Семинар-практикум - Система мониторинга и методика ведения педагогических наблюдений в дошкольном учреждении - файл n1.doc

Семинар-практикум - Система мониторинга и методика ведения педагогических наблюдений в дошкольном учреждении
Скачать все файлы (1333.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1334kb.01.04.2014 04:02скачать

n1.doc

Е.Л.Пенина, заместитель заведующей по воспитательной работе МДОБУ «Детский сад №19», г. Минусинск, Красноярского края

Семинар-практикум «Методика ведения педагогических наблюдений»

План семинара

Цели: уточнение представлений о задачах и методике ведения педагогических наблюдений; о способах и условиях интерпретации и использования полученных в ходе наблюдения фактов.

Материалы для семинара: бумага, фломастеры, стикеры (листочки с клеевым краем) разного цвета и размера; ксерокопии описаний ситуаций, видеофильм Л.Свирской «Методика ведения педагогических наблюдений»

  1. Упражнение в кругу «Диагностика для меня - это…»

  2. Теоретическая часть -1.

  3. Упражнение «Опиши монетку».

  4. Упражнение «Наблюдение за лектором».

  5. Наблюдение как метод педагогической диагностики. Теоретическая часть-2.

  6. Упражнение «Определите фразы, являющиеся наблюдением».

  7. Рефлексия. «Наблюдение за лектором».

  8. Просмотр видеофильма с последующим обсуждением по вопросам.

  9. Система мониторинга в нашем детском саду. Упражнение в кругу «Насколько я готова на сегодняшний день использовать в своей работе педагогическое наблюдение как метод диагностики».


Слайд 1

Ход семинара:

1. Упражнение в кругу «Диагностика для меня - это…»

2. Теоретическая часть.

В «Федеральных государственных тре­бованиях к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования» указы­вается, что «периодичность мониторинга устанавливается образователь­ным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к пере­утомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».

Слайд 2

Наиболее оптимальным режимом организации сис­темы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагнос­тических измерений.

Слайд 3

Рекомендации по проведению основной первичной диагностики.

Первичная диагностика проводится в сентябре и длится около двух недель. Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель, критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (иде­альный результат) и методы. Выбор методов зависит от цели диагностирования. Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения. Он является незаме­нимым при определении первичного диагноза и дает возможность уви­деть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.

На основе этой диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз, оп­ределяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Описание диагностируемого качества нужно взять из образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком. Так, если проводится диагностика развития детей старшей возрастной группы, то для основной первичной диагностики берется описание достижений для ребенка среднего дошкольного возраста.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм дей­ствий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа.

  1. Определение цели и задачи наблюдения

  2. Определение 3—5 детей, за которыми будет вестись наблюде­ние в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день не­обходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспи­тателя.

  3. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообраз­но наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

  4. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, ви­деокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, какие-то из наблюдаемых ситуаций воспитателю просто запомнятся.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.

    1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны по­лучать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики долж­ны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны вос­питателю, чтобы правильно построить образовательную работу, по­нять, чем и как можно помогать детям.

    2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п.

    3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.

    4. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно прово­диться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, вос­питатель может получить информацию о ребенке из бесед с роди­телями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах увлечениях ребенка, о его особенностях об­щения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).

Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, про­водится второй этап диагностики.

Второй этап — уточняющий диагноззанимает одну-две недели и опирается на допол­няющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятель­ности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и роди­телей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также специальные методы диагностики, позволяю­щие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и ин­теллектуального или физического развития, креативности и твор­ческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т.д.

Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его.

Третий этап — окончательный диагноз — заключается не толь­ко в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. В процессе анализа полученных данных и выведения из них опреде­ленного заключения используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики инфор­мацию.

Результатом совместного обсуждения будет заполненная диа­гностическая карта, в которой отражена оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.

По результатам педагогической диагностики проводится проектиро­вание педагогического процесса.

Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей. Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной ра­боты с детьми.

3. Упражнение «Опиши монетку».

Попросить всех участников нарисовать по памяти одну и ту же знакомую всем монетку. Объяснить им, что чем больше деталей они вспомнят, тем лучше.

Когда все закончат, поговорите с участниками о том, что на деньги мы смотрим каждый день, но можем не замечать, как именно они выглядят.

Вывод: то же самое происходит и с наблюдением за детьми – мы занимаемся этим все время, но сами не понимаем, что именно мы видим. Мы должны наблюдать с определенной целью, и точно знать, чему мы являемся свидетелями.

Цели наблюдения:

-Что, по вашему, может являться целью наблюдения?

Участники семинара высказывают свои предположения о том, что может являться целью наблюдения, выслушать их версии, а затем обобщить идеи: целенаправленное систематическое наблюдение нужно для того, чтобы:

выявить причины затруднений.

4. Упражнение «Наблюдение за лектором»

Участникам семинара предлагается взять на выбор по одному листочку (они могут выбрать цвет, размер) и в течение двух-трех минут сделать записи наблюдений за действиями преподавателя, ведущего семинар. По окончании этой работы все стикеры с записями наклеиваются на доску или лист бумаги (должна получиться пестрая, яркая картина). Ведущий на выбор зачитывает записи и предлагает участникам проанализировать их (как правило, в начале обучения одни записи представляют собой перечисление действий «встала, пошла, наклонилась», другие – перечень «гипотетических качеств» – «общительная, уверенная в себе, обаятельная», третьи – перечень «достижений преподавателя», не имеющих отношения к его конкретным действиям – «умеет удержать внимание аудитории, умеет задать вопросы» и пр.). Эта часть семинарского занятия должна показать участникам необходимость наблюдать и делать записи только того, что реально наблюдаешь, а не высказывать гипотезы; не доосмысливать ситуацию; не наделять наблюдаемого тем, чего он на самом деле не делал, не чувствовал, не знал и т.п.

5. Наблюдение как метод педагогической диагностики. Теоретическая часть-2

Слайд 4 Основные понятия

Наблюдение – это процесс, при котором взрослый смотрит, как ребенок работает или играет, но не вмешивается в его занятия.

Ведение записей – это процесс фиксации и документирования примеров определенной деятельности или поведения ребенка. В записях находят отражение интересы, предпочтения, сильные стороны и потребности развития ребенка.

Слайд 5 Как и за кем ведется наблюдение

За конкретным ребенком или за группами детей, по выбору педагогической команды.

Наблюдение за малой группой.

Наблюдение за отдельным ребенком.

Наблюдение по одному или нескольким параметрам.

Слайд 6 Техника регистрации первичных данных наблюдения

Стикеры (листочки с клеевым краем), специальные формы

фотографии, аудио- и видеозаписи, работы ребенка.

Дневниковые записи.

Слайд 7 Где ведется наблюдение?

На открытой площадке, в группе, в столовой, во время прогулок, дома – проще говоря, везде.

Слайд 8 Когда?

Когда это запланировано педагогической командой.

В определенных ситуациях – постоянно. Это становится особенно важным, если нужно вскрыть причину тех или иных особенностей поведения ребенка. Например, взрослые уверены в том, что ребенок агрессивен (гиперактивен и пр.), следует наблюдать за его поведением в течение нескольких дней с тем, чтобы утвердиться или опровергнуть свое мнение.

Слайд 9 Причины, обуславливающие необходимость наблюдения для педагогов:

Слайд 10, 11 Почему мы используем наблюдения, а не тесты

Существуют серьезные возрастные ограничения на использование тестов (дошкольников трудно тестировать в силу недостаточной произвольности их поведения, отсюда либо большие затраты времени, либо невысокая достоверность результатов тестирования).

Из целенаправленных наблюдений и кратких записей увиденных фактов постепенно складывается очень яркая картинка, по которой можно судить о ситуации в развитии ребенка, о его личностных особенностях.

Вот несколько примеров записей наблюдений.

Иван Р. (7 лет)

6. Рефлексия. «Наблюдение за лектором».

7. Упражнение «Определите фразы, являющиеся наблюдением»

Предлагаем участникам семинара листы с описанием ситуаций (среди них есть факты, описанные в ходе наблюдений, есть выводы) и просим отметить среди них те, которые можно отнести к записям наблюдений.

8. Просмотр видеофильма Л.Свирской «Методика ведения педагогических наблюдений» с последующим обсуждением по вопросам:

- Как фиксируются результаты наблюдения*

- Где оформляются результаты наблюдений* Как мы у нас в саду можем это сделать*

- В какое время проводится*

- Кто участвует в процессе наблюдения*

- Какие средства используются в наблюдении*

9. Система мониторинга в нашем детском саду. Запись в «Журнале первичного обращения» в тетради запроса на психолого-педагогическое обследование, запись на индивидуальную консультацию.

10. Упражнение в кругу «Насколько я готова на сегодняшний день использовать в своей работе педагогическое наблюдение как метод диагностики».





















Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации