Соснин Э.А. В чем смысл общественного объединения: от Сорокина до наших дней - файл n1.doc

Соснин Э.А. В чем смысл общественного объединения: от Сорокина до наших дней
Скачать все файлы (83 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc83kb.27.01.2014 09:36скачать

n1.doc

ЛЕКЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ

(Томск, июль 1999)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Как пользоваться "Основами социальной информатики"? ………………...

ГЛАВА 1. Происхождение информационных обществ

Лекция 1. В чем смысл общественного объединения? (От Питирима Сорокина до наших дней)……………………………………………………..

Лекция 2. Эволюция обмена: дифференциация полов……………………...

Лекция 3. Эволюция обмена: символическая революция…………………..

Лекция 4. Социализация в мире homo faber …………………………………

ГЛАВА 2. Признаки и структуры информационных обществ

Лекция 5. Социализация в человеко-машинных средах…………………….

Лекция 6. Информационная динамика организаций в обществе…………...

Лекция 7. Информационная динамика организаций в обществе (продолжение)………………………………………………………………….

ГЛАВА 3. Проблемы воспроизводства личностных стандартов в информационном обществе

Лекция 8. Сетевое общество и задачи социальной информатики………….

Лекция 9. Общественная эволюция личностных стандартов………………

Лекция 10. Воспроизводство признаков личности в современном обществе………………………………………………………………………..

Послесловие редактора курса…………………………………………………

Анкета для читателя…………………………………………………………...


3
5
13

22

31
39

50
57

66

77
86

103

105


Лекция 1. В чем смысл общественного объединения: от Сорокина до наших дней
Социология не интересуется, как таковым, крупномасштабным

массовым или групповым поведением (понимаемым как поведение

большого числа индивидов, масс или групп). Скорее её интересуют

по меньшей мере в качестве образцов или моделей устойчивые

о т н о ш е н и я между индивидами (и группами) и отношения

между этими отношениями (а также между такими отношениями

и природой и результатами подобных отношений.

(Бхаксар Р. Общества)
Что такое социальное явление? Что такое общественная жизнь? В какой момент они появляются и становятся объектами социологии?

Каноническое определение, данное крупным социологом нашего столетия Питиримом Александровичем Сорокиным в 1920 г. гласит:
"Вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух и большего числа индивидов." Следовательно "моделью социальной группы может быть только два или большее число индивидов, находящихся между собой во взаимодействии" [1, 140-141]. (1)
В свою очередь "взаимодействие людей дано там, где поведение одного индивида ... является функцией поведения другого или других людей" [1, 108].
? Проверим, как Вы это поняли. В последние десятилетия стало известно, что личность каждого человека на самом деле является множественной [2]. В каждый момент времени нами осознается и проявляется только одна личность, которая характеризуется своим словарным запасом, стилем мышления и/или способом аффектации.

Психически нормальный человек использует преимущественно одну или две свои субличности в обыденной жизни, не подозревая о существовании остальных. Однако серьезный психический срыв или техника гипноза позволяют выявить и другие глубинные субличности. Отмечается так же, что каждая из них находится в постоянном "движении" за право прорваться в сознание индивида. Если устойчивый баланс не достигается, развивается психическое заболевание, например, DSM-IIIR (multiple personality disorder) - расстройство множественной личности.

Сорокинское определение социального процесса сделано им давно. "На основании современных научных данных" ему представлялось невероятным, чтобы какой-либо психический процесс происходил без вмешательства внешних процессов. Однако наблюдения за субличностями, в той мере, в которой оно возможно, свидетельствуют, что истоки социологии можно расширить. Принимая во внимание тот факт, что взаимодействие личностей происходит не только на вещественном плане - между индивидами, но и представлено уже внутри психики каждого отдельного человека.

А теперь подумайте, стоит ли в свете новых фактов подправлять формулу (1)?
Чем обусловлена потребность людей в общении и взаимодействии (далее будем называть её потребностью в социализации)? Экскурс в биологическую историю показывает, что у социализации есть свои биологические предтечи. Например, процесс агломерации клеток в многоклеточные тела создал биологические системы с качественно новыми свойствами по отношению к достижению ими таких целей как 1) самосохранение; 2) размножение, воспроизведение; 3) адаптация (обеспечение цикла воспроизводства и в будущем, в условиях, когда параметры среды обитания меняются).

Образование биологических сообществ явилось следующим этапом, на котором члены сообщества обнаружили еще большие ресурсы по обеспечению целей 1), 2), 3). Хорошо формализует этот процесс телеологическая теория информации, азы которой мы сейчас приведем.

Наш повседневный опыт говорит, что из некоторой сложившейся ситуации S0 возможны случайные переходы к какой-либо другой ситуации Sn из класса возможных:

S0р  Sn, (2)

где p - вероятность подобных случайных переходов.

Человеческая деятельность, накладываясь на случайные сценарии развития ситуаций (2), переводит их в разряд целенаправленных действий. Их вероятность Р всегда выше (для фиксированного Sn) вероятности р. Для того, чтобы осуществить такой целенаправленный переход, нужно владеть информацией об этом, другими словами, иметь указания (информацию) к действиям.

Пусть даны R - ресурсы, сопутствующие первичной ситуации S, задана желаемая цель Z, тогда на основании информации можно строить оператор (от латинского “operatio” - действие) - схему действий, методику Qi, применение которого в условиях S приводит к результату Z с вероятностью P > p. То есть любое целенаправленное действие осуществимо только на базе информации i по схеме:

(R,S) Qi P >p  (Z,W), (3)

где W - события и вещества, сопутствующие осуществлению перехода (побочные продукты) [3].

Следует отметить, что, хотя информация i в такой трактовке остается нематериальной (эйдетической, как сказали бы философы), на ее основе построен вполне материальный оператор Qi, и не будь этой информации сборка этого механизма (неважно, гена ли, топора, или фирмы по продаже авторучек) была бы невозможна. Поэтому есть смысл говорить о процессе материализации информации в оператор.
? Найдите в своем окружении объекты, которые можно назвать операторами информации. Объясните себе, что отличает их от всех иных объектов.
? В жизни мы объясняем неизвестное известным. Есть такой анекдот. Сын спрашивает у отца: “Папа, почему горный орел так долго парит на одном месте?” “Не знаю,” - отвечает папаша, - “наверное, у него кончился бензин.” Очевидно, что для объяснения действий орла, был использован неверный посыл. Но почему это объяснение все-таки оказалось возможным? (Воспользуйтесь для анализа записью (3)).
? Возьмите в руку авторучку. Подержите немного, проверьте, есть ли в ней чернила. Теперь запишите по памяти какую-нибудь стихотворную строку. Записали? Обязательно запишите, иначе не будет эффекта “понимания”.

А теперь ответьте на вопрос, почему вы сделали это именно этой авторучкой? Почему Вы не взяли карандаш, ведь сказано было “запишите по памяти”, но не сказано было, чем записать.
? Процесс общения между людьми всегда имеет цели (явные или скрытые). Взаимодействие невозможно, если хотя бы один из участников не нуждается в построении оператора информации Qi. Чтобы его построить, он всегда обращается к источнику информации.

Пусть Вы хотите провести лето с В*. Подумайте, что означает получить его согласие? Вместе с кивком его головы Вы обязательно получите алгоритм (а то и несколько), который предписывает Вам, например, стратегию покупки билетов, стратегию выбора места для отдыха, стратегию расходования денег и пр., и пр.

Одного кивка головы достаточно, чтобы сформировалось пространство целенаправленных действий и, одновременно с этим, начался отбор информаций. Их реализация в операторы, обеспечивала бы обретенные вами цели. Развивается социальное взаимодействие, которое будет продолжаться все лето. Оно стало возможным тогда, когда кивком головы и несколькими пожеланиями были очерчены цели.

Чтобы закрепить это, подумайте над афоризмом Конфуция “Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять. Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?” [4, 23]. Что люди вкладывают в понятии “доверие”? Что является “осью” человеческих взаимоотношений?
Примечание к ?: вышеприведенные упражнения призваны дать Вам почувствовать, что все, что Вы делаете - это операции, направляемые информационными директивами.
Итак, двоякая роль информации в определении (3) состоит в том, что она:

- кодирует построение оператора перехода Qi;

- неявно фиксирует направленность к цели Z перехода, отличая случайные изменения от целенаправленного действия;

- информационный процесс и его акты всегда для чего-то нужны;

- всегда нуждаются в правилах и механизмах, правила поведения коих определяются соответствующей информацией. Подразумевая последнее, назовём совокупности таких операторов информационной системой.

Пусть двое людей читают одну и ту же газету (знакомятся с данными), но выводы, которые они сделают из прочитанного, могут быть абсолютно противоположными. Процессом считывания данных управляют разные операторы информации (внутренние установки и пристрастия читающих). Читающие неявно преследуют разные цели: один читает, чтобы отвлечься от мрачных мыслей, а другой ищет компрометирующие материалы на правительство.

Процесс создания на основании информации операторов для достижения своих целей (в вышеприведенном примере таким оператором является способ читать газету) будем называть информационным процессом, а совокупности операторов, действия которых подчинены нескольким генеральным целям, информационной системой (ИС).
? Вот ряд операторов информационной системы, регламентирующей процесс работы ателье по пошиву одежды: ножницы, булавки, шаблоны закроек, ... Продолжите его, насколько сможете. Что вы скажете о роли модных журналов? Мастера закройки? Является ли Клиент ателье оператором? Какое свойство делает его непохожим на оператор?
В обычном смысле информационные системы можно подразделить на закрытые и открытые. Так, автономная система, с успехом выполняющая функции хранения и употребления информации, может быть названа закрытой, а система, механизмы которой предполагают ещё и обмен, - открытой информационной системой.

Естественно ввести так же элементарную информационную систему (ИС). Её набор исполнительных механизмов, подчиняющихся информации, таков, что расчленение или удаление любого механизма делает эту систему неспособной осуществлять отдельные информационные акты.

Вспоминая о том, что у социализации имеются формы-предшественницы, отметим очень важную типологию информационных систем, а именно то, что все существующие на сегодня информационные системы можно подразделить на логические, поведенческие и генетические. Проиллюстрируем сказанное.

Жизнь человека уникальна, так как обусловлена всеми тремя типами информационных систем, регламентирующих правила агрегации на молекулярном, организменном и социальном уровнях существования биологической материи.

Так, “разнарядки” генетической информации касаются вопросов культуры правильного питания клеток, выработки нуклеотидов и размножения молекул ДНК. На базе этих указаний в своё время развивались основы культуры многоклеточного общежития и, соответственно, закладывались механизмы поведенческой информации: от простых - химических и тактильных, до сложнейших, регулируемых развитой нервной системой. В связи с этим нельзя не отметить наличия такого сорта операторов, которые в одних случаях выступают представителями генетической, а в других - поведенческой информации. Это свойство будет далее неоднократно нами рассматриваться, являясь фундаментальным в случае перехода от одного типа информационных систем к другим.

Для социологии это означает, что законы, регламентирующие динамику сообществ, определяют операторы самых разных ИС. Это же, однако, не должно сказаться на их систематическом разделении. Несмотря на наличие общих агентов действия, цели генетической и поведенческой информации, выработка новых типов операторов разной степени сложности и актуальность их употребления создают существенные отличия между видами информации. А именно: генетическая информация породила жизнь и поддерживает её микроструктуру.

В том же случае, когда речь идёт о поведенческой информации, работа её механизмов происходит в иной плоскости, обслуживая, например, уже не столько интерактивность клеток, сколько интерактивность клеточных сообществ. Поведенческая информация тем самым выводит живое в новое пространство стратегий целенаправленной деятельности - деятельности по ориентации в окружающих условиях в уже гораздо больших масштабах, деятельности по сотрудничеству в поисках пищи и защите клеточных сообществ.

Появление вслед за генетической и поведенческой информацией логической было так же подготовлено. Поведенческие операторы по манипулированию предметами и в том числе, манипулированию самой телесностью живой системы подготовили почву для возникновения речи (как сложной колебательной процедуры, связанной с движением голосовых связок и предшествующих им клеточным операторам).

На нейрохимическом уровне возникшие механизмы поочерёдного доминирования левого и правого полушарий предопределили способность к сложному абстрагированию. И всегда решающим в эволюции информации было наличие целей: “В осуществлении действий, направленных на окончательный, завершённый акт, в процессе отбора” (т.е. при естественном сохранении операторов, максимизирущих вероятность целевых переходов (3) - прим. авт.). Далее открылась “возможность элементам памяти и элементам предварения (хотя и незначительным) развиться в психическую способность к “развёртыванию” настоящего назад, в прошлое, и вперёд, в будущее, которая у высших животных является неизменным признаком более высокого умственного развития” [5].

Таким образом, мы вновь сталкиваемся с одновременным участием одних и тех же механизмов как в поведенческой, так и в логической информационных системах. Подобного рода факты ярко свидетельствуют о закономерностях эволюции (автогенеза) информации, которая в генетической форме породила жизнь, в поведенческой обеспечила многообразие поведения высших животных и в логической значительно расширила возможности отдельного вида Homo Sapiens.

Итак, феномен общественной жизни оказывается возможным благодаря тому, что всякое взаимодействие между индивидуумами осуществляется в пространстве целенаправленных действий, а алгоритмы агрегации систем из протоэлементов являются информационными. Поэтому, как и для любой живой системы,

общество можно рассматривать как “форму существования информации и кодируемых ею структур, которая обеспечивает воспроизведение этой информации в подходящих условиях внешней среды” [6]. (4)
На рис. 1 показаны метаморфозы гриба-слизевика (Dictostelium discoideum). Когда среда обитания богата пищей, слизевик существует в виде независимых одноклеточных амеб, которые “живут и питаются независимо друг от друга и никакого целостного организма нет. Резкие изменения происходят при истощении запасов пищи.

В этом случае в среду начинают поступать управляющие сигналы: некоторые из амеб, перешедших порог голодания, начинают кричать “SOS”, периодически выделяя порции химического вещества - циклицеского адезинмонофосфата (цАМФ). Когда диффундирующий по среде “сигнал тревоги” - цАМФ - улавливается рецепторами других амеб, они разворачиваются и сдвигаются в направлении увеличения концентрации этого вещества, в свою очередь, выделяя его. На заключительной стадии описанного процесса вся популяция сползается вместе. Отдельные особи соединяются друг с другом и формируют единый многоклеточный организм - плазмодий, который имеет зачатки органов движения (от авт. - эти органы образуются благодаря возможности каждой индивидуальной амебы менять свои телесные (соматические) характеристики - наращивать песнички, удлиннять оболочку и пр.) и активно ищет пищу (он перемещается быстрее, чем отдельная амеба). Найдя её, плазмодий “рассыпается” на свободные амебы, и они снова начинают индивидуальное существование” [7, 158].

Если даже в активной двигательной фазе существования пища не найдена, плазмодий дифференцируется с образованием плодового тела - стебелька, на конце которого в специальном мешочке образуются споры. После созревания плодовое тело лопается, а высвободившиеся споры разносятся ветром. Оказавшись в благоприятных условиях, дают начало новым амебам.

В терминах теории информации эволюция информационной системы деятельности гриба Dictostelium discoideum такова:

Фаза спор: спора является носителем генетической информации и имеет “в комплекте” к нему реализующее устройство. Спора - это оператор генетической информации, который предназначен для построения одноклеточных амеб (амеба- не спора, это важная тонкость). Запуск процесса построения амеб (3) возможен тогда и только тогда, когда условия внешней среды (Rk , Sk) ему отвечают (сложно-составной оператор: “фабрика” не заработает без сырья). Взаимное соответствие оператора, информации, презентующих информационную систему, а также вписанность их только в конкретные условия внешней среды (Rk , Sk) называют “принципом адекватности” [8]. Данный принцип определяет экологические ниши, в которых существует как вид (система операторов), так и воспроизводящая его информация.



Рис.1. Метаморфоза гриба-слизевика: 1 - 3 - фаза размножения, работает генетическая информация, из споры (1), попадая в питательную среду, расконсервируются (2) и превращаются в амеб (3), которые делятся, передвигаются и уничтожают запасы пищи в среде; 4 - 6 - “фаза соединения в голодной среде”, подача сигнала тревоги от голодной амебы (4), реакция амеб на сигнал тревоги (5), агломерация амеб в плазмоид (6); 7 - 8 - “морфогенетическая фаза”, миграция плазмоида в поисках пищи (7), образование плодового тела, несущего споры (8).





Раз возникнув, информация стремится повториться и размножиться, что позволяет ей сохраняться. Старые носители её гибнут, изнашиваются, и потому цикл получения новых операторов информации и её носителей должен регулярно воспроизводиться. Именно это и происходит, когда споры, превратившись в амеб, интенсивно делятся и передвигаются, превращая пищевой ресурс среды в гарантии будущего выживания информации, на основе которых они организованы;

Фаза соединения в голодной среде”: сформированная амеба может рассматриваться как устройство, в которое входят носитель информации (собственно ген) и реализующее устройство. Сюда же входят операторы информации, которые строятся на основании считанной с носителя информации. Операторы отличает то, что будучи однажды построенными, они могут далее не нуждаться в контакте с информацией, функционируя автономно.

В нашем случае это, однако, не так. И носитель, и реализующее устройство, и оператор (тело амебы) едины в пространственном исполнении, поэтому возможна коррекционная работа над последним. Например, оператор получения пищи устроен так, что каждый акт пищевого всасывания регистрируется. Пусть информационный алгоритм также предписывает ему в случае прекращения актов пищевого всасывания подать сигнал в реализующее устройство. Эта обратная связь запустит новую программу - будут построены химические операторы сигнала “SOS” (цАМФ) и операторы, направляющие вектор движения амебы в сторону, где концентрация цАМФ увеличивается.

Далее в игру вступает такое свойство информации как её полипотентность (возможность использования построенного по ее указаниям оператора в новых пространствах режимов и/или для осуществления новых целенаправленных действий) “морфогенетическая фаза”, благодаря чему становится возможной формирование и миграция плазмоида в поисках пищи. Каковы первопричины полипотентности? В нашем случае это - потенциальная способность клетки к изменению своей морфологии.

Ресурсный кризис, вызывая сбои в процессе воспроизведения генетических алгоритмов, вызывает возникновение морфологически отличающихся между собой амеб: например (здесь мы отойдем от фактов для большей наглядности), одни имеют жесткие выросты на теле, а другие оболочку, “клейкость” которой превышает обычную норму. В этой ситуации агломерации амебы как бы заключают между собой “соглашение”, - “используй то, что есть у меня, а я буду использовать то, что есть у тебя”. И да здравствует перспективное сочетание признаков!

Любая информационная система, превосходящая амеб гриба-слизевика, будет по минимуму использовать уже наработанную стратегию “социализации”. Так возникнут сложные социальные агрегаты. О механизмах, обеспечивающих неравенство признаков и тем самым предваряющих собой социализацию, пойдет речь в следующей лекции.
Литература
1. Сорокин П.А. Система социологии. T.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447с.

2. Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. - Л.: Изд. ЛГУ, 1986. -204 с.

3. Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. - Пущино, Пущинский научный центр АН СССР, 1991. - 204 с.

4. Афоризмы старого Китая. - М.:Наука. Главная ред. восточной литературы, 1991. - 79 с.

5. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы.- Л.: Наука, 1969. - 326 с.

6. Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Основа жизни-информация. // Природа. - № 12. - 1993. - С.3-10.

7. Иваницкий Г.Р. Компьютер из “бактерий”. // Наука и фантастика (Гипотезы, прогнозы): Международный ежегодник. - М.: Знание, 1992. - Вып. 25. - 272 с.

8. Корогодин В.И. Определение понятия информации и возможность его использования в биологии. // Биофизика. - 1983. - Т.28. - Вып.1. - С.71.
Всё лекции полностью опубликованы в:

Э.А. Соснин, Б.Н. Пойзнер. Основы социальной информатики: Пилотный курс лекций.  Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.  110 с.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации