Формирование у школьников навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях - файл n1.doc

Формирование у школьников навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях
Скачать все файлы (186.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc187kb.09.01.2014 16:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Тема: «Формирование у школьников навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях»

Содержание




Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Проблема конфликта и его разрешения в контексте психолого-педагогических исследований 5

1.1.Понятие и типология конфликтов 5

1.2.Протекание конфликта и его структура 7

1.3.Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации 11

Глава 2. Теоретический аспект социально-педагогических условий формирования у школьников навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях 17

2.1. Личностные особенности школьников, являющиеся детерминантами возникновения конфликтного поведения 17

2.2. Направления и технологии формирования конструктивного поведения в конфликте у школьников 23

Заключение 32

Список литературы 34


Введение



Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований. Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея «многосубъектности» внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности.

Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации [20, с.52].

Исследование проблем конфликтного поведения занимает особое место в работах психологов и педагогов (Г. М. Андреева, С. Выготский, О. Н. Громова, Т. В. Драгунова, Б. Т. Лихачев, О. Н. Лукашенок, Е. В. Первышева, Л. А. Петровская, Л. С. Славина, А. И. Шипилов, Н. Е. Щуркова). В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).

Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

Возникает проблема создания психолого-педагогических условий, оптимального выбора путей, способов, средств формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковой среде, что и определило выбор темы данной работы: «Формирование у школьников навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях».

Объект исследования: конфликтное поведение детей подросткового возраста

Предмет исследования: формирование навыков конструктивного поведения подростков.

Цель исследования: сформировать у школьников навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Исходя из цели, выдвигаются следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтологии.

  2. Рассмотреть понятие и типологию конфликта.

  3. Выявить особенности протекания конфликта и его структуры.

  4. Изучить стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации.

  5. Выделить личностные особенности школьников, являющиеся детерминантами возникновения конфликтного поведения

  6. Определить направления и технологии формирования конструктивного поведения в конфликте у школьников.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка литературы.

Глава 1. Проблема конфликта и его разрешения в контексте психолого-педагогических исследований

    1. Понятие и типология конфликтов


В своей работе мы будем опираться на опыт мировой и отечественной конфликтологии. Среди известных работ, касающихся предмета нашего изучения можно выделить следующие: Корнелиус Х., Фейр Ш. «Выбирать может каждый: как разрешать конфликты», Майерс Д. «Социальная психология», Скотт Дж. «Конфликты, пути их преодоления», А Анцурова «Введение в конфликтологию», В. М. Афоньковой «Конфликты в коллективе старшеклассников», Крошус Н. В. «Личность в конфликте» Кричевского Р. Л. «Психология малой группы» и многие другие работы.

Конфликт имеет много определений. Под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов: конфликт – столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания [28]. Конфликт представляет собой острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, который заключается в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Это не противоречия, а способ их разрешения (противодействие сторон).

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь ввиду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Функции конфликта делят на конструктивные (положительные) и деструктивные (отрицательные). Обычно конфликт несет в себе и то и другое, поэтому его оценивают по преобладающему началу. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач:

Можно выделить отдельные виды конфликтов это:

К признакам, на основе которых предлагаются различные типологии,

относятся:

Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

Итак, информация в конфликте представлена главным образом информационными моделями конфликтной ситуации, которые имеются у каждой из участвующих сторон, информационным обменом оппонентов и информационной средой, в которой протекает конфликт. Предупреждение конфликтов – это создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами. Разрешение конфликта предполагает конструктивное саморазрешение человеком своих конфликтов, а также умение руководителей разрешать конфликты между подчиненными.

    1.   1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации