Тесты по курсу Социология и политология - файл n1.doc

Тесты по курсу Социология и политология
Скачать все файлы (82.6 kb.)

Доступные файлы (2):
n1.doc254kb.20.09.2010 15:02скачать
n2.doc206kb.20.09.2010 15:02скачать

n1.doc

  1   2


ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
Для оценки собственных знаний по результатам тестирования по курсу «Социология и политология» студентам предлагаются верные ответы по каждой теме изучаемой дисциплины. Правильные ответы даны в краткой и развернутой форме. Развернутые варианты ответов помогут студентам не только оценить свои знания, но также восполнить их.

Ключ к тестам по «Социологии и политологии» можно использовать в процессе проверки остаточных знаний студентов.

Если студент ответил на все вопросы тестов, то получает оценку «отлично». Если на 80 %, то получает оценку «хорошо», если на 50 %, то оценку «удовлетворительно».

После изучения нескольких тем, преподаватель, проводя по ним тестирование, сам устанавливает за какое количество вопросов, какую оценку он будет выставлять.
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Вопрос 1: б) философия.

Социология вышла из недр социальной философии и в определённой мере перенимает философскую культуру. Это проявляется в том, что социология придаёт большое значение теоретическому обобщению, целостному осмыслению социальных явлений. Так же, как и философия, социология изучает ценностно-смысловые ориентации человека в мире.
Вопрос 2: в) человеческое общество.

Социология изучает общество как целостный социальный организм, как социальную систему. В отличие от истории, например, социология не акцентирует внимание на датах и конкретных событиях. Она изучает наиболее общие социальные явления, присущие человеческому обществу: социальные отношения, социальные институты, социальные процессы.
Вопрос 3: а) социальные взаимодействия, отношения, социальные процессы, потребности и интересы людей.

Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные процессы и т.д.
Вопрос 4: в) социальных структур и общностей.

Социология наука многоуровневая, представляющая единство макро- и микро- теоретических подходов. Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей и процессов в них происходящих.
Вопрос 5: б) изучении общих вопросов развития общества.

Концепции, выдвигаемые социологами на теоретическом уровне, отличаются высокой степенью абстракции и позволяют понять закономерности развития общества. Например, теория конвергенции, социальной стратификации индустриального общества.
Вопрос 6: а) Р. Мертон.

Идея разработки и термин «теории среднего уровня» принадлежат американскому социологу Р. Мертону. Такие теории исследуют, например, социальные общности, что привело к появлению социологии малых групп, социологии организаций, социологии толпы. На теоретическом и прикладном уровнях эти проблемы подробно не изучались.
Вопрос 7: б) интервью.

Метод опроса может проводиться с помощью анкеты или интервью. Различают несколько видов интервью: формализованное, свободное, фокусированное, телефонное. Целью интервьюирования является выяснение общественного мнения по различным социальным проблемам.
Вопрос 8: в) прикладная.

Так, исследования социологов могут помочь в выборе оптимальных мест для создания новых предприятий, в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию систем трудоустройства, здравоохранения и т.д.
Вопрос 9: а) рассмотрение отдельных частей какого-либо явления в неразрывном единстве с целым.

Системный подход – способ научного познания практической деятельности. Он предполагает выделение определенного параметра, обусловливающего поиск совокупных элементов системы, связей и отношений между ними, а также выяснение принципов иерархии социальной системы.
Вопрос 10: б) непосредственное восприятие социальных явлений в их естественном виде.

В социологии применяются разнообразные методы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервью, анализ документов. Наблюдение возможно в двух вариантах: 1) невключенное наблюдение, которое ведется со стороны и 2) включенное наблюдение, осуществляемое при участии в событиях самого наблюдателя.
Вопрос 11: б) предполагает выбор одного из предложенных ответов.

Например: «Как вы оцениваете работу мэра города?»

1) хорошо;

2) удовлетворительно;

3) неудовлетворительно.
Вопрос 12: а) качественный и количественный анализ.

Качественный анализ применяется, если исследователь работает с редким документом, показывая своеобразие стиля изложения, языка. Количественный анализ (контент-анализ) основан на подсчете слов или словосочетаний в изучаемом тексте.
Тема 2: ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Вопрос 1: б) О. Конт.

Огюст Конт (1798-1857 гг.), французский философ, который впервые употребил название «социология» по отношению к новой науке, науке об обществе. В структуре социологии он выделял социальную статику и социальную динамику. Его основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества».
Вопрос 2: в) Л.И. Петражицкий.

Л.И. Петражицкий (1867-1931 гг.), известен, прежде всего, своими трудами в области социологии права. Особенность общественной жизни он видел в том, что ее подлинную основу составляет психическое взаимодействие людей. Эмоциональная психология человека призвана объяснить мотивы человеческого поведения. Право он разделял на «официальное» (санкционированное государством) и «интуитивное» (переживаемое индивидом).
Вопрос 3: а) демократия.

По мнению древнегреческого мыслителя Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры), демократия (образована от слов «демос» – народ и «кратос» - власть) это форма правления при которой большинство правит в интересах меньшинства. Минусы демократии: 1) права м6еньшинства ущемляются: 2) появляются демагоги, которые управляют толпой и узурпируют власть. Демократия неизбежно перерождается в тиранию.
Вопрос 4: в) Т. Гоббсу.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.), английский философ, разработавший теорию общественного договора. Государство, по его мнению, есть результат заключенного между людьми общественного договора. Люди передают ему свои права, оно же защищает их интересы. Предпочтение он отдает абсолютной монархии. Основные работы: «О человеке», «Левиафан», «Философские основания учения и гражданине».
Вопрос 5: б) либерализму.

Б. Чичерин (1828 –1904 гг.), историк и философ. Он считал, что подчинение граждан государственной власти должно совершаться на основании закона. Закон защищает их свободу и определяет права и обязанности государственной власти. В его концепции либерализма главные положения – о гражданских и политических правах и свободах граждан. Основные работы: «История политических учений», «О народном представительстве» и др.
Вопрос 6: г) “Политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами”. Основателями марксистского учения выступают К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс. Маркс подходил к обществу как целостной социальной системе. В зависимости от отношения к средствам производства общество делится на классы (эксплуататоров и эксплуатируемых). Между классами существуют антагонистические противоречия, которые порождают классовую борьбу. Главный вопрос политики – вопрос о власти, т.е. какому классу принадлежит власть.
Вопрос 7: в) Западная Европа.

Наиболее значительный вклад в развитие социологии в этот период внесли Г.Спенсер (английский социолог), Э.Дюркгейм (французский социолог), М.Вебер, К.Маркс (немецкие мыслители).
Вопрос 8: б) Э.Дюркгейма.

Под социальными фактами Э.Дюркгейм понимал особые, общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллективным сознанием. Это, в частности, моральные и правовые нормы, определенные традиции.
Вопрос 9: в) структурный функционализм, теория конфликта.

Т.Парсонс, Р.Мертон наиболее полно сформулировали основы функционализма. Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

У.Миллс, Р.Дарендорф авторы современной теории конфликта, рассматривают его как неизбежное явление в обществе.
Вопрос 10: в) К.Марксу.

К.Маркс главным средством изменения общества считал революцию – всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по его мнению, разрешить противоречия в обществе.

Вопрос 11: в) П.А.Сорокин.

П.А.Сорокин – крупнейший русский, а затем американский социолог первой половины ХХ в. Он автор нескольких трактатов (самый внушительный из них – двухтомная «Система социологии»), ряда брошюр, и массы научных статей. П.А.Сорокин разработал несколько принципиальный концепций: социальной стратификации, мобильности и др.
Вопрос 12: в) 1930-е годы – конце 1950-х гг. ХХ в.

Практическая ликвидация социологии; полная идеологизация всей общественной жизни страны.
ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Вопрос 1: б) интеллект.

Выделению людей из природного мира способствуют труд и общение, то есть коллективный характер деятельности. Взаимодействие между индивидами невозможно без интеллекта, который позволяет сохранить результаты совместного труда. Такие категории, как интеллект, сознание, духовность лежат в основе самосохранения человеческого общества.
Вопрос 2: г) 6-10 тыс. лет назад.

Именно в этот период появляются широкие и разнообразные связи между людьми. Возникают социальное расслоение; классы; многоуровневое управление обществом через государство. Начинают развиваться такие отрасли экономики, как скотоводство и земледелие, то есть производящий тип хозяйства.
Вопрос 3: г) Г. Спенсер.

Английский философ и социолог Г. Спенсер разработал в XIX веке учение о социальных институтах. Он полагал, что любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальным группам удовлетворять свои потребности. Социальные институты упорядочивают социальные отношения, объединяют отдельных индивидов.
Вопрос 4: в) семейный.

Основой всех социальных институтов является семья. На её примере чётко прослеживается процесс институционализации. Именно в семье появился первый в истории вид социальных норм, под которым понимается запрет кровосмешения, грозивший человеческому роду генетическим вырождением.
Вопрос 5: б) наиболее крупное объединение людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, территорией, культурой.

Ответы: а) – соответствует понятию страна; в) соответствует понятию – государство.
Вопрос 6: а) Д.Белл, Р.Арон, У.Ростоу.

Авторы этой теории исходят из того, что любое общество в своем развитии неизбежно проходят три стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.
Вопрос 7: а) научно-технический прогресс.

Последовательный научно-технический прогресс, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии являются основами развития индустриального общества.
Вопрос 8: в) промышленность.

Ключевой сферой экономики в доиндустриальном обществе является сельское хозяйство, в индустриальном – промышленность, в постиндустриальном – сфера услуг (прежде всего наука и образование).

Вопрос 9: в) процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Вопрос 10: а) удовлетворение социальных потребностей.

Так, экономические институты удовлетворяют потребности в производстве и реализации товаров и услуг; политические институты – в регулировании взаимоотношений людей, управлении и контроле за социальными процессами.
Вопрос 11: б), в) постепенно преобразование мирового пространства в единое целое, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги, рабочая сила; интеграция на макроуровне.

После распада СССР процессы глобализации ускоряются.
Вопрос 12: в) богатым индустриальным странам.

Богатые индустриальные страны пользуются плодами глобализации. Растущий социально-экономический и культурный разрыв между «золотым миллиардом» человечества и остальным населением планеты становится все более очевидным. Так, совокупное состояние 200 самых богатых людей Земли превышает совокупный доход 41% населения Земли. Интеграция идет без учета интересов большинства государств.
Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
Вопрос 1: б) любое социальное объединение людей.

В широком смысле понятие «социальная группа» охватывает любое объединение людей от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества.
Вопрос 2: б) определенный способ взаимодействия, членство, групповая идентичность.

Американский социолог Роберт Мертон выделил три основные черты социальных групп:

1) определенный способ взаимодействия между их членами. Так, например, члены городских молодежных группировок вместе слоняются по улицам, совместно планируют будущие действия, защищают друг друга в случае нападения извне и т.д. Не менее важное правило состоит в том, что члены группы не должны общаться с «посторонними» в той же манере, что и со «своими», а тем более это относится к представителям конкурирующих группировок;

2) членство, чувство принадлежности к данной группе. Так, например, военные активно рекрутируют новобранцев, причем вступление в группу сопровождается специальным обрядом инициации, связанным с прохождением «курса молодого бойца» и принятием воинской присяги. Коллективное членство в военной корпорации подчеркивается воинской формой, знаками различия, всевозможными символами и ритуалами;

3) групповая идентичность с точки зрения посторонних. Например, футбольные фанаты «Спартака» идентифицируются фанатами других футбольных клубов именно как группа. Работники правоохранительных органов, сталкивающиеся с ними по долгу службы, также считают их достаточно сплоченной группой.
Вопрос 3: в) семья.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Впервые ввел в научный оборот понятие «первичная группа» американский социолог Чарльз Кули, однако применял он данное понятие лишь по отношению к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Впоследствии социологи стали применять данный термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы, в том числе, и по отношению к таким группам как влюбленная пара, группа друзей.
Вопрос 4: г) научно-исследовательский институт.

Вторичная группа образуется из людей, общение между которыми носит формальный, обезличенный характер, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Так, например, в научно-исследовательском институте должности научного сотрудника, инженера или техника может занимать любой человек, обладающий соответствующей подготовкой.
Вопрос 5: в) экспрессивная.

Экспрессивная функция социальных групп заключается в том, что они имеют своей целью удовлетворение эмоциональных потребностей своих членов, их стремления к социальному одобрению, уважению и доверию. Экспрессивные группы возникают стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами могут служить компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки.
Вопрос 6: б) инструментальная

Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Подобные «инструментальные» группы образуются для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Например, бригада врачей скорой помощи, футбольная команда или воинское подразделение создаются для достижения определенных целей.
Вопрос 7: г) давление на членов группы.

Конформизм (от лат. conformis – сходный, подобный) – поведение, управляемое давлением группы. Группы в процессе своего функционирования вырабатывают нормы, которые члены группы должны соблюдать ради сохранения ее целостности. Индивид чувствует ожидания и склонен им соответствовать. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. За нарушение норм данной группы возможен широкий диапазон осуждений и санкций со стороны группы.
Вопрос 8: а) по численности.

В зависимости от численности принято разделять группы на диады, триады, тетрады, пентады и т.д., но наиболее распространенными и показательными являются диады и триады как основа, «кирпичики» более сложных социальных конструкций. Диада – группа, состоящая из двух человек (влюбленная пара, двое друзей) является наиболее хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы. Триада образуется, когда к группе из двух человек присоединяется третий. В таких группах складываются сложные отношения. По мнению немецкого социолога Георга Зиммеля, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах.

Вопрос 9: а) целенаправленность, формализация внутренней структуры.

Исследователи выделяют две специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп. Во-первых, организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированны на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая из организаций целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, больница – для лечения больных. Во-вторых, организации – такие группы, которым свойственны высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают все сферы поведения ее членов. Директор, его заместители и помощники или рядовые исполнители – все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личных качеств.
Вопрос 10: в) школа.

В зависимости от степени формализации существующих в организациях связей, взаимодействий и отношений традиционно принято их разграничивать на формальные и неформальные. В число формальных организаций входят родильные дома, школы, магазины, фабрики, государственные учреждения и многие другие.
Вопрос 11: в) благотворительная организация.

В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций в обществе возникают и функционируют неформальные организации. К их числу относят добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи. Неформальные организации, как правило, неиерархичные; в них отсутствуют фиксированные должности, связанные с бюрократиями. Членов неформальных организаций обычно связывают некие моральные принципы.
Вопрос 12: в) М.Вебер.

Основные черты идеальной бюрократии выделил немецкий социолог Макс Вебер. Среди них: 1) Наличие иерархии власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности». 2) Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. 3) Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Продвижение осуществляется на основе способностей, старшинства или смеси того и другого. 4) Существует разделение между обязанностями должностных лиц внутри организации и жизнью вне ее. 5) Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. Вебер полагал, что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она может справляться с задачами, для решения которых была создана. В тоже время он признавал, что бюрократия создает проблему «канцелярщины», допускал, что бюрократические процедуры утомительны и препятствуют применению творческих способностей.
Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Вопрос 1: а) власть, престиж, доход.

Главные критерии стратификации: престиж профессии, образования, доход, объем власти. Доход – совокупность денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Власть – способность принимать жизненно важные для общества решения. Престиж – уважение, которым в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятия.
Вопрос 2: в) классы.

В открытых классовых обществах каждый человек может подниматься и опускаться по социальной лестнице, используя собственные способности и активность. В закрытых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он не предпринимал, общество исключает для него социальный подъем. Примером закрытого общества может служить кастовое общество в Древней Индии. Современные общества, классовые, относятся к открытым.

Вопрос 3: а) уровень полученного образования.

Образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. Институт образования всегда служил мощным каналом социальной циркуляции. Такой «социальный лифт» проходит по всем этажам и достигает верхних страт.
Вопрос 4: а) П.Сорокина.

П.Сорокин в работе «Человек. Цивилизация. Общество» выдвинул основные принципы стратификации. «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (население) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества», - утверждал автор.
Вопрос 5: б) средний класс.

Значительный средний класс, составляющий около 60 % населения страны, обеспечивает социально-политическую стабильность общества. Он служит социальной базой политической власти, поскольку политическая власть, государство стремится сохранить и расширить средний класс.
Вопрос 6: а) группа, на которую равняется индивид, выступающая для него эталоном. С этой группой индивид сопоставляет свои социальное положение, поведение и установки.
Вопрос 7: б) совокупность социальных групп.

Под социальной структурой в социологии понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.
Вопрос 8: а) престиж.

В социологии один из ведущих критериев стратификации выделяют социальный престиж, воплощающийся в разделении общества на классы: «высший», «средний» и «низший».
Вопрос 9: а) пирамида.

Пирамидальная модель социальной стратификации включает небольшие по численности высший и средний класс. Значительная часть населения находится в низшем классе.
Вопрос 10: а) социальный слой.

Под стратой понимается определенный социальный слой, выделяемый по одному из параметров: доход, образование, собственность, власть, престиж.
Вопрос 11: б) горизонтальной социальной мобильности.

При горизонтальной социальной мобильности люди перемещаются внутри одного слоя.
Вопрос 12: а) углубление и расширение рыночных реформ.

Формирование в РФ ромбовидной модели социальной стратификации означает увеличение и стабилизацию среднего класса, что является возможным лишь при углублении и расширении рыночных реформ.
Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Вопрос 1: г) пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена.

Тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве, называется социальным контактом. Пространственный контакт первоначальное звено формирования социальных взаимосвязей. Выделение того или иного человека из определенного пространства в соответствии с вашими потребностями (например, он обладает нужной информацией) называется контактом заинтересованности. Контакты обмена возникают, когда индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов.
Вопрос 2: б) ценностно-рациональное действие является наиболее массовым в обществе.

Действие индивида подчинено требованиям, в повиновении которым данный человек видит свой долг; в разрешении противоречий между целью и ориентацией на другого, он полагается полностью на принятые им ценности.
Вопрос 3: б) от социального контакта к социальному действию и социальному взаимодействию.

Социальные контакты предшествуют всякому социальному действию. Систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера называются социальным взаимодействием. Например, учебный, производственный процесс.
Вопрос 4. б) теория аномии.

Согласно теории аномии, автором которой является Э.Дюркгейм, возрастание количества девиации обусловлено такими периодами общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов. Так бывает в кризисные времена глубоких реформ, революционных переворотов, когда рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенность привычных моральных и правовых норм.
Вопрос 5. б) преступность, пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, азартные игры, самоубийство.
Вопрос 6: в) кратковременные, легко прерываемые социальные связи.

Социальные контакты предшествуют социальному действию. В процессе контакта осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым взаимосвязям.
Вопрос 7: б) М.Вебер.

М.Вебер считал, что не всякое человеческое действие может быть социальным. Только ориентированное на других людей действие является социальным.
Вопрос 8: а) в том, что оно ориентировано на поведе6ние других людей.

Столкновение велосипедистов может быть не более чем происшествие, но попытка избежать столкновения, потасовка или мирное урегулирование конфликта – это уже социальное действие.
Вопрос 9: аффективное.

Аффективное действие отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения, поэтому оно иррационально.
Вопрос 10: а) проявление социального взаимодействия.

Сотрудничество как тип взаимодействия проявляется, например, в деловом партнерстве. Его отличает обоюдная заинтересованность, выгодность для обеих сторон.

Соперничество как тип взаимодействия проявляется в стремлении опередить, отстранить или уничтожить соперника.
Вопрос 11: б) социализацию, групповое давление, принуждение.

Социальный порядок обеспечивается с помощью социального контроля. Социализация формирует стандарты поведения, является основным фактором социального контроля. Социальная группа отталкивает, исключает тех ее членов, которые не разделают определенный минимум культурных норм данной группы. Принуждение осуществляет государство, опираясь на нормативную систему.
Вопрос 12: г) такой теории не существует.
Тема 7. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Вопрос 1: г) социальное положение человека.

Социальное положение конкретного человека в общественной системе, его права, функции и обязанности, определяют социальный статус индивида. Каждый человек включен во множество социальных связей, социальных институтов, взаимодействует с другими людьми по различным поводам, выполняет различные функции. Это свойство любого индивида.
Вопрос 2: б) совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

Статусный набор включает как прирожденные, так и достижимые статусы личности. Человек обладает сразу несколькими статусами и исполняет при этом бесконечное множество ролей. В статусном наборе выделяют ведущий статус, который обусловлен профессией личности. Главный статус определяет человека социально.
Вопрос 3: Ч.Кули.

Ч.Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Такой процесс важную роль играет в раннем развитии ребенка, поскольку выстраивается стабильная концепция собственной личности.
Вопрос 4: б) нуклеарный.

Нуклеарная семья включает супругов и детей, находящихся на их иждивении. Ее основу составляют мужчина и женщина, связанные брачными отношениями. Семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитания подрастающего поколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.
Вопрос 5: б) семья.

Семья обеспечивает включение индивида в другие социальные структуры. От того, насколько плавно и без конфликтно осуществлялась социализация личности, зависит насколько комфортно будет чувствовать себя личность во взрослой жизни.
Вопрос 6: а) усвоенные, приобретенные.

Понятие «личность» в социологии включает целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Вопрос 7: а) ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом.

Социальная роль личности – ожидаемое поведение, типичное для людей данного статуса в данном обществе.
Вопрос 8: б) к понятию «социальный статус».

Социальный статус личности – положение индивида или социальной группы в системе социальных связей; права, обязанности и функции по отношении к другим участникам социального взаимодействия.
Вопрос 9: а) личный статус.

К первичным социальным группам относятся: семья, друзья. Личность обладает в первичной группе личным статусом.
Вопрос 10: в) социальное происхождение.

Предписанный социальный статус личность получает при рождении: место рождения, социальное происхождение, национальность.
Вопрос 11: г) личность

Определение понятия «личность» включает наличие социальных свойств, что и отражает ее социальную сущность.
Вопрос 12: а) конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

К агентам социализации относятся родители, родственники, друзья, учителя, работники предприятия, где работает человек, СМИ и т.д.
Тема 8. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Вопрос 1: в) явления, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе.

Термин «культура» произошел от латинского «culture» - «возделывать, облагораживать». Когда мы говорим о культуре, то имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе – изготовление орудий труда, религия, одежда, украшения, шутки и т.д.
Вопрос 2: б) духовная.

Для социологии интересна в первую очередь нематериальная, духовная культура, так как именно она играет определяющую роль в жизни общества. Объекты материальной культуры (строения, памятники и т.д.) могут быть разрушены в результате войны, катастрофы, но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной, духовной культуры невосполнима.
Вопрос 3: а) культурные явления, свойственные всем обществам.

Каждое человеческое сообщество (от самого мелкого до сверхбольшого, как цивилизация) создает на протяжении своего существования собственную культуру. В результате в историческом процессе сложилось множество культур, и перед социологами встала проблема определить – существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное для культурных сообществ. Оказалось, что можно выделить множество культурных универсалий, свойственных всем обществам, как язык, религия, символы, украшения, спорт и т.д.
Вопрос 4: а) в стремлении оценивать культуру других народов с позиции превосходства своей собственной.

Культурный этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным стандартам своей этнической общности. Эталоном культуры является культура данной группы, народа и, как правило, результат сравнения предопределен заранее в пользу своей культуры.
Вопрос 5: г) страх и ненависть к другой расе, народу, культуре.

Этноцентризм может перерастать в национализм и ксенофобию – страх и ненависть к другой расе, народу, культуре. Проявлениями этого являются известные рассуждения об отсталых нациях, примитивности культуры какого-либо народа, о богоизбранности своего народа и т.д.
Вопрос 6: а) язык, ценность, культурная норма.

К базисным элементам культуры относятся язык, ценность, культурная норма. Язык – понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено. В фундаменте культуры лежат ценности. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться. Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры. Культурная норма – это правило, образец, стандарт поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.
Вопрос 7: б) любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность.

Ценностью называется любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе воспитания, обучения и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.
Вопрос 8: б) представления о добре и зле, счастье, цели жизни.

В систему ценностей индивида могут входить следующие ценности:

- смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели жизни и т.д.);

- универсальные, которые, в свою очередь подразделяются на витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность; общественного признания (высокое социальное положение); межличностного общения (доброжелательность); демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет);

- партикулярные (привязанность к «малой Родине», семье).
Вопрос 9: б) стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения.

Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения. Обычные нормы складываются исторически на протяжении жизни многих поколений и становятся всеобщими в результате многократного повторения. Примерами обычаев являются свадьба, празднование Нового года, хождение в гости и т.д.
Вопрос 10: а) элитарную, народную, массовую.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы и каков уровень ее элементов различают 3 формы культуры: элитарную, народную, массовую. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами и включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу, которые трудны для понимания неподготовленного человека. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, и включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д. Массовая культура - феномен общества ХХ в. - включает кино, печать, поп-музыку, моду. Она создается профессиональными авторами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.
Вопрос 11: г) контркультура.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности и нормы, мало отличающиеся от общепринятых, но обязательные для исполнения только по отношению к «своим», (на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство («блатные» песни, например).
Вопрос 12: б) мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народ-ной культуры могут быть индивидуальными (изложение леген-ды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно назва-ние народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности и демокра-тичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Вопрос 13: а) гуманистическая

Гуманистическая (человекотворческая) функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности. Культура формирует и развивает саму сущность человека, его способности и свойства.
Вопрос 14: в) функция трансляции социального опыта.

Культура, выполняя функцию трансляции социального опыта (информационную), обеспечивает связь времен, поколений данного общества. Культура является социальной памятью человечества, однако этот не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших его образцов.
Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
Вопрос 1: б) социальные изменения, имеющие направленность в сторону улучшения, совершенствования.

Социальное развитие характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, совершенствования.
Вопрос 2: а) эволюционистская теория.

Сторонники эволюционистской теории (О.Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) признавали объективный поступательный характер социального развития; прямолинейное движение общества к более совершенному состоянию.
Вопрос 3: в) социокультурная.

Сторонники социокультурной теории (П. Сорокин) полагают, что изменения, происходящие в мировоззрении, религии, системе ценностей, менталитете социальных групп, обществ, эпох, определяют все остальные изменения, происходящие в обществе.
Вопрос 4: в) это процесс постепенного накопления каких–то новых элементов, свойств.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что это радикальные изменения, радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие; во-вторых, потому что они не частные, а общие и даже всеобщие изменения; в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.
Вопрос 5: б) модернизация.

В современной науке для обозначения процесса перехода от традиционного (аграрного) общества к современному используется понятие модернизация (фр. moderne – современный) как вид социальных изменений, отвечающих требованиям современности. Модернизация общества предполагает прежде всего его индустриализацию.
Вопрос 6: г) несовместимость интересов, целей, желаний и претензий конфликтующих сторон.

Универсальным источником конфликта является несовместимость интересов, целей, желаний и претензий конфликтующих сторон, ибо потребности людей постоянно растут, а возможности для их удовлетворения всегда ограничены.
Вопрос 7: а) участники и субъекты конфликта; причины и источники возникновения конфликта; конфликтное взаимодействие; последствия конфликта.

Условием возникновения социального конфликта является наличие по меньшей мере 2-х сторон-участниц, причем стороны понимаются широко – от отдельных индивидов до общественных классов, государств. Причины и источники возникновения конфликта могут быть разнообразными: социальное неравенство (дефицит жизненных благ, позиций в обществе), наличие противоположных ценностных ориентаций, идеологические разногласия, несовершенство человеческой психики (зависть, ненависть) и т.п. Конфликтное взаимодействие – это всевозможные формы поведения и действий участников конфликта, направленных на изменение поведения противника. Действия сторон могут быть открытыми или скрытыми, физическими, психологическими, идеологическими и т.п. Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным затратам ресурсов, а с другой – являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы, служит одним из способов изменения проводимой политики, всей социальной системы или положения в ней отдельных групп.
Вопрос 8: а) на предконфликтной стадии.

На предконфликтной стадии конфликтующие стороны, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности (материальные, информационные, властные и другие ресурсы), предпринимают шаги по консолидации сил, поиску союзников, определяют стратегию действий.
Вопрос 9: в) рациональные и эмоциональные.

По своему внутреннему содержанию конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества. Такие конфликты не бывают затяжными, так как обе стороны стремятся к улучшению взаимоотношений. Поведение сторон диктуется рассчитанными ходами с учетом шансов на выигрыш. В эмоциональном конфликте стороны переходят на личностный уровень, формируют в своем сознании образ врага и действуют на основе неприязни, которая может перерасти в ненависть. Самоэскалация (разрастание) конфликта приводит к потере первоначальной цели, а на первый план выходит стремление доминировать над противником, причем любой ценой. Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве они не управляемы (например, этнонациональные, религиозные конфликты).
Вопрос 10: в) стратегия предупреждения.

Стратегия предупреждения заключается в предотвращении деструктивных социальных конфликтов путем устранения источников социального напряжения. Структуры власти должны уметь согласовывать противоречивые групповые интересы и регулировать крупные социальные конфликты. Защита прав и свобод человека, возможность получения образования, рост доходов членов семьи, развитие здравоохранения, система социального обеспечения, создание рабочих мест – наиболее значимые условия предупреждения социальных конфликтов.
Вопрос 11: в) когда присутствует продвижение конфликта к разрешению.

Замалчивание конфликта на первых порах может притормозить его развитие. Пресечение конфликта с помощью репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам может на какое-то время сдержать действия сторон. Но при этом сохраняется угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корни оказываются незатронутыми. Только продвижение конфликта к разрешению определяет его конструктивную значимость, и в этом смысле социальный конфликт является движущей силой позитивных социальных изменений.
Вопрос 12: г) дестабилизационная.

Конфликты несут в себе серьезную угрозу стабильности общества, однако они выполняют и позитивные (интегративные) функции. Конфликт препятствует застою, окостенению социальной системы. Постоянное разрешение конфликтов вызывает обновление и прогрессивное изменение системы, т.е. конфликт выполняет инновационную функцию. Сигнальная функция конфликтов выражается в том, что они дают сигнал о неблагополучии в социуме, обнаруживают назревшие проблемы в нем, вскрывают причины неудовлетворенности людей. Диагностическая функция конфликтов заключается в том, что они выявляют изменение соотношения сил, дают картину реальных противоречий и способствуют более четкому осознанию противоборствующими сторонами своих интересов.
Тема 10. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
Вопрос 1: б) 40-е годы ХХ в.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХ века.
Вопрос 2: а) политическая сфера общественной жизни.

Объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических, иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни.
Вопрос 3: а) познавательная.

Политология обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов.
Вопрос 4: е) политическое моделирование.

Этот метод состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучений их моделей. Системное моделирование активно применяется для анализа избирательных компаний, а так же для прогнозирования политических процессов.
Вопрос 5: а) исторический.

Широко используется в политологии исторический метод, т.е. изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.
Вопрос 6: а) интересы социальных групп.

Основными субъектами политических связей являются индивиды, объединенные в социальные общности, каждая из которых имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, которые определяют их объективное положение в обществе.

Вопрос 7: а) выработка и принятие решений.

Прикладная политология вырабатывает практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, краткосрочные прогнозы, которые используются при принятии политических решений.
Вопрос 8: а) политическая культура.

В рамках сравнительной политологии проводятся исследования политической культуры различных стран и регионов, политических систем, организаций, политической антропологии и психологии.
Вопрос 9: г) прогностическая.

Прогностическая функция проявляется в практической направленности. Она дает кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.
Вопрос 10: в) в разработке альтернативных сценариев будущего политического развития.

Политология способна дать долговременный прогноз, представить альтернативные сценарии будущих процессов, рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов.
Вопрос 11: в) законы, позволяющие регулировать поведение людей.

Форма политики – это ее организационная структура, институты (государство, партия и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.
Вопрос 12: а) механизмы и мотивы принятия решений.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.
Вопрос 13: г) системно-функциональный.

Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем могут быть рассмотрены любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь.
Вопрос 14: б) выработка решения.

Метод экспертных оценок наиболее эффективен для решения широкого круга проблем политической жизни – выработка управленческого решения.
Вопрос 15: а) анализ избирательных компаний.

Системное моделирование активно применяется для анализа повторяющихся избирательных компаний, а также для прогнозирования результатов выборов в парламент. Сегодня в связи с совершенствованием программных средств, моделирование политических процессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки.


ТЕМА11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Вопрос 1: б) сущность власти заключается в праве повелевать.

Властные отношения объективно присущи общественной жизни, так как жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Сущность власти заключается в праве и возможности одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; в способности и возможности одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
Вопрос 2: в) верховенство, всеобщность, легальность в использовании силы, моноцентричность, маневренность.

Категория «политическая власть» включает в себя все составляющие категории «власть», но имеет и свои отличительные особенности: 1) верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить экономическую, социальную и другие формы власти, поставить их в определённые рамки; 2) всеобщность, то есть публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права и распространяется на весь социум. Она решает проблему согласия, учитывая то обстоятельство, что общество разделено различными интересами; 3) легальность в использовании силы и других средств власти в пределах страны; 4) моноцентричность, 5) маневренность, то есть использование широкого спектра средств для завоевания, удержания и реализации власти, мобилизации общества на достижение каких-либо целей.
Вопрос 3: в) существование общегосударственного центра принятия решений.

Однако политическая власть осуществляется не только системой государственных органов, но и такими субъектами, как политические партии и общественные объединения. В них концентрируются права и воля людей, наделённых властными полномочиями.
Вопрос 4: а) субъект, объект, ресурсы власти, процесс власти.

К субъектам власти в политологии относят властвующих, например, народ, государственный орган, отдельную личность Объектом политической власти может быть общество в целом и каждый гражданин в отдельности.

Главным субъектом и объектом политической власти выступает народ, однако при различных формах правления степень его участия в политической жизни также различна.

Кроме субъекта и объекта политической власти в её структуру входит ещё один компонент – ресурсы власти, с помощью которых субъект осуществляет воздействие на объект и процесс взаимодействия участников политических отношений.
Вопрос 5: а) подчиняющиеся.

Это те, на кого направлены властные отношения.
Вопрос 6: в) армия.

Силовые ресурсы – армия, полиция, суд, прокуратура и другие – выполняют функции обеспечения обороны страны, безопасности политической власти, охраны внутреннего порядка. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы политическая власть использует постоянно, так как они действенны, заставляют граждан подчиняться данной власти. Чем слабее политическая власть, тем чаще она прибегает к насилию, вызывает страх, лишая людей собственности, свободы и даже жизни. Экономические и силовые ресурсы были и остаются главными источниками власти.
Вопрос 7: в) слои населения, которые поддерживают власть.

Социальные ресурсы включают в себя слои населения, активно поддерживающие существующую политическую власть, заинтересованные в её устойчивости и группы населения, испытывающие бессознательное доверие к власти. Для мобилизации социальных ресурсов политическая власть использует не только социальную политику, но и идеологические, информационные методы. Они помогают населению понять намерения властвующих структур; создают благоприятный имидж официальной власти, рекламируют её; дискредитируют оппозиционные политические силы.
Вопрос 8: б) интерес.

Интерес, важный психологический ресурс, используется властью с древнейших времён. Интерес может заключаться в достижении материального благополучия, развитии личности, получении творческой работы, удовлетворении культурных запросов.

Наибольшее влияние на политическую власть оказывают общечеловеческие интересы; интересы классов, социальных групп, слоёв; национальных и этнических групп; региональных групп; трудовых коллективов; демографических групп, вытекающие из половозрастных особенностей; религиозных групп; интересы семьи.

Страх, самый древний психологический ресурс власти. На более поздней стадии развития общества возникает другой психологический комплекс – комплекс стыда. Власть использует его для воспитания индивидов, послушных политической власти.

Раннее христианство способствовало зарождению ещё одного психологического ресурса власти – комплекса вины. Суть его заключается в том, что человек, не выполняющий свой гражданский долг, должен испытывать чувство вины.

В эпоху итальянского Возрождения появляется комплекс совести. Сознательные граждане, по мнению представителей власти, обязаны подчиняться законам государства, выполнять свои обязанности. Совесть является мощным психологическим ресурсом власти и не утрачивает своего значения в современном мире.

Убеждение как ресурс власти формируется на основе знаний и внушения. Оно создаёт внутреннюю установку, необходимую для объекта власти, исполняющего волю субъекта. Большое значение этот психологический ресурс получил с момента создания средств массовой информации (СМИ), которые направляют сознание общества в нужном данному политическому режиму направлении.

К информационным ресурсам, в первую очередь, относятся средства массовой информации. Это самый поздний вид ресурсов, которыми начала располагать политическая власть. СМИ обладают высокой эффективностью воздействия на массовые аудитории и играют важную роль в становлении и функционировании политической власти. В политической жизни используется комплекс ресурсов власти, все ресурсы действуют постоянно и одинаково необходимы для политической власти.

Именно ресурсы делают реальным процесс власти, который характеризуется способом и механизмом властвования.
Вопрос 9: б) признание людьми законности, правомерности официальной власти.

Важным элементом власти, наряду с субъектом, объектом, ресурсами и процессом является легитимность политической власти. «Легитимность» (от латинского legitimus – законный) в политологии означает признание обществом законности, правомерности официальной власти. В науку понятие «легитимность власти» впервые ввёл М.Вебер, который показал, что обретение властью законности может осуществляться по-разному в различных обществах. Он выделил три основных типа легитимности: традиционный, рационально-легальный и харизматический.
Вопрос 10: а) обычай.

К исторически первому типу легитимности относится традиционный. Он характерен для монархической формы правления, обладающей следующими чертами: власть передаётся по соответствующим канонам престолонаследия; право наследования престола освящено древними обычаями, указывающими, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей; традиционные нормы выступают источником отношений господства и послушания, рассматриваются как нерушимые, неподчинение им ведёт к применению карательных санкций.

Вторым типом легитимности власти является рационально-легальный. По мнению М.Вебера, в его основании лежит «царство закона» и свободное волеизъявление граждан.. Вместе с тем нормы могут быть изменены в соответствии с установленными законом процедурами.

Третий тип легитимности власти назван харизматическим (от греческого harisma – «божественный дар»). Под харизмой понимают способности индивида, дарованные ему природой и выделяющие его из толпы. К харизматическим качествам относят дар магии и пророчества, выдающуюся силу духа и слова. Эти уникальные, исключительные свойства позволяют политическому лидеру быть пророком и вождём и таким образом удерживать свою власть.
Вопрос 11: б) демократия.

Демократический режим характеризуется следующими чертами. Источником власти является народ. Народ имеет право влиять на выработку политических решений. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами. Принцип разделения властей действует фактически. Неотъемлемой чертой данного режима является политический плюрализм. Высокая степень реализации прав человека выражается в выполнении международных юридических актов, провозглашающих и закрепляющих права граждан.
Тема12.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Вопрос 1: а) контроль за соблюдением норм.

Г. Алмонд выделил две группы функций политической системы: функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода» относятся: политической социализации и привлечения к участию; артикуляции интересов; агрегирования интересов и политической коммуникации. К функциям «вывода»: разработка норм-законов, принятие норм и контроль за их соблюдением.
Вопрос 2: а) англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный и частично индустриальный, тоталитарный.

Г. Алмонд разработал типологию политических систем. В качестве основания типологизации он положил тип политической культуры.
Вопрос 3: г) выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов.

Демократический политический режим, несмотря на различие моделей, характеризуется следующими свойствами: гарантированный доступ к политическим институтам, всеобщее избирательное право, контроль представительных институтов за деятельностью правительства, согласие большинства общества относительно политических норм и процедур, автономия личности, демократическая политическая культура.
Вопрос 4: а) наличием в обществе разных политических культур.

Континентально-европейский тип политической системы свойственен для Италии, Франции, Германии и других европейских стран. Для этого типа характерна многопартийность, плюралистичность политических культур, обращение к прямой демократии (референдумы), популизм.
Вопрос 5: г) Р.Михельс разрабатывал теорию партий. Американские политологи Д.Истон, Г.Алмонд, К.Дойч считаются основателями системного подхода в политической науке.
Вопрос 6: а) под структурой политической системы понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между элементами.
Вопрос 7: в) партийная система не входит в структуру политической системы. В структуру политической системы входят различные подсистемы: институциональная, коммуникативная, нормативно-регулятивная. Есть и другие классификации подсистем.
Вопрос 8: б) по характеру политического режима выделяются следующие типы политических систем: авторитарные, тоталитарные, демократические. Классификации, размещенные под другими пунктами, в качестве критерия выделения имеют другие основания.
Вопрос 9: а) другие политические системы относятся к внешней среде политической системы. Любая политическая система существует в определенной среде по отношению к которой она выполняет функцию адаптации общества.
Вопрос 10: в) к закрытым политическим системам относится политическая система Северной Кореи. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны.
Вопрос 11: б) основным институтом политической системы является государство. Партии, группы давления также выступают институтами политической системы. Однако есть общества, в которых нет самостоятельных партий и групп давления. Исторические партии появляются позже, чем политические системы. Только государство обладает правом применения легитимного насилия, распоряжения государства распространяются на все общество.
Вопрос 12: г) политическая система присуща всем обществам. Основным институтом политической системы выступает государство. Государство, где нет политической системы не существует. Политическая система не всегда совпадает с границами государства. Например. На ассоциированное государство Пуэрто-Рико распространяется политическая система США.

Тема 13. ГОСУДАРСТВО – ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА
Вопрос 1: в) единая территория, население, власть, суверенитет, наличие права, налоги.
Вопрос 2: в) способ организации высшей власти.

Под формой государственного правления принято понимать организацию верховной государственной власти, ее структуру, правовой статус и субординацию высших органов, степень участия населения в их формировании. Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Республика – форма правления, в которой высшая власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту.

Разновидности монархий: абсолютная и конституционная.

Разновидности республик: парламентская, президентская, смешанная.
Вопрос 3: в) формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов.

В Российской Федерации избираются Государственная Дума, Президент РФ, органы государственной власти в субъектах федерации. И назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Так, например, кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ предлагает избранный народом Президент РФ, а утверждает сформированная в результате всеобщих выборов Государственная Дума.
Вопрос 4: а) унитарный.

Большинство государств в мире являются унитарными, территориально крупные государства принимают федеративную форму государственного устройства.
Вопрос 5: в) гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать, общество автономных субъектов.

Главным действующим лицом гражданского общества является личность, обладающая правами и обязанностями, способная защищать свои права и ответственная за свои действия. Гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют самостоятельно и свободно, исходя из своих интересов и желаний, а не предписаний государства.
Вопрос 6: б) в результате буржуазных революций в странах Западной Европы и США.

Гражданское общество зарождалось и развивалось постепенно. На протяжении многих веков государство подавляет общество и личность. В феодальных сословно-иерархических обществах отношения между людьми жестко регламентировались государством и «коллективами» (кастами, сословиями, крестьянскими общинами и т.д.). В результате буржуазных революций в странах Западной Европы и США произошло уничтожение сословных привилегий, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, созданы правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, обеспечению равенства граждан перед законом. Все это создало предпосылки для формирования в этих странах гражданского общества.
Вопрос 7: г) США.

Главной отличительной чертой президентской республики является то, что всенародно избранный президент является и главой государства, и главой правительства. Помимо США президентская республика существует в Финляндии, Боливии, Мексике, Венесуэле и других странах.

Вопрос 8: б) Дания.

Конституционная монархия представляет такую форму правления, в которой власть монарха ограничена на основе конституции. Чаще всего конституционный монарх просто «царствует, но не управляет», т.к. руководство страной осуществляется парламентом и правительством.
Вопрос 9: а) Германия.

В парламентской республике выборный парламент формирует правительство из числа лидеров партий, одержавших победу на выборах.
Вопрос 10: б) Германия.

Федерация – это объединение двух или нескольких государственных образований – 16 земель (они называются субъекты федерации) в Германии. Субъекты федерации могут иметь свою конституцию, свои органы власти и управления, правовую и судебную систему.
Вопрос 11: а) правовое государство.

Правовое государство и гражданское общество две стороны одной медали. Правовое государство служит политическим фундаментом гражданского общества, т.к. гарантирует и обеспечивает права и свободы человека.
Вопрос 12: в) находится на начальной стадии развития.

В России не сложились экономические, политические, социальные условия для формирования гражданского общества. Процесс структуризации элементов гражданского общества только начался. Доминирование государства над обществом продолжается.
Тема 14. ПАРТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Вопрос 1: г) достаточно устойчивое общественное объединение активной группы людей, соединенных близкими интересами, убеждениями, целями и идеалами, выражающее политическую волю определенной социальной группы общества или всего общества и ставящее пред собой задачу овладения государственной властью или участия в ней для реализации своих программ.

Жизнь современного общества невозможно представить без такого важнейшего субъекта политического процесса как партия.

Социальная структура общества, наличие в нем различных социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных, территориальных и многих других) способствует формированию важнейшего элемента политической системы – политической партии. Партии как организации играют ведущую роль и занимают центральное место среди общественных объединений, организаций и движений, также входящих в политическую систему общества. Партии, вбирая наиболее инициативных людей, являются посредниками между социальными группами и государственной властью. Партии защищают интересы социальных групп, или претендуют на выражение интересов общества в целом. Участвуя в политическом процессе, партии вырабатывают свои идеологии, программы, цели своей деятельности, стремятся обеспечить себе поддержку в обществе. В политической борьбе каждая партия или блок партий стремятся к тому, чтобы в результате прихода к власти в государстве возвести интересы, цели и идеалы, представляемые ею или коалицией партий, в общие, общегосударственные программы.
Вопрос 2: в) лидер партии, партийный аппарат, рядовые члены партии, должностные лица в государственном аппарате.

Партийная элита (лидер партии, партийный аппарат, они обеспечивают руководство деятельностью партии, разрабатывают идеологию, стратегические цели деятельности организации, ее тактику, формы участия партии и ее сторонников в избирательных кампаниях и др.)

Рядовые члены партии, их деятельность направлена на обеспечение выполнения партийных целей и задач, программ и идеалов.

Кроме этих элементов можно выделить еще два уровня политической партии:

  1. партия в системе властных органов (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии – президенты, губернаторы, депутаты парламента и др.)

  2. массовая база партии (избиратели, голосующие за кандидатов партии во время избирательной кампании.)


Вопрос 3: г) исполнение полномочий публичной власти в функционирующих органах .

Кроме того, политологи выделяют другие функции этого политического института:
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации