Глобальная Я - концепция - файл n1.rtf

Глобальная Я - концепция
Скачать все файлы (195.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf196kb.28.01.2014 12:30скачать

n1.rtf

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет»

им. Н. Ф. Катанова

кафедра педагогики и психологии дошкольного возраста

Контрольная работа

Глобальная Я - концепция

Выполнил:

студентка 4 курса

ЗФО ДПП

Донец Е. О.

Проверил:

Неровных Г. М.
Абакан 2008
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………… 3

  1. Понятие личности в психологии…………………………………. 4

  2. Главные направления в зарубежных теориях личности………… …6

  3. Теория «Я-концепция»…………………………………………… 11

    1. Сущность……………………………………………………… 11

3.2Источники……………………………………………………… 12

3.3 Создание основ теории………………………………………. 12

Заключение………………………………………………………. 24

Литература………………………………………………………………. 25

Введение.
В современной науке все нагляднее просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных от­раслей, дисциплин, проблемных областей (наряду с такими тенденциями, как систематизация, иерархизация, кумулятивность и др.).

В центре научного знания находится психология — наука о чело­веке. По утверждению Ж. Пиаже «...психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирова­ния и развития». Еще четче определяет роль про­блемы человека в развитии науки Б. Г. Ананьев, по мнению которого дифференциация, углубление изу­чения человека и в то же время интеграция всех ис­следований в этой области способствуют тому, что про­блема человека становится общенаучной. Эта же тенденция глобализации проблемы человека была на­мечена и в области педагогического знания еще К. Д. Ушинским в 1868—1869 гг. в труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антро­пологии», где на основе определения иерархии наук, вносящих свой вклад в воспитание человека, отмеча­лась ведущая роль психологии.

Личность — одна из самых сложных категорий в психологии. Именно исследованиям личности посвящена теория Я – концепции.
1.Понятие личности в психологии.

Личностью в психологии, обозначается социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и обще­нии и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Это, по мнению Г. Олпорта, прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Введение в психологию понятия личности означает прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реаль­ного бытия человека в его взаимоотношениях с материальным миром. По известному определению С. Л. Рубинштейна, лич­ность понимается как «воедино связанная совокупность внутрен­них условий, через которые преломляются все внешние воздей­ствия». Другой классик отечественной психологии А. Н. Леонтьев объясняет феномен личности так: «...личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. ...Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека...». Итак, в отечественной психологии сло­жился определенный взгляд на понятие «личность».

1. Личность является субъектом социальных отношений, так как воплощает их в себе. Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуют­ся в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им дея­тельности человек не только проявляется, но и формиру­ется. Отсюда следует, что личность выступает как «едини­ца» в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений.

2. Личность неотделима от деятельности. В ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Узлы, соединяющие от­дельные деятельности, завязываются не только действием биологических или духовных сил человека, которые ле­жат в нем самом, а завязываются в той системе отноше­ний, в которые вступает субъект. Эти иерархии деятельностей или, иначе говоря, мотивы человека, образуют ядро личности.

Личность неповторима в своей индивидуальности, как нет двух людей с одинаковым сочетани­ем психологических особенностей. Личность обладает присущи­ми только ей чертами темперамента и характера, привычками, интересами, качествами познавательных процессов. Эту мысль подтверждает более поздняя и более полная трак­товка личности, которая нисколько не противоречит «общепри­нятой», где личность рассматривается только в рамках со­циальных отношений. Исследованием личности занимались ученики и последователи С. Л. Рубинштейна и В. Н. Мясищева, которые выделили определенные компоненты структуры лично­сти. Так, А. Г. Ковалев выделяет следующие компоненты:

— направленность личности (система потребностей, интере­сов, идеалов), т. е. то, чего хочет человек;

— способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмо­циональных свойств), т. е. то, что может человек;

— характер (синтез отношений и способов поведения чело­века), т. е. то, что есть сам человек;

— темперамент (система природных свойств).

Все эти качества — способности, темперамент, характер — не­сомненно, описывают структуру личности, однако не исчерпы­вают ее. Каждому из этих понятий посвящено множество иссле­дований в психологической науке.

Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека как личность.

Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мо­тивах существует иерархия, т. е., если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально зна­чимы.

Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руко­водство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Че­ловек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а по­ступает так осознанно. Именно наличие самосознания как особой инстанции характеризует человека как личность.

2.Главные направления в зарубежных теориях личности.

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология.
1. Бихевиоризм. Основателем этого направления считают аме­риканского ученого Дж. Уотсона. Предметом изучения бихевио­ризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, задача ко­торого — предсказание и контроль поведения. Основные поло­жения бихевиоризма таковы:

— все поведение человека возможно описать с помощью терминов «стимул» (8) и «реакция» (К);

— личность Уотсон определил как производное систем при­вычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изу­чении поведения;

— проблемы личности и проблемы нарушения психическо­го здоровья — это не проблемы сознания, а нарушения поведения и конфликты привычек, которые следует ле­чить с помощью обусловливания и разобусловливания.

Продолжая традиции бихевиоризма, Ф. Скиннер создает тео­рию оперантного научения. Он исследует воздействие окруже­ния на организм после проявления реакции. В результате он об­наруживает два типа поведения, характерных для личности: рес-пондентное поведение, в основе которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, для которого важен результат, следующий за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперант­ная реакция, за которой следует негативный результат, стремит­ся не повториться. Ф. Скиннер исследует проблему подкрепле­ния: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследова­ний нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии.
2. Психоаналитическая теория личности. Основателем психо­аналитического направления считают Зигмунда Фрейда. Более 40 лет он исследовал бессознательное и создал всеобъемлющую теорию личности. Психическая жизнь, согласно 3. Фрейду, про­текает на трех уровнях: сознательном, предсознательном и бес­сознательном уровнях. Область бессознательного, как подводная часть айсберга, намного обширнее и мощнее других и содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека. Так, первостепенную роль в жизни человека играет сексуальное влечение — либидо. Либидо относится к энергии инстинктов жизни, которые включают в себя голод, жажду, секс и инстинкты самосохранения. Поскольку человек живет в обществе, общество накладывает на человека множество ограничений, и инстинк­тивные влечения оказываются вытесненными из сознания лич­ности в область бессознательного как недопустимые, компроме­тирующие. Эти влечения никуда не исчезают, а продолжают управлять поведением личности исподволь и являются истинной причиной активности личности. Вытесненные и подавленные желания проявляются в оговорках и сновидениях человека. Про­тивоположные инстинктам жизни инстинкты смерти — «танатос» — это разрушительные силы, действующие в человеке. Они могут быть направлены вовнутрь (мазохизм или самоубийство) или вовне (ненависть и агрессия).

Позднее структура личности, открытая 3. Фрейдом, приобре­ла следующий вид:

ИД - (бессознательное)

ЭГО - (сознание)

СУПЕР-ЭГО - (сверх-сознание)
Бессознательное человека (Ид) постоянно борется за посто­янное удовлетворение, руководствуется принципом удоволь­ствия. Посредине между Ид и Супер-Эго расположено «Я» человека, или Эго, которое «доносит» требования реального мира до бессознательного и стремится выполнять инстинктивные требо­вания Ид на основе принципа реальности. Супер-Эго олицетво­ряет собой морально-нравственные запреты, которые заклады­ваются обществом и семьей.

3. Фрейд открыл также Эдипов комплекс (влечение маль­чика к матери и соперничество с отцом) и соответственно комплекс Электры (у девочек). Из-за того что Ид и Супер-Эго предъявляют часто несовместимые требования, Эго человека подвергается сильному давлению и возникает тревога. Эго воздвигает своеобразные преграды против тревоги — защит­ные механизмы.

3. Фрейд одним из первых психологов проанализировал развитие личности и указал на решающую роль раннего дет­ства в формировании базовых структур личности. Он сводит все стадии развития человека к стадиям преобразования и пе­ремещения сексуальной энергии (либидо) по разным зонам человеческого организма: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии. Под развитием личности, та­ким образом, понимается овладение новыми способами ре­дукции напряжения. Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Тип личности согласно психоаналитической теории определяется исходя из того, на какой стадии приостанавли­вается развитие индивида.

Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Сал-ливен, Э. Фромм, А. Фрейд и др.) разрабатывали, углубляли и рас­ширяли его представления о личности, но, тем не менее многие аспекты его теории встречали возражения. Так зарождается но­вое направление — неофрейдизм (К. Хорни и др.), который отхо­дит от приоритета сексуальных влечений в развитии личности. На первый план выдвигается зависимость личности от среды (общества), где формируется личность. Общество проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобре­ния, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества.

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения челове­ка с «чувством коренной тревоги» — беспокойством, объясняя его той беспомощностью и беззащитностью, которую пережива­ет ребенок, сталкиваясь с внешним миром.
3.Гуманистическая психология.

В отличие от психоаналити­ков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращают­ся к прошлому, к «вытесненным в бессознательное» впечатлени­ям и переживаниям человека, гуманистическая психология глав­ным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации. Характерной чер­той гуманистической психологии является рассмотрение челове­ка как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого на­правления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. В 1962 г. в США было основано общество гуманистических пси­хологов и провозглашены основные принципы гуманистическо­го подхода:

— целостный (холистический) подход к человеку;

— психотерапевтический аспект заботы о человеке;

— первичность субъективного аспекта;

— доминирующее значение понятий и ценностей личности;

— подчеркивание положительного в личности, исследова­ние самоактуализации и формирование высших челове­ческих качеств;

— осторожное отношение к детерминирующим факторам личности, содержащих прошлое;

— гибкость исследовательских методов и приемов, направ­ленных на изучение личности нормальных и выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных.

3. Теория «Я-концепция».

3.1 Сущность.

В литературе, посвященной Я-концепции, можно найти два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу (1951). Он утверждает, что Я-концепция складывает­ся из:

— представлений о собственных характеристиках и способ­ностях индивида;

— представлений о возможностях его взаимодействия с дру­гими людьми и с окружающим миром;

— ценностных представлений, связанных с объектами и действиями;

— представлений о целях и идеях, которые могут иметь по­зитивную или негативную направленность.

Таким образом, мы видим, что Я-концепция — это сложная структурированная картина, существующая в сознании индиви­да. В эту структуру входит как собственно Я, так и отношения, в которое Я может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отноше­ниями Я — в прошлом, настоящем и будущем.

Во втором определении, принадлежащем Стейнсу (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании инди­вида система представлений, образов и оценок, относящихся к са­мому индивиду. Она включает:

— оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя;

— представления о том, как он выглядит в глазах других людей.

На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

3.2 Источники.

Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опи­раются на теоретические положения, которые сводятся к четы­рем основным источникам:

1. Основополагающие подходы Джемса.

2. Символический интеракционизм в работах Кули и Мида.

3. Представления об идентичности, развитые Эриксоном.

4. Феноменологическая психология в работах Роджерса.
3.3 Создание основ теории

Я. Уильям Джемс первым из психоло­гов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобаль­ное, личностное Я (8еН) он рассматривал как двойственное об­разование, в котором соединяются Я-сознающее (/) и Я-как-объект (Ме). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чис­тый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект).

По мысли Джемса, Я-как-объект — это то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составля­ющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, мате­риальное Я, социальное Я и физическое Я.

Постулат Уильяма Джемса таков: наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, именно это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач.

Джемс определяет самооценку с помощью оригинальной формулы


Успех

самооценка =

——-—-
притязания

Из этого следует, что человек может улучшить представления о себе, либо увеличивая числитель этой дроби — то есть доби­ваться успеха, либо уменьшая знаменатель — то есть снижая уро­вень притязаний.

В первые десятилетия нашего века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Ч. Ку­ли и Д. Мид — представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида — рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

В 1912 г. Кули предложил теорию зеркального Я, утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Кули первым подчерк­нул значение «обратной связи», получаемой нами от других лю­дей, как главного источника данных о собственном Я.

Зеркальное Я возникает на основе символического взаимо­действия индивида с разнообразными группами, членом кото­рых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооцен­ки. Таким образом, Я-концепция формируется в процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

В соответствии с концепцией зеркального Я Джордж Мид также считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как проис­ходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках ко­торого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих об­щими значениями для всех членов общества), человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Д. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относитель­но этого человека.

Остановимся на представлении об идентичности. Проблема Я-концепции рас­сматривается Эриксоном сквозь призму Я-идентичности, пони­маемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры.

Эриксон считает, что Я-идентичность возникает у ребенка, когда он общается со взрослым. Ребенок стремится во всем похо­дить на значимого для него взрослого; таким образом, происхо­дит формирование его Я-концепции.

При том, что взгляды Эриксона были во многом схожи со взглядами Ч. Кули и Д. Мида, он считал, что понятия «самооцен­ка», «образ Я» слишком статичны. По мнению Эриксона, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизмен­ным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, но­вых условий личностного существования, — вот характерные чер­ты динамического процесса развития Я-идентичности. В чём заключается принцип феноменалистического подхода?

Ведущий принцип и когнитив­ной и феноменалистической психологии заключается в том, что поведение рассматривается как результат восприятия индиви­дом ситуации в данный момент. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, за­данных наблюдателем. Карл Роджерс — автор особого подхода в психотерапии, полу­чившего название «терапия, центрированная на клиенте». Основ­ные положения теории Роджерса выглядят следующим образом.

— Сущность теории личностного Я заключается в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

— Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окру­жающей средой, в особенности с социальной. Этот про­цесс не получает детального описания у Роджерса, но, по-видимому, его точка зрения близка к взглядам Кули и Мида.

— Я-концепция выступает как наиболее важная детерми­нанта ответных реакций на окружение индивида. Я-кон­цепция предопределяет восприятие значений, приписы­ваемых этому окружению.

— Вместе с Я-концепцией развивается потребность в пози­тивном отношении со стороны окружающих, независимо

от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Эту потребность также можно рассматривать с точки зрения стремления личности к самоактуализации.

— Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадапта­ция. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкнове­ния с таким опытом, который с ней не согласуется. Это при­водит к искажениям в восприятии опыта или к игнорирова­нию опыта в форме неверной его интерпретации.

— Развитие Я-концепции — это не просто процесс накапли­вания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. Я-концепция представляет со­бой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого. Таким обра­зом, Я-концепция — это прежде всего •система самовос­приятий человека.

— Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию вос­приятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с м иром. Таким об­разом, можно считать, что личностная дисгармония ха­рактеризуется существованием нереалистического соб­ственного идеала и/или несоответствием между Я-кон-цепцией и идеальным Я.

В рамках структуры Я-концепции существует по крайней мере три основные модальности:

1) реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, ка­ков он на самом деле;

2) зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с пред­ставлениями индивида о том, как его видят другие;

3) идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Что же такое самооценка? Что отражает адекватная и неадекватная самооценка? Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Основная функция само­оценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким обра­зом, состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Самооценка — достаточно сложное образование человече­ской психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а значит, меня­ются ее представления о себе и отношение к себе. Все, что сло­жилось в личности, возникло благодаря совместной деятельно­сти с другими людьми и в общении с ними, поэтому основными источниками оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе и социальные реакции на какие-то проявления его личности. Иными словами, человек не только сам о себе выносит суждение, а склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. На самооценку, безусловно, влияют реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет ее самооценка.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье пред­ставление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, ка­ким его читают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого по­вода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплек­са неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недо­оценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительно­сти. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или восприни­мает их как случайные и временные. Любая неадекватная оценка себя — завышенная или заниженная — затрудняет жизнь челове­ка. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ре­бенок в детстве был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он. Постоянное проявление родительской безус­ловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимо­сти и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Психология располагает экспериментальными методами для выявления самооценки человека. Так, с помощью коэффициен­та ранговой корреляции, может быть сопоставлено представле­ние индивида о последовательном ряде эталонных качеств (ус­пех, красота, ум и т. д.), т. е. его «идеальное» Я с его «текущим» Я. Полученные коэффициенты самооценки личности дают воз­можность экспериментатору судить о том, каков Я-образ челове­ка, выраженный количественно.

В 1894 г. в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» впервые появился термин «защита». Большое значение изучению защит­ных механизмов уделяла А. Фрейд и другие представители психо­аналитической школы. Взгляд на функции защитных механизмов двоякий. С одной стороны, защитные механизмы, согласно 3. Фрей­ду, направлены против тех «запретных» влечений, которые может испытать человек, и против всего того, что может вызвать тревогу (это могут быть эмоции, особые ситуации или требования Супер-Эго). С другой стороны, представители неофрейдизма утвержда­ют, что защитные механизмы личности есть не что иное, как «гло­бальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы пережива­ния мира», они «появляются как здоровая, творческая адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни». Таким образом, в основной функции защитных механизмов — избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством (тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмо­циональными переживаниями) — выделяется новый аспект — со­хранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечи­вого, позитивного чувства собственного Я.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характе­ристиками.

Во-первых, они действуют на неосознанном уровне. Ведь если бы человек полностью осознавал, например, механизм проек­ции, последний не мог бы выполнять свою защитную функцию. Поэтому защитные механизмы в некотором смысле являются средствами самообмана.

Во-вторых, они до известной степени обеспечивают индивиду избавление от тревоги, однако за счет определенного искажения, отрицания или фальсификации реальности. Вследствие этого за­щитные механизмы часто рассматриваются как дезадаптивные. 3. Фрейд описывает 10 основных защитных механизмов.

1.Вытеснение.

Механизм вытеснения занимает особое место в теории психоанализа. Описываемое иногда как «мотивирован­ное забывание», вытеснение представляет собой процесс исклю­чения из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, и составляет наиболее прямой путь избежания тревоги. Однако освобождение от тревог путем вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатология обыденной жизни».

2.Отрицание

Отрицание выражается в бессознательном отказе допустить существование определенных событий, переживаний и ощуще­ний, которые причинили бы человеку боль при их признании. Это относится, например, к человеку, который знает, что он не­излечимо болен, но продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей болезни и строя долгосрочные планы. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что «все прекрасно и все к лучшему».

3. Проекция.

Проекция — это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне, т. е. посредст­вом проекции индивид приписывает собственные неприемле­мые мысли, установки, желания другим людям. Очевидным пу­тем защиты от тревоги, связанной с неудачей или виной, являет­ся возложение вины на другого. Человек не осознает свои враждебные импульсы, но видит их в других. Механизм проек­ции может нарушать наши человеческие отношения, когда мы проецируем, например, собственную ревность или приписываем другим собственные агрессивные действия. Но он может также формировать наши дружеские привязанности и тем самым укреплять наши отношения друг с другом. Например, служащий, который никогда не осмелится попросить о повышении зарпла­ты для себя, осаждает руководителя с требованиями в защиту ин­тересов своего коллеги. По утверждению Н. Маквильямс, в своих благоприятных и зрелых формах проекция служит основой эмпатии.
4.Формирование реакции (реактивное образование). Традицион­ное определение этого защитного механизма подразумевает преобразование негативного аф­фекта в позитивный или наоборот. Этот механизм заключается в предотвращении проявления неприемлемых желаний, чувств, благодаря развитию противоположных им установок и форм поведения. Реализуется механизм формирования реакции двух­ступенчато: вначале неприемлемый, импульс подавляется (вы­тесняется), а затем на уровне сознания появляется совершенно противоположный. Маленькая девочка настолько любит своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья, потому что боится, что вдруг он перестанет дышать. Реактивное образо­вание особенно заметно в социально одобряемом поведении, ко­торое при этом выглядит преувеличенным и негибким.
5.Рационализация.

Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, бла­годаря которой иррациональное поведение начинает выглядеть вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Рациона­лизация может принимать много форм. Рационализирует чело­век, говорящий, что работа, откуда его уволили, и так давно ему неинтересна; отвергнутый поклонник, решивший, что его девуш­ка не так уж привлекательна (феномен «зеленого винограда»). Ту же роль может играть феномен «сладкого лимона»: человек, вы­нужденный оставаться в неприятных для него обстоятельствах, при помощи рационализации начинает находить их вполне жела­тельными. Рационализация обычно включает в себя целый комп­лекс объяснений, а не одно-единственное, что делает ее менее уяз­вимой. Однако как защита она имеет слабую сторону: фактически все может быть и бывает рационализировано.
6.Сублимация.

Сублимацией называется такое влечение, кото­рое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. В процессе суб­лимации рождаются те или иные виды художественного творче­ства, интеллектуальная деятельность и т. д. Сублимация изначально рассматривается как «хорошая» защита, благодаря которой можно находить креативные, здоровые, социально приемлемые или конструктивные решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами. Так, Фрейд указывал, что дантист может сублимировать садизм, вы­ставляющийся художник — эксгибиционизм, адвокат — желание уничтожать врагов. Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей человека.

Выделяют также механизмы регрессии, изоляции, интроекции, идеализации и др.

Заключение.
Личность — одна из самых сложных категорий в психологии. Говоря о личности, мы подразумеваем и собственно эво­люцию живых существ, и историю человека, и, наконец, личную историю человека. Таким образом, мы видим, что Я-концепция — это сложная структурированная картина, существующая в сознании индиви­да. Авторы Я – концепции внесли большой вклад не только в осмысление педагогической практики, но и в педагогическую психологию как науку, т. к. педагогический процесс обучения всегда являлся естественной исследовательской базой для любых психологических теорий.
Литература.

1.Айсмонтас Б.Б. Психология и педагогика: Альбом схем. - М., 1996. 2.Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. - М., 1993

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.,1995. Гамезо М.В.,

4.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -М.,1996.

6. Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие.- М., 1998.

7.Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М., 1995 8.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к лично­сти. М., 1995.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации