Вестник Южно-Уральского государственного университета 2008 №28 (128). Серия Право Выпуск 16 - файл n1.rtf

Вестник Южно-Уральского государственного университета 2008 №28 (128). Серия Право Выпуск 16
Скачать все файлы (3034.1 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf3035kb.27.01.2014 08:28скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26







Учредитель - ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Редакционная коллегия серии:
д.ю.н., профессор Кудрявцева А.В.

{отв. редактор),

к.ю.н., доцент Дмитриева А.А.

{отв. секретарь),

д.ю.н., профессор Майоров В.И.,

д.ю.н., профессор Кванина В.В.,

д.ю.н., профессор Макарова З.В.,

д.ю.н., профессор Петров А.В.,

к.ю.н., доцент Демидова Г.С.,

д.ю.н., профессор Нижник Н.С.,

к.ю.н., доцент Шафикова Г.Х.

Серия основана в 2001 году.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-26455 выдано 13 декабря 2006 г. Федеральной службой по надзору законодательства в сфере массовых комму­никаций и охране культурного наследия.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Фе­дерации журнал включен в «Перечень ведущих ре­цензируемых научных журналов и изданий, в кото­рых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук».
Подписной индекс 29057 в объединенном катало­ге «Пресса России».
Периодичность выхода - 4 номера в год.

СОДЕРЖАНИЕ


БАКАРДЖИЕВ Я.В. Государственное управление как объект юридической поли-
тики государства 6


КУНИЧКИНА Н.С. Теоретико-методологические проблемы определения соотно-
шения государственной идеологии и права 10


ПОЛЕТУХИН Ю.А. Антропологическое обоснование законодательства в трудах
А. Гамильтона 13


САЛМИНА СЮ. Полемика о путях создания советской прокуратуры 18

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

АРАБУЛИ Д.Т. Обжалование в уголовном судопроизводстве действий и решений
дознавателя, следователя, прокурора, суда 23


АУБАКИРОВА А.А. Внутреннее убеждение следователя как процесс понимания
объективной действительности 26


ГАЛЮКОВА М.И. Современное зарубежное уголовное законодательство об от-
ветственности за причинение вреда здоровью человека 29


ДАРОВСКИХ СМ. Некоторые дискуссионные вопросы реализации принципа со-
стязательности в суде первой инстанции 37


ДЖАНАДИЛОВА A.M. Лица и органы, осуществляющие уголовное преследова-
ние в Республике Казахстан 42


ДДЦЕНЬКИН СВ Основания для возвращения уголовных дел прокурору 46

КЛАССЕН Н.А. Привлечение «сведущих лиц» для консультаций адвокатом-
защитником 50


КОЗЛОВСКИЙ Е.Г. Концептуализация понятия «уголовно-релевантные психиче-
ские состояния» 55


ТКАЧЕВА Н.В. Применение принуждения в уголовно-процессуальной деятельно-
сти 60

Проблемы и вопросы гражданского права

ДЕСЯТОВ И.Н. О делении юридических лиц на виды по критерию функциональ-
ности 65


КЛИМЕНКО Н.В. Защита информационных ресурсов работодателя 69

ЛЯЩЕНКО Ю.В. Возникновение трудовых правоотношений при различных фор-
мах заемного труда 72


МАКАРОВА СВ. Соотношение локального и индивидуально-договорного регу-
лирования трудовых отношений 75


РУДЯК Е.В. Правовая сущность договора о слиянии (присоединении) 79

СОЛОДОВА Я.С Сервитут: ограничение или обременение? 84

СОН СИ. Некоторые проблемы теории источников трудового права РФ 88


Содержание
ШАФИКОВА Г.Х., САГАНДЫКОВ М.С, НИГМАТУЛЛИНА Л.Р. «Новые» фор-
мы принудительного труда в современных экономических условиях 92


Проблемы и вопросы конституционного и административного права

ГЛАДКИХ Н.М. К вопросу об общественном контроле за деятельностью муници-
пального исполнительного органа 94


КОКОРИН С.Н. Конституционно-правовая ответственность органов государст-
венной власти России как гарантия обеспечения национальной безопасности 98


НЕВЕРОВ А.Я. Некоторые вопросы конституционно-правового регулирования
обеспечения национальной безопасности России в контексте компетенции полно-
мочных представителей президента РФ 103


Отзывы

ТЕТЮЕВ СВ. Отзыв об автореферате диссертации К.А. Квицинии «Особенности
прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовер-
шеннолетних» 106


ВАСИЛЬЕВА Е.Г. Отзыв о диссертации НА. Поляковой «Правосознание присяж-
ных заседателей как основание вынесения вердикта» 109


Abstracts and keywords 113

Сведения об авторах 116
© Издательство ЮУрГУ, 2008

CONTENTS


Problems and Questions on Theory and History of Law

BAKARDZHIEV Y.B. State governing as an object of state legal policy 6

KUNICHKJNA N.S. Theoretical and methodological problems of definition of a parity
of the state ideology and the right
10

POLETUKHIN Y.A. Anthropological substantiation of the legislation in A. Gamilton's
works
13

SALMINA S.Y. Polemic about the ways of formation of the Soviet public prosecutor's
office
18

Problems and Questions of Criminal Law, Criminal Justice and Criminalistics

ARABULI D.T. Appeal actions and decisions of investigators, procurators and courts in
criminal procedure
23

AUBAKIROVA A.A. Internal belief of investigator as process of understanding of the
objective validity
26

GALYUKOVA M. I. Modern foreign criminal legislation about bodily injury
responsibility
29

DAROVSKTKH S.M. Some debatable questions of implementation of the adversarial
principle in trial courts
37

DZHANADILOVA A.M. Prosecuting persons and bodies in the Republic of Kazakhstan 42

DYADENKIN S.V. Reasons for retrieval of criminal cases to prosecutor 46

KLASSEN N.A. Attraction of "versed people" to advice by the defense counsel 50

KOZLOVSKY E.G. Conceptualization of the notion "criminal-related mental
conditions"
55

TKACHEVA N.V. Application of Compulsion in Criminal Procedure 60

Problems and Questions on Civil Law

DESYATOV I.N. About the classification of juridical persons by functionality criteria .. 65

KLIMENKO N.V. Protection of employer's information resources 69

LYASCHENKO Y.V. Accrual of labour relations in various forms of contract and
agency labour
72

MAKAROVA S.V. Correlation of individual-contractual and local regulation of labour
relations
75

RUDYAK E.V. Legal essence of merger agreement (adhesion contract) 79

SOLODOVA Y.S. Servitude: restriction or encumbrance? 84

SON S.I. Selected problems of theory of labour law origins in Russian Federation 88

SHAFIKOVA G.H., SAGANDYKOV M.S., NIGMATULLINA L.R. "New" forms of
forced labour in modern economic conditions
92

Contents

Problems and Questions on Constitutional and Administrative Law

GLADKIKH N.M. Concerning the public control over the activity of municipal
executive organ
94

KOKORIN S.N. Constitutional-legal responsibility of the Russian public authorities as
the guarantee of provision of the national safety
98

NEVEROV A.Y. Some questions of the constitutional-legal regulation of provision of
the national safety of Russia in the context of competence of the Russian Federation
President plenipotentiaries
103

Reviews

TETYUEV S.V. Review on the abstract of the thesis by Kwitsinii K.A. "Special features
of dismissal of criminal case and termination of prosecution of juveniles"
106

VASILYEVA E.G. Review on the abstract of the thesis by Polyakova N.A. "Legal sense
of jurors as basis of return proceeding"
109

Abstracts and keywords 113

Authors 116

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

ББК Х620.6

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Я.В. Бакарджиев, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-

го права Курганского государственного университета
Проанализировано в качестве объекта юридической политики госу­дарственное управление. Нахождение государственного управления в сфере влияния данной политической деятельности государства обуслов­лено необходимостью обеспечения не только юридической (потенциаль­ной), но и фактической (реальной) возможности задействовать юридиче­ские средства и механизмы, которая может быть обеспечена лишь при условии осуществления эффективного государственного управления. Механизмы государства не только используются для реализации выра­ботанных юридической политикой политико-правовых установок, но и с неизбежностью сами оказываются в сфере ее преобразовательного воз­действия.

Ключевые слова: юридическая политика, государственное управление, механизм государства, юридические средства, юридические механизмы.

Юридическая политика государства спо­собствует распространению влияния права в социальном пространстве, создает возмож­ность участникам общественных отношений действовать по праву, сообразует частные и общественные юридические интересы, стре­мится исключить противоправные подходы в достижении общественно значимых результа­тов.

При этом стратегический и целенаправ­ленный характер воздействия, комплексное осуществление юридической политики пред­полагают необходимость обеспечения не только юридической (потенциальной), но и фактической (реальной) возможности задей­ствовать юридические средства и механизмы, реализовать принятые политико-правовые установки, создать условия, обеспечивающие их реальное проведение. Такая возможность может быть обеспечена лишь в условиях су­ществования государства. Право, по сути, есть абстрактная система необходимых пра­вил поведения, способная потенциально ока­зывать влияние на общественные отношения. И лишь государство наделяет его главным свойством - непререкаемой силой, позво­ляющей потенциальные возможности облечь в реальную деятельность. И тут во многом прав В.И. Ленин, утверждавший, что «право есть ничто без аппарата, способного принуж­дать к соблюдению норм права» . То есть для осуществления юридической деятельности государству, помимо наличия предусмотрен­ных нормативно-правовым актом правовых средств и юридических механизмов их реали­зации, необходимы внешнеобъективирован-ные инструменты и средства, которые пред­ставляют из себя не абстрактное явление -«государство», а уже вполне конкретные его составляющие элементы - компетентные го­сударственные органы и их должностные ли­ца, осуществляющие государственное управ­ление.

Поэтому как право связано с государст­вом, так и юридическая политика неразрывно связана с государственным управлением. Но связь эта весьма специфична. Государствен­ное управление само находится в сфере пра­вового воздействия. Следовательно, юридиче­ская политика должна быть направлена не только на правовое упорядочение обществен­ных отношений, но и на организационно-управленческую деятельность самого госу­дарства, из чего можно сделать вывод, что государство как система управления из субъ­екта превращается в объект юридической по­литики.

Сделанный вывод вызывает необходи­мость разобраться в вопросе о том, каким об­разом государство может одновременно быть

и субъектом, и объектом одного и того же яв­ления. Дело в том, что речь идет о разных проявлениях, уровнях государственности, а точнее государственного властвования и управления, которые следует рассматривать в широком и узком смысле.

В первом случае это различные внешние проявления и формы организации политиче­ской государственной власти, взаимосвязан­ная политико-управленческая деятельность трех ее ветвей. В данном значении речь идет о политической государственной власти как таковой.

Некоторые авторы отмечают, что полити­ка в любой сфере общественной жизни по су­ти своей есть ни что иное, как управление со­ответствующими общественными процесса­ми2. Этой же точки зрения придерживается и Я.Ю. Старцев, утверждая, что «государствен­ная политика в определенной сфере - это сис­тема взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов дея­тельности. Государственную политику необ­ходимо рассматривать как один из видов го­сударственно-управленческой деятельности»3.

Специфика управления как деятельности состоит в целенаправленном воздействии на какой-либо объект. Государственное управле­ние в таком случае есть целенаправленное воздействие государства, его органов на об­щество в целом, те или иные его сферы (эко­номическую, социальную, духовную) на ос­нове познания объективных законов их суще­ствования для выполнения стоящих перед го­сударством задач и функций. В указанном смысле государственное управление означает не только собственно управленческую дея­тельность государственных органов и их должностных лиц, которая является прерога­тивой исполнительной ветви власти, но и влияние и воздействие на социальную дейст­вительность остальных ветвей власти - зако­нодательной и судебной, а также контрольно-надзорных органов.

В узком смысле государственное управ­ление можно обозначить понятием «админи­стративная власть» и рассматривать как ис­полнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, совокуп­ность их полномочий в различных сферах деятельности, а также связанные с этой дея­тельностью правоотношения4.

Конечно, в содержание понятия государ­ственного управления в узком смысле фор­мально следует включать организацию дея­тельности законодательных и судебных орга­нов. Однако процедуры законотворчества практически не подвержены изменениям в зависимости от проводимой юридической по­литики. Сущность и содержание законотвор­ческой деятельности, степень влияния парла­мента на происходящие в государстве процес­сы в большей степени определяются в зави­симости от господствующего политического режима. Сущность же и содержание правосу­дия остаются неизменными в любом государ­стве в любой период его развития.

Таким образом, субъектом формирования юридической политики выступает, по сути, внешне проявляемая институционализиро­ванная государственная власть в лице своих носителей, что по определению является по­литической составляющей системы государ­ственного управления. Объектом выступает государственное управление как исполни­тельно-распорядительная деятельность орга­нов исполнительной ветви власти. Если гово­рить о ее материальном выражении, то в этом качестве следует рассматривать механизмы государственного управления и порядок осу­ществления правоприменительной деятельно­сти, а также организованную по функцио­нальному признаку систему административ­ных органов, осуществляющих указанную деятельность.

Итак, государство как форма организации политической власти, являясь субъектом юридической политики при ее формировании и реализации, с переходом к осуществлению государственного управления общественными процессами, к правоприменительной деятель­ности превращается в объект юридической политики.

Составляющей юридической политики, занимающейся вопросами государственного управления как ее объекта, является админи­стративная политика, которая предполагает последовательную деятельность по формиро­ванию наиболее эффективной администра­тивно-правовой организации управления и должна включать следующие основные на­правления реализации:

  1. формирование системы органов испол­нительной власти с учетом необходимых и реальных потребностей в регулировании раз­личных областей социальной жизни;

  2. выбор наиболее рациональных органи­зационно-правовых форм осуществления ис­полнительной власти;

  3. внутрисистемное структурирование го­сударственно-управленческого механизма на основе учета специфики области политиче­ского воздействия;

  4. постоянное упорядочивание админист­ративного воздействия со стороны государст­ва с учетом функционирующих в регулируе­мых сферах социальных структур.

При этом в силу двойственности воздей­ствия юридической политики на деятельность государства и регулирование общественных отношений государственное управление так­же имеет двойственную природу (направлен­ность) - государственное управление в собст­венно юридической сфере и оптимизация го­сударственного управления в остальных сфе­рах политической деятельности государства правовыми средствами.

Административная политика в контексте юридической имеет, следовательно, два ас­пекта:

  1. организация эффективной правопри­менительной деятельности государства как средства обеспечения реализуемости права и самой юридической политики; подразумева­ется, что такая организация в основном осу­ществляется политико-правовыми средс­твами;

  2. обеспечение направленности право­применительной деятельности органов госу­дарственной власти и местного самоуправле­ния в русле общей юридической политики государства.

Первый аспект проявляется в том, что в любой период своего развития, при любом политическом режиме власть заинтересована в организации и институционализации своей деятельности, формализации своих внутрен­них и внешних отношений и эффективной реализации своих политико-правовых реше­ний. Государственная власть может быть сла­бой или сильной. Но лишенная организован­ной силы, она теряет качество государствен­ной власти, становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обес­печить законность и правопорядок в общест­ве. Поэтому часть своей юридической дея­тельности государство всегда вынуждено со­средоточить на собственной внутренней организации.

Это объясняется сильной зависимостью современного государства от права, которое выступает единственным средством легализа­ции отношений. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимо­отношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государствен­ного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации государственной власти одной из ее ветвей. С помощью права определяются место, роль, функции частей государственно­го механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внут-риорганизационные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устрой­ство структуры государства и органов управ­ления.

Таким образом, государство формируется как система управления, при этом право соз­дает юридические предпосылки и гарантии для эффективной работы всех звеньев госу­дарственной машины.

Данное направление выражается в виде нормативно-оформленных политико-право­вых установок о создании специальных орга­нов и реформировании уже имеющихся госу­дарственных институтов, задействованных в осуществлении той или иной области право­вого регулирования, порядка и процедур соз­дания и выполнения правовых предписаний, критериев оценки эффективности их выпол­нения, мер и механизмов ответственности.

Во втором аспекте рассматриваемой про­блематики речь идет прежде всего об обеспе­чении средствами юридической политики единства целеполагания, общей организации, единой и объективной системы контроля и всестороннего обеспечения исполнения при­нимаемых как политических, так и управлен­ческих решений порой разнородными и раз­ноуровневыми органами.

В условиях формирования и проведения в жизнь юридической политики как целостной системы правового регулирования взаимная полнота государственных органов и адекват­ность государственного управления и его подсистем общественным потребностям должны стать ведущей задачей администра­тивной политики. «Поры и раковины в еди­ном массиве государственного управления -не только и не столько недостаток самого управления. Если они не заполнены легаль­ными механизмами, в том числе и механиз­мами общественного самоуправления, то рано или поздно становятся прибежищем теневой экономики, преступности, коррупции и т.д.»5

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации