Долгополова И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся - файл n1.rtf

Долгополова И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся
Скачать все файлы (5710.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf5711kb.27.01.2014 07:12скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

Долгополова Ирина Владимировна

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУ­АЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Специальность 19.00.01. - общая психология, психология личности, история психологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель -доктор психологических наук, профессор М.Р. Щукин

Пермь 2004

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ „4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Проблемы стиля деятельности в психологии .„11

  1. Развитие представлений о стиле деятельности „.11

  2. Стиль деятельности и интегральная индивидуальность „26

  3. Стиль педагогической деятельности и

стиль педагогического общения „ .34

1.1.4. Стиль учебной деятельности младших школьников „47

1.2. Проблемы метаиндивидуальности в психологии „57

  1. Общая характеристика метаиндивидуальности „57

  2. Взаимосвязь индивидуальности и деятельности учителя

с индивидуальностью учащихся „62

1.2.3. Проблема взаимодействия стиля деятельности педагога и

стиля учебной деятельности учащихся „68

1.2.4. Метаэффект индивидуальности и деятельности педагога
начальных классов
„74

1.3. Постановка проблемы и задачи исследования „79


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ „81

  1. Организация исследования „81

  2. Методы исследования: „85

2.2.1. Методы изучения стиля деятельности

и индивидуальных особенностей учителей начальных классов „85

2.2.2. Методы изучения стиля деятельности

и индивидуальных особенностей младших школьников „91

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . „97

3.1. Результаты исследования стиля педагогической

деятельности учителей начальных классов .97

3.2. Сравнительный анализ индивидуальности учителей

начальных классов с различными стилями деятельности .. .105

3.3. Результаты исследования стиля учебной деятельности

учащихся младших классов .. .128

  1. Сравнительный анализ стиля учебной деятельности младших школьни­ков, обучающихся у педагогов различными СПД ...131

  2. Индивидуальные особенности младших школьников, обучающихся у учителей с различными СПД .143

  3. Общее обсуждение результатов ...157



Выводы ..Л63

Рекомендации ..Л66

Список литературы .. Л67

Приложение ...191

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях гуманизации образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных осо­бенностей. Необходимо создание условий, обеспечивающих наиболее пол­ную реализацию потенциала личности и развитие ее способностей, становле­ние индивидуальности каждого конкретного школьника.

В связи с этим возрастает роль личности педагога в процессе формиро­вания индивидуальности учащихся. Выражением этой интеграционной тен­денции стал принцип, сформулированный Л.М. Митиной: «Обучение должно быть подчинено процессу развития личности» [152, с. 26]. Наша школа слишком долго работала в иной парадигме, отвлекаясь от того очевидного факта, что ее «продукция» - человек, личность, индивидуальность, и имея в качестве главной задачи усвоение учащимися суммы знаний. Поэтому сего­дня тезис о подчинении обучения процессу развития личности звучит отнюдь не тривиально.

Этот тезис не только декларируется учеными. В последние годы поя­вились исследования, характеризующие влияние учителя на личность его воспитанников. Особое внимание уделяется анализу влияния педагогической деятельности на формирование личности ребенка. В этой связи возрастает интерес к изучению стиля деятельности (СД) педагогов. В исследованиях ос­вещен достаточно широкий круг проблем, имеющих отношение к СД: психо­логическая структура деятельности, СД педагога, процесс формирования личности учителя и др. (Ф.Н. Гоноболин, И.В. Страхов, В. А. Сластенин, А.В. Мудрик, Т. М. Хрусталева, Т.С. Рожок, Ю.С. Шведчикова и др.). Основные вопросы СД выделены в работах Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Е.П. Ильина, В. А. Толочека, М.Р. Щукина и других исследователей. Однако недостаточно полно представлены работы, освещающие СД учителей начальных классов. Их деятельность своеобразна и специфична, так как характеризуется опреде­ленной универсальностью (необходимостью преподавания различных пред­метов). Кроме того, существует необходимость более широкого рассмотре­ния СД учителя начальных в плане выделения таких основных аспектов пе­дагогической деятельности, как дидактический, коммуникативный, воспита­тельный [64, с. 16].

СД педагога является мощным фактором, оказывающим влияние на различные стороны индивидуальности учащихся. Однако СД учителя изуча­ется, как правило, вне связи с формированием определенного стиля учебной деятельности (СУД) его учеников. Доказано влияние стиля педагогической деятельности (СПД) на различные стороны личности учащихся, но не рас­крыты всесторонние связи в системе: «СД учителя - СУД учеников». Про­блема СУД в начальной школе и факторов, его обуславливающих, особенно актуальна, т.к. именно на начальных этапах обучения в школе закладывается структура учебной деятельности [65, с. 205].

Все это обусловило выбор темы исследования «Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и ин­дивидуальности учащихся».

Актуальность исследования определяется, таким образом, с одной сто­роны, осознанием важности изучения вопросов СПД учителей начальных клас­сов, СУД учащихся младшей школы, их связи, а с другой стороны, явно недос­таточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследова­ниях. Если в отношении связи СПД с разноуровневыми свойствами интеграль­ной индивидуальности (ИИ) учителей средних и старших классов в литературе имеются определенные сведения, то в отношении учителей начальных классов подобные исследования не проводились. В целом недостаточно изучены как в теоретическом плане, так и экспериментально вопросы индивидуальных осо­бенностей учебной деятельности школьников, обучающихся у педагогов с раз­личными СПД.

Таким образом, изучение особенностей СД и свойств ИИ учителей на­чальных классов, а также их влияния на СУД и свойства ИИ учащихся является важной научной и практической задачей.

Объект исследования: педагогическая деятельность и свойства ИИ учителей начальных классов, учебная деятельность и свойства ИИ младших школьников.

Предмет исследования: СД и свойства ИИ учителей начальных клас­сов, связь СД педагога с СУД и свойствами ИИ учащихся.

Методологическая и теоретическая основа исследования: это ос­новные принципы отечественной психологии (принцип системного подхода к изучению индивидуальности (Б. Г. Ананьев, В.С. Мерлин), принцип един­ства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн) и теория ИИ (В.С. Мерлин, Б.А. Вяткин), теория СД (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, М.Р. Щукин), теория метаиндивидуальности (А.В. Петровский, В. С. Мерлин, Л. Я. Дорфман, Б. А. Вяткин).

Научная новизна. В работе дана характеристика структуры СПД учи­телей начальных классов и индивидуальных особенностей, выступающих в качестве его внутренних условий. Впервые выделены основные СПД учите­лей начальных классов на основе преобладания тех или иных стилевых ком­понентов и характера связи между ними. Охарактеризована связь СД учите­лей выделенных групп с разноуровневыми свойствами ИИ. Впервые выделе­ны СУД младших школьников в соответствии с уровнем развития стилевых характеристик деятельности, показана существенная роль интеллектуальных характеристик в структуре СУД школьников. Впервые показана связь СПД учителя с СУД и ИИ учащихся.

Теоретическое значение. Данная работа вносит вклад в развитие представлений о своеобразии СД учителей и учащихся начальной школы и их составляющих. Уточнено представление о своеобразии СД учителя на­чальных классов, о соотношения процессуальных компонентов стиля и свойств ИИ, выступающих в качестве внутренних условий СПД. Раскрыта специфика связи стилевых особенностей деятельности и индивидуальности учителей с различными СПД. С позиции системного подхода проанализиро­вана структура стиля, исследованы связи СУД и индивидуальных особенно­стей учащихся и показателей успешности в обучении.

Уточнены представления о влиянии внешних условий на СД. В работе в качестве таких условий по отношению к СУД школьников выступают СД педагога и особенности его индивидуальности. Обогащено представление о роли интеллектуального фактора в структуре СД.

Практическое значение. Разработана методика оценки СПД учителей начальных классов, апробирован опросник особенностей учебной деятельно­сти учащихся младших классов. Они получили положительные отзывы со стороны педагогов, и нашли применение в ходе диагностики учебного про­цесса в начальной школе. Полученные результаты комплексной диагностики были использованы при консультировании педагогов, администрации школ и родителей учащихся.

Результаты исследования включены в материал лекций по общей, воз­растной и педагогической психологии, а также использованы для разработки факультативного курса для студентов-психологов «Стиль в психологии».

Апробация результатов исследования. Основные положения по теме диссертационного исследования докладывались и обсуждались на регио­нальных научно-практических конференциях - XVI, XVIII, XIX Мерлинских чтениях (г. Пермь, 2001, 2003, 2004 г.г.), региональной научно-практической конференции «Верхнекамский регион: экономические, социальные, истори­ко-культурные проблемы региональных конференциях» (г. Березники, 2002 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования» (г. Соликамск, 2004 г.), на Сибирском психологическом форуме «Методологические проблемы современной психо­логии: иллюзии и реальность» (г. Томск, 2004 г.). По материалам исследова­ния опубликовано 8 работ.

Цель исследования: изучение СД и разноуровневых свойств ИИ учи­телей и учащихся начальных классов, связи СД и свойств ИИ учителей со СД и свойствами ИИ учащихся.

Задачи: 1.Изучить стилевые особенности деятельности, свойства ИИ и особенности их взаимодействия у учителей начальных классов.

2.Выявить типичные СД учителей начальных классов.

3.Изучить стилевые особенности учебной деятельности младших школьников.

4.Изучить особенности деятельности, свойств ИИ и их взаимодействие у школьников, обучающихся у педагогов с различными СД.

5.Проанализировать связь СД учителя начальных классов с особенно­стями учебной деятельности и ИИ учащихся.

Гипотезы исследования:

  1. СД учителя начальных классов - сложное многокомпонентное обра­зование, в структуру которого входят коммуникативные действия; действия, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся; организацион­ные и самоорганизационные действия. В качестве внутренних условий стиля выступают свойства личности, интеллектуальные характеристики, а также нейро- и психодинамические свойства.

  2. Существуют различия в СПД учителей начальных классов, которые проявляются в преобладании тех или иных стилевых характеристик, в спе­цифичности связей его компонентов, а также в характере связей этих компо­нентов с разноуровневыми свойствами ИИ, и которые отражаются в демо­кратических или автократических тенденциях.

  3. В младшем школьном возрасте структура СУД имеет специфиче­ские особенности, обусловленные уровнем овладения компонентами учебной деятельности, характером связей между ними, их взаимодействием с разно­уровневыми свойствами ИИ и особой ролью интеллектуальных характери­стик.

4. Существуют разные аспекты метаэффекта СД педагога, проявляю­щиеся в СУД и особенностях ИИ учащихся.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. СПД учителей начальных классов является многокомпонентной структурой, специфика которой обусловлена особенностями связей и уров­нем развития стилевых характеристик деятельности.

  2. Первый выделенный СПД характеризуется преобладанием самоор­ганизационных действий в сочетании с демократическими тенденциями, вто­рой СПД характеризуется преобладанием действий, направленных на акти­визацию интеллектуальной деятельности учащихся, в сочетании с автократи-ческимим тенденциями.

  3. Общими внутренними условиями выделенных стилей педагогов яв­ляются интеллектуальные характеристики, организационные и коммуника­тивные склонности, темп в работе и эмоциональность в общении.

  4. Структура СУД младших школьников является многокомпонент­ным образованием, характеризующимся степенью выраженности и взаимо­действием групп действий, включающих в себя: интеллектуальную актив­ность и стремление к ней, саморегуляцию деятельности, организованность, работоспособность, позитивную коммуникативную активность, скоростные характеристики, ориентировочные компоненты деятельности, предпочтение спокойных либо усложненных ситуаций деятельности, недостаточную учеб­ную активность и негативную коммуникативную активность. При этом су­щественную роль в структуре СУД играют интеллектуальные характеристи­ки.

  5. В классах учителей обеих групп имеют место три выделенных нами СУД младших школьников: более развитый, менее развитый и промежуточ­ный. У первой группы учителей преобладают учащиеся с более развитым СУД, у второй группы учителей - с промежуточным СУД.

  6. Существуют общие характеристики во взаимодействии стилевых компонентов учебной деятельности и разноуровневых свойств ИИ, которые проявляются в интеграции свойств нервной системы и стилевых компонен­тов деятельности учащихся. При этом в отмеченном взаимодействии у уча­щихся первой группы учителей выделяются личностные черты, у учащихся второй группы учителей - интеллектуальные характеристики.

  7. Метаэффект деятельности педагога проявляется, с одной стороны, в отношении стилевых характеристик деятельности учащихся, с другой сторо­ны, в отношении их индивидуальности. Учащиеся педагогов с преобладани­ем самоорганизационных характеристик имеют более выраженные показате­ли СУД. А воспитанники педагогов с преобладанием действий, активизи­рующих интеллектуальную деятельность учащихся, имеют более высокие показатели интеллекта и мотивационных характеристик, большую ответст­венность наряду с напряженностью.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации