситуация в Волгоградской области», проведенного в октябре - декабре 2005г. группой социологов Волгоградского государственного университета при непосредственном участии автора. Исследование включало социологический опрос, проходивший в два этапа. На первом этапе проводился массовый опрос населения от 18 лет и старше в каждом из восьми региональных округов Волгоградской области по репрезентативной выборке (N 800), во всех районах Волгограда (N=800) и г. Волжском (N=240). Максимальная статистическая погрешность 2,45%, при доверительном уровне 0,95. Второй этап - опрос экспертов, в качестве которых выступили ученые, государственные и муниципальные служащие, работники учреждений образования и культуры, журналисты, представители религиозных объединений, руководители хозяйственных структур (N=120).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозная ситуация, являющаяся обобщающей характеристикой всего комплекса религиозных проявлений на изучаемых географических объектах (страна, регион, город, и т.д.) в определенный момент времени и носителей религиозности, в их взаимосвязи с социальной целостностью (социумом, другими сферами и сторонами общественной жизни) с учетом совокупности внешних и внутренних факторов, есть часть ситуации социальной. Такое понимание религиозной ситуации позволяет выявить институциональный и массовый уровни исследуемого объекта. На институциональном уровне религиозная ситуация представляется как результат взаимодействия в основном двух социальных институтов (органы власти, управления и религиозные объединения). На массовом уровне религиозная ситуация проявляется в религиозности населения.

2. Современная религиозная ситуация в России начала складываться в конце ХХ века вследствие коренного изменения вероисповедной политики государства. В настоящее время она характеризуется относительной устойчивостью и предсказуемостью. Это стало возможным в результате того, что под пристальным вниманием общественности институты государства и религиозные организации стали более последовательно руководствоваться в своей деятельности принципами свободы совести и свободы вероисповедания.

3. Религиозная ситуация в Волгоградской области, отражая состояние и тенденции религиозной ситуации в России и развиваясь в ее рамках, в то же время имеет специфические черты, сформировавшиеся под влиянием региональных факторов (исторического, геополитического, экономического, социокультурного) и в данный момент является относительно устойчивой. В области нет условий и предпосылок для конфликтов на религиозной почве, вероисповедная политика органов власти и управления способствует стабилизации духовно-нравственной обстановки, формированию толерантного сознания, укреплению основ веротерпимости, взаимопонимания людей разных национальностей и разных вероисповеданий.

4. Большинство населения Волгоградской области относит себя к верующим, что говорит о достаточно высоком уровне религиозной самоидентификации в регионе. При этом степень религиозности является низкой, что подтверждают показатели интенсивности совершения культовых действий, их связь с проявлениями религиозности в повседневной жизни и уровень знания религиозной догматики, следование нормам религиозной этики.

5. Население Волгоградской области характеризуется достаточно высокой степенью толерантности на индивидуальном и общественном уровнях. В тоже время степень ее неоднородна и зависит от конкретного района проживания. Миграционные потоки последних двух десятилетий не внесли существенных изменений в повседневную жизнедеятельность людей, не привели к религиозным конфликтам. Ряд возникающих противоречий имеют либо социальную, либо политическую основу;

6. Большинство жителей Волгоградской области православие воспринимают как неотъемлемую часть культуры родной страны; православные традиции вошли в повседневную социокультурную жизнь многих семей. В то же время другие религии не отвергаются, существует интерес к ним.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- дана интерпретация понятия «религиозная ситуация» через специфику взаимодействия ее структурных компонентов: религиозности населения, межконфессиональных отношений, взаимоотношений органов власти, управления и религиозных организаций;

- эксплицированы общие и специфические черты религиозной ситуации в конкретном регионе в условиях становления новой государственной вероисповедной политики, базирующейся на принципе свободы совести;

- проанализированы данные о развитии религиозной ситуации на территории региона в ее ретроспективе, непосредственно связанной с историей области;

- впервые проведено комплексное социологическое исследование и проанализированы данные, характеризующие состояние религиозной ситуации на территории Волгоградской области;

- определены исторические, географические, политические, социальные и экономические региональные факторы, влияющие на уровень, степень, характер и динамику религиозности жителей области;

- сформулированы конкретные предложения для государственных структур по оптимизации вероисповедной политики в регионе, подготовке специалистов органов власти, координирующих взаимодействие с религиозными организациями, созданию законодательной базы, касающейся деятельности различных конфессий.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения религиозной ситуации, деятельности религиозных организаций, государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Теоретические и эмпирические данные, представленные в диссертации, могут использоваться при выработке вероисповедной политики в регионах, совершенствовании работы по формированию в обществе обстановки толерантности; полученные результаты исследования могут служить основой для разработки курсов и программ по социологии, социологии религии, религиоведению, политологии. Материалы и выводы диссертации использовались автором при преподавании дисциплин в Волгоградском государственном университете.

Апробация работы. Основные положения проведенного исследования были представлены в виде докладов и научных сообщений диссертанта на Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (МГУ, г. Москва, 2004 г.); международной научно-практической конференции «Общественные отношения и права человека на Юге России: история, современность и перспективы» (Волгоград, май 2006 г.); III Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, апрель 2004 г.); всероссийской научной конференции «Российские регионы в условиях трансформации современного общества» (Волгоград, 2006 г.); областных Краеведческих чтениях (Волгоград, 2002-2005 г.); межвузовских конференциях студентов и молодых ученых Волгоградской области (2003-2004 гг.); ежегодной научной сессии ВолГУ (2003-2005 гг.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии и политологии Волгоградского государственного университета.

Основные результаты исследования изложены в 12 работах, общий объем которых составил 1,9 п.л..

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (в каждой из которых по два параграфа), заключения, библиографического списка и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выявлена степень ее научной разработанности, изложены основные положения, выносимые на защиту, определена научная новизна, освещена теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

В первой главе «Теоретические и методологические подходы к изучению религиозной ситуации» систематизируются основные подходы к исследованию феномена «ситуации», выявлены принципы и особенности социологического исследования религиозной ситуации, ее структурообразующих компонентов, механизмов межинституционального взаимодействия и факторов формирования.

Первый параграф первой главы «Социологическая рефлексия феномена религиозной ситуации» посвящен анализу основных подходов к осмыслению общенаучного понятия «ситуация» и видового понятия «религиозная ситуация».

К настоящему времени в социологии сложились несколько направлений осмысления ситуации как неотъемлемой составляющей общественного развития. В зависимости от сформулированной проблемы варьируются подходы, цели, методы ее анализа.

Социально-философское обоснование категории «ситуация» введено в научный оборот немецким философом-экзистенционалистом К. Ясперсом, использовавшим его как ключевое для понимания человеческой экзистенции. Под «ситуацией» он понимал конкретную внешнюю действительность, означающую для бытия человека преимущество или вред, возможность или преграду. Экзистенциальная философия дала основу для осмысления понятия «ситуации», ее типов и видов.

Вклад в развитие социологической интерпретации понятия «ситуации» внес У. Томас. Согласно его теории социальная ситуация включает в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы; оценку ситуации действующим лицом. Ученый считал, что социологи должны анализировать социальный мир в двуедином контексте: так, как его видит исследователь через посредство объективных научных понятий, и так, как его видят сами действующие индивиды, сугубо индивидуально определяющие ситуацию деятельности, т.е. действующие согласно «субъективному смыслу», который они привносят в объективную ситуацию. Однако концепция определения ситуации не позволяет говорить об объективной ситуации деятельности, т.к. в ее основе лежит попытка понять, как субъективный смысл превращается в объективные факты.

Философ и социолог А. Щютц в своей концепции определял ситуацию как конкретную действительность не только мира в целом, но и человека в его мире. Ситуации взаимосвязаны, любая анализируемая ситуация соотносится с предшествующей, из которой она развивалась. Следовательно, повседневная жизнь представляется как смена или переход одной стадии в другую.

С позиций теории социального действия и структурного функционализма об активной роли субъекта в ситуации писал Т. Парсонс. Под ситуацией ученый полагал разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. Такое понимание «ситуации» предусматривало наличие двух основных классов объектов: несоциальные (физические объекты либо накопленные культурные ресурсы); и объекты социальные (индивидуальные акторы или группы).

На основе всего вышеизложенного соискателем формулируется общее понятие «ситуации», которую можно определить как процесс восприятия и интерпретации индивидом объектов, явлений в зависимости от системы социокультурных ценностей, в которой происходила социализация индивида.

Развернутое понимание ситуации необходимо приводит к представлению о множестве ситуаций, в которых осуществляется коммуникация. Анализ феномена «ситуация» с точки зрения различных подходов позволил выявить, что все ситуации, несмотря на отличия и особенности, входят в состав понятия «ситуация». Они обладают набором характеристик и признаков, единых для всех подвидов ситуации. Почти все ситуации непостоянны, временны, диалектичны, что не исключает повторяемости некоторых из них на одной и той же территории или совпадения по ряду параметров в различных пространственных полях.

Общие подходы к рассмотрению феномена ситуации как методологического инструментария исследования социальной реальности позволяют перейти к рассмотрению конкретного понятия «религиозной ситуации», входящего в категориальный аппарат современной социологии. Диссертантом выявляется неоднозначность интерпретации понятия «религиозная ситуация», являющейся одной из важнейших составляющих социальной ситуации. Религиозная ситуация является обобщающей характеристикой всего комплекса религиозных проявлений на изучаемых географических объектах (страна, регион, город, и т.д.) в определенный момент времени и носителей религиозности, в их взаимосвязи с социальной целостностью (социумом, другими сферами и сторонами общественной жизни) с учетом совокупности внешних и внутренних факторов. В структуре религиозной ситуации соискатель выделяет три основных компонента: религиозность населения, межконфессиональные отношения, взаимоотношения институтов власти и религии.

Религиозная ситуация складывается из внутренних факторов, которые заложены в самой структуре религиозности и внешних воздействий. Автор выделяет исторические, географические, политические, социальные и экономические региональные факторы, которые позволяют выявить особенности структуры религиозной ситуации. На основе выделенных факторов в диссертации рассматриваются типологии религиозной ситуации, ее характеристики и параметры.

Во
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации