Шпоры по экономической теории - файл n1.doc

Шпоры по экономической теории
Скачать все файлы (302 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc302kb.28.01.2014 11:56скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6

Вопрос 1. Экономика и экономическая деятельности, их отражение в экономических науках.

Экономика в дословном переводе с греческого – это наука о ведение домашнего хозяйства. Термин был введен Аристотелем.

Экономика- наука о народном хозяйстве, хозяйствования и отношения между людьми в процессе хозяйствования, главная фигура – человек, так как он создаёт, употребляет и т.д.

Экономика представляет собой совокупность экономических структур, обеспечивающих жизнедеятельность людей. Структура экономики включает сферу материального и духовного производства, а также сферу услуг или инфраструктуру, непроизводственную сферу.

Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий.

В условиях научно-технологической революции ведущее место в развитии экономики занимает информатика, робототехника, электроника и др. виды интеллектуального труда. Этим не исчерпывается понятие экономики. В настоящее время термин экономика употребляется в более широком смысле, а именно: экономика как бережливость, сокращение затрат, рациональное использование ограниченных ресурсов; экономика как народное хозяйство страны, региона, группы стран, всего мира. Отсюда называют региональная, мировая экономика, экономика отдельных стран; экономика как совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления; экономика как научная дисциплина.

Существует целая система экономических наук: а) отраслевые экономические науки (экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.); б) функциональные экономические науки (финансы, статистика, бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг, кредит и др.); в) экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая история, демография и др.); г) экономическая теория как теоретический фундамент экономических наук.

Если экономическая теория изучает экономические законы, управляющие общественным производством, то все остальные экономические науки - проявление этих законов в конкретных областях.


Вопрос 2. Становление и эволюция экономической теории.

Истоки экономической науки возникли и стали развиваться ещё в древней древности.

Наибольшее развитие античная научная мысль получила в трудах Аристотеля. Богатство общества он разделял на 2 вида: бог-то как совокупность натуральных продуктов и бог-то как накопление денег. Источником 1-ого вида бог-ва является земледелие и ремесло. Второй вид бог-ва возникает из обращения и может увеличиваться безгранично. Аристотель называл его противоестественным. Исходя из двоякого понимания бог-ва, он рассматривает продукт как товар, имеющий 2 св-ва – «вещь по назначению», «вещь не по назначению». Попытка Аристотеля проанализировать 2-ое св-во, т.е. форму стоимости и самая ценная во всей древней части истории экономической науки.

Первой теоретической школой экономической теории был меркантилизм (от итальянского «мерканте» - купец, торговец). Он возник в эпоху позднего средневековья, в период разложения феодализма и зарождения капитализма, бурного роста торговли и торгового капитала, подрыва натурального хозяйства и развития товарно-денежных отношений.

Главной сферой человеческой деятельности в это время была торговля, а главной фигурой - купец, поэтому меркантилизм был идеологией торгового капитала. Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Представители этой школы были Т. Ман, А. Монкретьен . Для меркантилизма были характерны две черты: отождествление богатства с деньгами (золотом и серебром), активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Все мероприятия, предложенные меркантилистами, были направлены на привлечение денег.

Поздний меркантилизм основное внимание обращает на активный торговый баланс. Одним из условий его обеспечения - стимулирование производителей, создающих товары на экспорт, и сдерживание импорта.

К.Маркс - наиболее глубокий и оригинальный мыслитель XIX в. Заслуга его состоит в том, что он подверг всестороннему анализу капиталистический способ производства.

Важнейшими открытиями Маркса являются:

1. Материалистическое понимание истории, сущность которого состоит в том, что человеческое общество развивается от низших форм к высшим.

2. Основой жизни человеческого общества является производство материальных благ.

3. Разработал до конца проблему трудовой теории стоимости.

4. Цель капиталистического производства - производство и присвоение прибавочной стоимости и механизм капиталистической эксплуатации.


Вопрос 3. Основные направления современной экономической мысли.

1. Неоклассическое. Представители этого направления являются прямыми последователями А.Смита, выступавшего за максимальную экономическую свободу хозяйствующих субъектов. На первый план здесь выдвигается частная инициатива и свобода частного предпринимательства, минимальное вмешательство государства в экономику. Рыночный механизм способен к саморегулированию, установлению равновесия в экономике, т.е. ими было создано цельное учение о рыночной системе хозяйства Вклад в развитие неоклассического направления английского экономиста А.Маршалла, совершившего маршаллинскую революцию. Он считал себя приемником учения Д.Рикардо и пытался соединить теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности.

2. Кейнсианство и неокейнсианство. Автором этой теории является Д. Кейнс. Возникновение этой теории связано с практической действительностью. Известно, что классики считали, что капитализм - саморегулирующая система. Он считал, что ключевой проблемой капиталистического воспроизводства является емкость рынка, возможность его расширения, а это можно достигнуть с помощью государства, которое инвестирует свои средства главным образом в инфраструктуру. Второй важнейший элемент системы Кейнса - недостаток платежеспособного спроса на товары. Причем Кейнс различал два момента эффективного спроса: потребительский спрос на предметы потребления и инвестиционный спрос предпринимателей на средства производства

3. Институционализм. Основоположником этого направления является Т. Веблен. Последователи У.Митчелл, Д.Гэлбрейт, Я.Тинберген. По их мнению, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими проблемами. Надо учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических. Такими общественными институтами (отсюда и название этого течения) являются формы хозяйственной организации, нормы поведения социальных групп, юридические законы, стереотипы мышления и массового общественного сознания, обычаи и традиции. В основу изучения они предлагают брать не проблемы функционирования общества, а то, как оно развивается, видоизменяется. Рынок, по их мнению, - это нейтральный и не универсальный механизм распределения, а инструмент ресурсов, способствующий обогащению монополий. Основой власти монополий является техника, а не законы рынка. Объект изучения институционалистов – корпорация, являющаяся социально новым институтом по сравнению с частнопредпринимательской компанией в прошлом. В основе развития крупных корпораций лежит не собственность, а технический прогресс.

Вопрос 4. Предмет ЭТ. Альтернативные подходы к его определению. Объекты эконом анализа. Микро- и макроэкономика.

Предметом ЭТ выступает эконом поведение людей в условиях абсолютн и относит ограниченности ресурсов, необходим выбора варианта их альтернативного использования.

ЭТ – фундаментальная наука, изучающая общие закономерности хоз-ной жизни, во взаимосвязи с этико-соц. Процессами на различных уровнях эконом систем.

ЭТ изучает процессы оптимизации пр-ва, распределения, обмена и потребления благ и услуг на основе эффект использования эконом ресурсов с целью макс удовлетворить потребности людей.

С одной стороны сущ. Ограниченные ресурсы, а с другой стороны безграничные потребности.

ЭТ – наука об эконом выгоде.

Предметом изучения ЭТ явл. Также рациональное поведение субъектов хозяйствования, направленное на достижение каждым своих целей в условиях ограниченности ресурсов.

Задачи ЭТ:

  1. Стабилизация эконом развития общ-ва;

  2. становление национ. экономики.

Существуют разные подходы для понятия ЭТ:

  1. Марксистский подход. ЭТ должна изучать совокупность эконом отношений, возникающих в процессе про-ва, распределения, обмена и потребления.

  2. ЭТ рассматр. Как наука о богатстве (Максвелл немец. экономист и Джон ….. анг. экономист).

  3. Кейнс определил предмет ЭТ, как эконом жизнь об-ва, направленная на пр-во матер и нематериальных благ, с целью удовлетворения потребности людей.

Объектом эконом анализа явл.: фирма, п/п, гос-во, человек и т.д.

При макроэкономическом подходе экономика рассматрив как единое целое или как единый хоз-ный комплекс. В качестве основных субъектов эконом жизни выступает домашнее хоз-во, п/п, профсоюзы и гос-во. При макроэконом подходе придётся в 1-ую очередь обратить внимание на поведение гос-ва, выявить закономерности формирования гос-ной эконом политики. С позиций макроэконом анализируется положение национ. экономики на внешних рынках, её перспективы в системе международного разделения труда.

Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики. Микроэкономика изучает поведение потребителя на рынке, экономические отношения фирм, предприятий, их затраты и результаты, ценообразование; объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и доходов


Вопрос 5. Функции экономической теории. Её место в системе экономических наук.

С предметом экономической теории тесно связаны ее функции. Экономическая теория выполняет следующие функции: познавательную, практическую (прогматическую), теоретико-методологическую, прогностическую, мировоззренческую, критическую.

Познавательная функция состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономику общества и представлять полученные знания в теоретическом виде, то есть обобщенно и систематизировано.

Практическая (прагматическая) функция состоит в разработке конкретных принципов и способов рационального хозяйствования, в научном обосновании эффективной политики государства.

Теоретико-методологическая функция проявляется в том, что экономическая теория выполняет роль теоретической и методологической основы для всей системы экономических наук.

Прогностическая функция состоит в том, что, вооружившись знанием экономических законов, экономисты - исследователи разрабатывают планы-прогнозы развития экономики страны как на ближайшую, так и на более длительную перспективу.

Содержание мировоззренческой функции заключается в том, что изучение экономической теории способствует формированию экономического мышления, позволяет дать объективную оценку происходящим экономическим процессам, принять правильное экономическое решение в создавшейся экономической ситуации.

Существует целая система экономических наук: а) отраслевые экономические науки (экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.); б) функциональные экономические науки (финансы, статистика, бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг, кредит и др.); в) экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая история, демография и др.); г) экономическая теория как теоретический фундамент экономических наук.


Вопрос 6. Методы исследования экономических явлений и процессов.

При изучении предмета экономической теории используются различные методы. Выделяют общие мировоззренческие, общие научные и частные методы исследования.

1. Общемировоззренческие принципы определяются избираемой исследователем философской концепцией видения окружающего плана.

2. Общенаучные методы выражают универсальные общенаучные принципы и приемы исследования. К ним относятся: метод научной абстракции состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного и случайного. Результатом этого процесса является разработка категорий, т.е. понятий, выражающих сущность экономических явлений; метод материалистической диалектики. се экономические процессы и явления рассматриваются в непрерывном движении, развитии, изменении, взаимосвязи и взаимообусловленности; специфическим методом изучения экономической теории является метод научной абстракции (абстракция - отвлечение). Чтобы понять существующие взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями, выявить экономические закономерности, законы, лежащие в основе развития общественного производства, надо отвлечься от всего несущественного, второстепенного и выделить самые главные, самые их существенные стороны; метод анализа и синтеза (анализ - расчленение целого на части, синтез - обобщение). Содержание данного метода состоит в том, что сложные явления, процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые детально изучаются. Результаты изучения отдельных частей обобщаются, синтезируются и делаются выводы, обобщения.

При изучении предмета экономической теории используются и другие методы: экономико-математический, метод единства исторического и логического, метод общественной практики, метод количественного и качественного анализа, графический, моделирования, экономический эксперимент и т.д. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.

  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации