Психологическое исследование социального интеллекта у студентов - файл n1.doc

Психологическое исследование социального интеллекта у студентов
Скачать все файлы (517 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc517kb.27.01.2014 09:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Министерство образования и науки Украины. Крымский факультет Запорожского национального университета.

Кафедра психологии.

Курсовая работа

по психодиагностике

«Психологическое исследование социального интеллекта у студентов»

Выполнила:

студентка 3-го курса

специальности «Психология»

Симферополь 2011г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава I. Теоретические подходы к изучению социального интеллекта и его проявлений в учебной деятельности студентов.

1. 1. Особенности учебной деятельности в высшей школе…………………….5

1. 2. Объяснительные подходы (модели) интеллекта………………………..…8

1. 3. Состояние проблемы социального интеллекта в современной науке……………………………………………………………………………….9

1. 4. Функции социального интеллекта…………………………………….…..12

Выводы по теоретической части…………………………………………….….16
Глава II. Эмпирическое исследование социального интеллекта у студентов.

2. 1. Особенности организации исследования социального интеллекта у студентов…………………………………………………………………………18

2. 2. Сравнительный анализ развития социального интеллекта у студентов с разной успеваемостью…………………………………………………….…….23

2.3. Рекомендации по развитию социального интеллекта у студентов…………………………………………………………………………38

Вывод по практической части…………..……………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………….40
Библиография…………………………………………………………………….41
Приложения…………………………………………………………………...…43
Введение.

В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современного высшего образования.

В частности, понимание процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая умственная способность - социальный интеллект, где эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей.

Происходящие в обществе перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от развития способности к активной социокультурной адаптации. Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу определяется проявлением такого свойства личности как социальный интеллект. В свою очередь социальный интеллект представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих.

Работа интеллекта позволяет человеку строить разные варианты «картины мира». Критерии уровня интеллектуального развития личности связаны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность – от этого зависят и особенности интеллектуального овладения ситуацией, и соответственно, особенности поведения в этой ситуации.

Но это не значит, что интеллект – это исключительно механизм адаптации к своему окружению. Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Объект исследования: социальный интеллект студентов.

Предмет исследования: показатели социального интеллекта у студентов третьего курса специальности «Психология» с различным уровнем успеваемости.

Цель: описать характеристики социального интеллекта у студентов.

Гипотеза. Существует связь между социальным интеллектом и успеваемостью студентов: чем выше уровень социального интеллекта, тем выше академическая успеваемость.

Задачи:

1) рассмотреть проблемы социального интеллекта, его виды в психологии, а так же закономерности социального интеллекта.

2) исследовать социальный интеллект у студентов третьего курса специальности «Психология» с различным уровнем успеваемости.

3) разработать рекомендации по развитию социального интеллекта у студентов

Методы и методики исследования проблемы данной курсовой работы: теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы; анализ опыта ученых; методика «Социальный интеллект» тест Дж. Гилфорда; методика тест-вопросник СОИНТ (Н.Ф.Калиной, А.С.Лазукина); статистическая проверка заявленной зависимости уровня академической успеваемости от уровня социального интеллекта у студентов, с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Глава I. Теоретические подходы к изучению социального интеллекта в учебной деятельности студентов.
1. 1. Особенности учебной деятельности в высшей школе.

«Студенческий возраст – это возраст расцвета физического и умственного развития человека. В этом возрасте происходит непрерывное нарастание работоспособности, динамики активной деятельности и продуктивности» [12, с. 86]. В студенческом возрасте наблюдаются развитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения, повышаются уровень наблюдательности и общая культура наблюдения. Для студенческого возраста характерны проявления максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в сложных жизненных ситуациях, иногда без достаточно глубокой оценки вероятных последствий совершенных поступков. Зачастую психологи отмечают безразличное отношение к опыту других людей, а советы, замечания и указания старших могут восприниматься как необоснованное вторжение в личную жизнь. В этом возрасте характерно стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым, однако наряду с самоуверенностью нередко возникает неуверенность в своих возможностях, что может проявиться в развязности, небрежности, негативизме и даже в агрессивности.

Процесс обучения является не только работой педагога, но и предполагает ответную деятельность студента. В этом заключается двусторонний его характер. Одной из актуальных проблем в области подготовки специалистов в рамках высших учебных заведений является формирование личности студента как субъекта учебной деятельности.

Процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учение и научение. «Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности» [10, с. 285]. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нём, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития.

Понятие обучение – достаточно сложное и многоаспектное. Оно предполагает совместную учебную деятельность учащегося (ученика, студента и др.) и учителя (преподавателя), характеризует процесс передачи знаний учений и навыков. По определению Н. В. Клюевой, «обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих» [11, с. 323]. Обучение является активным процессом, в котором взаимодействуют учитель и учащийся. Е. В. Рапацевич определяет обучение, как «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности личности по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений» [16, с. 509]. В современном понимании для процесса обучения характерны двусторонний характер, совместная деятельность педагогов и учащихся при руководящей роли педагога, специальная планомерная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся. Известный российский специалист в области педагогики Г.М. Коджаспирова добавляет к этим определениям понимание обучения, как «пробуждения и удовлетворения познавательной активности человека путём его приобщения к общим профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в собственной практике» [13, с. 95].

«Понятие учения также относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на ученика» [10, с. 285]. Здесь речь идёт о предпринимаемых личностью учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых учебных знаний. Наиболее полное определение учения дал И.И. Ильясов: «учение – это процесс усвоения конкретных видов знаний, умений и навыков в отличие от приобретения индивидом логических и творческих приёмов познавательной деятельности, а также в отличие от других изменений психических процессов и деятельности – перехода от непосредственности, непроизвольности к опосредованности и произвольности, от внешнего плана протекания процессов к внутреннему» [6].

Современные исследователи отмечают, что обучение как педагогический процесс является процессом двусторонним, и процесс обучения в вузе не является исключением. С одной стороны, в нём выступает педагог, который излагает (преподаёт) материал и управляет этим процессом. С другой стороны этого процесса выступают студенты, для которых дидактический процесс принимает характер учения, т.е. активного овладения материалом.

Таким образом, главными составляющими процесса обучения выступают преподавание и учение. В их единстве заключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения. В элементарной форме отношение «преподавание – учение» проявляется в конкретном взаимодействии педагога и студента, однако только к такому взаимодействию не сводится. Студент в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения, как субъект учебной деятельности. В этой двойственности функций проявляется активность студента как действующего субъекта.
1. 2. Объяснительные подходы (модели) интеллекта.

Существует восемь основных подходов к формированию интеллекта, для каждого из которых характерна определённая концептуальная линия в трактовке природы интеллекта:

1. Феноменологический подход: интеллект рассматривается как особая форма содержания сознания (В. Келлер; К. Дункер; М. Вертгеймер; Дж. Кемпион и др.).

2. Генетический подход: интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром (У.Р. Чарльзворт; Ж. Пиаже).

3. Социо-культурный подход: интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом ( Дж. Бруннер; Л. Леви -Брюль; А.Р. Лурия; Л.С. Выготский и др.).

4. Процессуально-деятельностный подход: интеллект как особая форма человеческой деятельности (С.Л. Рубенштейн; А.В. Брушлинский; Л.А. Венгер; К.А. Абульханова-Славская и др.).

5. Образовательный подход: интеллект как продукт целенаправленного обучения (А. Стаатс; К. Фишер; Р. Фейерштейн и др.).

6. Информационный подход: интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации (Г. Айзенк; Э. Хант; Р. Штернберг и др.).

7. Функционально-уровневый подход: интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (Б.Г. Ананьев; Е.И. Степанова; Б.М. Величковский и др.).

8. Регуляционный подход: интеллект как фактор саморегуляции психической активности (Л.Л. Терстоун и др).

1. 3. Состояние проблемы социального интеллекта в современной науке.

Социальный интеллект является относительно новым понятием в психологии. В его развитие внесли свой вклад такие зарубежные психологи, как Г. Айзенк, Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Оллпорт, М. Салливен, Р. Стернберг, Э. Торндайк, и другие. Наибольший вклад в развитие изучения социального интеллекта был сделан такими учеными как Дж. Гилфордом, впервые создавшим тест измеряющий уровень социального интеллекта и создавшим факторно-аналитическую модель интеллекта, где особое внимание уделялось социальному. Г. Айзенк так же выделял социальный интеллект от общего интеллекта, создав трехкомпонентную схему взаимовключающих видов интеллекта. Торндайк ввел понятие социального интеллекта и рассматривал его с точки зрения бихевиоризма, давая более объемное понимание данной категории. Среди отечественных ученых следует выделить Н. А. Аминова, М. И. Бобневу, Е. С. Михайлову, Ю. Н. Емельянова, Н. А. Кудрявцеву, В. Н. Куницыну, М. В.Молоканова, Л. И. Уманского, А.Л. Южанинову, Д.В. Ушакова, и другие ученые. Д.В. Ушаков в своей книге «Социальный интеллект как вид интеллекта» дал разноплановую характеристику социального интеллекта и сформировал структурно-динамическую теорию социального интеллекта. Автор Е. С. Михайлова приводит обзор всех теорий социального интеллекта, описывает методы вербальной и невербальной диагностики социального интеллекта.

Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе.

Термин "социальный интеллект" впервые использовал в психологии Э. Торндайком в 1920 году. Он понимал социальный интеллект как способность понимать людей, действовать, или поступать мудро в отношении других. Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и считал социальный интеллект, видом общего интеллекта, не определив отношения между ним и другими видами интеллекта. Основная функция социального интеллекта у него - прогнозирование поведения.

Г. Оллпорт полагал, что социальный интеллект - это «социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания».

В данном определении социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека. Однако автор связывает его более с поведенческим умением, чем с познавательной способностью.

У Дж. Гилфорда в его концепции «социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей)» [3, с 130]. К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.

Исследователями было установлено, что социальный интеллект принимает непосредственное участие в регуляции социального поведения, выступает как средство познания социальной действительности, объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей), обеспечивает интерпретацию информации, понимание и прогнозирование поступков и действий людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским). Современной наукой выявлено влияние социального интеллекта на успешность в профессиональной деятельности и на самореализацию человека в целом.
1. 4. Функции социального интеллекта.

Рассматривая интеллект как индивидуально-личностное свойство человека, мы отмечаем, что в содержании функций отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлксивно-коррекционную:

Социальный интеллект обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего.

Н.А. Мечинская (1989) отмечает, что информация может приниматься и быть положительной или наоборот отвергаться и быть отрицательной. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с проявлением умственной активности, связанной с установлением определенного темпа переработки информации.

Полученная информация находит отражение в проявлении оценочных суждений о возможности ее использования, о реальных уровнях достижения результатов. В целом включается в процесс самопознания, позволяющий человеку, понять самого себя, свою сущность. Включение в этот процесс позволяет проявить себя в качестве субъекта учебно-познавательной деятельности. В зависимости от своих интеллектуальных возможностей и сложившихся социальных условий приобретает опыт приобретения целей. Таким образом, реализация этой функции позволяет отобрать значимую информацию адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая ученика в процесс целеполагания (оценочный аспект). Однако эта функция не позволяет

определить ценностный смысл ее достижения, что происходит при реализации следующей функции.

Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, начинается процесс, при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. Н.И. Чуприкова (1995) отмечает, что «общение реализуется в способности передавать смысл содержания о чем-либо, выражать собственное состояние, отношение к сообщаемому и слушателю; наконец, проявлять намерения и целевые установки сообщения» [18]. Кроме того, мы рассматриваем коммуникацию, с одной стороны, как способ установления связи между человеком и социальной средой, с другой стороны – как процесс поиска смыслов среди ценностей жизни. Человек не просто контактирует и воспринимает информацию, но и преобразует ее, выдвигая задачи, проблемы, касающиеся социальных отношений.

По мнению Альбухановой-Славской (1991), эта «внутренняя деятельность находит свое выражение в ожидании определенного отношения, мнений, оценок со стороны конкретных людей или группы в целом» [1]. Это приводит к формированию своего имиджа, содержание которого зависит от реалистичности ума данного человека, от его способности объективно воспринимать и обобщать многочисленные и порой разнообразные оценки его персоны другими людьми, что позволяет действительно сформировать свой образ на основе предъявляемых ценностей.

Очевидна взаимосвязь познавательно-оценочной функции социального интеллекта и коммуникативно-ценностной функции. Система ценностей не может рассматриваться как результат оценочного познания. Цель приобретает смысловое значение в определении средств ее достижения при реализации коммуникативно-ценностной функции. Коммуникация позволяет получить достоверную информацию о социальной среде и осуществить обратную связь в форме ценностных представлений о ней. Ценностный компонент рассматриваемой нами функции позволяет установить отношение к окружающей действительности, что предполагает активность в определении им позиции к происходящему в социальной среде.

Рефлексия обеспечивает связь с социальной средой. Она проявляется, в осознании человеком того, как он воспринимается другими, как «деятельность самопознания внутреннего строения духовного мира, предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом». В.Д. Шадриков (1997) интеллект рассматривает как компонент духовных способностей вместе с духовностью. В связи с этим эта функция позволяет не просто оценивать окружающую действительность, но сопоставлять ее духовными компонентами человека и корректировать взаимодействие с социальной средой, определяющее внутренние изменения личности.

Коррекционный аспект функции социального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира, во взаимоотношении с социальной средой, так как социальный интеллект оказывает направляющее действие на творчество, затрагивает смысловые образовательные процессы.

Корректирующая роль социального проявляется не только в области мыслительных процессов, но опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. Социальный интеллект сдерживает прорыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется поведение личности. Кроме этого коррекция проявляется в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков. Проблема заключается в том, кого хотят видеть окружающие.

Выводы по теоретической части.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, гладкость в отношениях с людьми.

Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию, и человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.

«Социальный интеллект, понимаемый как комплекс способностей, лежащих в основе коммуникативной компетентности (компетентности в общении), обеспечивающей успешное решение задач по адекватному восприятию человека человеком, установлению и поддержанию контактов с другими людьми, воздействию на других людей, обеспечению совместной деятельности, занятию достойного положения в коллективе и обществе (социальный статус)» [15, с 3].

Высокий уровень социального интеллекта важен для овладения профессиями, типа «человек-человек» по классификации Е. А Климова. В то же время есть данные, что высокий уровень социального интеллекта иногда развивается в качестве компенсации низкого уровня развития предметного (общего) интеллекта и креативности.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации