Шерри Мур. Истоки. Практическое руководство для родителей и учителей в работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения - файл n1.doc

Шерри Мур. Истоки. Практическое руководство для родителей и учителей в работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения
Скачать все файлы (368.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc369kb.27.01.2014 08:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Шерри Мур.

Истоки.

Практическое руководство для родителей и учителей в работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. СУТЬ ДЕЛА

Поделитесь своими чувствами.

Получение внешней помощи.

Основной путь.

Оставьте время для себя.

Постройте гибкое расписание.

Примерный распорядок дня.

Утро.

День.

Вечер.
Часть 2. УСПЕШНЫЙ СТАРТ

Исследование и взаимодействие.

Обеспечивайте разнообразное окружение.

Построение навыков вашего младенца.

Игра с руками и пальцами рук и манипуляция предметами по средней линии.

Использование звучащих предметов.

Учите ребенка повсюду двигаться.

Стимуляция чувств.

Использование пяти чувств во время игры.
Часть 3. ГЛАЗА ВАШЕГО РЕБЕНКА

Визит к врачу.

Задавайте хорошие вопросы.

Ищите другую точку зрения.

Сделайте визит в поликлинику легким для вашего ребенка.
Часть 4. В ДОМЕ И ВОЗЛЕ НЕГО

Используйте для ориентировки различные звуки.

Помогите ребенку играть самостоятельно.

Разговаривайте со своим ребёнком.

Учитывайте свой распорядок дня.

Одевание.

Выход за пределы дома.

Время еды.

Поездка в машине.

Поход в универсам.

Стирка.

Купание.

Укладывание спать.
Часть 5. НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА

Сделайте свой дом безопасным.

Обеспечьте ребенку ориентировочные сигналы.

Установление дисциплинарных ограничений.

Что делать с негативным поведением ребенка.

Выражение чувств.

Говорите с ребенком по поводу зрения.

Подчеркивайте положительное отношение.
Часть 6. ОБУЧЕНИЕ СЕЙЧАС И ЗАВТРА

Рассмотрите различные варианты и сделайте выбор.

Проанализируйте возможности обучения.

Программа домашнего обучения.

Извлеките как можно больше пользы из домашних визитов.

Работа с учителем.
Часть 7. РАСТЕМ В ИГРЕ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ.

Звучащие игрушки.

Звуки человеческого голоса.

Перемещение источника звука.

Определение направления звука.

Танцы.

Пальчиковые игры.

Подбрасывание в воздух.
ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ.

Ощупывания.

Подражание.

Подбрасывание на одеяле.

Слушание.

Вдыхание запахов.

Потешки, стишки и песенки.
ОТ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА.

Игры с водой.

Звоните, дергая за веревочку.

Подтягивайте игрушки.

Шуршание газетой.

Самодельная труба.

Наполняйте и высыпайте.

Катание мяча.

Включайте и выключайте.
ОТ ГОДА ДО ПОЛУТОРА.

Части лица и тела.

Игрушки, в которые можно дуть.

Совместное пение.

Надувной шар.

Конструирование.

Дифференциация предметов. Категории.
ОТ ПОЛУТОРА ДО ДВУХ ЛЕТ.

Парад.

Подражание.

Найди на ощупь.

Песенки и потешки с движениями.
Часть 8. ИГРУШКИ ИЗ ДОМАШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ
ПРЕДМЕТЫ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ
СХЕМА ИГРЫ, МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
ПИСЬМО РОДИТЕЛЕЙ
ОСНОВНЫЕ СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ОСНОВНЫЕ СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Часть 1. СУТЬ ДЕЛА
Момент, когда вы узнаете, что у вашего ребенка нарушено зрение, становится кризисным для большинства родителей. Когда бы ни стало ясным, что у вашего малыша нарушено зрение: во время родов или чуть позже вы обычно ощущаете шок, горе, громадное разочарование, гнев, безнадежность, возмущение, обиду, растерянность. Такие чувства являются нормальной реакцией на ситуацию, с которой вы столкнулись. Такие же чувства переживались и другими родителями.

У вас есть право на эти чувства, но они должны соотноситься с мыслями о том, что же делать с этими чувствами.


Поделитесь своими чувствами.
Полезно говорить про свои чувства и страхи с другими. Когда вы определите, сформулируете и обсудите их, это сделает их более простыми и понятными вам самим, и облегчит ваше бремя. Кроме того, если вы поделитесь ими, это даст вам возможность получить эмоциональную поддержку, чувство перспективы, и возможность получения информации.

Во-первых, вы можете быть подавлены негативными эмоциями. Но по мере ухода и узнавания вашего ребенка у вас начнут появляться позитивные чувства любви и очарования вашим малышом. И хотя временами вы будете продолжать испытывать гнев и печаль, вы будете наслаждаться многими счастливыми моментами со своим малышом.

Если вы женаты (замужем), ваш супруг может стать основным источником вашего душевного комфорта. Возможно, он или она также нуждаются в вашей поддержке. Рождение любого ребенка влияет на супружество во многих отношениях, рождение ребенка с потерей зрения может преподнести особые проблемы. Каждый из родителей так потрясен и поглощен своими собственными чувствами, что совсем забывает о том, что у его спутника могут быть аналогичные переживания. Говорите друг другу про свои чувства и страхи. Возобновите общение друг с другом. Ваши старания укрепить вашу взаимосвязь, сделать ее более тесной и стабильной, важны для вас и вашего ребенка.


Получение внешней помощи.
Ищите помощи у близких друзей, других членов семьи, священников, юристов. Получить такую поддержку особенно важно, если вы воспитываете ребенка один (одна). Найдите кого-нибудь, кому вы доверяете, и с кем могли бы поговорить. Если у вас это первый ребенок, просите советов у родственников и друзей, обладающих опытом ухода за ребенком. Ваш ребенок, даже если у него сложные и тяжелые отклонения в развитии, больше похож на других младенцев, чем отличается от них. Как у любого молодого родителя, у вас, вероятно, возникнет много вопросов. Узнайте, если поблизости от места вашего проживания программа по обучению родителей.

Центр здоровья, общество для слепых, университет для родителей и некоторые частные консультации для родителей или семей, которые хотят понять и справиться с проблемой и ситуацией. Компетентные профессионалы могут помочь вам увидеть ситуацию объективно, наметить альтернативы и руководить вами на вашем пути установления нормального взаимодействия с вашем ребенком, страдающим нарушением зрения. Что касается вас и вашего супруга, вы должны согласиться включить других братьев и сестер ребенка или других членов семьи в число советчиков.

Беседы с другими родителями, имеющими детей с нарушением зрения, очень важны. Это поможет вам избавиться от чувства одиночества, поможет вам разрешить некоторые ваши опасения. Мы поместим в конце текста адреса и телефоны, куда бы вы могли обратиться за помощью.

Если вы не нашли родительскую группу, вы можете сами организовать ее, начав с еще двух или трех других родителей. Взаимная поддержка, которую вы сможете дать друг другу, оправдает ваши усилия. Существуют руководства по организации родительских групп, которые составлены Американским советом для слепых, Родительской группой Национальной Ассоциации родителей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Беседы с учителем, который работает в вашем районе с маленькими детьми с проблемами зрения, поможет вам получить нужную информацию. В некоторых регионах работа с детьми, имеющими проблемы зрения, начинается сразу после рождения ребенка.

И, наконец, ваш педиатр или детский окулист могут дать вам данные, в которых вы нуждаетесь для уточнения характера, тяжести, последствий и возможных причин нарушения зрения. Доктор может знать о наличии и уровне различных медико-педагогических и консультативных служб в ближайшем окружении. Если у вашего ребенка только зрительные нарушения, спросите у врача об очках или контактных линзах. Обследование зрения необходимо вашему ребенку для определения уровня снижения зрения, наличии у него остаточного зрения и развития отдельных параметров зрительных функций.


Основной путь.
Начав однажды борьбу с вашими чувствами по поводу нарушения зрения у вашего малыша, вы, возможно, будете более терпимы к реакциям вашего супруга и других людей. Если в семье есть другие дети, им нужна уверенность в том, что новый ребенок не займет все ваше время. Они нуждаются также в заверениях, что они не ответственны за потерю зрения у малыша, им нужно постоянно говорить о том, что они не потеряют способность видеть. Каждому ребенку в семье нужно уделять особое внимание, пусть всего на несколько минут. Помогите другим детям в семье понять, что такое потеря зрения и как она влияет на всю семью. Поощряйте желание братьев и сестер поиграть с малышом и помочь в уходе за ним. Дайте им ощущение нужности и важности быть частью жизни младенца. Однако будьте внимательны, не взваливайте на них все бремя ухода за младенцем. Пусть дети реагируют на ситуацию в соответствии с их собственными потребностями и нуждами. Отнеситесь к ним с сочувствием, пусть ваши другие дети знают, что их чувства тоже нормальны.

Родственники и друзья обычно будут ориентироваться на ваше отношение и действия. Вы можете передать им уверенность в том факте, что ваш малыш - это прежде всего ребенок и только во-вторых, это ребенок с потерей зрения. Объясните своим гостям, что они могут играть с вашим ребенком, как с любым другим.

Дедушки, бабушки и другие близкие родственники часто сопереживают и вам и вашему ребенку. Сделайте очевидным для них, что связь между вами не прервалась и отношения не изменились. У них возможно будут вопросы про нарушение зрения у вашего ребенка. Если вы открыто будете это обсуждать, им проще будет задать вам свои вопросы. Это даст возможность изменить некоторые ошибочные мнения и добиться их ценной поддержки. Даже когда ребенок станет старше, и семья и друзья и соседи в своих собственных переживаниях будут ориентированы на вашу позицию.

Кроме того, родственники и друзья не всегда отличаются истинным пониманием. Причиной этого может быть их желание найти истоки этого нарушения зрения. Многим молодым родителям говорят: "С нашей стороны никогда не было этого дефекта, он перешел с вашей стороны." Определение того, какая из сторон виновата ничему не поможет. Пресекайте такие обсуждения, если они возникнут в вашей семье. Вы должны говорить об этом с другими родителями детей с нарушением зрения, обсуждать что делать в такой ситуации. Главное не то, что является причиной нарушения, а в том, что делать с этим сейчас.

Кстати, незнакомые или малознакомые люди, а может быть, и кто-нибудь, кого вы знаете хорошо, могут вести себя грубо, оскорбительно. Попытайтесь спокойно отнестись к их комментариям. В такой ситуации из тонкокожего вы должны стать толстокожим. Есть один вопрос, который вы будете слышать снова и снова: "Что случилось с его глазами?" Вы можете приготовить короткий основной ответ и сего помощью, конструктивно использовать ситуацию, научить других. Часто негативные реакции и комментарии базируются на игнорировании. Одна мама близнецов - без каких-либо отклонений - всегда привлекала к себе внимание, прогуливаясь с двойной прогулочной коляской, часто слышала реплики: " Близнецы! Двойные неприятности!" На это она всегда отвечала: " Мы предпочитаем думать о них, как о двойном удовольствии." Это, конечно не совсем то, что получать непрошеные советы и комментарии по поводу ребенка с потерей зрения.

Вы должны уметь сдерживать себя, если кто-нибудь задаст вам оскорбительный вопрос. Помните, что ребенок, даже еще не умеющий хорошо ходить, уже может понять и ваш ответ и ваше отношение. Например, в универсаме, когда вас кто-то спросит: "Что случилось с вашим ребенком?", простым ответом может быть: "У моего ребенка проблемы со зрением. Он очень хороший ребенок и мы без ума от него " Вы можете при этом сбавить тон, будьте доброжелательны и позитивно настроены.


Оставьте время для себя.
Иметь время для себя важно в воспитании любого ребенка. Выделить время для себя также необходимо, как и время для супруга и других детей в семье. Ваш ребенок должен стать основной частью вашей жизни, но не позволяйте ему управлять вашей жизнью. Если вы ему это позволите, он будет постоянно зависеть от вас. Из слов родителя ребенка с потерей зрения: " Если вы дадите ребенку управлять вашей жизнью, он превратит в руины вашу жизнь, а вы его."

Время от времени, в течении дня находите способы расслабиться, пусть даже на несколько минут. Откройте для себя, какие вещи вас успокаивают. Возможно это сидение на полу, удобно устроив ноги, чашка кофе, музыка, Включайте эти занятия в свою жизнь.

Каждую неделю делайте что-нибудь вне дома, или найдите кого-нибудь кто возьмет малыша к себе, пока вы будете наслаждаться миром и покоем у себя дома. Общественная и социальная деятельность так же, как и другие увлечения и интересы, которые вы планировали продолжить после рождения, не должны быть нарушены только потому, что у вашего ребенка проблемы со зрением.

Не чувствуйте себя виноватым, из-за того, что часть времени вы проведете без своего малыша. Ваш ребенок привыкнет, что есть другие люди, которым можно доверить уход за ним. Кроме того, это даст возможность няне или родственнику возможность лучше узнать малыша. Начинайте выделять время для себя, когда ваш ребенок еще очень маленький, и он будет воспринимать это нормально. Выберите любящую и вызывающую доверие няню или родственника и наслаждайтесь отдыхом. Учитесь доверять другим - это важная часть в социальном развитии вашего ребенка.


Постройте гибкое расписание.
Составление дневного расписания может также снять ежедневное напряжение. Если вы работаете, найдите время составить расписание по уходу за ребенком совместно с няней или работниками дневного центра, в котором будет находится ребенок. Часто бывает, что ежедневные занятия распределены так, что наименее любимые оставлены на последнюю минуту и свалены в кучу. Между тем, ваш ребенок находит комфортным гибкий, но регулярный режим.

Разговаривайте со своим ребенком, всегда говорите ему, что вы делаете. Дайте своему ребенку очевидные звуковые и другие возможные сенсорные знаки, сигналы, чтобы ребенок мог понять что происходит сейчас и что будет происходить дальше и приготовиться к этому. Например ритуал укладывания спать может включать в себя песню или историю, которые будут сигналом отхода ко сну.

Слишком жесткий график может стать причиной многих проблем. Ребенок, поставленный в слишком жесткие рамки, не может адаптироваться даже к незначительным изменениям в распорядке. Использование регулярного, но гибкого графика приучит ребенка к обычному распорядку, с присущими ему неизбежными жизненными паузами и переменами.

В течение дня работа состоит из развития независимости вашего ребенка. Пусть ваш ребенок помогает вам всегда, когда это возможно, Ваши руки должны обхватывать руки ребенка и вы совмещение будете производить действия. Объясняйте ему все, что происходит, находите время обнять ребенка. По словам матери ребенка с потерей зрения, " Объятия очень часто -каждый день - дают нам обоим лучше чувствовать друг друга и подбадривают нас."

Далее помещен примерный распорядок дня для маленького ребенка. Приспособьте его к своей собственной ситуации. Помните, что все дети имеют свои собственные уникальные стереотипы бодрствования, сна и еды. Учитывайте их при своем планировании. Вы должны написать свой собственный график и поместить его там, где вы сами, няня и другие могли его видеть и следовать ему.


Примерный распорядок дня.
Утро.

• Входя в комнату, разбудите ребенка словами, обращенными к нему.

• Прикасайтесь к своему малышу, ласкайте его. ( потратьте несколько минут разговаривая с ним или спойте ему песенку.)

• Оденьте ребенка.

• Подайте завтрак.

• Играйте в простые игры или делайте упражнения с вашим ребенком.

• Подайте ребенку промежуточную легкую еду или сок.

• Играйте с ребенком, выполняйте с ним несложную работу, используя его окружение. ( В хорошую погоду пользуйтесь случаем выйти из дому.) При любой возможности берите с собой ребенка, когда вы выполняете работу возле дома, используя для этого поводья, рюкзачок для переноски ребенка и другие приспособления. Если вы работаете в другом месте, пристройте ребенка возле себя, пусть он играет или дремлет на полу возле вас. Пусть ребенок будет с вами или поблизости от вас когда вы готовите второй завтрак.
День.

• Подайте ланч или другую еду. Говорите ребенку, что вы делаете, и что он ест.

• Посадите ребенка вниз на коврик подремать. (Это ваше свободное время!)

• Играйте с вашим ребенком, используя различные игры, упражнения и другие виды деятельности, стимулирующие сенсорику.

• Подайте обед.

• Поместите ребенка возле себя или в контролируемой вами игровой зоне пока вы готовите ужин.
Вечер.

• Подайте ужин для всей семьи. Пусть ребенок сидит за общим столом, пьет из бутылочки или ест руками твердую пищу.

• Готовьте ребенка к ванной. В ванной используйте все возможности для развития ребенка и накопления им сенсорного опыта.

• Оденьте ребенка ко сну.

• Гладьте ребенка, пойте ему, читайте истории или выполняйте расслабляющие упражнения.

• Обнимите ребенка и мягко поговорите с ним.

• Положите ребенка в кровать.

• Прикоснитесь к ребенку и скажите: "Спокойной ночи!"
Советы и рекомендации по развивающим занятиям смотрите в разделе "Развитие в процессе игры".

И, наконец, помните, ваше расписание должно соответствовать стилю жизни вашей семьи. Используйте это расписание в ежедневной жизни. Помните, такое однообразие и упорядоченность помогут и вам и вашей семье и вашему ребенку.

Часть 2. УСПЕШНЫЙ СТАРТ
Наиболее важные факторы для развития вашего ребенка - это вы и окружение, весь окружающий ребенка мир. Ваша любовь обеспечивает ему надежность и безопасность, в которых он нуждается для развития и обучения. Окружение, которое вы организуете, знакомит ребенка с предметами окружающего мира и возможностью их использования, что необходимо для его развития. Ваш ребенок, как и другие дети, начинает учиться с рождения, разглядывая, ощупывая, воспринимая звуки, запахи и исследуя свое окружение. Это происходит так, даже если ваш ребенок много времени изолирован, находясь в детской кроватке.


Исследование и взаимодействие.
Во-первых, каждый маленький ребенок нуждается в помощи в его исследовании и взаимодействии с предметами вокруг него и понимании своих ощущений. Дети должны научиться тому, что ощущения ассоциируются с людьми и предметами, и что они могут использовать свои ощущения для получения информации о них: их размеров, форм, их близости или отдаленности, их назначения. В основном этот ранний фундамент обучения формируется через игру. Родители начинают играть с малышом, обнимая его, держа его на руках, показывая ему игрушки, предметы домашней обстановки, С помощью жестов и слов ребенку помогают сосредоточить внимание на отдельных ощущениях и интерпретировать их." Ты слышишь это? Это твоя погремушка. Где она?"

Когда ребенок становится старше, он интерпретировать, получаемые ощущения без помощи взрослых. Кроме того, он начинает имитировать действия других людей. После наблюдения за действиями дети пытаются повторить их. Открывая для себя все больше и больше действий, и обследуя окружающее путем проб и ошибок, малыши все больше и больше начинают обучаться сами. Ребенок с нарушением зрения развивается тем же путем, познавая окружающий мир и двигаясь все к большей независимости. Поскольку этот ребенок ограничен в зрительных ощущениях, у него имеются некоторые специфические трудности. Насколько велики эти "специфические трудности" у ребенка с проблемами зрения значительно меняет дело.


Обеспечивайте разнообразное окружение.
Кроме любви и безопасности, одна из самых больших потребностей вашего ребенка с потерей зрения - это разнообразное стимулирующее окружение и поощрение исследования его. Так как ваш ребенок не видит или видит ограничено, он не должен находиться далеко от людей и объектов и должен иметь возможность трогать, слушать, нюхать и пробовать на вкус. У ребенка с проблемами зрения нет настроения, желания и мотивации к исследованиям. Он почти все время находится один в своей колыбельке. Вы должны помочь изменить это, приблизив окружение к нему. Не забываете часто разговаривать с малышом, объяснять ему, что происходит в непосредственном окружении. Объясняйте ему натуральные звуки, которые его окружают, но не звуки телевизора, радио и т. д. Пока ваш ребенок не спит, поднимите его, поносите вокруг. Носите его с собой за спиной в повязке или специальном рюкзачке. Если вы работаете вне дома, положите его на животик туда, где вы можете хорошо видеть.

Убедитесь, что ваш ребенок знает, когда вы собираетесь взять его на руки или хотите поиграть. Подавайте ему об этом сигнал: звук, касание перед началом действия. Организуйте специальные возможности для развития его основных чувств, используя некоторые материалы и действия с ними, рекомендуемые в конце этого раздела.

Если у вашего ребенка есть остаточное зрение, убедитесь в том что предмет находится в поле его зрения. Пусть малыш обследует предметы, которые не видит, путем ощупывания. Направьте обе руки ребенка, чтобы они обхватили предмет или игрушку, когда вы предлагаете ему, покажите, как ее использовать, назовите ее и опишите словами.

Эта вербальная информация может казаться вам бесполезной в столь раннем возрасте, но младенцы копят информацию и будут постепенно использовать ее в перспективе. Повторение необходимо, Знакомство ребенка с миром таким образом требует много времени, но это единственный путь, на котором ребенок способен понять смысл информации, получаемой от органов чувств и использовать эту информацию, чтобы стать независимым. Начните с рождения описывать вашему ребенку игрушки, дом, обстановку, события происходящие вокруг и поощряйте его исследования. Если вы будете делать это ежедневно, это станет вашей второй натурой.

Вначале ваш ребенок может неохотно трогать предметы и ли находиться к ним близко. Это специфическая черта младенцев, которые находились в инкубаторе более 2-3-х дней после рождения. Вы должны постепенно приучать ребенка ощупывать, обнимать, исследовать неизвестные раздражители. Ваша любовь и нежность в сочетании с настойчивостью преодолеют это естественное нежелание. Если ребенок оказывает сопротивление, важно не возвратиться назад и не подталкивать вперед ребенка. Настойчиво и обдуманно измените свой подход.


Построение навыков вашего младенца.
У детей с проблемами зрения имеются специфические трудности на тех этапах развития, на которых зрение играет решающую роль. Если развитие навыков ниже своего уровня, почаще кладите своего ребенка на животик, делайте это с самого рождения. Многие дети сначала не любят лежать в этой позе Однако поза "на животе" крайне важна для вашего ребенка: он учится поднимать и держать голову, развивается контроль головы, развиваются мышцы груди, шеи и плеч. Без этого другие двигательные навыки также будут формироваться с отставанием.

Ваш ребенок следует тем же этапам развития, что и другие младенцы и ему необходима помощь в следующих направлениях:


Игра с руками и пальцами рук и манипуляция предметами по средней линии.
У младенцев с хорошим зрением есть такой период развития, когда они начинают зрительно обследовать свои руки. От этого они переходят к периоду игры с руками - одной рукой играют пальцами другой, обычно по средней линии тела. Вскоре после этого они захватывают предмет и манипулируют с ним, держа двумя руками. Они обследуют объект, поворачивают его и перекладывают из одной руки в другую.

Дети с потерей зрения, возможно потому, что у них нет возможности следить за работой своих рук, начинают пользоваться руками в более позднем возрасте, чем другие младенцы. Помогите ребенку привести свои руки вместе на среднюю линию, на руки или запястья наденьте браслет с колокольчиками, яркие перчатки или носки, помпоны из пряжи, маленькие надувные шары - все, что может помочь ребенку сфокусировать внимание на своих руках. Творчески подходите к этому, посмотрите вокруг себя в доме, что может быть использовано из обычных вещей в этих необычных целях. Клейкая упаковочная лента или разноцветные ленты - хороший пример.

Вы должны поощрять также использование больших ярких игрушек. Большие игрушки требуют одновременной работы двух рук и помогают чувствовать и использовать руки одновременно. Подвесьте эти предметы над кроваткой с помощью веревки или цветной ленты и поощряйте вашего ребенка толкать и бить по ним. Хорошо включить в работу яркие предметы из интересного по фактуре материала, издающие при ударе звуки.

Приведите руки ребенка вместе по средней линии и играйте с ним в игры типа "ладушки". Для некоторых детей поза на боку лучше, чем другие позы, облегчает приведение рук к средней линии.

Младенцы любят также играть своими ножками, и многие из перечисленных идей можно использовать, чтобы заинтересовать ребенка со зрительными проблемами своими ногами. Проще всего это можно сделать, когда ребенок лежит на спине. Помимо использования тактильной чувствительности для привлечения внимания ребенка к своим ручкам и ножкам, можно использовать и обоняние, смочив несколькими каплями духов руки или ноги.


Использование звучащих предметов.
Видящие дети стремятся взять предмет в основном потому, что они его видят. Способность брать предмет развивается обычно около 5 месяцев. Способность стремиться к невидимому предмету основана только на звуке, который он издает, появляется гораздо позже этого возраста. Потерянным оказывается ценное время для ребенка с потерей зрения, который зависит от определения местонахождения по звуку. Они не стремятся к объекту до 10 или 11 месяцев. Учите своего ребенка тянуться к игрушке, хватать ее, организуйте много возможностей для тренировки этих навыков. У вас должно быть много звучащих предметов для обследования: погремушки, пищалку, музыкальные игрушки, закрытая пластиковая бутылочка или коробочка наполненные рисом или горохом, детский ксилофон, барабан и т. д.

Пытайтесь заинтересовать ребенка ими и приучайте хватать их, когда ребенку всего несколько месяцев. Не ждите немедленного результата, может пройти много месяцев, прежде чем ребенок самостоятельно схватит объект, но это будет веселое обучение, если вы будете проводить его в форме игры.

Начинайте игру ребенка со звучащими игрушками с нескольких минут. Предлагайте ребенку послушать звук, а потом ощупать предмет. Затем возьмите игрушку из руки ребенка и держите ее в 5-6 см. от ребенка. Издайте игрушкой звук и побуждайте ребенка схватить ее. Если ребенок после нескольких повторений сам не стремиться к игрушке, направьте его руки к игрушке, снова издайте звук. Затем попробуйте снова. Если ребенок делает хоть слабое движение по направлению к игрушке, наградите его, дав игрушку поиграть на несколько мгновений. Если ребенок научился тянуться к игрушке, отодвигайте каждый раз чуть-чуть подальше. Позже держите ее в различных положениях возле ребенка, чтобы он мог найти и схватить ее. На то время, когда вы не можете быть с ребенком и развивать его хватание, подвесьте свободно звучащие, ярко окрашенные предметы из интересного материала в детской кроватке, над местом, где он играет, возле детского стульчика. Предметы могут быть привязаны эластичной лентой или обычной резинкой, причем несколько из них должны быть привязаны так. чтобы ребенок мог прикоснуться к ним даже при легком движении.


Учите ребенка повсюду двигаться.
Очевидно, что учить ребенка передвигаться в окружающем его мире важно, ребенок же с потерей зрения нуждается в стимуляции с раннего возраста. Сначала младенец нуждается в чувстве доверия и безопасности, чувствуя себя настолько в безопасности, чтобы отважиться на риск. Это ваша обязанность сформировать это чувство со дня рождения ребенка, организовав дома безопасную зону для движений ребенка и сделать это настолько интересным чтобы ребенок хотел двигаться. Поощряйте стремление ребенка ходить повсюду, сделав это занятие веселым и заслуживающим вознаграждения. Используйте для стимуляции его движений игрушки, которые он любит. Приглашайте ребенка ползти или медленно идти к мигалке, положите его на софу играть с подушками, поощряйте его ползти, чтобы схватить пищащую игрушку, и т. д. Убедитесь, что дома все создано для движений. Ваш ребенок может бояться ходить везде по полу, если пол скользкий и ребенок часто падает. Если пол холодный, то ребенок может решить, что лучше ему передвигаться в передвижном сиденье. Если ребенок много раз пытается подтянуться за пуфик, чтобы встать, а пуфик все время отъезжает, у него может появиться мысль, что сидеть или ползать вполне достаточно и интересно. Итак, поощряйте вашего ребенка на все, что сделает его независимым, но убедитесь, что положение, в котором он находится наилучшее из всех возможных, которое и приведет его к успеху.


Стимуляция чувств.
Здесь приведены краткие описания некоторых советов по стимуляции сенсорики. Многие из этих идей исходят от родителей, так что чувствуйте свободными при их использовании, изменяйте экспериментируйте и дополняйте свои собственные идеи к тем, что перечислены.

1. Играя с детьми используйте подвижно подвешенные предметы яркие по цвету и интересные по материалу. Используйте резинку, чтобы привязать их к планке над кроватью или на угол места для игры. ( эластичная лента будет вытягиваться и пружинить, что предотвратит возможность обмотать ее вокруг себя и шеи.). Попробуйте ярко окрашенные мерные ложки, маленькие контрастные Тарелочки из фольги, закрывающиеся чашечки, зубные щетки, щетки для посуды, губки, мочалки, большие помпоны из пряжи, большие колокольчики - более 3, 5 см. в диаметре, пищащие игрушки, контейнер для яиц, алюминиевая фольга, ткань с блестящей нитью.

2. Сделайте лоскутный коврик, используя яркие моющиеся цветные образцы тканей различной фактуры: велюр, сатин, махровая ткань, грубый вельвет, искусственный мех. Сшейте большие куски вместе или пришейте несимметричные куски к старой простыне. Используйте этот коврик в месте, отведенном для игры. Помогите вашему ребенку тактильно обследовать различную ткань.

3. Легонько ударяйте или проводите по телу ребенка кусочками различной ткани другими предметами, обладающими различной поверхностью: бархоткой для пудры, полотенцем, сухой щеткой, салфеткой, чтобы приучить его к прикосновениям. Используйте также лосьоны, детское масло и крем.

4. Вода может быть забавна для вашего малыша. Дайте ему почувствовать свое тело в воде и разницу между теплым и холодным. Детям постарше нравится плескаться в воде ванной, ощущать емкости с водой и опоражнивать их и играть с плавающими игрушками.

5. Игра в песок - хорошее занятие для детей более старшего возраста, когда они уже могут самостоятельно сидеть. Находитесь рядом, покажите, как совочком насыпать песок, проделав это совмещенно. Ребенок может пересыпать песок, шевелить в нем пальцами, погружать туда игрушки, делать горки из влажного песка.

6. Побуждайте своего ребенка хватать свои ножки, приводить свои руки вместе, используя для этого помпон или большой (более 3,5 см в диаметре) колокольчик, или яркие цветные носки. Натяните носки на руки или ноги, чтобы привлечь к ним внимание и помогите ребенку схватить за носок.

7. Используйте различные визуальные стимулы, которые может воспринять ребенок, пусть частично. Тихо включите свет в темной комнате и пронаблюдайте, как среагировал ребенок: мигает, пугается, внезапно становится тихим или возбуждается, а может быть тянется руками к свету. Проделайте то же самое с мигающим светом. Поместите его сначала прямо перед ребенком, потом двигайте в разные стороны, постоянно меняя расстояние до ребенка. Сочетайте мигающий свет с кусочками цветного целлофана и отметьте, как ребенок реагирует на разные цвета. Если вам кажется, что он реагирует на свет, двигайте источником света медленно по дуге, пересекая поле зрения ребенка. Побуждайте ребенка следить за светом, поворачивая его голову. Если ребенок нервничает или чувствует себя некомфортно, попробуйте более мягкий свет, избегайте светить прямо в глаза

8. Ваш ребенок может быть увидит свет, отраженный от зеркальных поверхностей. Это может быть алюминиевая фольга, баллон от сифона, блестящий чайник. Держите их перед глазами ребенка и двигайте из стороны в сторону. Поворачивайте их так, чтобы в них отразился свет, наблюдайте следит ли ребенок за ними.

9. Яркие цветные предметы и их детали могут также привлечь внимание ребенка. Флуорисцентные цвета особенно яркие. Чехлы для зубных щеток, погремушки, мячики из ткани и другие предметы хороши для игры. Помогите ребенку проследить за ними глазами, как вы двигаете ими из стороны в сторону, вверх и вниз. Побуждайте ребенка схватить их.

10. Выбирайте яркие четкие образцы обоев для комнаты вашего ребенка. Ярко окрашенные занавески, шары или планки кровати будут хорошим дополнением.

11. Младенцы обычно любят смотреть на предметы, напоминающие по форме лицо. Вы можете пришить или приклеить простое подобие лица на цветную подушку, сделав "подушку - лицо", чтобы ваш ребенок смотрел и трогал.

12. Используйте резинку для подвешивания предметов над кроваткой и стимулируйте игру ребенка с этими звучащими предметами: погремушки, пищалки, колокольчики, детский телефон, ручки и ложки, связанные вместе, тикающие часы игрушечная гармошка. Некоторые погремушки могут быть сделаны из закрывающихся чашек, привязанных к бортику высокого стульчика. Резинка, привязанная к предметам, помогает подтянуть их, когда ребенок сидит в кроватке, коляске, высоком стульчике.

13. Приучайте вашего ребенка к различным запахам. Смочите клочок ваты духами, ванилью, апельсиновым экстрактом, ментолом. Запечатайте их в маленькую коробочку из-под маргарина и сделайте в крышке несколько отверстий. Пусть ребенок вдыхает запахи и учится их различать. Другие пахнущие продукты включают в себя: мыло, свечи, ладан, крем для бритья, цветы, сосновая хвоя, свежесрезанная трава, различные сорта чая, луковицы, фрукты, шоколад, арахисовое масло, патока, мед, Свежее печенье. Все это имеет свой запах, и приносить различно пахнущие вещества и привлекать к ним внимание вашего ребенка должно стать вашей второй натурой.

14. Вы можете организовать интересную выставку для вашего ребенка, прикрепив в углу комнаты фольгу и освещая ее маленькими цветными лампочками. Если у вас создалось впечатление, что ребенок воспринимает свет, хотя и не показывает этого, он может наблюдать это зрелище из своей кровати или игровой зоны. ( Не используйте мигающее освещение, если ребенок склонен к судорогам, сначала посоветуйтесь с врачом.)

15. Если вы будете держать ребенка в разных положениях, у него будет больше возможностей узнать мир получше. Если держать ребенка на плечах, это очень хорошая позиция для рассматривания и слушания. Если положить ребенка на живот в игровой зоне, ребенок будет учиться держать голову и получит больше возможности для обследования окружения. Вы можете приподнять ребенка с помощью свернутой подушечки или небольшого валика. Пока ребенок не может сидеть самостоятельно без поддержки, попробуйте использовать для этого ящик обитый подушками, посадите туда ребенка и подвижно подвесьте прямо над ним предметы так, чтобы он мог их трогать.

16. Испеките хлеб или пирог вместе с ребенком - это будет ему интересно. Совмещенно с ребенком дайте ему потрогать сухие ингредиенты, перемешать и размешать их. Когда все будет готово, попробуйте с ребенком свое изделие. Часть жидкого теста можно использовать для рисования пальцами на вощеной бумаге.


Использование пяти чувств во время игры.
Организуйте для ребенка различные исследования, во время которых он мог бы использовать все анализаторы: слух, тактильную, вкусовую чувствительность, обоняние, зрение. Когда ребенок маленький, даже лучший специалист не может определить момент, когда ребенок видит. Ребенок, с потерей зрения нуждается в том, чтобы его учили пользоваться остаточным зрением. Это не будет развиваться автоматически. При обучении, он скоро начнет его использовать. Итак, стимулируйте все виды чувствительности своего ребенка.

Когда вы будете организовывать эти и другие занятия для ребенка, возможно полезным для вас будет иметь в уме следующие основные линии вашего поведения:

1. Все занятия с ребенком должны проходить в форме игры, даже если вы будете учить чему-либо. Если у ребенка будет положительный и приятный опыт проведения занятий, он будет хотеть участвовать в них и стремиться к этому. Приглашайте его играть - это лучшая стимуляция.

2. Вознаграждайте даже незначительные попытки участия в обследовании. Смейтесь, прикасайтесь к ребенку, чтобы показать, что вам приятно. Если у ребенка что-то не получается или он упал и огорчился, дотроньтесь до него и поговорите с ним. успокаивая его и мягко побуждая попробовать снова. Награждайте любые его попытки.

3. Говорите о предметах, которые вы показываете, и называйте свои действия. Даже если вам кажется, что ваш ребенок слишком мал. чтобы понимать ваши слова, это будет фундаментом для языкового развития у ребенка и создаст привычку у вас использовать беседу для компенсации того, что ребенок не видит.

4. Побуждайте ребенка к максимальной самостоятельности и независимости. Покажите совмещенно, как обследовать и использовать предмет, а затем одобряйте его любые попытки сделать это самостоятельно.

5. Используйте уже знакомые действия и предметы в дополнение к новым действиям и объектам. Это будет способствовать развитию памяти и уверенности у ребенка.

  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации